Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2009 г. по делу № А33-15809/2009

Резолютивная часть решения объявлена 5 октября 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.М. Чурилиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лилия"
к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 21.05.2009 № 263-05/э,
при участии:
представителей ответчика: Орабинской Е.В, действующей на основании доверенности от 13.09.2009, Мартыненко И.С, действующей на основании доверенности от 08.07.2009 № 134-05,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Лилия" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 21.05.2009 № 263-05/э,
Заявление принято к производству суда. Определением от 15.09.2009 возбуждено производство по делу.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Лилия" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю 07.04.2008 за основным государственным регистрационным номером 1082455000341, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по выращиванию сельскохозяйственной продукции.
На основании обращения Красноярской природоохранной прокуратуры от 12.03.2009 № 946-09, Приказа Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 27.03.2009 № 94-ОС должностным лицом административного органа в период с 01.04.2009 по 30.04.2009 проведено внеплановое контрольное мероприятие по соблюдению обществом с ограниченной ответственностью "Лилия" требований природоохранного законодательства.
В ходе проведения контрольного мероприятия было установлено, что на арендуемых обществом земельных участках расположены тепличные комплексы, где гражданами Китайской Народной Республики в весенне-осенний период ведутся работы по выращиванию сельскохозяйственной продукции (овощей). Для выращивания овощей преимущественно используются теплицы, в которых находятся самодельные отопительные установки (конструкции, состоящие из бочек и труб) - печи. Для отопления теплиц используется уголь Бородинского разреза марки 2БР.
При проведении обследования установлено, что большинство отопительных установок находятся в рабочем состоянии (отапливаются), в том числе:
- в теплице № 8 "А" (с рассадой огурцов), расположенной на участке с кадастровым № 24:25:0000000:0331;
- в теплице № 7 (отсчет от въезда на территорию, тепличный ряд 1), расположенной на участке с кадастровым № 24:25:0801003:0316.
Административным органом произведен отбор проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (протоколы о взятии проб и образцов от 22.04.2009 № № А-94-5-пр и А-94-7-пр).
В момент отбора проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферу над всей обследуемой территорией наблюдалось сильное задымление с устойчивым едким запахом гари. Трубы, отходящие от помещений и теплиц, дымили копотью, и из них выделялся черный пепел.
В ходе проведения контрольного мероприятия должностным лицом административного органа составлены протоколы осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 21.04.2009 № № 94-1-пр, 94-4-пр и 94-Б-пр.
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении (о проведении административного расследования) от 22.04.2009 № ВАО-94/в возбуждено дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лилия", в том числе по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проверки должностным лицом административного органа составлены акт проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от 22.04.2009, протокол об административном правонарушении от 20.05.2009 № А-94/в-пр-1, в котором зафиксировано нарушение, выразившееся в осуществлении вредного физического воздействия на атмосферный воздух без специального разрешения.
Постановлением о назначении административного наказания от 21.05.2009 № 263-05/э, вынесенным государственным инспектором отдела природных ресурсов Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Орабинской Е.В., общество с ограниченной ответственностью "Лилия" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Несогласие заявителя с постановлением административного органа явилось поводом его обращения в арбитражный суд.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п, Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в областях охраны окружающей среды, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, водных отношений, лесных отношений, экологической экспертизы, в сфере регулирования отношений недропользования.
В соответствии с пунктом 3.6. Положения в компетенцию Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края входит, в том числе осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Департамента природных ресурсов и лесного комплекса администрации Красноярского края № 20-О имеет дату 31.07.2007, а не 31.07.2009.

Приказом департамента природных ресурсов и лесного комплекса администрации Красноярского края от 31.07.2009 № 20-О "Об утверждении перечня должностных лиц службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области окружающей среды" утвержден перечень должностных лиц службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области окружающей среды, предусмотренных, в том числе статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 1 Приказа).
В соответствии с пунктом 3 названного перечня государственные инспектора отдела природных ресурсов службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края - государственные инспектора Красноярского края по охране природы являются лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 15.07.2008 № 1-п "Об органах исполнительной власти Красноярского края" Служба по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края переименована в Службу по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
Протокол об административном правонарушении от 20.05.2009 № А-94/в-пр-1 составлен государственным инспектором отдела природных ресурсов Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Орабинской Е.В., назначенной на должность приказом руководителя Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 02.06.2008 № 12-кс.
Пунктом 3.18. Положения о Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края предусмотрено, что в компетенцию Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края входит, в том числе рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях, установленных действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы.
Приказом Службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края от 19.03.2007 № 19-ОС установлен перечень должностных лиц службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, осуществляющих государственный экологический контроль в Красноярском крае.
В соответствии с пунктом 3 перечня должностных лиц службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, осуществляющих государственный экологический контроль в Красноярском крае, государственные инспектора отдела природных ресурсов службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края - старшие государственные инспектора Красноярского края по охране природы.
Материалами дела подтверждается, что дело об административном правонарушении в отношении общества рассмотрено и постановление о назначении административного наказания от 21.05.2009 № 263-05/э вынесено государственным инспектором отдела природных ресурсов Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Орабинской Е.В.


Таким образом, протокол об административном правонарушении от 20.05.2009 № А-94/в-пр-1 составлен, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом.
При этом довод заявителя о вынесении оспариваемого постановления на основании несуществующего протокола об административном правонарушении отклоняется арбитражным судом. Протокол об административном правонарушении от 20.05.2009 № А-94/в-пр-1, на основании которого было вынесено оспариваемое постановление, представлен в материалы дела. На основании протокола об административном правонарушении от 20.05.2009 № О-94/в-пр, представленного заявителем, вынесено иное постановление.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, загрязнение окружающей среды физическим воздействием.
Статьей 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", направленным на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Пунктами 1, 3, 5 и 7 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него".
Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом); выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются разрешениями, выдаваемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по утвержденной соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации форме.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 раздела 1.1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333, любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством, является стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что общество с ограниченной ответственностью "Лилия", имеющее источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной деятельности, должно осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательно установленными требованиями, а именно получить разрешение, устанавливающее предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
При проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края выявлено, что общество с ограниченной ответственностью "Лилия" при осуществлении хозяйственной деятельности использует стационарные источники - самодельные отопительные установки, оборудованные в теплице № 7 (источник загрязнения атмосферы - отопительная установка вторая справа от входа в теплицу) и в теплице № 8 "А" (два источника выделения загрязняющих веществ - N№ 1 и 2, вблизи входа в теплицу).
При этом, как следует из материалов дела (акта проверки от 22.04.2009 № ВАО-94/в, определения о возбуждении дела об административном правонарушении (о проведении административного расследования) от 22.04.2009, протоколов о взятии проб и образцов от 22.04.2009 N№ № А94-5-пр и А94-7-пр, протокола об административном правонарушении от 20.05.2009 № А-94/в-пр-1) и заявителем не оспаривается, общество не имеет разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферу от вышеуказанных отопительных установок.
Для отопления указанных источников используется уголь, при сжигании которого происходит выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
При проведении проверки должностным лицом административного органа отобраны пробы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получаемых от сжигания в отопительных установках угля на наличие вредных (загрязняющих) веществ в выбросах.
Согласно протоколу об административном правонарушении в момент отбора проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферу над всей обследуемой территорией наблюдалось сильное задымление с устойчивым едким запахом гари, трубы, отходящие от помещений и теплиц, дымили копотью и из них выделялся черный пепел; на территории присутствует резкий запах отходов.
Из протокола КХА № 9г-ПВ от 22.04.2009 (пробы промышленных выбросов № 84г-93г) следует, что в теплице № 8 "А" имеется источник выделения загрязняющих веществ - самодельные отопительные устройства № 1 и 2, в результате работы которых выделяется загрязняющие вещества, в том числе: пыль неорганическая 70 - 20% SiO2, углерод (сажа), оксиды азота (в пересчете на NO2), диоксид серы, оксид углерода. Документы, регламентирующие нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу отсутствуют.
Из протокола КХА № 8г-ПВ от 22.04.2009 (пробы промышленных выбросов № 79г-83г) следует, что в теплице № 7 имеется источник выделения загрязняющих веществ - самодельное отопительное устройство, в результате работы которого выделяются следующие загрязняющие вещества: пыль неорганическая 70 - 20% SiO2, углерод (сажа), оксиды азота (в пересчете на NO2), диоксид серы, оксид углерода.
Предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха, не установлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В соответствии с разделом II "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" гигиенического норматива ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", утвержденного Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 114 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.06.2003 № 4679), азот (II) оксид, пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния 70 - 20%, - зола являются загрязняющими веществами и относятся к третьему классу опасности. Азота диоксид и оксид, серы диоксид и азота диоксид, гексан, углерода оксид, формальдегид обладают эффектом суммации.
Обнаруженные в отобранных образцах загрязняющие вещества, характерные при сжигании топлива - угля (оксиды азота, диоксид серы, оксид углерода и запыленность, в том числе пыль неорганическая 70 - 20% SiO2, углерод (сажа)), используемого в отопительных установках, оборудованных в теплице N№ 7 и 8 "А" относятся к 3 классу опасности - умеренно опасным отходам, на выброс которых должно быть получено разрешение.
Кроме того, согласно пункту 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Из протокола об административном правонарушении следует, что общество осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников по сверхлимиту.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что в действиях общества с ограниченной ответственностью "Лилия" содержатся признаки объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с чем, довод заявителя о незаконности оспариваемого постановления в связи с отсутствием доказательств и отсутствием события правонарушения отклоняется арбитражным судом.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Заявитель не представил суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
При таких обстоятельствах, вина общества с ограниченной ответственностью "Лилия" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной.
Таким образом, действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Судом установлено, что оспариваемым постановлением обществу с ограниченной ответственностью "Лилия" назначено наказание в минимальном размере, установленном санкцией частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - административный штраф в размере 40000 руб.
Требования статей 28.2, 28.5, 29.7 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответчиком при составлении протокола, а также вынесении постановления соблюдены. Доказательства обратного заявителем не представлены.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 20.05.2009 № А-94/в-пр-1 составлен в присутствии законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Лилия" - директора Фэн Лигуан, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Материалами дела подтверждается факт надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. В материалах дела имеется подписанное директором общества Фэн Лигуан ходатайство о рассмотрении дела об административных правонарушениях в отсутствие законного представителя общества в связи с его отъездом в г. Минусинск.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Лилия" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 21.05.2009 № 263-05/э о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ЧУРИЛИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.10.2009 по делу № А33-15809/2009
<Общество, имеющее источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной деятельности, должно получить разрешение, устанавливающее предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru