Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2010 г. по делу № А12-16886/2010

Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего:
судьи Романова С.П.,
судей: Кулик И.В., Пономаревой Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Серовой О.Л.
рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "Техпромсервис"
к администрации Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области
третьи лица: 1) муниципальное унитарное предприятие "Светлоярское"
2) Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области
3) прокуратура Волгоградской области
об оспаривании нормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Х.И., доверенность от 07.05.2010 г.
от ответчика - С.Г., доверенность от 11.01.2010 г.
от третьих лиц - 1) извещен, не явился
2) извещен, не явился
3) С.А., удостоверение <...>
Общество с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" (далее - ООО "Техпромсервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - постановления администрации Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 18.05.2010 г. № 68 "Об утверждении тарифов на услуги по отоплению и горячему водоснабжению, оказываемые населению Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района".

В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла решения, имеется в виду ", что оспариваемое постановление принято с нарушением полномочий,".

В обоснование требований заявитель указал на то, что оспариваемое постановление с нарушением полномочий, установленных ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Постановлением УРТ Администрации Волгоградской обл. от 30.04.2010 № 11/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Светлоярское" Светлоярского муниципального района Волгоградской области с 05.05.2010 г. установлен тариф на тепловую энергию в горячей воде в размере 538,21 руб. за 1 Гкал.
Согласно материалов дела, 01.01.2010 г. ООО "Техпромсервис" (заказчик) и муниципальное унитарное предприятие "Светлоярское" (энергоснабжающая организация) заключили договор № 34 энергоснабжения тепловой энергией, п. 6.2 которого тариф по оплате энергии составляет 636,43 руб. за 1 Гкал.
По утверждению заявителя, указанный тариф установлен оспариваемым постановлением.
Учитывая это, тариф, установленный оспариваемым постановлением, принят с нарушением перечисленных норм законодательства, а покупка энергии по завышенной цене влечет для общества убытки, заявитель просит признать его недействующим.
В дополнение к жалобе, в представленном 30.09.2010 г. в суд заявлении общество указало на ничтожность п.п. "а" п. 6.2 договора, а также нарушение его прав оспариваемым постановлением с 01.07.2010 г., то есть с даты его публикации, по 31.08.2010 г., поскольку в указанный период заявитель применял тариф 618,94 руб. за 1 Гкал.
Определениями арбитражного суда от 24.08.2010 г., 09.09.2010 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное унитарное предприятие "Светлоярское", Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, прокуратура Волгоградской области.
Представитель ответчика - администрации Светлоярского городского поселения, не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Муниципальное унитарное предприятие "Светлоярское" в судебное заседание представителя не направило, в представленном в суд отзыве указало на правомерность заявленных требований
Из отзыва, представленного Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области следует, что оспариваемое постановление принято администрацией с превышением предоставленных ей полномочий.
Прокуратура Волгоградской области просит отказать в удовлетворении иска в связи с тем, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав, что, в соответствии со ст. 192 АПК РФ, являлось бы основанием для признания его недействующим.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон и заинтересованных лиц, арбитражный суд

установил:

Как следует из материалов дела, 01.01.2010 г. между ООО "Техпромсервис" (заказчик) и муниципальным унитарным предприятием "Светлоярское" (энергоснабжающая организация) заключен договор № 34 энергоснабжения тепловой энергией сроком действия с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г.
Пунктом п. 6.2 договора стороны установили тариф по оплате тепловой энергии, который составил 636,43 руб. за 1 Гкал.
Постановлением УРТ Администрации Волгоградской области от 30.04.2010 № 11/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Светлоярское" Светлоярского муниципального района Волгоградской области" с 05.05.2010 г. для МУП "Светлоярское" установлен тариф на тепловую энергию в горячей воде в размере 538,21 руб. за 1 Гкал.
Постановлением администрации Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 18.05.2010 г. № 68 "Об утверждении тарифов на услуги по отоплению и горячему водоснабжению, оказываемые населению Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района" были утверждены тарифы для населения (635,09 руб./Гкал. (с НДС), бюджетных организаций (592,0 руб./Гкал. (без НДС), прочих (не бюджетных) организаций (618,94 руб./Гкал. (с НДС).
Указанное постановление опубликовано в газете "Восход" от 22.05.2010 г., № 79-80.
Постановлением администрации Светлоярского городского поселения № 78 от 04.06.2010 г. "О внесении изменений в постановление "Об утверждении тарифов на услуги по отоплению и горячему водоснабжению, оказываемые населению Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района" внесены изменения в части размера тарифов.
Впоследствии, постановлениями № 105 от 25.08.2010 г. и № 105-А от 25.08.2010 г. было отменено постановление № 78 от 04.06.2010 г., а в п. 1 постановления от 18.05.2010 г. № 68 внесены изменения, в соответствии с которыми тарифы на отопление установлены только для населения.
В соответствии со ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 15 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон № 41-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Как предусмотрено частью 6 статьи 6 Закона № 41-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Пунктом 1.1 Положения об Управлении по региональным тарифам, утвержденном постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.09.2008 № 1308 установлено, что Управление является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 2.1 названного Положения управление по региональным тарифам устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
Полномочия по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию органам местного самоуправления не передавались.
Таким образом, из материалов дела следует, что оспариваемое постановление вынесено органом местного самоуправления с нарушением требований, установленных частью 4 статьи 2, частью 6 статьи 6 Закона № 41-ФЗ, п. 1.1 Положения об Управлении по региональным тарифам, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.09.2008 № 1308.
Вместе с тем, при рассмотрении дела учтено следующее.
Согласно условий договора энергоснабжения № 34 от 01.01.2010 г., заключенного между ООО "Техпромсервис" (заказчик) и муниципальным унитарным предприятием "Светлоярское" (энергоснабжающая организация), стороны пунктом 6.2 установили тариф по оплате тепловой энергии в размере 636,43 руб. за 1 Гкал.
В соответствии с пунктом 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Во исполнение указанных требований пунктом 1.6 договора стороны приняли на себя обязательства руководствоваться при отпуске тепловой энергии нормами гражданского законодательства, Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", другими нормативными актами и условиями настоящего договора.
В связи с этим, пунктом 5.2 установлено, что в случае изменения уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, цена договора подлежит изменению соответственно произошедшему изменению тарифов. При этом, соответствующие изменения в договор считаются внесенными с момента вступления в силу новых тарифов на тепловую энергию в течение срока действия настоящего договора.
Таким образом, с 05.05.2010 г., то есть с момента публикации и вступления в силу постановления УРТ Администрации Волгоградской области от 30.04.2010 № 11/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Светлоярское" Светлоярского муниципального района Волгоградской области" заявитель жалобы и МУП "Светлоярское" в соответствии с нормами действующего законодательства и пунктами 1.6, 5.2 договора обязаны были применять установленный органом исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования тариф на тепловую энергию в горячей воде в размере 538,21 руб. за 1 Гкал.
Сведений о наличии каких-либо разногласий по вопросу применения указанного тарифа, в том числе, возникших в связи с публикацией постановления УРТ Администрации Волгоградской области от 30.04.2010 № 11/2 и постановления от 18.05.2010 г. № 68 и разрешаемых в судебном или ином установленном законом порядке, заявитель не представил.
Не представлены сторонами и сведения о невозможности применения в ходе исполнения договора положений пунктов 1.6, 5.2 договора, а также об оплате тепловой энергии после 05.05.2010 г. по тарифу, установленному оспариваемым постановлением, либо п. 6.2 договора.
Кроме того, применение сторонами тарифа, установленного п. 6.2 договора не свидетельствует о нарушении прав заявителя, поскольку он добровольно принял на себя такие обязательства, как при заключении договора, так и после установления тарифа уполномоченным органом и не воспользовался правом, предоставленным ему законом.
Постановление УРТ Администрации Волгоградской области от 30.04.2010 № 11/2, действующее на момент рассмотрения жалобы судом, было опубликовано и подлежало применению до даты публикации оспариваемого постановления, то есть до 22.05.2010 г.
При этом суд учитывает, что оплата поставленной энергии по тарифу, установленному п. 6.2 договора и оспариваемым постановлением, с учетом тарифа, установленного уполномоченным органом, являлась правом, а не обязанностью заявителя.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что в нарушение статьи 65 АПК РФ заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом этого, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Техпромсервис" о признании недействующим нормативного правового акта - постановления администрации Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 18.05.2010 г. № 68 "Об утверждении тарифов на услуги по отоплению водоснабжению, оказываемые населению Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района", отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий судья
С.П.РОМАНОВ

Судьи
И.В.КУЛИК
Е.В.ПОНОМАРЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 15.11.2010 по делу № А12-16886/2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области от 18.05.2010 № 68 "Об утверждении тарифов на услуги по отоплению и горячему водоснабжению, оказываемые населению Светлоярского городского поселения Светлоярского муниципального района">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru