АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОТУРАНСКОГО РАЙОНА
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2010 г. № 274-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ (КОРРЕКЦИОННЫМ) ПРОГРАММАМ
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка от 20.11.1989, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, на основании Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1, Типового положения об общеобразовательном учреждении, Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, руководствуясь ст. ст. 12
, 40
Устава района, постановляю:
1. Утвердить Положение
об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по специальным (коррекционным) программам в новой редакции согласно приложению.
2. Признать утратившим силу Постановление Главы администрации района от 05.04.2010 № 167-п "Об утверждении Положения об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по специальным (коррекционным) программам".
3. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на зам. Главы района по социальным вопросам, ОПРиОМС Т.Н. Жарикову.
4. Постановление подлежит опубликованию в газете "Эхо Турана".
5. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Глава
администрации района
Н.А.КОЛОТЕЕВА
Приложение
к Постановлению
Главы администрации района
от 4 июня 2010 г. № 274-п
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ
(КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение регулирует организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений в муниципальных общеобразовательных учреждениях Краснотуранского района.
1.2. Положение разработано с целью обеспечения гарантированных прав обучающихся на получение общего образования, выбор образовательного учреждения и формы обучения в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка от 20.11.1989, "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 ФЗ № 124, другими международными актами в области защиты прав детей, на основании Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1, Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19 марта 2001 г. № 196, Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья от 12 марта 1997 г. № 288 в ред. от 10.03.2009 № 216, Концепции
развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае от 16.02.2009 № 105-р, Рекомендациями по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06.
1.3. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в следующих формах: специальном (коррекционном) классе для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - коррекционный класс) и интегрированном классе (далее - интегрированный класс), индивидуальном обучении на дому.
1.4. Интегрированный класс - форма организации образовательного процесса, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к коррекционному классу и индивидуальному обучению.
1.5. Коррекционный класс - форма организации образовательного процесса, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья объединены в отдельный класс общеобразовательного учреждения. В коррекционном классе реализуются общеобразовательные программы (основные и дополнительные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья соответствующего вида. Коррекционные классы открываются преимущественно для детей с выраженными или осложненными нарушениями или как начальный этап для последующего перевода детей в интегрированный класс в случаях, если дети не получали необходимую коррекционную помощь на более ранних ступенях образования. В последнем случае дети переводятся в интегрированный класс сразу по мере готовности.
1.6. Индивидуальное обучение на дому - форма организации образовательного процесса индивидуального обучения ребенка на дому, не предусматривающая возможность посещения им образовательного учреждения (Положение об организации индивидуального обучения на дому).
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Цель образования детей с ограниченными возможностями здоровья - усвоение детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений, коррекция отклонений в развитии, социальной адаптации, психологического развития обучающихся, воспитанников в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.
2.2. Задачи образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
- освоение детьми образовательных программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений в соответствии с государственным образовательным стандартом;
- коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;
- формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями;
- успешная социализация обучающихся, воспитанников.
2.3. Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья организуется в соответствии с общепринятой типологией видов нарушений:
- для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (VII вид);
- для умственно отсталых детей (VIII вид).
2.4. Специфика деятельности образовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с ограниченными возможностями здоровья, отражается в уставных документах и локальных актах учреждения (уставе, лицензии, должностных инструкциях персонала, приказах руководителя и т.д.).
2.5. Направление детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное учреждение, в котором организованы интегрированные классы и (или) коррекционные классы, осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, содержащему рекомендации по выбору образовательной программы.
2.6. Перевод ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные классы осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
2.7. Решение об оптимальной форме организации образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья при поступлении ребенка в образовательное учреждение, переходе на новую ступень обучения и в течение всего периода обучения принимает психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (далее - Консилиум) на основании данных углубленного медико-психолого-педагогического обследования с учетом рекомендаций ПМПК. Решение Консилиума оформляется соответствующим протоколом Консилиума. Деятельность Консилиума регламентируется локальным актом образовательного учреждения, разрабатываемым в соответствии с Инструктивным письмом Министерства образования России от 07.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения".
2.8. Интегрированные классы могут быть организованы на ступени начального общего, основного общего образования.
2.9. Коррекционные классы открываются преимущественно на ступени начального общего образования и могут функционировать до получения детьми основного общего образования (освоения образовательных программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).
2.10. Коррекционные классы VII вида функционируют на ступени начального общего образования в целях эффективности работы по коррекции речевых нарушений и нарушений психического развития. На ступени основного общего образования целесообразно обучение детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с ЗПР в условиях интегрированного класса. Функционирование классов VII вида на ступени основного общего образования допустимо в следующих случаях:
- когда на более ранних этапах возрастного развития, обучения коррекционная помощь детям не оказывалась;
- когда ребенок обучался в коррекционном классе менее 2 учебных лет;
- когда в силу сложности нарушения, наличия отклонений эмоционально-волевой сферы, поведенческих и психологических проблем пребывание ребенка в условиях интегрированного класса оказывает негативное влияние на эффективность освоения общеобразовательных программ остальными учащимися класса.
Для обучающихся коррекционных классов VII вида обследование на ПМПК и Консилиуме при переходе на ступень основного общего образования для выбора образовательной программы и решения вопроса о переводе в интегрированный класс обязательно.
2.11. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в интегрированном классе не должно превышать 5 человек. Наполняемость специальных классов регулируется Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. При комплектовании интегрированных классов необходимо по возможности объединять в одном классе детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же образовательной программе. В случае необходимости в коррекционные и интегрированные классы могут зачисляться дети с разными видами нарушений.
2.12. Образование в коррекционном и интегрированном классах осуществляется по образовательным программам, разрабатываемым на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, рекомендованных ПМПК, и данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования совместно педагогами класса и членами Консилиума.
2.13. Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья организуются фронтальные и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей и предметной направленности. Такие занятия включаются в расписание занятий и проводятся специалистами образовательного учреждения или привлеченными специалистами в соответствии с видом нарушенного развития ребенка (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом).
3. КАДРОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Образовательный процесс в интегрированных и коррекционных классах осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения. Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.
3.2. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется при наличии соответствующего программно-методического обеспечения (учебно-методических комплексов, наглядных пособий, коррекционно-диагностического инструментария, дидактического материала и т.д.).
3.3. Расписание занятий в интегрированных и коррекционных классах составляется с учетом необходимости проведения дополнительных коррекционно-развивающих и предметных занятий, а также повышенной утомляемости детей с ограниченными возможностями здоровья. Расписание занятий в коррекционных классах должно также максимально обеспечивать совместную деятельность обучающихся, воспитанников коррекционного класса с другими учащимися школы в урочное и внеурочное время.
3.4. Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники (либо по договору с МУЗ ЦРБ), которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.
3.5. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.
3.6. Деятельность образовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с ограниченными возможностями здоровья, финансируется по нормативам, обеспечивающим соблюдение необходимых условий.