Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2010 г. по делу № А29-13047/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2010 года, полный текст решения изготовлен 19 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого Акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве
Третье лицо: Сыктывкарская таможня
о признании незаконным и отмене постановления № 454-09/6781М от 25.11.2009 года о назначении административного наказания
при участии:
от заявителя: К.А. (по доверенности № 122 от 01.09.2010 года)
от ответчика: не явились;
от третьего лица: Б.А. (по доверенности № 01-55/36 от 12.11.2010 года)

установил:

Открытое акционерное общество "Монди Сыктывкарский ЛПК" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (Управление, административный орган) от 25 ноября 2009 года № 454-09/6781М, которым общество привлечено к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление с заявленными требованиями не согласно.
Сыктывкарская таможня с заявленными требованиями не согласна, доводы изложены в отзыве на заявление.
Административный орган надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства своего представителя в судебное заседание не направил.
В соответствии с ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствии представителя Управления.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, представителя Сыктывкарской таможни суд установил следующее.
28 сентября 2007 года между Обществом (Покупатель) и фирмой "Andritz Oy" (Продавец) заключен контракт № OS 3000 на поставку импортного комплектного оборудования обработки лиственной небеленой целлюлозы.
13.08.2008 года Обществом в соответствии с требованиями Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 2004 года № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция № 117-И) в ЗАО "ЮниКредит Банк" оформлен паспорт сделки № 08030008/0001/0000/9/0 с датой завершения исполнения обязательств по контракту - 31 декабря 2010 года.
По условиям названного контракта, Общество поэтапно ввозило на таможенную территорию Российской Федерации импортное оборудование бумагоделательной машины, поставляемое в виде отдельных компонентов, декларируемых по единому коду Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности России (сокращенно - ТН ВЭД России). 26 ноября 2008 года Обществом на Эжвинский таможенный пост Сыктывкарской таможни для проведения таможенного оформления поданы и зарегистрированы грузовые таможенные декларации № 10202070/261108/К008810, № 10202070/261108/К008813, № 10202070/261108/К008814 на товар "компоненты + оборудования для машины обработки лиственной небеленой целлюлозы", экспортируемый в рамках контракта № OS 3000 от 28.09.2008 года по паспорту сделки № 08030008/0001/0000/9/0.
Выпуск товара по указанным ГТД, согласно штампу Сыктывкарской таможни "выпуск разрешен" осуществлен 26.11.2008 года.
После условного выпуска последней партии отдельных компонентов оборудования системы пропарки щепы хвойной древесины Обществом на Эжвинский таможенный пост Сыктывкарской таможни 14 мая 2009 года подана грузовая таможенная декларация № 10202070/140509/0003619, к которой приложено, в том числе и заявление на условный выпуск № 10202070/261108/К008813.
25 мая 2009 года Общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах по ГТД № 10202070/261108/К008813 - заявлению на условный выпуск товара.
5 ноября 2009 года по результатам проверки государственным таможенным инспектором отдела таможенной инспекции Сыктывкарской таможни составлен протокол об административном правонарушении № 10202000-231/2009 в отношении Общества, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
25.11.2009 года постановлением № 454-09/6781М о назначении административного наказания, вынесенного руководителем Управления Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению административного органа Общество несвоевременно представило справку о подтверждающих документах по ГТД № 10202070/261108/К008813, а именно 29.05.2009 года, тем самым нарушило установленный срок представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Общество обязано было представить указанную справку в уполномоченный банк в срок до 11.12.2008 года включительно.
Общество не согласившись с указанным постановлением обжаловало его в судебном порядке.
Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Согласно статье 5 Федерального закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации является органом валютного регулирования, который для реализации функций, предусмотренных законом, издает в пределах своей компетенции правовые акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов; устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
В части 3 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при совершении валютных операций.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям (часть 2 статьи 24 Федерального закона № 173-ФЗ).
Реализуя свои полномочия, Центральный банк Российской Федерации принял Положение № 258-П.
В силу пунктов 2.1, 2.2 Положения № 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором им оформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
В случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в уполномоченный банк таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций.
Таким образом, Положением № 258-П предусмотрено, что при наличии требования о декларировании ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров резидент обязан представлять в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, а в качестве подтверждающих документов - грузовые таможенные декларации.
Указанные документы представляются в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня, следующего за датой выпуска товара, указанной в таможенной декларации; в течение 15 календарных дней со дня, следующего за датой принятия таможенной декларации на ввозимые товары при их выпуске таможенным органом до подачи таможенной декларации (пункт 2.4 Положения № 258-П).
Федеральным законом № 173-ФЗ не определено понятие "грузовая таможенная декларация".
В то же время в части 2 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что используемые в нем институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным законом.
Таможенным кодексом Российской Федерации (статьи 14, 27, 59, 60, 68), регулируется порядок таможенного оформления ввоза и вывоза товаров, также предусмотрена подача таможенной декларации.
Оспариваемым постановлением административного органа общество привлечено к административной ответственности за нарушение срока представления в уполномоченный банк справки и заявления на условный выпуск (лист с обозначением "3/8" таможенной декларации ТД3 № 10202070/261108/К008813) оборудования, поставляемого в виде отдельных компонентов с применением особого порядка декларировании.
Применение особого порядка декларирования машин, поставляемых в виде отдельных партий компонентов, регулируется Инструкцией № 388.
Данным порядком предусмотрен условный выпуск отдельных компонентов машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления или в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны (до подачи грузовой таможенной декларации) по письменному заявлению заинтересованного лица (далее - заявление на условный выпуск), заполненного на бланке "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)".
Указанным порядком установлено, что декларирование машины с подачей грузовой таможенной декларации в целом на машину осуществляется после завершения поставок всех его компонентов; отдельные компоненты машины, которые поэтапно ввозятся на территорию Российской Федерации, являются составной частью комплектного оборудования и не подлежат самостоятельному декларированию, как отдельные товары; при аннулировании классификационного решения отдельные компоненты машины подлежат декларированию с подачей грузовой таможенной декларацией в установленном порядке (отдельные компоненты машины классифицируются в соответствии с ТН ВЭД России как отдельные товары); каждое заявление на условный выпуск компонента машины обеспечивается уплатой таможенных платежей, которые засчитываются в счет уплаты таможенных платежей по грузовой таможенной декларации, а также представлением документов, подтверждающих соблюдение установленных законодательством запретов и ограничений, письменными обязательствами о подаче грузовой таможенной декларации в сроки, установленные Инструкцией; после завершения таможенного оформления заявления на условный выпуск прикладываются к грузовой таможенной декларации и иными документам, представляемым для таможенных целей (статьи 5, 22, 23, 24, 39, 40, 44, 50, 56 и 70 Инструкции № 388).
Из анализа указанных норм следует, что особый порядок таможенного оформления по своей природе соответствует процедуре выпуска товаров до подачи таможенной декларации, предусмотренной статьей 150 Таможенного кодекса Российской Федерации (выпуск товаров до подачи таможенной декларации); компоненты машины считаются ее составной частью, не являются отдельными товарами, которые подлежат самостоятельному декларированию; декларирование машины в целом завершается принятием грузовой таможенной декларацией, которая подается в таможенный орган один раз на всю машину в целом и подтверждает ввоз товара по контракту.
Таким образом, заявления на условный выпуск, несмотря на то, что они оформлены на бланках "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация", не могут рассматриваться в качестве грузовых таможенных деклараций, подтверждающих ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу Федерального закона № 173-ФЗ полномочия по определению состава документов, связанных с проведением валютных операций, документов учета и отчетности по валютным операциям, а также порядка и срока представления их резидентами уполномоченным банкам предоставлены Центральному банку Российской Федерации. Инструкция № 388 не является актом органа валютного регулирования, поэтому пункты 49, 52 Инструкции № 388, в которых предусмотрено, что для целей валютного контроля используется заявление на условный выпуск, а не грузовая таможенная декларация, не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Поскольку заявления на условный выпуск (лист с обозначением "3/8" таможенной декларации ТД3) не имеют статуса таможенных деклараций, а Положение № 258-П устанавливает обязанность представления в качестве документов, связанных с проведением валютных операций и подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенных деклараций, деяние Общества не может быть признано противоправным.
С учетом изложенного в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать постановление о назначении административного наказания № 454-09/6781М от 25.11.2009 года, вынесенное руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве, в отношении Открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК", незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Коми и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.11.2010 по делу № А29-13047/2009
<Заявление о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение срока предоставления отчетности по валютным операциям удовлетворено, поскольку заявления на условный выпуск оборудования не могут рассматриваться в качестве грузовых таможенных деклараций, подтверждающих ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, следовательно, в действиях Общества отсутствует состав данного правонарушения.>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru