Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2011 г. по делу № А76-19153/2010

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 2 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Забутыриной Л.В., судей Гусева А.Г., Костылева И.В.
при ведении протокола открытого судебного заседания с использованием средств аудиофиксации секретарем судебного заседания Танаевой Ю.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу г. Челябинск, ул. Воровского, 2, каб. 416, дело по заявлению
Прокурора Челябинской области
к Собранию депутатов Сосновского муниципального района
о признании недействующим решения Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 16.12.2009 № 931 "Об утверждении границ населенного пункта п. "Вавиловец" в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: выделы 24, 28, 33, 34, 35 квартала 75 ОГУ "Шершневское лесничество", принадлежащих Российской Федерации на праве собственности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Главное управление лесами Челябинской области;
Областное государственное учреждение (ОГУ) "Шершневское лесничество"; Кооператив "Г",
Администрация Сосновского муниципального района (Администрация района)
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: М., служебное удостоверение;
от ответчика: Х., паспорт, доверенность от 11.01.2011;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Главное управление лесами Челябинской области - С., удостоверение, доверенность от 31.08.2010 № 4445;
ОГУ "Шершневское лесничество" - Р., удостоверение, доверенность от 11.01.2011;
от Кооператива "Г" - не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 13 - 14 т. 2);
Администрации района - Х., паспорт, доверенность от 31.12.2010; Г., удостоверение адвоката, доверенность от 31.12.2010 № 4794

установил:

прокурор Челябинской области (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Собранию депутатов Сосновского муниципального района о признании недействующим решения Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 16.12.2009 № 931 "Об утверждении границ населенного пункта п. Вавиловец", как противоречащим требованиям федерального законодательства (л.д. 2 - 4 т. 1).
Определениями суда от 30.09.2010, 01.11.2010, 13.01.2011 (л.д. 1, 68 - 71, 119 - 122 т. 1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Главное управление лесами Челябинской области (далее - управление лесами), Областное государственное учреждение "Шершневское лесничество" (далее - ОГУ "Шершневское лесничество"), Администрация Сосновского муниципального района (далее - Администрация района), Кооператив "Г".
Определение Арбитражного суда Челябинской области об отложении судебного разбирательства от 13.01.2011 было опубликовано на официальном сайте суда в сети Интернет 14.01.2011, что подтверждается отчетом о публикации (л.д. 16 т. 2).
В ходе судебного разбирательства заявитель дополнил и уточнил требования (л.д. 139 - 141 т. 1), просит признать недействующим решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 16.12.2009 № 931 "Об утверждении границ населенного пункта п. "Вавиловец" в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: выделы 24, 28, 33, 34, 35 квартала 75 ОГУ "Шершневское лесничество", принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.
Дополнения и уточнения приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему (л.д. 2 - 4, 139 - 141 т. 1). Со ссылкой на ст. ст. 7, 8, 44, 83, 84 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 7, 8 Лесного кодекса РФ, ст. ст. 18, 24 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 2, 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель), Постановление Правительства РФ от 24.03.2007 № 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований" (далее - Постановление Правительства РФ № 178), Постановление Правительства РФ от 14.12.2009 № 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" (далее - Постановление Правительства РФ № 1007), Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 № 1-П, пояснил, что оспариваемым в части актом в границы населенного пункта включены земли лесного фонда ОГУ "Шершневское лесничество" Кременкульское участковое лесничество в квартале 75 выделы: 24, 28, 33, 34, 35, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, без соответствующей процедуры согласования и перевода из одной категории в другую в порядке, установленном нормативными актами. Дополнительно указал на то, что в полном объеме оспариваемый акт не был опубликован в средствах массовой информации, установленных Уставом Сосновского муниципального района.
Представитель Собрания депутатов в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 90 - 91 т. 1) и дополнительном отзыве (л.д. 102 т. 1). Пояснил, что земельные участки, указанные заявителем расположены в границах Сосновского муниципального района, в связи с чем, данные участки являлись землями поселений в силу действующего в период государственной регистрации права собственности РФ законодательства - ст. ст. 70, 71 ЗК РСФСР, отнесение указанных участков к лесному фонду противоречит положениям ст. ст. 7, 10 Лесного кодекса РФ; в силу ч. 3 ст. 15 Закона о переводе земель, поскольку Устав МО Сосновский район, включивший в состав района Кременкульское поселение, в границах которого, на основании Постановления Губернатора Челябинской области от 21.03.2008 № 74, образован п. Вавиловец, принят Постановлением Совета депутатов 21.05.1997 № 42, до разграничения государственной собственности на землю отнесение, находящихся в государственной собственности земель, к землям поселений, черта которых установлена до дня вступления в силу закона 172-ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков, указанный вывод соответствует правоприменительной практике; вывод заявителя о несоблюдении порядка перевода земель сделан без учета фактических обстоятельств; схема границ Кременкульского сельского поселения подтверждает, что п. Вавиловец был образован на территории поселения, границы которого установлены в период действия Лесного кодекса РФ 1997 г. и ЗК РСФСР, в связи с чем, к отношениям, связанным с установлением границ п. Вавиловец, не применимы нормы Лесного кодекса РФ 2006 г. и Земельного кодекса РФ 2001 г., подлежат применению нормы ст. ст. 70, 71 ЗК РСФСР, ст. 7, 10 ЛК РФ 1997 г., ч. 3 ст. 15 Закона о переводе земель; указанное заявителем изменение границ и площади участков лесного фонда в связи с принятием оспариваемого акта не было осуществлено, поскольку документы территориального планирования и градостроительного зонирования, связанные с установлением границ п. Вавиловец, утверждены в предусмотренном законом порядке, никем не оспорены, не признаны недействующими, само оспариваемое Постановление не относится к документам территориального планирования и градостроительного зонирования, в связи с чем, на основании норм гл. 3, 4 Градостроительного кодекса РФ, не подлежит опубликованию; на момент принятия оспариваемого акта Постановление Правительства РФ № 1007 не вступило в законную силу, не регулирует спорные правоотношения, в связи с чем, не подлежит применению.
Представитель администрации района в судебном заседании пояснил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 136 - 137 т. 1), со ссылкой на Закон Челябинской области от 27.08.2009 № 455-ЗО "О внесении изменения в приложение № 35 к Закону Челябинской области "О статусе и границах Сосновского муниципального района и сельский поселений в его составе" (далее - Закон области № 455-ЗО), Постановление Губернатора Челябинской области от 21.03.2008 № 74 "О согласовании образования вновь возникшего населенного пункта на территории Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района и присвоении ему наименования "Вавиловец", указал, что в границах Кременкульского сельского поселения, установленных в 1997 г. в связи с принятием Устава Сосновского района, были определены и закреплены границы поселка Вавиловец; схема границ Кременкульского сельского поселения подтверждает, что п. Вавиловец был образован на территории поселения, границы которого установлены в период действия Лесного кодекса РФ 1997 г. и ЗК РСФСР, в связи с чем, к отношениям, связанным с установлением границ п. Вавиловец, не применимы нормы Лесного кодекса РФ 2006 г. и Земельного кодекса РФ 2001 г., подлежат применению нормы ст. ст. 70, 71 ЗК РСФСР, ст. 7, 10 ЛК РФ 1997 г., ч. 3 ст. 15 Закона о переводе земель; Постановление Правительства РФ № 1007 не подлежит применению, поскольку п. Вавиловец включен в состав Кременкульского сельского поселения 10.09.2009 с введением в действие Закона области № 455-ЗО до вступления в законную силу указанного Постановления; доводы о необходимости перевода спорных участков в другую категорию и согласования их включения в границы населенного пункта п. Вавиловец основано на неверном толковании норм действующего законодательства; указанное заявителем изменение границ и площади участков лесного фонда в связи с принятием оспариваемого акта не было осуществлено, поскольку документы территориального планирования и градостроительного зонирования, связанные с установлением границ п. Вавиловец, утверждены в предусмотренном законом порядке, никем не оспорены, не признаны недействующими, само оспариваемое Постановление не относится к документам территориального планирования и градостроительного зонирования, в связи с чем, на основании норм гл. 3, 4 Градостроительного кодекса РФ, не подлежит опубликованию.
Представитель управления лесами в судебном заседании требования прокурора поддержал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление прокурора (л.д. 73 - 75, 79 - 81 т. 1), а также в письменном мнении на отзыв Собрания депутатов (л.д. 138 - 139 т. 1), со ссылкой на ст. 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 г., ст. 3 Лесного кодекса РСФСР 1987 г., ст. 2 Основ лесного законодательства РФ, ст. ст. 7, 9, 10, 63 Лесного кодекса РФ 1997 г., ст. ст. 4, 5 Земельного кодекса РСФСР 1991 г., ст. ст. 19, 69, 83, 84, 87, 102 ЛК РФ, ст. 17 Земельного кодекса РФ, ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, Закон о переводе земель, ст. ст. 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", Постановление Правительства РФ от 19.09.1997 № 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или изъятия земель лесного фонда", Постановление Правительства № 178, Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития РФ", судебную практику (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 № 16490/07), указал, что материалами лесоустройства Кременкульского лесничества 1986, 1998 гг. подтверждается факт отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда, право собственности РФ на указанные участки лесного фонда в квартале 75 Кременкульского лесничества зарегистрировано, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается факт включения оспариваемым актом в границы населенного пункта участков лесного фонда, доказательств изъятия спорных участков из государственного лесного фонда и осуществления перевода в земли поселений в установленном порядке, Собранием депутатов не представлено
Представитель ОГУ "Шершневское лесничество" в судебном заседании требования заявителя поддержал, указав, что в границы п. Вавиловец входят земли лесного фонда ОГУ "Шершневское лесничество" Кременкульское участковое лесничество в квартале 75 выделы: 24, 28, 33, 34, 35, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (л.д. 79 т. 1).
Представитель Кооператива "Г" в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом (л.д. 13 - 14 т. 2). Через канцелярию суда представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 126 т. 1). Отзыва по существу заявленных требований не представил.
В судебном заседании 24.01.2011 был объявлен перерыв до 26.01.2011.
Информация об объявлении перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет (л.д. 7 т. 2).
После окончания перерыва представитель Кооператива "Г" в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
Из материалов лесоустройства 1986, 1998 гг. следует, что на территории Кременкульского лесничества находились земли лесного фонда (л.д. 21 - 22 т. 2).
21 мая 1997 г. Сосновским районным Советом депутатов Челябинской области издано Постановление № 42 о принятии Устава Муниципального образования Сосновского района. Устав зарегистрирован Правовым управлением Законодательного Собрания Челябинской области 17 сентября 1997 года, регистрационный номер 23 (далее - Устав района 1997 г.).
Статья 3 указанного Устава устанавливала границы и состав территории муниципального образования.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 3 Устава 1997 г. в границах территории муниципального образования Сосновского района находятся муниципальные образования, в т.ч. Кременкульский сельсовет и населенные пункты, входящие в его состав.
05.03.2004 Южноуральской регистрационной палатой на основании ст. 19 Лесного кодекса РФ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок (далее - ЕГРП) сделана запись о регистрации права собственности РФ на участок лесного фонда, леса первой группы (леса зеленых зон) общей площадью 125650000 кв. м по адресу: Кременкульское лесничество Челябинского лесхоза, кварталы 1 - 38, 41 - 49, 51 - 58, 62 - 109 Сосновского района (л.д. 107 т. 1).
Законом Челябинской области от 24.06.2004 № 246-ЗО "О статусе и границах Сосновского муниципального района, городского и сельских поселений в его составе" (подписан Губернатором Челябинской области 09.07.2004, вступает в силу со дня официального опубликования (статья 18 данного документа) опубликован "Ведомости Законодательного Собрания Челябинской области", 2004, выпуск № 5, (июнь), "Южноуральская панорама", от 17.07.2004 (спецвыпуск) Муниципальное образование Сосновский район наделено статусом Сосновского муниципального района с административным центром в селе Долгодеревенском, объединяющего в составе, в т.ч. и Кременкульское сельское поселение; установлены границы Сосновского муниципального района, в приложениях 1, 2 описаны границы района и приведена схема границ района (ст. 1); образовано Кременкульское сельское поселение с административным центром в селе Кременкуль, установлены границы Кременкульского сельского поселения, в приложениях 15, 16 описаны границы поселения и приведена схема границ поселения (ст. 8).
15.06.2005 решением № 33 Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области принят Устав Сосновского муниципального района (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 30 ноября 2005 г. № RU745220002005001, далее - Устав района 2005 г.).
В соответствии со ст. 1 Устава района 2005 г. Сосновский муниципальный район является муниципальным образованием, находится в границах Челябинской области (ч. 1). Муниципальное образование наделено статусом муниципального района Законом Челябинской области от 24 июня 2004 г. № 246-ЗО "О статусе и границах Сосновского муниципального района, городского и сельских поселений в его составе" (ч. 2).
Статья 15 Устава района 2005 г. устанавливает структуру органов местного самоуправления муниципального района, которую составляют 1) Собрание депутатов Сосновского муниципального района (далее - Собрание депутатов) - представительный орган муниципального района; 2) Глава Сосновского муниципального района (далее - Глава муниципального района) - высшее должностное лицо муниципального района; 3) Администрация Сосновского муниципального района (далее - администрация) - исполнительно-распорядительный орган муниципального района.
Собрание депутатов Сосновского муниципального района является постоянно действующим коллегиальным органом местного самоуправления.
Собрание депутатов Сосновского муниципального района обладает правами юридического лица, является муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Устава района).
Полномочия Собрания депутатов Сосновского муниципального района установлены в ст. 18 Устава района 2005 г. 2., в которой определено, что к полномочиям Собрания депутатов также относятся: утверждение схем территориального планирования муниципального района (п. 10 ч. 2); решение иных вопросов, отнесенных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Челябинской области, настоящим Уставом к полномочиям представительного органа муниципального района (п. 12 ч. 2).
21.03.2008 Губернатором Челябинской области издано Постановление № 74 о согласовании образования вновь возникшего населенного пункта на территории Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области и присвоении ему наименования "Вавиловец". Постановление вступает в силу со дня его подписания (п. 4) (л.д. 19 - 20 т. 2).
27.03.2008 Законодательным Собранием Челябинской области издано Постановление № 1054 о регистрации и одобрении наименования географического объекта, вновь возникшего населенного пункта - поселка Вавиловец Кременкульского сельсовета Сосновского района (л.д. 17 т. 2). Постановление опубликовано в газете "Южноуральская панорама" № 64 от 08.04.2008 (л.д. 18 т. 2).
01.01.2009 со ссылкой на п. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" между муниципальным образованием Кременкульское сельское поселение Сосновского района и муниципальным образованием Сосновский муниципальный район подписано соглашение о передаче полномочий в области градостроительной деятельности. В соответствии с указанным соглашением орган местного самоуправления поселения передает, а соответствующие органы местного самоуправления муниципального района принимают на себя осуществление полномочий в области градостроительной деятельности, предусмотренных пп. 20 п. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ и п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, в т.ч. подготовка и утверждение документов территориального планирования - генеральных планов поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения, утверждение правил землепользования и застройки поселения, утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории (п. 2). Указанным соглашением определено, что осуществление муниципальным районом полномочий, передаваемых в соответствии с соглашением, финансируется за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет района, определен размер таких субвенций (п. 5). Соглашение заключено сроком на 3 года, вступает в силу с 01.01.2009, действует до 03.08.2011 включительно, предусмотрен порядок пролонгации соглашения (п. 8, л.д. 142 - 143 т. 1).
06.08.2009 на основании п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ № 200-ФЗ от 04.12.2006 Управлением Росреестра по Челябинской области в ЕГРП сделана запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок категории земель - земли лесного фонда (ведение лесного хозяйства) площадью 125103853 кв. м, кадастровый номер 74-74-19/091/2009-429, адрес: Челябинская область, Сосновский район, Кременкульское участковое лесничество ОГУ "Шершневское лесничество", в т.ч. квартал 75 выделы 1 - 38 (л.д. 81 т. 1).
16.12.2009 Собранием депутатов Сосновского муниципального района со ссылкой на Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 27.03.2008 № 1054 "О регистрации и одобрении наименования географического объекта, вновь возникшего населенного пункта - поселка Вавиловец Кременкульского сельсовета Сосновского района", Постановление Губернатора Челябинской области от 21.03.2008 № 74 "О согласовании образования вновь возникшего населенного пункта на территории Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района и присвоении ему наименования "Вавиловец", ст. ст. 8, 24 Градостроительного кодекса РФ принято решение № 931 об утверждении проектируемой границы населенного пункта поселка Вавиловец согласно приложений: плана (схемы) границ поселка Вавиловец (приложение 1), списка координат границ пос. Вавиловец (приложение 2), текстового описания границ пос. Вавиловец (приложение 3), списка кадастровых номеров земельных участков в границах пос. Вавиловец (приложение 4). Одновременно указанным решением установлено считать земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в проектируемых границах населенного пункта пос. Вавиловец считать "землями населенных пунктов" (л.д. 8 - 21 т. 1).
Решение от 16.12.2009 № 931 опубликовано в информационном бюллетене "Сосновская нива" № 21 от 25.12.2010 без приложений (л.д. 134 - 135 т. 1).
Из лесохозяйственного регламента ОГУ "Шершневское лесничество", составленного филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" следует, что в состав Кременкульского участкового лесничества входят кварталы 1 - 167 общей площадью 18608 га, при этом в пределах квартала 75 имеются леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах (л.д. 59 - 62 т. 1).
21.01.2010 на основании п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ № 200-ФЗ от 04.12.2006 Управлением Росреестра по Челябинской области в ЕГРП сделана запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок категории земель - земли лесного фонда (ведение лесного хозяйства) площадью 124722103 кв. м, кадастровый номер 74-74-19/060/2009-382, адрес: Челябинская область, Сосновский район, Кременкульское участковое лесничество ОГУ "Шершневское лесничество", в т.ч. квартал 75 выделы 1 - 38, что подтверждается свидетельством 74 АГ 076581 (л.д. 58 т. 1).
21.01.2010 Кооперативом "Г" на основании задания заказчика - администрации района по результатам землеустроительных работ составлена карта (план) границ населенного пункта п. Вавиловец (л.д. 40 - 48 т. 1).
21.01.2010 письмом исх. № 152 Администрация Сосновского района направила в адрес Управления Росреестра по Челябинской области карту (план) границы населенного пункта п. Вавиловец и просила в порядке информационного взаимодействия внести в ГКН сведения о территориальной зоне границ населенного пункта п. Вавиловец (л.д. 23 т. 1).
19.02.2010 Управление Росреестра по Челябинской области на основании письма администрации № 152 и карты (плана) п. Вавиловец приняло решение № Ф36.08/10-91 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенного пункта со ссылкой на включение участков лесного фонда в границы п. Вавиловец МО Кременкульского сельского поселения с нарушением соответствующей процедуры согласования и непредставление необходимых документов для внесения сведений о границе населенного пункта (л.д. 24 - 25 т. 1).
10.03.2010 администрация района письмом исх. № 235 просила Управление Росреестра по Челябинской области ускорить постановку на кадастровый учет границы населенного пункта пос. Вавиловец в рамках развития национального проекта "Доступное жилье" (л.д. 26 т. 1).
17.03.2010 письмом исх. № 220 ОГУ "Шершневское лесничество" сообщило Управлению Росреестра по Челябинской области о том, что в проектируемых границах п. Вавиловец Сосновского муниципального района расположены земли лесного фонда ОГУ "Шершневское лесничество" Кременкульское участковое лесничество в квартале 75, выдела 7, 24, 28, 33, 33, которые относятся к защитным лесам, категория защитности пустынные, полупустынные, лесостепные, лесотундровые зоны, принадлежат на праве собственности РФ (л.д. 29 - 30 т. 1).
17.03.2010 Управлением Росреестра по Челябинской области на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия 15.03.2010, принято решение № Ф 36.08/10-115 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенного пункта со ссылкой на включение участков лесного фонда в границы п. Вавиловец МО Кременкульского сельского поселения с нарушением соответствующей процедуры согласования и непредставление необходимых документов для внесения сведений о границе населенного пункта (л.д. 27 - 28 т. 1).
05.04.2010 Управление Росреестра по Челябинской области письмом исх. 11689 сообщило Прокурору Челябинской области о том, что в границы п. Вавиловец МО Кременкульского сельского поселения с нарушением соответствующей процедуры согласования включены участки лесного фонда, и просило рассмотреть вопрос о законности решения № 931 (л.д. 31 - 32 т. 1).
28.04.2010 прокурором района принесен протест на решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 16.12.2009 № 931 с требованием об отмене (л.д. 33 - 35 т. 1).
Письмом б\н и б\д Собрание депутатов протест прокурора отклонило со ссылкой на непредставление из ОГУ "Шершневское лесничество" сведений о земельных участках лесного фонда, входящих в границы п. Вавиловец с конкретными кадастровыми номерами и, как следствие, невозможность определения выделов 7, 24, 28, 33, 34, 35 в квартале 75 (л.д. 36 - 37 т. 1).
27.05.2010 Управлением Росреестра по Челябинской области на основании рассмотрения документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия от 13.05.2010, принято решение № Ф19.06/10-55 о приостановлении внесения кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия со ссылкой на устранение не всех нарушений, указанных в решении об отказе во внесении в ГКН сведений о границе населенного пункта от 17.03.2010, а именно: не представлено текстовое и графическое описание границы, подтверждающее исключение из границ населенного пункта п. Вавиловец земель лесного фонда, либо сведения о соответствующей процедуре согласования по включению участков лесного фонда в границу населенного пункта (л.д. 38 - 39 т. 1).
10.06.2010 администрация района письмом исх. № 2225 обратилась к Главному управлению лесами с заявлением о согласовании границ населенных пунктов, в т.ч. п. Вавиловец, со ссылкой на исполнение решения № 19.06/10-55, принятого Управлением Росреестра по Челябинской области, исключение земель лесного фонда из границ п. Вавиловец с приложением схемы границ населенных пунктов (л.д. 76 - 77 т. 1).
Из выкопировки из планшета ОГУ "Шершневское лесничество" Кременкульское участковое лесничество следует, что в границах п. Вавиловец расположены земли лесного фонда квартала 75 выделы 24, 28, 33, 34, 35 (л.д. 80 т. 1).
12.01.2011 на основании запроса управления лесами Управлением Росреестра представлена выписка из ЕГРП, из которой следует, что в ЕГРП имеется запись о регистрации права собственности РФ на лесной участок, назначение объекта - земли лесного фонда - ведение лесного хозяйства площадью 124722103 кв. м, кадастровый номер 74-74-19/060/2009-382, местоположение: Сосновский район, Кременкульское участковое лесничество ОГУ "Шершневское лесничество", в т.ч. квартал 75 (выделы 1 - 38) (л.д. 108 т. 1).
Полагая, что решение Собрания депутатов от 16.12.2009 № 931 в части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы РФ, прокурор обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействующим в части.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 52, ч. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ч. 3 ст. 52 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон 131-ФЗ) для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:
муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;
муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;


Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (ст. 7 Лесного кодекса РФ).
При этом, в силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ 2006 г. лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ч. 2 ст. 69 ЛК РФ 2006 г.).
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки (ч. 1 ст. 23 ЛК РФ 2006 г.). Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков (ч. 2 ст. 23 ЛК РФ).
Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 3 ст. 23 ЛК РФ).
При этом, в силу ч. 5 ст. 23 ЛК РФ количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что в состав границ поселка Вавиловец, утвержденные оспариваемым решением, вошли и земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности (л.д. 24 - 25, 27 - 28, 209 - 30, 31 - 32, 38 - 39, 58, 59 - 62, 76 - 77, 80, 81, 107 т. 1, 21 - 22 т. 2). Право РФ на указанные земли никем не оспорено, не признано недействительным, доказательств обратного суду не представлено.
Следовательно, довод Собрания депутатов и Администрации района о недоказанности включения земель лесного фонда в границы населенного пункта, подлежит отклонению, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку оспариваемым актом утверждены границы населенного пункта, а в его границы вошли земли лесного фонда, то в силу вышеприведенных положений Земельного кодекса РФ, Закона о переводе земель, должна была быть соблюдена соответствующая процедура перевода земель. Доказательств ее соблюдения суду не представлено, материалы дела не содержат.
Таким образом, по мнению суда, фактически оспариваемым актом произведен перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов без соблюдения соответствующей процедуры.
Доказательств наличия полномочий на принятие такого решения суду не представлено, материалы дела не содержат.
Следовательно, оспариваемый в части акт не соответствует Земельному кодексу РФ и Закону о переводе земель, издан с превышением соответствующих полномочий.
Ссылка Собрания депутатов и Администрации района на то обстоятельство, что границы поселка Вавиловец установлены в пределах Кременкульского сельского поселения, не может быть принята во внимание, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что Кременкульское сельское поселение является муниципальным образованием, а поселок Вавиловец - населенным пунктом (географическим объектом), действующее законодательство связывает факт перевода земель из одной категории в другую именно с установлением границ населенного пункта, а не с установлением границ муниципального образования.
Указанный вывод сделан судом на основе совокупного анализа вышеприведенных положений Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ и Закона о переводе земель.
Кроме того, Собранием депутатов и Администрацией района не представлено доказательств того, что земли лесного фонда, принадлежащие РФ на праве собственности, вошедшие в состав населенного пункта Вавиловец, в период установления границ Кременкульского сельсовета, муниципального образования Кременкульское сельское поселения в силу закона (либо иных оснований) относились к землям населенных пунктов.
Напротив, исходя из совокупного анализа норм, содержащихся в Лесном кодексе РСФСР 1978, 1987 гг., Основ лесного законодательства РФ, Лесного кодекса РФ 1997 г., Земельного кодекса РСФСР, можно сделать вывод о том, что и на момент установления границ Кременкульского сельсовета и муниципального образования Кременкульское сельское поселения, спорные земельные участки относились к собственности РФ.
Ссылка Собрания депутатов и Администрации района на то, что поселок был образован актами Губернатора и Законодательного Собрания не может быть принята во внимание, поскольку указанные акты не устанавливают границ поселения.
Ссылка Собрания депутатов и Администрации района на возможность применения к спорным правоотношениям ст. 15 Закона о переводе земель, предусматривающей порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель до разграничения государственной собственности на землю не применима, поскольку судом установлено и подтверждено материалами дела, что на момент издания оспариваемого акта в отношении земель лесного фонда государственная собственность на землю была разграничена, а право собственности РФ на такие участки было зарегистрировано (л.д. 108 т. 1).
Ссылка заявителя на несоответствие оспариваемого акта требованиям Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее - Положение о согласовании), утвержденного Постановление Правительства РФ от 24.03.2007 № 178, не может быть принята во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Положения о согласовании данное Положение, разработанное в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, определяет порядок согласования проектов, в т.ч. схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (далее - проекты документов территориального планирования), а также состав и порядок деятельности согласительных комиссий при согласовании этих документов.
Пунктом 5 (пп. а) Положения о согласовании предусмотрено, что заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства (далее - уполномоченный орган в сфере градостроительства), в том числе в случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Часть 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
Доказательств того, что оспариваемым актом изменяются существующие либо предполагаются к изменению границы земель лесного фонда, принадлежащие РФ на праве собственности, суду не представлено, материалы дела не содержат. Следовательно, и оснований полагать, что требуется согласование в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, у суда не имеется.
В указанной части, по мнению суда, доводы заявителя не могут быть приняты во внимание, как не подтвержденные документально.
В соответствии со ст. 78 Закона 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно статьи 72 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организациях местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Оспариваемый в части акт нарушает права и законные интересы РФ, как собственника земель лесного фонда, поскольку фактически без согласования собственника осуществлен перевод земель из одной категории в другую, собственник был лишен возможности представить свои замечания, предложения относительно своих земель.
Исходя из положений ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что орган, принявший оспариваемый в части акт не доказал соответствие оспариваемого акта федеральному закону, наличие у органа местного самоуправления надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, имеющему большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемый акт может быть признан недействующим, имеется: он не соответствует ст. 15 Конституции РФ, Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", и нарушает права и законные интересы РФ, требования заявителя исходя из положений ст. ст. 192 - 195 АПК РФ подлежат удовлетворению.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается для организаций в размере 2000 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку заявитель и заинтересованное лицо в силу ст. 333.37 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, оснований для ее взыскания не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования Прокурора Челябинской области удовлетворить.
Признать недействующим решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 16.12.2009 № 931 "Об утверждении границ населенного пункта п. "Вавиловец" в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: выделы 24, 28, 33, 34, 35 квартала 75 ОГУ "Шершневское лесничество", принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, как не соответствующим ст. 15 Конституции РФ, Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Л.В.ЗАБУТЫРИНА

Судьи:
А.Г.ГУСЕВ
И.В.КОСТЫЛЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.02.2011 по делу № А76-19153/2010
<О признании недействующим решения Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 16.12.2009 № 931 "Об утверждении границ населенного пункта п. "Вавиловец" в части включения в границы населенного пункта участков лесного фонда: выделы 24, 28, 33, 34, 35 квартала 75 ОГУ "Шершневское лесничество", принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, как не соответствующим ст. 15 Конституции РФ, Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru