Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


18 февраля 2011 годаN 902-36/4 ЗС



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОТЧЕТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
О РАБОТЕ В 2010 ГОДУ

Заслушав отчет председателя Счетной палаты Пензенской области М.Н. Макарова о работе Счетной палаты Пензенской области в 2010 году, Законодательное Собрание постановляет:
1. Отчет о работе Счетной палаты Пензенской области в 2010 году принять к сведению (прилагается).
2. Опубликовать отчет о работе Счетной палаты Пензенской области в 2010 году в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
А.Д.ГУЛЯКОВ
г. Пенза
18 февраля 2011 года
№ 902-36/4 ЗС





ОТЧЕТ
О РАБОТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ

Отчет рассмотрен и утвержден
Коллегией Счетной палаты Пензенской области
2 февраля 2011 года

Настоящий отчет о деятельности Счетной палаты Пензенской области в 2010 году подготовлен в соответствии с требованием статьи 34 Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области".

Основные итоги деятельности Счетной палаты за 2010 год

Счетная палата Пензенской области (далее - Счетная палата) в 2010 году осуществляла экспертно-аналитическую, контрольную, информационную и иные виды деятельности в строгом соответствии с Законом Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области", Законом Пензенской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области", планом работы Счетной палаты Пензенской области на 2010 год, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 19 февраля 2010 года № 644-24/4 ЗС, поручениями о внеплановых контрольных мероприятиях, поступивших от Законодательного Собрания Пензенской области.
Основными направлениями в деятельности Счетной палаты Пензенской области в 2010 году продолжали оставаться:
- экспертно-аналитическая работа по подготовке заключений на принимаемые законопроекты и проведение финансовой экспертизы;
- организация и проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением бюджета Пензенской области в текущем году с целью внесения своевременных предложений по его корректировке;
- использование элементов аудита эффективности в проведении контрольных мероприятий;
- усиление контроля, принятие более действенных мер по выполнению представлений Счетной палаты Пензенской области.
Приоритетным направлением в деятельности Счетной палаты Пензенской области в 2010 году являлась контрольная работа, т.е. контроль за целевым и обоснованным использованием бюджетных средств, за соблюдением принципа эффективности и экономности их расходования по различным направлениям. В 2010 году проведено 22 контрольных мероприятия, проверено 3496852,2 тыс. рублей расходов бюджета Пензенской области, что составляет 10,6 процента от общих расходов. План работы на 2010 год был сформирован на основании предложений депутатов Законодательного Собрания Пензенской области, Счетной палаты Пензенской области, прокуратуры Пензенской области. Было проведено восемнадцать тематических контрольных мероприятий, два аналитических и две внешние проверки отчетов об исполнении бюджета Пензенской области за 2009 год и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2009 год. В 2010 году все предусмотренные планом проверки осуществлены в полном объеме. Дополнительно к плану работы проведено 7 контрольных мероприятий. Проведены экспертизы и оформлены заключения по 25 законопроектам, подготовлено 8 аналитических материалов по ежеквартальным отчетам об исполнении бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, выполнялись другие поручения Законодательного Собрания Пензенской области.

Экспертно-аналитическая работа

В 2010 году Счетной палатой Пензенской области в соответствии со статьями 2 и 11 Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области" проводилась финансовая экспертиза, готовились заключения по проектам законов Пензенской области, различным нормативным правовым актам органов государственной власти, на реализацию которых направлялись средства бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Всего подготовлено и направлено в Законодательное Собрание Пензенской области 33 экспертно-аналитических материалов, в том числе 15 экспертиз касались вопросов бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, изменений к ним и отчетов об исполнении этих бюджетов. Наиболее значимыми и важными были заключения по проектам законов "О бюджете Пензенской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", а также о внесении изменений и дополнений в законы Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". В ходе экспертиз этих законопроектов анализировались вопросы соблюдения норм и требований российского и регионального законодательств, сбалансированности бюджетов, расчетов доходной части. Проанализированы расходные части бюджетов.
В течение 2010 года подготовлены заключения на 8 проектов законов Пензенской области о внесении изменений и дополнений к Закону Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов". Заключения и другие аналитические материалы доводились до сведения руководства Законодательного Собрания, ее комитетов и депутатов, были направлены Губернатору области. Ряд замечаний и предложений, вносимых Счетной палатой, были учтены при рассмотрении проекта закона Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов". Кроме того, учтены рекомендации Счетной палаты по внесению изменений в Закон Пензенской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области" в части утверждения в составе показателей проекта закона о бюджете Пензенской области распределения бюджетных ассигнований на реализацию региональных долгосрочных целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета Пензенской области в очередном финансовом году и плановом периоде, по кодам классификации расходов бюджета.
В отчетном периоде в соответствии со статьей 16 Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области" осуществлялся оперативный контроль исполнения бюджета Пензенской области. С этой целью изучалась и анализировалась отчетность Министерства финансов Пензенской области по исполнению бюджета за соответствующие периоды 2010 года, обязательная отчетность главных распорядителей и бюджетополучателей, статистическая информация. Счетной палатой Пензенской области направлены в адрес Законодательного Собрания и Губернатора Пензенской области аналитические материалы об исполнении бюджета Пензенской области за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2010 года с предложениями по более эффективному использованию бюджетных средств.

Контрольная работа

В 2010 году выполнено 22 контрольных мероприятия, в том числе 2 внешние проверки отчетов об исполнении бюджета Пензенской области за 2009 год и бюджета ТФОМС Пензенской области за 2009 год.
1. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2009 год, представленного Министерством финансов Пензенской области, проведена в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 49.1 Закона Пензенской области "О бюджетном процессе и бюджетном устройстве Пензенской области". В заключении использованы результаты внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, экспертно-аналитические и контрольные мероприятия, проведенные Счетной палатой Пензенской области за отчетный период.
Проанализировав показатели бюджета по итогам исполнения, в заключении по отчету об исполнении бюджета Пензенской области за 2009 год отмечалось следующее:
- в доходы бюджета Пензенской области в 2009 году поступило 29129,8 млн. рублей, или 99,7 процента от уточненного плана, расходы бюджета исполнены на 95,3 процента, что на 4,7 процента меньше бюджетных назначений;
- остатки средств на счетах бюджета Пензенской области составили на 01.01.2010 41525,5 тыс. рублей, в том числе 532785,3 тыс. рублей - остатки целевых средств, поступивших из федерального бюджета; остатки средств бюджета Пензенской области - минус 491259,8 тыс. рублей;
- основным фактором, повлиявшим на недофинансирование плановых расходов бюджета Пензенской области в размере 1534,5 млн. рублей, явилось невыполнение плана по источникам покрытия дефицита бюджета (привлечено на 1411,1 млн. рублей меньше, чем планировалось), недопоступление доходов составило 123,4 млн. рублей;
- рост доходов бюджета Пензенской области по сравнению с 2008 годом составил 13,1 процента, при этом темпы исполнения доходной части ниже по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Доля налоговых и неналоговых доходов уменьшилась на 4,1 процентных пункта и составила 42,5 процента от общего объема поступлений. Доходная часть бюджета сформирована на 57,5 процента за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Рост безвозмездных поступлений по сравнению с 2008 годом связан, в основном, с увеличением объемов предоставляемых бюджету Пензенской области субвенций на реализацию делегированных федеральных полномочий и некоторых видов субсидий, а также с увеличением безвозмездных поступлений от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
- по сравнению с началом 2009 года государственный долг увеличился на 30 процентов за счет роста долга по кредитам коммерческих банков и бюджетным кредитам. Размер расходов на обслуживание государственного долга увеличился относительно 2008 года в 2,0 раза и связан с увеличением расходов по оплате процентов по кредитам.
2. Счетная палата в своем заключении отметила, что при исполнении бюджета Пензенской области за 2009 год нормы бюджетного законодательства в основном соблюдались. Такие показатели, как размер дефицита бюджета, соотношение фактического внутреннего долга и фактических доходов Пензенской области (без учета финансовой помощи из федерального бюджета), объем расходов по обслуживанию внутреннего государственного долга Пензенской области, соответствовали ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Законом Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".
В ходе проведения внешней проверки отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2009 год было проверено 4 главных распорядителя средств бюджета Пензенской области и ТФОМС Пензенской области. Предметом внешней проверки годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета Пензенской области за 2009 год выбраны Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Пензенской области, Уполномоченный по правам человека в Пензенской области, Управление промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области, Министерство образования Пензенской области с подведомственными учреждениями. По результатам проведенных проверок значительные нарушения отмечены по Министерству образования и трем подведомственным ему учреждениям, в том числе выявлены факты, способные негативно повлиять на достоверность бюджетной отчетности: отсутствие внутриведомственного финансового контроля, отсутствие должного бюджетного учета, несоответствие показателей в основных формах бюджетной отчетности, представленных подведомственными учреждениями, отсутствие отдельных данных в представленных таблицах и формах пояснительной записки, отражающих результативность деятельности субъекта бюджетной отчетности. В ходе проверки отмечено также большое количество нарушений в проверенных подведомственных учреждениях в части ведения бюджетного учета.
Из 29 главных распорядителей средств бюджета Пензенской области, исполнявших бюджет Пензенской области в отчетном году, низкая результативность использования бюджетных средств отмечена у 5 главных распорядителей: Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области (62,6%), Управления информатизации Пензенской области (64,3%), Управления инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области (85,4%), Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пензенской области (86,9%), Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области (89,2%). В результате анализа показателей сводной бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств по Комитету Пензенской области по физической культуре и спорту, Управлению лесами Пензенской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области выявлены отдельные факты принятия к учету обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Пензенской области, превышающих доведенные им лимиты бюджетных обязательств, что способствует образованию несанкционированной кредиторской задолженности.
Сопоставлением данных бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета Пензенской области с данными отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2009 год, представленного в Счетную палату Пензенской области, расхождений кассовых расходов не установлено. Выявленные отклонения и замечания по отдельным показателям годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета Пензенской области за 2009 год на достоверность отчета не повлияли.
3. Одним из видов контрольных мероприятий, обеспечивающих выполнение установленных законодательством задач Счетной палаты в отчетном периоде, являлось проведение проверок по осуществлению контроля за соблюдением действующего законодательства при составлении и исполнении бюджетов муниципальных образований Пензенской области - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области, осуществление оценки эффективности, результативности, правомерности и целевого характера использования бюджетных средств.
4. В муниципальном образовании "Бессоновский район" Пензенской области в ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства при формировании и исполнении местного бюджета за 2009 год, неиспользование имеющихся резервов формирования доходов бюджета, а также отсутствие полноценного учета казны района и должного контроля за использованием муниципальной собственности. Так установлено, что Решением Собрания представителей Бессоновского района принят бюджет на 2009 год без проведения экспертизы проекта указанного бюджета органом муниципального финансового контроля Бессоновского района. Средства от приносящей доход деятельности использовались муниципальными бюджетными учреждениями в отсутствии генеральных разрешений, устанавливающих правовые основания для осуществления внебюджетной деятельности. В отсутствии лимитов бюджетных обязательств администрацией Бессоновского района в 2009 году приняты к исполнению денежные обязательства в размере 3219,4 тыс. рублей. По результатам проверки исполнения бюджета Бессоновского района за 2009 год выявлено превышение нормативного размера долговых обязательств местного бюджета, установленного решением о бюджете, на 1083,0 тыс. рублей. Проверка оснований, условий предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов бюджетам поселений Бессоновского района показала, что в нарушение Решения о бюджете на 2009 год предоставлены бюджетные кредиты сельским поселениям Бессоновского района на покрытие дефицита в размере 900,0 тыс. рублей сроком более одного года. Кроме того не приняты меры по взысканию в бюджет Бессоновского района задолженности за выданные кредиты в размере 1150,0 тыс. рублей, предоставленные на возвратной основе, а также платы за пользование этими средствами.
При расходовании средств бюджета района допущены сверхнормативные расходы по оплате труда муниципальных служащих Бессоновского района на сумму 4301,6 тыс. рублей, а также неправомерное исполнение финансовым управлением района расходных обязательств в сумме 3219,4 тыс. рублей в отсутствии нормативного правового акта, подтверждающего обязательства финансового управления района на указанную сумму в части содержания автомобильной дороги и строительства газопровода.
В ходе проверки при рассмотрении вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением имущества, находящегося в собственности Бессоновского района, выявлены нарушения, связанные с несоблюдением порядка продажи земельных участков, занижением размеров арендной платы за пользование имуществом. Не обеспечен полноценный учет имущества казны, не отражены в бюджетном учете пять нежилых зданий балансовой стоимостью 2048,4 тыс. рублей, не приняты к учету автомобильные дороги стоимостью 93662,1 тыс. рублей и газопровод стоимостью 3150,0 тыс. рублей. Неэффективная деятельность собственника в лице органов местного самоуправления Бессоновского района Пензенской области в части использования муниципального имущества привела к недопоступлению в бюджет района в общей сумме 2231,2 тыс. рублей.
В ходе проверок вопросов, связанных с формированием и исполнением бюджета Лопатинского района, отмечено несоблюдение отдельных требований бюджетного законодательства при организации исполнения бюджетов Лопатинского и Китунькинского сельсоветов Лопатинского района Пензенской области (Администрацией Лопатинского сельсовета уведомления о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств не доводились. Администрацией Китунькинского сельсовета не утверждены Порядок составления и ведения бюджетной росписи, Порядок составления и ведения кассового плана исполнения бюджета, Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств при исполнении бюджета по расходам).
В нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета Лопатинского сельсовета предоставлена субсидия МУП "Тепловодоканал" на компенсацию выпадающих доходов, возникающих при оказании населению услуг бани по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в сумме 1030,0 тыс. рублей в отсутствие муниципального правового акта, регламентирующего порядок предоставления и использования субсидии.
При проверке расходования средств Отделом образования Лопатинского района в 2009 году отмечено, что в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, расходы по достройке модульной котельной в сумме 1066,6 тыс. рублей произведены за счет средств, предусмотренных по подстатье 225 "Услуги по содержанию имущества", тогда как расходы по оплате договоров на строительство объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в муниципальной собственности, относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств".
Проверка отдельных вопросов учета и эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, проведенной в Каменском районе, показала низкую эффективность решения вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением сельскохозяйственной техники, переданной из государственной собственности Пензенской области в муниципальную собственность Каменского района в количестве 79 единиц на общую сумму 49959,4 тыс. рублей. Не принимаются меры по взысканию задолженности и перечислению в бюджет Каменского района лизинговых платежей в части выкупной стоимости и арендных платежей.
В ходе проверки установлено, что вся техника передана по договорам финансовой аренды (лизинга). Установлены размер арендной платы за сельскохозяйственную технику, подлежащей перечислению муниципальному унитарному предприятию "Агентство по развитию предпринимательства Каменского района", и лизинговые платежи в части выкупной стоимости техники в бюджет Каменского района. По оценке Счетной палаты Пензенской области прогнозные поступления в бюджет Каменского района должны были составить в 2008 году - 5286,2 тыс. рублей, в 2009 году - 5286,2 тыс. рублей. Однако Собранием представителей Каменского района было принято решение предоставить по всем договорам финансовой аренды (лизинга) и договорам аренды сельскохозяйственной техники отсрочку по перечислению в бюджет Каменского района лизинговых платежей в части выкупной стоимости и арендных платежей до 2010 года. В результате данного решения возможные потери бюджета Каменского района от недополученных поступлений от использования сельскохозяйственной техники оцениваются в сумме 10572,4 тыс. рублей. В 2010 году арендаторам техники подлежит перечислить в бюджет Каменского района 7466,0 тыс. рублей. На момент проверки (сентябрь 2010 года) ни лизинговые платежи в части выкупной стоимости, ни арендная плата не поступали. В ходе проверки выявлен факт неправомерной сдачи арендатором без согласия арендодателя 4 комбайнов в субаренду коммерческому предприятию с получением ежемесячного дохода от субаренды в размере 118,8 тыс. рублей. Таким образом, нарушены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Каменского района Пензенской области, согласно которым арендатор вправе сдавать арендованное имущество в субаренду только с согласия арендодателя.
Результаты проверки позволяют сделать вывод, что имеющиеся резервы увеличения доходной базы от эффективного использования муниципального имущества, повышения уровня администрирования неналоговых доходов, принятия мер по взысканию задолженности в бюджет в Каменском районе не задействованы.
В соответствии с утвержденным планом работы на 2010 год Счетной палатой проведена проверка исполнения представлений, направленных в адрес администраций четырех муниципальных районов (Сердобского, Городищенского, Башмаковского, Лунинского) в 2009 году с предложениями устранить замечания, выявленные в ходе проведенной проверки полноты поступлений в указанные местные бюджеты платежей от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности. В ходе проверки выполнения администрациями Сердобского и Городищенского районов Пензенской области функций администрирования неналоговых доходов установлено, что недостатки при организации аренды, купли-продажи муниципального имущества, ведения учета неналоговых доходов имущества, отмеченные Счетной палатой Пензенской области в ходе предыдущей проверки, в основном устранены, и работа по улучшению администрирования неналоговых доходов в указанных районах продолжается. В качестве положительного примера следует отметить внедрение в Сердобском районе специализированного программного продукта по управлению земельными ресурсами и муниципальным имуществом, что позволяет в автоматизированном режиме отслеживать своевременное поступление в бюджет арендной платы и оперативно реагировать на просроченные платежи. В Городищенском районе активизировалась претензионная работа по взысканию задолженности арендных платежей за использование земельных участков. В результате по решению суда взыскано с должников 2707,9 тыс. рублей. Что касается администраций Лунинского и Башмаковского районов Пензенской области, то здесь приходится констатировать, что представления Счетной палаты по устранению нарушений выполнены частично. Как показала проверка, в указанных районах продолжают иметь место непринятие мер по взысканию задолженности за аренду и проданное имущество, несоблюдение порядка продажи земельных участков, занижение размеров арендной платы за пользование имуществом, занижение цены выкупа земельных участков. Не осуществляется учет доходов от продажи и использования имущества. По результатам проверки было отмечено, что в Башмаковском районе перерасчет арендной платы в результате повышения базовой ставки так и не был произведен. Остается практика применения понижающего коэффициента без подтверждающих документов. В Лунинском районе выявлены факты заключения договоров аренды земельных участков, в которых не предусмотрены сроки внесения арендной платы. Отсутствие в договоре условий о сроке исполнения обязательств за пользование земельными участками не позволяет применять штрафные санкции за несвоевременное внесение арендной платы и предоставляет возможность отдельным землепользователям уклоняться от внесения арендной платы.
В 2010 году проведена проверка эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2009 году на государственную поддержку агропромышленного комплекса Наровчатского района Пензенской области. В 2009 году государственная поддержка за счет средств консолидированного бюджета оказана 33 сельскохозяйственным товаропроизводителям, из них 6 обществам с ограниченной ответственностью, 1 потребительскому и 1 производственному кооперативам, 25 крестьянским (фермерским) хозяйствам. Объем государственной поддержки, предоставленной сельскохозяйственным товаропроизводителям Наровчатского района, в 2009 году составил 57363,3 тыс. рублей. Наибольший удельный вес 69,9 процента или 40109,0 тыс. рублей составляет возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях, из которых 38498,2 тыс. рублей - субсидия, предоставленная трем сельскохозяйственным товаропроизводителям за пользование кредитными ресурсами, направленными на строительство двух животноводческих комплексов, цеха по забою скота и закупку 21 единиц сельскохозяйственной техники и 7 единиц оборудования.
Анализ финансовых результатов деятельности за 2009 год, показал, что из восьми предприятий Наровчатского района, ведущих хозяйственную деятельность в 2009 году, только пять оказались прибыльными. По объему полученной прибыли организации Наровчатского района значатся на 18 месте, по рентабельности - на 22 месте среди муниципальных районов Пензенской области. В ходе проверки в числе нарушений отмечены использование ООО "РАО Наровчатское" субсидии в размере 107,6 тыс. рублей на приобретение элитных семян с нарушением установленного порядка, перечисление Администрацией Наровчатского района денежных средств в размере 388,8 тыс. рублей МУП "Агентство по развитию предпринимательства Наровчатского района" на увеличение уставного фонда, которое произведено в отсутствии решения собственника об увеличении размера уставного фонда.
Инструментом повышения эффективности бюджетных расходов является переход к программной структуре расходов бюджета. В настоящее время программно-целевое планирование в Пензенской области осуществляется в формате долгосрочных и ведомственных целевых программ. Работу с ними регламентируют соответствующие нормативные правовые акты Правительства Пензенской области. Общая доля программных средств составляет порядка 80,0 процентов совокупных расходов бюджета Пензенской области.
В связи с этим Счетной палатой в 2010 году было уделено самое пристальное внимание за соблюдением порядка разработки и принятия долгосрочных региональных целевых программ, а также за целевым и эффективным использованием средств бюджета Пензенской области, выделенным на их реализацию. Всего в рамках контрольных мероприятий на эту тему в течение года проведено одно аналитическое мероприятие по вопросу оценки эффективности программных мероприятий за 2009 год, а также проверено расходование средств бюджета Пензенской области, выделенных в 2009 году на реализацию 7 долгосрочных целевых программ.
В рамках проведенного аналитического мероприятия было подробно изучено содержание основных действующих долгосрочных целевых программ. В результате было выявлено, что в десяти утвержденных программах отсутствует раздел оценки эффективности программных мероприятий по утвержденным индикативным показателям, в течение 2009 года практически по всем программам по нескольку раз вносились изменения по уточнению объемов финансирования программных мероприятий, причем в отдельных случаях, после внесения изменений в Закон о бюджете; в течение 2009 года по 5 программам внесены изменения, касающиеся увеличения объема программных мероприятий при несоблюдении условий обеспечения опережающей положительной динамики ожидаемых результатов Программы, установленных постановлением Правительства Пензенской области от 28.02.2008 № 135-пП.
В 2009 году фактическое освоение долгосрочных целевых программ составило - 5516328,4 тыс. рублей или 96,9 процента от бюджетных назначений, из которых 641394,1 тыс. рублей - кредиторская задолженность, сложившаяся по 26 программам по причине неперечисления средств из бюджета Пензенской области. Неисполнены бюджетные назначения по 28 программам на общую сумму 178340,0 тыс. рублей или 3,1 процента от общего объема доведенных лимитов. Из 51 программ, включенных в перечень областных целевых программ, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджета Пензенской области, 23 программы исполнены на 100 процентов законодательно установленных бюджетных назначений, 20 программ имеют процент исполнения от 92 до 99,9 процента, 3 программы - от 83,7 до 89,9 процента 5 программ имеют процент исполнения от 13,0 до 69,1 процента.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации установлена обязательная ежегодная оценка эффективности реализации каждой долгосрочной целевой программы. Порядок проведения и критерии оценки региональных программ устанавливает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Действующим постановлением Правительства Пензенской области от 28.02.2008 № 135-пП продекларировано, что по каждой долгосрочной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. По результатам аналитического мероприятия было отмечено, что порядок проведения оценки эффективности и критерии оценки программ не установлены и, как следствие, оценка эффективности реализации долгосрочных целевых программ Пензенской области по итогам 2009 года не проводилась.
В ходе контрольных мероприятий по вопросу целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета Пензенской области на реализацию пяти долгосрочных целевых программ, выявлены нарушения, связанные с расходованием средств на мероприятия непрограммного характера, отмечены факты расходов, не соответствующих условиям программ.
Так, по программе "Экология и природные ресурсы Пензенской области на 2009 - 2012 годы", неправомерно произведены расходы в сумме 3716,2 тыс. рублей по мероприятиям, обеспечение которых относится к полномочиям Российской Федерации, в том числе: 2443,4 тыс. рублей на разработку проектно-сметной документации и выполнение защиты территорий от затопления и подтопления, тогда как в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации выполнение указанных работ относится к полномочиям Российской Федерации, 1153,2 тыс. рублей направлены Управлением лесами Пензенской области на благоустройство памятника природы "Дендрарий имени Г.Ф. Морозова", который расположен на землях лесного фонда, находящегося в федеральной собственности.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие донорства и службы крови в Пензенской области на 2009 - 2011 годы" в 2009 году предусмотрено 18593,0 тыс. рублей на оснащение ГУЗ "Пензенская областная станция переливания крови" современным оборудованием и расходными материалами к нему, мебелью и инвентарем. Ожидаемый результат - "Оснащение операционного блока современным оборудованием для заготовки, переработки и хранения компонентов крови и расходные материалы для заготовки, переработки и хранения компонентов. Оснащение лабораторий современным оборудованием и расходными материалами, мебелью и инвентарем". Однако фактически денежные средства были направлены только на приобретение расходных материалов. Изменения в программные мероприятия в части исключения покупки оборудования в 2009 году были внесены после произведенных расходов. При этом следует отметить, что уточненные программные мероприятия, намеченные на 2009 год, не имеют показателей результативности, что позволяет рассматривать произведенные расходы в объеме 18593,0 тыс. рублей на закупку расходных материалов и медикаментов как дополнительное сметное финансирование.
При проверке программы "Подготовка спортсменов Пензенской области к Играм ХХХ Олимпиады 2012 года в Лондоне и развитие олимпийских видов спорта (2009 - 2012 годов)" отмечено, что выполнение таких мероприятий как закупка медикаментов, инвентаря, реактивов для оборудования и оплата труда внештатных сотрудников запланированы без привязки к показателям результативности, что позволяет рассматривать бюджетные средства сумме 4937,0 тыс. рублей, израсходованные на вышеперечисленные мероприятия как дополнительное сметное финансирование. Среди прочих нарушений необходимо выделить неправомерные выплаты спортсменам на общую сумму 1395,0 тыс. рублей, связанные с нарушением условий выплат, предусмотренных Положением о порядке назначения и выплаты стипендий спортсменам Пензенской области и денежного вознаграждения их тренерам. В ходе проверки в Школе высшего спортивного мастерства отмечены факты заключения договоров на возмездное оказание медицинских услуг с физическими лицами, не имеющими медицинского образования и сертификата по специальности "клиническая лабораторная диагностика". Имеет место заключение договора о полной индивидуальной материальной ответственности с внештатным сотрудником Школы высшего спортивного мастерства, за которым в бухгалтерском учете на 01.01.2010 числились материальные ценности на общую сумму 2986,9 тыс. рублей, что является нарушением положений Трудового кодекса Российской Федерации.
В целях обеспечения пожарной безопасности граждан, находящихся на лечении в государственных учреждениях здравоохранения, проживающих в государственных учреждениях социальной защиты населения и обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Пензенской области, а также работников этих учреждений в 2008 году была разработана долгосрочная целевая программа "Пожарная безопасность государственных учреждений здравоохранения, социальной защиты населения и среднего профессионального образования Пензенской области, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области".
В рамках указанной программы планировалось оснастить современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения государственные учреждения здравоохранения и социальной защиты населения Пензенской области. За проверяемый период расходы на ее реализацию составили 47036,2 тыс. рублей. При этом анализ итогов реализации программных мероприятий свидетельствует о неполном достижении задекларированных результатов. Так, в 4 учреждениях работы по монтажу автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре выполнены на 90 процентов; в 8 учреждениях нет аварийного освещения; в 9 учреждениях отсутствует линия прямой телефонной связи с подразделением пожарной службы; из 11 единиц дизельных электростанций, которые позволят осуществлять бесперебойную работу учреждений в случае возникновения чрезвычайной ситуации, приобретены 2 единицы.
Следует также отметить, что в нарушение условий программы, согласно которым бюджетные средства на обеспечение пожарной безопасности должны предусматриваться только государственным учреждениям, в которых граждане находятся лечении или проживают постоянно, за счет программных средств произведены расходы на ремонт, монтаж, приобретение автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре в размере 1341,3 тыс. рублей тремя подведомственными учреждениями Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области (ГБУ Пензенской области "Автотранспортное предприятие по обслуживанию государственный учреждений здравоохранения и социальной защиты населения Пензенской области", ГУЗ "Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр", ГУЗ "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы"), не относящимся к названному типу учреждений. Кроме того, за счет программных средств произведена оплата текущих расходов учреждений на сумму 2452,0 тыс. рублей, в том числе: оплата услуг за перезарядку огнетушителей (255,0 тыс. рублей), оплата услуг по техническому обслуживанию (1347,0 тыс. рублей), оплата услуг по обработке огнезащитным составом конструкций - 850,0 тыс. рублей. По мнению Счетной палаты Пензенской области данные мероприятия не соответствуют целям и задачам программы, не имеют показателей результативности, что позволяет рассматривать произведенные расходы в объеме 3793,3 тыс. рублей как дополнительное сметное финансирование.


│ 2  │Выявлено финансовых нарушений    │923 063,0  │1 017 966,9│568 630, 6│
│    │(тыс. руб.)                      │           │           │          │
├────┼─────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼──────────┤
│ 3  │Использование бюджетных средств с│21 970,4   │25 881,3   │ 32 627,6 │
│    │нарушением бюджетного            │           │           │          │
│    │законодательства (тыс. руб.)     │           │           │          │
│    ├─────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼──────────┤
│    │в том числе нецелевое            │221,3      │640,1      │   43,1   │
│    │использование бюджетных средств  │           │           │          │
│    │(тыс. руб.)                      │           │           │          │
├────┼─────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼──────────┤
│ 4  │Неэффективное использование      │8 558,3    │12 226,3   │ 32 726,2 │
│    │бюджетных средств (тыс. руб.)    │           │           │          │
├────┼─────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼──────────┤
│ 5  │По результатам проверок          │68         │76         │    54    │
│    │направлено представлений         │           │           │          │
├────┼─────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼──────────┤
│ 6  │Количество материалов,           │19         │18         │    19    │
│    │направленных в правоохранительные│прокуратура│прокуратура│          │
│    │органы                           │           │           │          │
├────┼─────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼──────────┤
│ 7  │Подготовлено                     │55         │30         │    33    │
│    │экспертно-аналитических          │           │           │          │
│    │материалов                       │           │           │          │
│    ├─────────────────────────────────┼───────────┼───────────┼──────────┤
│    │в том числе заключений           │47         │20         │    15    │
│    │(экспертиз)                      │           │           │          │
└────┴─────────────────────────────────┴───────────┴───────────┴──────────┘




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Вступил в силу с 18 февраля 2011 года (пункт 3 данного документа).

Постановление ЗС Пензенской обл. от 18.02.2011 № 902-36/4 ЗС
"Об отчете Счетной палаты Пензенской области о работе в 2010 году"

Постановление
Отчет о работе Счетной палаты Пензенской области в 2010 году
Основные итоги деятельности Счетной палаты за 2010 год
Экспертно-аналитическая работа
Контрольная работа
Информационная работа
Заключение
Приложение 1. Перечень контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Пензенской области в 2010 году
Приложение 2. Основные итоги деятельности Счетной палаты Пензенской области в 2010 году

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru