Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2009 г. по делу № А14-5744/2009/131/10

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20 августа 2009 года.
Жилищно-строительным кооперативом "М" (далее по тексту - ЖСК "М", Кооператив, заявитель по делу) заявлены требования о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее по тексту - УФРС по Воронежской области) в государственной регистрации права собственности от 09.04.2009 № 01/41/2009-138 на нежилое пристроенное помещение II, в литере А, общей площадью 58,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>.
ЖСК "М" о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещено, представитель в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, дело рассматривалось в отсутствие заявителя.
УФРС по Воронежской области заявленные требования не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.
Из материалов дела следует:
решением исполнительного комитета Воронежского городского Совета народных депутатов от 22.10.1990 № 315 строительному тресту № 4 разрешено проектирование и жилого дома по <...>.
06.01.1993 главой администрации города Воронежа издано постановление № 4 "О передаче функций заказчика жилищно-строительному кооперативу "М" при стройтресте № 4 по строительству жилого дома по <...>".
06.01.1993 ЖСК "М" получено разрешение на выполнение строительно-монтажных работ нулевого цикла № 2.
27.12.2005 ЖСК "М" получено разрешение № 265 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству жилого дома со встроенно-пристроенным продовольственным магазином.
В 2006 - 2007 годах ЖСК "М" завершено строительство указанного жилого дома и 29.11.2007 Кооперативу выдано разрешение № 388 на ввод объекта (жилого дома со встроенно-пристроенным продовольственным магазином) в эксплуатацию.
06.02.2009 гражданином Л., действующим по доверенности от ЖСК "М", в УФРС по Воронежской области представлен пакет документов для регистрации права собственности Кооператива на нежилое пристроенное помещение II, в литере А, общей площадью 58,7 кв. м, расположенное по адресу: <...>.
Государственная регистрация заявленного права приостанавливалась на 1 месяц (уведомление от 03.03.2009 № 01/41/2009-137,138) в связи с необходимостью представления ЖСК "М" документов, подтверждающих, что нежилое пристроенное помещение III, в литере А1, А2, общей площадью 385,8 кв. м и нежилое встроенное помещение II в литере А, площадью 58,7 кв. м, расположенное в жилом многоквартирном доме по адресу: <...>, введены в эксплуатацию в установленном законом порядке, а также документов, подтверждающих, что нежилое пристроенное помещение III, в литере А1, А2, общей площадью 385,8 кв. м, не является общим имуществом жилого дома.
Испрашиваемые государственным регистратором документы ЖСК "М" не представлены, ответы на запросы не получены.
Сообщением УФРС по Воронежской области № 01/41/2009-138 от 21.04.2009 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Не согласившись с данным отказом в регистрации, считая, что его совершением УФРС по Воронежской области нарушило права и законные интересы ЖСК "М", как законного собственника спорных помещений, последнее обратилось в суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований ЖСК "М" указывает на представление регистрирующему органу полного пакета документов, необходимых для государственной регистрации права.
При этом ЖСК "М" ссылается на то, что заявленное к регистрации право собственности на встроенно-пристроенное помещение, площадью 58,7 кв. м, включает в себя нежилые помещения первого этажа, введенные в эксплуатацию в установленном порядке.
В обоснование правомерности совершения оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности, УФРС по Воронежской области указывает на установление в ходе правовой экспертизы противоречий в представленных на регистрацию документах: превышение совокупной площади зарегистрированных и заявленных на регистрацию встроенно-пристроенных помещений жилого дома по адресу: <...> по сравнению с площадью встроенно-пристроенных помещений, введенных в установленном законом порядке в эксплуатацию.
По данным Единого государственного реестра прав на объекты недвижимости (ЕГРП) на момент обращения за спорной регистрацией, по указанному адресу уже зарегистрированы права на нежилые встроенные помещения, общей площадью 91 кв. м. (нежилое встроенное помещение IV в литере А, площадью 53,1 кв. м и нежилое встроенное помещение площадью 37,9 кв. м). Поскольку на государственную одновременно заявлены права ЖСК "М" на встроенно-пристроенные помещения, площадью 58,7 кв. м, а также на встроенно-пристроенные помещения, площадью 385,8 кв. м, общая площадь встроенно-пристроенных помещений объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, должна составлять не менее 535,5 кв. м, в то время как из представленного в качестве правоустанавливающего документа на спорный объект недвижимости разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № 388 от 29.11.2007, следует, что в эксплуатацию вводится жилой дом со встроенно-пристроенным продовольственным магазином, площадь встроенно-пристроенных помещений составляет 287,0 кв. м.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно части статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ в государственной регистрации права может быть отказано, в случае если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ).
Согласно статье 25 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Право собственности на имущество может быть приобретено по основаниям, предусмотренным статьей 218 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с пунктом 1 названной статьи право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию права собственности на нежилое пристроенное помещение II в литере А, площадью 58,7 кв. м, расположенное в жилом многоквартирном доме по адресу: <...>, ЖСК "М" представлено выданное департаментом градостроительства и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж разрешение № 388 от 29.11.2007 о вводе объекта в эксплуатацию.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (пункт 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (пункт 10 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ).
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны содержаться сведения об объекте капитального строительства, необходимые для постановки построенного объекта капитального строительства на государственный учет или внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (пункт 11 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения № 388).
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698. Данная форма в числе сведений об объекте капитального строительства включает в себя необходимость указания строительного объема (всего в куб. м), а также надземной части (в куб. м), общей площади (в кв. м), площади встроенно-пристроенных помещений (в кв. м) и количества зданий (в штуках).
Следовательно, предназначенные для эксплуатации в качестве нежилых встроенные помещения, расположенные в подвале жилого дома, должны быть введены в эксплуатацию в установленном законом порядке наряду с жилыми, а также пристроенными нежилыми помещениями указанного жилого дома.
В соответствии с описанием проекта жилого дома, расположенного по адресу: <...>, содержащемся в заключении комитета главного архитектора департамента градостроительства и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж № 118 от 22.06.2005, проект жилого дома выполнен из двух точечных 10-этажных секций, соединенных между собой одноэтажной пристройкой встроенно-пристроенного магазина. Обе секции имеют подвальные этажи, в которых размещены сараи, узлы ввода тепла, электрощитовые. На первом этаже секции № 1, кроме жилых квартир, размещены диспетчерский пункт и встроенные помещения магазина (административное, служебное, подсобное, с/у и служебный вход). При этом общая площадь магазина указана как 171,3 кв. м.
В соответствии с разрешением № 388 от 29.11.2007 о вводе объекта в эксплуатацию, в эксплуатацию введен жилой дом со встроенно-пристроенным продовольственным магазином. При этом площадь введенных в эксплуатацию встроенно-пристроенных помещений составила 287,0 кв. м.
Из представленной суду экспликации к поэтажному плану жилого дома, расположенного по адресу: <...>, с учетом пояснений заявителя и представителя ФГУП "В", усматривается, что в составе данного жилого дома имеется нежилое пристроенное помещение II, в литере А, общей площадью 58,7 кв. м, расположенное на 1 этаже дома. Однако, указанная экспликация на государственную регистрацию права собственности нежилого пристроенное помещения II, в литере А, общей площадью 58,7 кв. м, ЖСК "М" не представлялась (судом обозревался подлинник дела правоустанавливающих документов по спорному объекту).
В ходе судебного разбирательства заявителем пояснено, что, по его мнению, в состав площади встроенно-пристроенного помещения, введенного в эксплуатацию, согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию № 388 от 29.11.2007, по его мнению, входят: помещения I в литере А (1 этаж, площадью 36,2 кв. м, помещения II в литере А (1 этаж, площадью 58,7 кв. м) и помещения III в литере А1 (1 этаж, площадью 171,7 + 19 = 190,7 кв. м).
Однако, бесспорные доказательства данного утверждения в материалах дела отсутствуют, поскольку помимо вышеперечисленных нежилых встроенно-пристроенных помещений (36,2 + 58,7 + 171,7 + 19) на 1 этаже здания в литере А расположено нежилое встроенно-пристроенное помещение IV, площадью 48,2 кв. м, право собственности на которое признано решением Коминтерновского районного суда от 28.10.2008 за Е.
Решение вступило в законную силу 09.11.2008. Указанным решением суда в отношении помещения Е. судом установлено, что 22.06.2006 оно учтено органами технической инвентаризации, как встроенное нежилое и введено в эксплуатацию 29.11.2007.
Доказательства внесения в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 388 от 29.11.2007 в установленном порядке каких-либо изменений, касающихся площади введенных в эксплуатацию встроенно-пристроенных помещений указанного жилого дома, заявителем не представлено ни в регистрирующий орган, ни в суд.
Кроме того, судом установлено, подтверждено материалами дела и самим заявителем, что одновременно с указанным помещением, ЖСК "М" на государственную регистрацию заявлено право собственности на нежилое встроенное помещение II, в литере А, площадью 58,7 кв. м, в силу чего совокупность зарегистрированных в ЕГРП и заявленных на регистрацию площадей встроенно-пристроенных помещений указанного жилого дома составила 535,5 кв. м (385,8 + 58,7 + 91), в том время как в эксплуатацию введены встроенно-пристроенные помещения, площадью 287,0 кв. м.
Таким образом, вывод УФРС по Воронежской области об отсутствии документального подтверждения введения в установленном законом порядке в эксплуатацию помещения II, в литере А, общей площадью 58,7 кв. м, жилого дома по адресу: <...>, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Указанное обстоятельство не позволило УФРС по Воронежской области осуществить государственную регистрацию заявленного права на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ: на государственную регистрацию не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
С учетом изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 55 Градостроительного кодекса РФ, статьей 218 Гражданского кодекса РФ, статьями 1, 13, 16, 20, 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 № 122-ФЗ (с изменениями), Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 "Об утверждении формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", статьями 4, 7 - 11, 65, 110, 156, 167 - 170, 180 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.08.2009 по делу № А14-5744/2009/131/10
Судом признан обоснованным отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, поскольку на государственную регистрацию не представлены документы, необходимые в соответствии с федеральным законом для государственной регистрации прав и подтверждающие введение в установленном законом порядке в эксплуатацию спорного помещения.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru