ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2010 г. № 951-п
О КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2011 - 2014 ГОДЫ
В целях реализации демографической политики и удовлетворения запроса на дошкольное образование в Ярославской области Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую концепцию
областной целевой программы "Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области" на 2011 - 2014 годы.
2. Департаменту образования Ярославской области сформировать межфункциональную рабочую группу по разработке проекта областной целевой программы "Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области" на 2011 - 2014 годы и представить его на утверждение в срок до 8 декабря 2010 года.
3. Признать утратившим силу постановление
Правительства области от 24.09.2008 № 509-п "О концепции областной целевой программы "Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области" на 2009 - 2010 годы и перспективу до 2012 года".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Костина В.Г.
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 17.12.2010 № 951-п
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2011 - 2014 ГОДЫ
I. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ
Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует всем гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи.
Дошкольное образование - важный этап жизни человека, его становления и развития. Оно является исходной, неотъемлемой и полноценной ступенью образовательной системы, где закладываются основополагающие качества личности, формируется интеллект, способности. Дошкольное образование для ребенка выступает важнейшим институтом социализации, механизмом дальнейшей горизонтальной и вертикальной мобильности.
Именно то, что дошкольный период является решающим для всего последующего развития человека, определяет социокультурную значимость системы дошкольного образования. Для современного российского общества доступность дошкольного образования выступает не столько самоцелью, сколько показателем социальной стабильности общественного развития, определяющим уровень социально-экономического развития. Возможность свободного устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение выступает важным фактором при планировании рождения детей. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 в связи с необходимостью решения демографической проблемы было указано на то, что региональные и местные власти должны обеспечить потребность населения в детских садах и ясельных группах. В системе образования области проблема обеспечения доступности дошкольного образования относится к числу приоритетных, требующих незамедлительного решения, так как существующая региональная сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет потребность населения в них.
На решение обозначенных проблем ориентирован проект концепции областной целевой программы "Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области" на 2011 - 2014 годы (далее - Программа).
В Ярославской области на 1 января 2010 года действует 478 дошкольных образовательных учреждения (включая 36 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также 9 негосударственных дошкольных образовательных учреждений), которые посещают более 54,8 тысячи детей. В 106 общеобразовательных учреждениях области дошкольные группы посещают 2745 детей. Организованным дошкольным образованием в области, по предварительным данным, охвачено 73 процента детей в возрасте от 1 до 6 лет, что значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации (около 59 процентов) и Центральному федеральному округу (60,6 процента).
В период 1990 - 2005 годов в условиях демографического спада и сокращения контингента воспитанников 201 здание дошкольных образовательных учреждений было выведено из системы образования и передано:
│ Сильные стороны (S) │ Слабые стороны (W) │
├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│- уровень предоставления услуг │- в период 1990 - 2005 годов в условиях│
│дошкольного образования в регионе│демографического спада и сокращения │
│составляет 73 процента от │контингента воспитанников 201 здание │
│потребности, что значительно │дошкольных образовательных учреждений │
│выше, чем в среднем по │было выведено из системы образования и │
│Российской Федерации; │передано под другие цели; многие из них│
│- опыт реализации областных │не подлежат возврату в связи с тем, что│
│целевых программ "Развитие │используются как жилые помещения либо │
│доступности дошкольного │являются собственностью коммерческих │
│образования в Ярославской │структур; в конструкции указанных │
│области" на 2007 - 2008 годы и │зданий внесены значительные изменения; │
│"Обеспечение доступности │- 41 здание, где оказываются услуги │
│дошкольного образования в │дошкольного образования, является │
│Ярославской области" на 2009 - │ветхим и не подлежит ремонту; │
│2010 годы │- количество дошкольных учреждений и │
│ │мест в них недостаточно для │
│ │удовлетворения спроса на получение │
│ │услуг дошкольного образования, │
│ │требуется открыть дополнительно 17,7 │
│ │тыс. мест; │
│ │- отсутствие работающих механизмов │
│ │льготного налогообложения для частных │
│ │инвесторов; │
│ │- отсутствие свободных площадей в │
│ │муниципальных образованиях, которые │
│ │могут быть переданы коммерческим │
│ │структурам в целях реализации программ │
│ │дошкольного образования │
├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│ Возможности (O) │ Угрозы (T) │
├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│- привлечение внебюджетных │- недостаточное финансирование отрасли │
│средств; │для ее развития; │
│- привлечение средств бюджетов │- территориальная удаленность в │
│муниципальных образований; │отдельных муниципальных образованиях от│
│- эффективное использование │получателя услуг дошкольного │
│высвободившихся помещений в │образования; │
│функционирующих образовательных │- отсутствие возможности │
│учреждениях и открытие на данных │софинансирования Программы в отдельных │
│площадях мест для обеспечения │муниципальных районах области; │
│услугами дошкольного образования;│- отказ инвесторов от участия в │
│- возврат в систему дошкольного │Программе; │
│образования зданий, ранее │- ценовые риски │
│переданных под другие цели │ │
└─────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘