Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2010 г. по делу № А60-18805/2010-С6

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2010 года
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего В.В. Окуловой,
судей Л.В. Колосовой, Н.И. Ремезовой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим В.В. Окуловой,
рассмотрев в судебном заседании 09.08.2010 - 16.08.2010 дело по заявлению открытого акционерного общества "ДСП"
к Администрации города Екатеринбурга
третье лицо: ОАО "Свердловский ДОЗ"
о признании недействующим нормативного акта (в части)
При участии в судебном заседании:
от заявителя: К.В. Набиева, представитель по доверенности б/н 02.02.2010 г., паспорт;
от заинтересованного лица: Д.А. Стенин, представитель по доверенности от 21.12.2009 № 174, паспорт; после перерыва - В.Ю. Павловских, главный специалист отдела правовых экспертиз, доверенность № 189 от 21.12.2009, удостоверение;
от третьего лица: В.А. Станевская, представитель по доверенности от 26.02.2010 исх. № 24, удостоверение;
Представителям участвующих в деле лиц разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода составу суда не заявлено.

Открытое акционерное общество "ДСП" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации города Екатеринбурга о признании недействующими п. 27 Приложения № 1, п. 27 Приложения № 2 к Постановлению Главы Екатеринбурга от 30 ноября 2009 года № 5332 "Об утверждении индивидуальных тарифов организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования "город Екатеринбург", на 2010 год".
При этом заявитель ссылается на то, что оспариваемым постановлением были утверждены экономически необоснованные тарифы с нарушением процедуры, утвержденной Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица, привлечено открытое акционерное общество "Свердловский ДОЗ".
Заинтересованное лицо с предъявленными требованиями не согласно, считает, что утвержденные тарифы являются экономически обоснованными.
Третье лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считая требования заявителя необоснованными.
В судебном заседании объявлен перерыв до 16 часов 16.08.2010. После перерыва судебное заседание продолжено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

установил:

Постановлением Главы Екатеринбурга от 30 ноября 2009 года № 5332 были утверждены индивидуальные тарифы организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования "город Екатеринбург", на 2010 год.
Согласно пункту 27 Приложения № 1 к данному постановлению для ОАО "Свердловский ДОЗ" тариф по полному комплексу услуги водоснабжения питьевой водой утвержден в размере 25,71 руб. / куб. м. (без НДС), согласно пункту 27 Приложения № 2 тариф по полному комплексу услуги водоотведения утвержден в размере 17,78 руб. / куб. м. (без НДС).
Открытое акционерное общество "ДСП", обжалуя Приложения к данному постановлению в указанной части, ссылается на то, что данный нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует Федеральному закону № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и нарушает его права в сфере экономической деятельности. При этом заявитель исходит из того, что оспариваемый акт незаконно возлагает на общество дополнительные обязанности по оплате потребляемых услуг по завышенным тарифам.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (ч. 6 ст. 194 АПК РФ).
Обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов оспариваемым актом в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на заявителя.
Проверив в соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Постановление Главы Екатеринбурга от 30 ноября 2009 года № 5332 "Об утверждении индивидуальных тарифов организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования "город Екатеринбург", на 2010 год" в обжалуемой части на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 4, п. 4.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ) органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Таким образом, оспариваемое постановление было вынесено в соответствии с предоставленными на момент его принятия органам местного самоуправления полномочиями.
В обоснование довода о несоответствии оспариваемого акта нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, заявитель ссылается на то, что он не соответствует частям 2, 3 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в части соблюдения процедуры установления тарифа для ОАО "Свердловский ДОЗ" в связи с непринятием и неопубликованием производственной программы ОАО "Свердловский ДОЗ".
Согласно статье 9 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (часть 2 статьи 9 Закона № 210-ФЗ). Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации (часть 3 статьи 9 Закона № 210-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 г. № 101 утверждены Методические рекомендации по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 52 названных Методических рекомендаций разработанные производственные программы, расчет необходимых финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период действия тарифов направляются в орган регулирования для проверки обоснованности производственных программ, расчета соответствующих им финансовых потребностей и тарифов в установленный указанным органом регулирования срок, но не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ОАО "Свердловский ДОЗ" 29 сентября 2009 года обратилось в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением (исх. № 95 от 28.09.2009 года) об установлении тарифов на услуги водоснабжения питьевой водой и водоотведения на 2010 год, в котором просило применить в качестве метода регулирования тарифов метод установления фиксированных тарифов; были представлены для согласования Производственная программа организации коммунального комплекса по обеспечению оказания услуг водоснабжения питьевой водой ОАО "Свердловский ДОЗ" на 2010 год и Производственная программа организации коммунального комплекса по обеспечению оказания услуг водоотведения ОАО "Свердловский ДОЗ" на 2010 года. Таким образом, общество обратилось в регулирующий орган не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов, т.е. в установленный ч. 3 ст. 9 Закона № 210-ФЗ срок. Довод заявителя о несоблюдении требований частей 2, 3 статьи 9 Закона 210-ФЗ не нашел подтверждения: документы, в том числе производственные программы были представлены в установленный срок с приложением обосновывающих документов.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей до 13.08.2010) органы местного самоуправления публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.
Довод заявителя о необходимости опубликования производственной программы отклонен, поскольку Закон № 210-ФЗ не содержит данного положения. Как пояснил представитель инспекции, информация о производственной программе была опубликована на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга и у заявителя имелась возможность с нею ознакомиться.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:
1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
4) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;
6) установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
7) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Заявитель, оспаривая постановление, ссылается на то, что при утверждении тарифов не был соблюден принцип достижения баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Свердловский ДОЗ" является собственником объектов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Старых Большевиков, 2а - Наружные сети транзита воды, разводы по площадке, производственный водопровод (литер 4), протяженностью 1583 м., кадастровый (или условный) номер 66-66-01/458/2008-112, о чем в ЕГРП 07.07.2008 г. сделана запись регистрации № 66-66-01/458/2008-112 и Сети хозяйственной фекальной канализации (литер 5), протяженностью 1017 пог. м., кадастровый (условный) номер 66-66-01/145/2006-747, о чем в ЕГРП 20.07.2006 г. произведена запись регистрации № 66-66-01/145/2006-747.
ОАО "Свердловский ДОЗ" является Абонентом ЕМУП "Водоканал" по договору № 224/п от 08.12.2003 г. на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и осуществляет отпуск (получение) питьевой воды из принадлежащих ему водопроводных сетей и прием (сброс) сточных вод в принадлежащие ему канализационные сети юридическим лицам на основании заключенных с ними субабонентских договоров. В частности с ОАО "ДСП" заключен договор № 1В-04 от 01.01.2004 г. на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Закона № 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ, действовавшей на дату принятия оспариваемого акта), органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Предельные тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, занятых в сфере оказания услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Свердловской области, были утверждены Постановлением РЭК Свердловской области от 19.12.2007 г. № 182-ПК.
Как видно из материалов дела, органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, была проведена проверка обоснованности представленных ОАО "Свердловский ДОЗ" расчетных материалов для утверждения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, согласованы производственные программы и утверждены для ОАО "Свердловский ДОЗ" тарифы на водоснабжение и водоотведение в пределах утвержденных РЭК Свердловской области предельных тарифов. В обоснование администрацией представлен расчет тарифов ОАО "Свердловский ДОЗ" на 2010 год, из которого видно, что регулирующим органом при определении тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения проверена обоснованность заявленной обществом суммы прямых затрат, которая была скорректирована на основании представленных документов и расчетов.
Так, регулирующим органом были скорректированы затраты по следующим статьям себестоимости: объем услуг принят на основании фактических объемов за 2008 год, подтвержденных счетами-фактурами МУП "Водоканал". Расходы по заработной плате для проведения технического обслуживания и ремонта сетей были скорректированы из расчета 0,25 ставки рабочего и средней заработной платы 6042 руб. По статье "прочие расходы" учтены расходы по уплате земельного налога, распределенные пропорционально объемам выполненных работ и оказанных услуг за 1 полугодие 2009 г.; расходы по уплате земельного налога в расчетных тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения были учтены в равных долях. Накладные расходы приняты не были в связи с непредставлением документов, обосновывающих цеховые и общеэксплуатационные расходы, распределение их по видам деятельности в соответствии с положением об учетной политике организации. По статье "прибыль" были учтены налог на имущество, расходы по уплате единого налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения. По статье "услуги" приняты затраты на оплату покупных услуг по тарифам поставщика услуг МУП "Водоканал": водоснабжение - 15,38 руб. / куб. м, водоотведение - 7,94 руб. / куб. м.
Таким образом, по результатам проверки представленных материалов администрацией были проверены финансовые потребности ОАО "Свердловский ДОЗ" исходя из необходимой валовой выручки, при определении которой были учтены расходы и прибыль. При определении состава расходов были учтены экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. При расчете тарифа использовался основной метод - метод экономической обоснованности расходов.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что регулирующим органом были нарушены требования статей 3, 5, 9 Закона № 210-ФЗ, не имеется.
Необходимым условием признания оспариваемого акта недействующим является нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанность доказывания которых в силу ст. 65 АПК РФ лежит на заявителе по делу.
В обоснование нарушения прав заявитель ссылается на то, что администрацией утверждены экономически необоснованные тарифы, что привело к существенному нарушению прав и законных интересов в сфере экономической деятельности в связи с необходимостью производить оплату по завышенному тарифу.
Поскольку довод об установлении тарифов в завышенном размере не нашел подтверждения в ходе рассмотрения материалов дела, оснований считать права и законные интересы нарушенными не имеется. Сам по себе факт установления тарифа в размере, отличном от предыдущих периодов, не свидетельствует о его экономической необоснованности.
С учетом вышеизложенного Постановление Главы Екатеринбурга от 30 ноября 2009 № 5332 "Об утверждении индивидуальных тарифов организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2010 год" в части п. 27 Приложения № 1, п. 27 Приложения № 2, соответствует Федеральному закону № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", принято в пределах полномочий и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований открытого акционерного общества "ДСП" о признании недействующим п. 27 Приложения № 1, п. 27 Приложения № 2 к Постановлению Главы Екатеринбурга от 30 ноября 2009 № 5332 "Об утверждении индивидуальных тарифов организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2010 год" отказать.
Признать п. 27 Приложения № 1, п. 27 Приложения № 2 к Постановлению Главы Екатеринбурга от 30 ноября 2009 № 5332 "Об утверждении индивидуальных тарифов организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2010 год" соответствующими Федеральному закону № 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия. Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
ОКУЛОВА В.В.

Судьи
КОЛОСОВА Л.В.
РЕМЕЗОВА Н.И.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.08.2010 по делу № А60-18805/2010-С6
Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления Главы Екатеринбурга от 30.11.2009 № 5332 "Об утверждении индивидуальных тарифов организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые на территории муниципального образования "город Екатеринбург", на 2010 год".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru