| |
Региональное законодательство / Коми республика
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ от 31 декабря 2010 г. № 617-р
1. Одобрить Концепцию инвестиционной политики в Республике Коми согласно приложению. 2. Предложить министерствам и иным органам исполнительной власти Республики Коми при планировании и осуществлении мероприятий руководствоваться положениями Концепции . 3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Республики Коми Бурова А.А.
Глава Республики Коми В.ГАЙЗЕР
Одобрена распоряжением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 г. № 617-р (приложение)
КОНЦЕПЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Раздел 1. Общие положения
Обязательным условием повышения инвестиционного потенциала любого региона и эффективности использования этого потенциала является проведение целенаправленной инвестиционной политики, основывающейся на государственном регулировании инвестиционной деятельности. Так, например, в Европейском Союзе в качестве необходимого условия успешного экономического развития рассматривается именно формирование и осуществление региональной инвестиционной политики. При этом политика в отношении инвестиционной сферы должна быть системной, последовательно выстроенной и четко сформулированной. Ключевую роль в этом играет законодательство, регламентирующее вопросы осуществления инвестиционной деятельности, а также основания и пределы государственного регулирования в этой области. Определяющее значение в государственном регулировании имеют федеральные законы, главными из которых являются: Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Федеральный закон "О концессионных соглашениях". Также немаловажную роль в инвестиционном законодательстве играют нормативные правовые акты, определяющие место и полномочия федеральных институтов развития. В развитие федерального законодательства в области инвестиционной политики в Республике Коми сформирована и постоянно совершенствуется нормативная правовая база в инвестиционной сфере. Ее основой является Закон Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми", а также нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, принимаемые во исполнение данного закона . Актуализировать правовые механизмы инвестиционной политики позволило принятие Закона Республики Коми "Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве". Однако для развития инвестиционных отношений в необходимом республике направлении требуется четко сформулированная инвестиционная политика, регулируемая органами исполнительной власти, что и определяет необходимость принятия соответствующего стратегического документа. Реализация в Республике Коми инвестиционной политики, направленной на создание максимально благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций в экономику Республики Коми, является одной из основных задач социально-экономического развития Республики Коми, определенных Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45 (далее - Стратегия развития республики). Инвестиционная политика основывается на имеющемся экономическом потенциале республики и приоритетах развития экономики и социальной сферы, определенных Схемой развития и размещения производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Республики Коми от 14 февраля 2008 г. № 39-р). Основные направления инвестиционной политики в Республике Коми и комплекс мер в этой сфере на период 2007 - 2010 годов определены Планом мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Республики Коми и активизации инвестиционной деятельности в Республике Коми на 2007 - 2010 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 28 мая 2007 г. № 107. В целях реализации принципа последовательности необходимо определить целевые ориентиры, приоритеты и механизмы инвестиционной политики в Республике Коми на последующий период. Настоящая Концепция определяет систему стратегических целей в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности в Республике Коми на период до 2020 года. В результате проведенной оценки инвестиционного климата в регионе и анализа текущей ситуации в инвестиционной сфере определены основные направления инвестиционной политики, а также разработаны предложения и мероприятия, направленные на активизацию инвестиционного процесса, реализация которых в настоящее время представляется наиболее актуальной.
Раздел 2. Состояние инвестиционной деятельности
Республика Коми в силу исторически и географически сложившихся благоприятных природно-ресурсных и экономических факторов обладает значительным потенциалом для привлечения инвестиций. Анализ динамики показателей инвестиционной деятельности на территории Республики Коми подтверждает возможности региона по дальнейшему наращиванию материально-технической базы для развития экономики и социальной сферы. За период с 2007 по 2009 годы объем инвестиций в основной капитал, осуществленных в регионе, вырос на 6% (в сопоставимых ценах) и по итогам 2009 года составил 108,4 млрд. рублей. По объему инвестиций в расчете на душу населения республика по-прежнему существенно (в 2009 году - более чем в 2 раза) опережает среднероссийский уровень и занимает 2 место в Северо-Западном федеральном округе и 7 место по стране. В республике отмечается достаточно высокий удельный вес инвестиций по отношению к валовому региональному продукту (далее - ВРП) (около 35%). Такой уровень соответствует показателям инвестиционной активности в странах, демонстрирующих высокие темпы роста экономики. По России объем инвестиций к ВРП не превышает 20%. Благодаря позитивной динамике основных показателей социально-экономического развития региона международные рейтинговые агентства Fitch Ratings и Moody's Investors Service оценивают кредитоспособность Республики Коми на достаточно высоком уровне, что положительно влияет и на ее инвестиционную привлекательность. Прогнозы международных агентств подтверждают стабильность в экономическом развитии Республики Коми. В целом в рассматриваемый период (2007 - 2009 годы) ситуация в сфере инвестиций в основной капитал характеризовалась позитивной тенденцией, за исключением 2007 года. На протяжении 2008 - 2009 годов отмечался стабильный рост инвестиций в основной капитал в отличие от общероссийских показателей, по которым в 2009 году произошел значительный спад. В то же время высокие темпы роста капитальных вложений на территории республики обеспечивали инвестиции в реализацию трех крупных проектов, таких как строительство газопровода Бованенково - Ухта, реконструкция ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" (проект "Степ"), комплекс по подготовке и переработке нефти и газа в Усинске. По остальным субъектам инвестиционной деятельности в целом наблюдался спад инвестиций в основной капитал. Преобладающая часть инвестиций в республике осуществляется ограниченным кругом организаций: например, в 2009 году на 10 организаций-инвесторов (0,7% от их общего числа) приходилось 83% от всех осуществленных в республике инвестиций в основной капитал. Это, с одной стороны, упрощает администрирование инвестиционными процессами. Так, в 2009 году в рамках реализации соглашений, заключенных между Правительством Республики Коми и ведущими организациями региона, было осуществлено инвестиций в размере почти 38 млрд. рублей (или около 35% от общего объема инвестиций в основной капитал по республике). С другой стороны, такая зависимость от крупнейших инвесторов в перспективе создает риски спада инвестиционной деятельности в целом по республике при завершении этими инвесторами реализации масштабных инвестиционных проектов. Так, в последние годы значительное влияние на показатели инвестиционной активности в целом по республике оказывали три вышеперечисленных проекта, два из которых (проект "Степ" и нефтеперерабатывающий комплекс) завершаются в 2010 - 2011 годах. Проект по строительству газопровода также планируется завершить к 2015 году. Таким образом, при отсутствии адекватной замены этим проектам можно ожидать существенного спада в инвестиционной сфере республики. В основном инвестиционные средства направляются организациями на развитие сырьевых и экспортноориентированных видов деятельности. Такие виды деятельности, как "Транспортирование по трубопроводам" и "Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых" остаются наиболее привлекательными для инвесторов. Так, по итогам 2009 года их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям достигла 48% и 20% соответственно. В то время как в целом по России значительные капитальные вложения осуществляются также в такие виды деятельности, как "Обрабатывающие производства" и "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг". Наблюдаемые на протяжении нескольких лет перекосы в отраслевой структуре инвестиций в республике не способствуют решению задачи диверсификации экономики. Для реальных изменений в структуре производства и валового регионального продукта требуется диверсификация и самих инвестиций, обеспечивающих создание материально-технической базы, переориентация инвестиционных потоков в обрабатывающие производства и сферу услуг. Имеющиеся в настоящее время в республике планы по реализации ряда крупных инвестиционных проектов (прежде всего, в области глубокой переработки древесины и в горнорудной промышленности) могут создать предпосылки для сохранения достаточно высокого уровня инвестиционной активности в регионе, но не решат проблемы диспропорции инвестиций в территориальном разрезе. Наибольшие объемы инвестиций в основной капитал в последние годы приходятся на Сыктывкар, Усинск и Ухту. При этом в 2009 году, например, более половины всех инвестиций было освоено в Ухте, а доля Сыктывкара и Усинска в совокупности составила более трети. Такое распределение инвестиций препятствует развитию большинства муниципальных образований. Для того чтобы эту ситуацию выправить, необходимо активнее продвигать проекты, реализуемые субъектами малого и среднего предпринимательства, а также уделить более пристальное внимание реализации проектов по эффективному использованию природно-ресурсного потенциала соответствующих территорий (в основном в области освоения лесных ресурсов и ресурсов недр, а также в сфере туризма). В качестве преобладающих объектов вложения инвестиций по-прежнему выступают здания (кроме жилых) и сооружения, доля которых в 2009 году достигла наибольшего значения за анализируемый период - 63%.
Важным направлением в области развития ГЧП должно стать упорядочение процедур подготовки и заключения разного рода соглашений, меморандумов и протоколов между органами исполнительной власти Республики Коми и субъектами инвестиционной деятельности (в том числе, крупными корпорациями). Практика подписания таких документов получила широкое распространение, однако в условиях отсутствия требований к их содержанию, порядку заключения привела к накоплению значительного массива документов декларативного характера. Указанные проблемы предполагается решать посредством нормативного закрепления условий, требований к их заключению, а также контроля за их реализацией. Наряду с этим, предусматривается, что решение о заключении соглашений в области ГЧП принимается Правительством Республики Коми. Порядок организации работы органов исполнительной власти Республики Коми по подготовке проекта соглашения о ГЧП будет утверждаться Правительством Республики Коми. Заключение указанных соглашений будет взаимоувязано с реализацией конкретных проектов в области ГЧП. Приоритетными направлениями использования механизмов ГЧП на территории Республики Коми могут рассматриваться инфраструктурные проекты в сфере транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, туризма, инноваций, экологии и природопользования, агропромышленного комплекса и др. Определение приоритетных направлений социально-экономического развития посредством реализации механизма ГЧП в Республике Коми - это не только вопрос поиска оптимального набора отраслей экономики и социальной сферы, для развития которых полезно использование механизмов ГЧП. Не менее важным является определение масштабов инвестиционных проектов, реализацию которых целесообразно осуществлять на основе ГЧП с учетом возможностей Республики Коми и инвесторов, осуществляющих деятельность на ее территории. Наряду с крупными инфраструктурными проектами существует немало инфраструктурных проблем социально-экономического развития Республики Коми, решение которых откладывается в силу нехватки бюджетных средств. Одним из актуальных направлений развития ГЧП является привлечение частных инвестиций в относительно небольшие по стоимости, но имеющие важное социально-экономическое значение, существенно влияющие на качество жизни населения республики объекты, а также повышение эффективности и качества управления в социальной сфере. Инвестиционные проекты с большими сроками окупаемости, высокими рисками, низкой нормой отдачи на вложенный капитал (прежде всего проекты, направленные на развитие транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, а также инновационные проекты), как правило, не являются привлекательными для бизнеса, а государство не является эффективным собственником. Поэтому разделение рисков и ответственности при реализации таких проектов в рамках ГЧП будет способствовать активизации инвестиционной деятельности в этих сферах. Использование механизмов ГЧП в процессе формирования и реализации долгосрочных республиканских целевых программ (далее - целевые программы) позволяет, с одной стороны, повысить социально-экономическую эффективность мероприятий целевых программ, с другой стороны - создать "точки притяжения" частных инвестиций для реализации проектов в приоритетных направлениях социально-экономического развития Республики Коми. ГЧП должно ориентироваться на общественные интересы. При подготовке и принятии стратегических решений по реализации инвестиционных проектов органы исполнительной власти Республики Коми должны уделять серьезное внимание проведению предварительных консультаций, общественных слушаний. Участие бизнес-сообщества в этих процессах чрезвычайно важно, так как оно, с одной стороны, повышает актуальность принимаемых решений, с другой стороны, формирует необходимую в условиях несовершенства нормативно-правовой базы ГЧП определенность для частных инвесторов - участников ГЧП. Одним из важных направлений представляется проведение глубокого исследования практики неформального взаимодействия представителей бизнеса и власти на предшествующих принятию решений или началу реализации крупных инвестиционных проектов стадиях, с целью последующей институционализации этих взаимоотношений. Результатом такой работы должны стать подробно регламентированные процедуры взаимодействия сторон при проведении консультаций, заключении различных соглашений о взаимодействии. В целях реального продвижения механизмов ГЧП в инвестиционной сфере Республики Коми должен быть определен конкретный государственный орган (или иная организация), который в рамках выполнения функций регионального центра ГЧП будет уполномочен: 1) осуществлять общую организацию проектов на принципах ГЧП в целях социально-экономического развития республики; 2) координировать деятельность государственных органов по вопросам организации ГЧП; 3) осуществлять взаимодействие с государственными институтами развития, частными субъектами, структурами, осуществляющими финансирование, и прочими участниками рынка по вопросам организации ГЧП; 4) организовать работу с консультантами в сфере ГЧП; 5) проводить мониторинг хода выполнения проектов ГЧП. Использование принципов и механизмов ГЧП при проведении инвестиционной политики в Республике Коми позволит создать необходимые условия для модернизации как производственной, так и инфраструктурной (в том числе социальной) сфер, определить оптимальное сочетание бюджетных ресурсов и частного капитала и нацелить их на решение конкретных проблем социально-экономического развития республики.
Раздел 8. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Последовательное осуществление мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, будет содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата в Республике Коми и повышению ее инвестиционной привлекательности для широкого круга потенциальных инвесторов и деловых партнеров; усилит стабильность социально-политической и экономической обстановки; обеспечит развитие кредитных механизмов поддержки экономического роста; послужит залогом привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации социально-экономического потенциала республики и ее дальнейшего развития; будет способствовать созданию высокопроизводительных современных рабочих мест; придаст импульс развитию некоммерческого сектора экономики республики, что, в свою очередь, позволит достичь устойчивого социально-экономического развития, приведет к повышению уровня жизни населения Республики Коми. В ходе реализации настоящей Концепции прогнозируется достижение ряда позитивных результатов: 1) сохранение Республикой Коми лидирующих позиций по показателям инвестиционной активности среди регионов Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа; 2) сохранение объема инвестиций в основной капитал по отношению к валовому региональному продукту на уровне 35%; 3) рост объема инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения - до 400 тыс. рублей или более чем в 3,5 раза к уровню 2009 года; 4) сохранение среднегодовых темпов прироста инвестиций в основной капитал на уровне 5% с одновременным улучшением качества инвестиций; 5) обеспечение интенсивного технологического обновления основных фондов на основе применения современных технологий и обеспечения среднегодовых темпов прироста по вводу в действие новых основных фондов на уровне 8%; 6) рост иностранных инвестиций в приоритетные для республики сектора экономики, что позволит урегулировать не только отраслевые диспропорции в распределении иностранного капитала, но и неравномерность в его территориальном распределении, а также обеспечить сохранение высокого уровня совокупного объема привлечения иностранных инвестиций в абсолютном выражении (в среднегодовом выражении на период до 2020 года - не менее 500 млн. долларов США), а также увеличения объема и удельного веса накопленных прямых иностранных инвестиций, в том числе с учетом их оптимальных значений; 7) повышение международного кредитного рейтинга Республики Коми: сохранения достигнутого уровня международных кредитных рейтингов, и к 2020 году - достижения инвестиционного уровня в кредитном рейтинге международных рейтинговых агентств.
Официальная публикация в СМИ: публикаций не найдено
Распоряжение Правительства РК от 31.12.2010 № 617-р <О Концепции инвестиционной политики в Республике Коми>
Распоряжение Концепция инвестиционной политики в Республике Коми Раздел 1. Общие положения Раздел 2. Состояние инвестиционной деятельности Раздел 3. Цели, задачи, основные принципы и направления инвестиционной политики Раздел 4. Развитие системы государственного управления инвестиционными процессами в Республике Коми Раздел 5. Стимулирование инвестиционной деятельности на территории Республики Коми Раздел 6. Формирование и поддержание привлекательного инвестиционного имиджа Республики Коми Раздел 7. Реализация принципов государственно-частного партнерства Раздел 8. Ожидаемые результаты реализации Концепции
| | |
|