Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2010 г. по делу № А17-167/2010

г. Иваново

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 сентября 2010 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Романовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ф.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Муниципального унитарного предприятия "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по провозной плате в размере 16 903 037 рублей 18 копеек, при участии деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента транспорта и телекоммуникаций Ивановской области
при участии:
от истца: Б.М. по доверенности от 15.03.2010 № 01-11; конкурсный управляющий Б.Н. решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.06.2009, определение о продлении срока конкурсного производства от 07.12.2009 и от 15.02.2010, Ч.А. по доверенности от 16.09.2010
от ответчика: Т.Е. по доверенности от 14.09.2009, К.Н. по доверенности от 11.01.2010
от третьего лица: Д.М. по доверенности от 22.07.2010 № 21.

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МУП ИвТТУ) обратилось в арбитражный суд с иском к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов) о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по провозной плате в размере 16 903 037 рублей 18 копеек. При этом в исковом заявлении истец в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, указал Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.03.2010 г. исковое заявление удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.06.2010 года решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражной суд Ивановской области. При этом суд указал, что при вынесении решения суд первой инстанции не выяснил предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров, действующие в спорный период. Выяснение цены услуг, оказанных истцом, имеет существенное значение для правильного разрешения спора.
Определением арбитражного суда от 18.06.2010 дело принято к производству на новое рассмотрение
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования, пояснив, что указами Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 № 165-УГ и от 14.02.2006 № 15-УГ установлен льготный проезд гражданам, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Ивановской области, путем осуществления перевозки на основании единых льготных проездных билетов. С сентября 2008 года на основании указа Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-УГ введен новый порядок льготного проезда граждан на пассажирском транспорте с использованием социальной карты жителя Ивановской области. За период с 01.01.2009 по 21.05.2009 МУП "ИвТТУ" перевезено 1 878 466 граждан, имеющих право на льготный проезд, в том числе 1 547 984 человека электротранспортом, 330 482 человека автомобильным транспортом. При этом фактические расходы предприятия составили 30 052 299 рублей 18 копеек. В соответствии с договором от 15.01.2009 № ЛП09-02-1/124 понесенные предприятием расходы возмещены лишь частично в размере 13149262 рублей. Расходы предприятия, осуществляющего перевозку льготных категорий граждан, в сумме 16 903 037 рублей 18 копеек не компенсированы и подлежат возмещению за счет средств областного бюджета.
В судебном заседании ответчик исковые требования не признал, пояснив, что МУП "ИвТТУ" компенсированы расходы по перевозке льготников в размере стоимости проезда льготных категорий граждан по действующему у перевозка тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области в постановлении от 31.01.2007 № 11-П в размере 7 рублей за одну поездку. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих применение им тарифов, отличных от установленных Региональной службой по тарифам Ивановской области. Факт перевозки льготных категорий граждан, объемы перевозки, размер провозной платы в сумме 8 рублей, не оспаривает. Полагает, что аудиторское заключение не является основанием возникновения прав и обязанностей у Ивановской области. Размер убытков истцом не доказан.
В судебном заседании представитель Департамента исковые требования не признал, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством МУП "ИвТТУ" компенсировали проезд льготников по действующему тарифу. Истцом в данном случае не доказано наличие состава правонарушения, одним из элементов которого является размер ущерба. Истец предварительно не довел до сведения соответствующих исполнительных органов подлежащие включению в бюджет расчетные данные о размере необходимых средств на компенсацию расходов по предоставлению льгот.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что с 01.01.2009 года по 21.05.2009 года МУП "ИвТТУ" при осуществлении своей деятельности во исполнение договора от 15.01.2009 № ЛП09-02-1/124, заключенного с Комитетом по транспорту и связи (Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области), и в соответствии с указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 № 165-уг оказаны услуги по перевозке отдельных категорий граждан. За указанный период истцом было перевезено 1 878 466 граждан, имеющих право на предоставление льгот, в том числе 1 547 984 человек - электротранспортом. 330 482 человек - автомобильным транспортом. При этом фактические расходы МУП "ИвТТУ" составили 30 052 299 рублей 18 копеек.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, были возмещены не в полном объеме, что послужило основанием для обращения МУП "ИвТТУ" с настоящим иском.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и реформированием межбюджетных отношений с разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, в том числе с 1 января 2005 года отменены установленные законодательством Российской Федерации льготы, предусматривающие право бесплатного проезда граждан в городском пассажирском транспорте.
Статьей 73 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Губернатора Ивановской области № 15-уг издан 14.02.2006, а не 14.002.2006.

Указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 № 165-уг "О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области (в редакции указа Губернатора от 14.002.2006 № 15-уг) в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, введен с 01.01.2006 единый льготный проездной билет на проезд во всех видах пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, утверждены перечни категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта (областной и федеральный регистры), а также Порядок организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области далее - Порядок).
Согласно указанному Порядку на Комитет (Департамент) возложена обязанность по организации заключения договоров с перевозчиками на организацию обслуживания льготных категорий граждан, сбору, анализу, проверки и систематизации отрывных талонов, представляемых транспортными организациями ежемесячно, а также организации возмещения перевозчикам суммовой разницы между стоимостью проезда по действующему тарифу и ценой проездного билета (талона).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов "п. 9" следует читать "п. 7".

В соответствии с п. 9 Порядка Департамент финансов Ивановской области перечисляет Комитету Ивановской области по транспорту и связи средства на возмещение перевозчикам расходов по оказанию услуг по перевозке граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки на транспорте, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. При этом средства для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, перечисляются в пределах средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (в ред. постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2007 № 30-п) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку.
Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-УГ введен новый порядок льготного проезда граждан на пассажирском транспорте с использованием социальной карты жителя Ивановской области.
Во исполнение утвержденного указом Губернатора Ивановской области Порядка Комитетом с МУП "ИвТТУ" (Перевозчик) заключен договор от 15.01.2009 № ЛП09-02-1/124 об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта. Предметом договора является оказание услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-уг, на маршрутах Ивановской области по социальным картам жителя Ивановской области и возмещение связанных с этим затрат Перевозчику.
В рамках указанного договора Перевозчик осуществил перевозку 1 878 466 граждан, которым в соответствии с указами Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 № 165-уг и от 14.02.2006 № 15-уг предоставлено право льготного проезда. МУП "ИвТТУ" возмещено 13 149 262 рубля, из расчета установленного тарифа - 7 рублей.
Фактические расходы предприятия при перевозке льготных категорий граждан за период с 01.01.2009 по 21.05.2009 году составили 30 052 299 рублей 18 копеек, в том числе по электротранспорту 14 566 529 рублей 44 копейки, по автомобильному транспорту - 2 336 507 рублей 74 копейки. При этом МУП "ИвТТУ" исходило из следующего. Согласно заключению о проведении финансовой экспертизы экономического обоснования величины тарифа за одну поездку в муниципальном пассажирском транспорте МУП "ИвТТУ" города Иваново на период регулирования с 01.01.2009, проведенной ООО "Аудитор", величина тарифа за одну поездку в муниципальном транспорте составляет 16,41 рублей по электротранспорту и 14,07 рублей по автобусному транспорту. Величина тарифа является экономически обоснованной ценой, рассчитана на основании достоверной экономической информации и расчет величины тарифа на период регулирования с 01.01.2009 года не содержит неэффективных и необоснованных затрат.
Довод ответчика относительно недоказанности размера заявленных к возмещению убытков суд находит необоснованным в части.
Постановлением Правительства Ивановской области от 25.05.2007 № 128-п "О внесении изменений в Положение о Региональной службе по тарифам Ивановской области" полномочия по государственному регулированию тарифов и надбавок на услуги транспортных и торговых организаций предоставлены Региональной службе по тарифам Ивановской области.
В постановлении Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 № 142-п "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском (муниципальном), пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области" с 01.06.2008 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области, в том числе в городском (муниципальном) сообщении в автобусах всех типов, кроме Газель, - 9 рублей за одну поездку, с 22 часов - 10 рублей.
С учетом установленного РСТ Ивановской области предельного максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в размере 9 рублей, суд приходит к выводу об обоснованности выпадающих доходов по автомобильному транспорту в размере 660 964 рублей, из расчета 2 рубля * 330482 количество перевозок.
Из материалов дела следует, предельный максимальный тариф на перевозки пассажиров и багажа электротранспортом установлен в рассматриваемый период (01.01.2009 по 21.05.2009) не был.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
При данных обстоятельствах суд полагает, что убытки у МУП "ИвТТУ" возникли в результате бездействия государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению предусмотренных указом Губернатора льгот по оплате транспортных услуг.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
На МУП "ИвТТУ", как на коммерческую организацию, не может быть возложено бремя расходов по реализации указов Губернатора Ивановской области, устанавливающего льготы для отдельных категорий граждан.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Довод ответчика и третьего лица о том, при подписании договора об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта от 15.01.2009 № ЛП09-02-1/124 сторонами был согласован размер возмещения затрат МУП "ИвТТУ" и истец в силу договора не имеет право требовать иного размера возмещения своих затрат по перевозке льготной категории пассажиров, следует признать несостоятельным.
Статья 15 ГК РФ является общей для возмещения размера убытков. Норма статьи 790 Гражданского кодекса РФ является специальной нормой, регулирующей пределы возмещения затрат перевозчика, она предусматривает полное возмещение перевозчику затрат по перевозке льготной категории пассажиров. Условие договора об оказании услуг по перевозке льготной категории граждан, в части неполного возмещения затрат перевозчику (в пределах установленных Правительством Ивановской области) следует признать ничтожным и не подлежащим применению на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ. (Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 25.09.2009 № ВАС-11833/09)
Неисполнение Ивановской областью своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение субъектом Федерации средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Ненадлежащее исполнение ответчиком указанных выше обязанностей нарушает права истца.
В соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ истец вправе требовать от ответчика возмещения убытков или присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из иска следует, что требования МУП "ИвТТУ" направлены на возмещение выпадающих доходов как убытков, вследствие неправомерных действий государственных органов, что предусмотрено ст. 1069 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Противоправность поведения ответчика в данном случае заключается в уклонении (бездействии) от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией указов Губернатора Ивановской области.
Неисполнение ответчиком своих обязательств по компенсации затрат, произведенных МУП "ИвТТУ" в результате реализации законно установленных льгот, повлекло возникновение убытков.
Довод ответчика и третьего лица о недоказанности истцом размера убытков суд отклоняет в силу следующего.
Из материалов дела следует, что на период регулирования с 01.01.2009 себестоимость одной поездки в муниципальном пассажирском транспорте МУП "ИвТТУ" составляет 16,41 рублей по электротранспорту. Экономически обоснованная величина тарифа определена после экспертной оценки экономических показателей деятельности предприятия. Оснований сомневаться в обоснованности выводов экспертов у суда нет. Из материалов дела следует, что 16.01.2009 истец обращался в РСТ Ивановской области об установлении предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров электротранспортом. Однако предельный максимальный тариф не был установлен в связи с возражениями МУП "ИвТТУ" по примененным экспертным советом РСТ Ивановской области коэффициентам (письмо ООО "Аудитор" от 24.02.2009 № 24-02).
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих стоимость одной поездки в муниципальном электротранспорте с 01.01.2009, заявлений о проведении экспертизы по величине экономически обоснованного тарифа на период регулирования с 01.01.2009 не поступало.
С учетом изложенного, Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области обязана возместить МУП "ИвТТУ" убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот, в сумме 15 227 493 рубля 44 копеек.
Государственная пошлина по делу составляет 96 015 рублей. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных требований. При этом суд учитывает, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, но не освобожден от несения судебных расходов.
Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Иск Муниципального унитарного предприятия "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по провозной плате в размере 16 903 037 рублей 18 копеек, - удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области в пользу Муниципального унитарного предприятия "Ивановское трамвайно-троллейбусное управление" 15 227 493 рубля 44 копейки в счет возмещения убытков, 86 497 рублей 34 копейки расходы по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд Российской Федерации, а также в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа Российской Федерации путем подачи жалоб через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья
Т.В.РОМАНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ивановского арбитражного суда от 27.09.2010 № А17-167/2010
Основанием удовлетворения искового требования о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по провозной плате, явилось неисполнение ответчиком своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru