ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
РЕШЕНИЕ
по делу № 08-108-135
17 декабря 2010 года
Резолютивная часть решения оглашена 10.12.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 17.12.2010 г.
Комиссия УФАС по Республике Калмыкия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Сангаджиева М.В. - руководитель Управления;
Овшиева Н.В. - член комиссии, старший государственный инспектор УФАС по Республике Калмыкия;
Дорджиев Б.М. - член комиссии, государственный инспектор УФАС по Республике Калмыкия,
рассмотрев дело № 08-108-135, возбужденное по признакам нарушения ОАО "Энергия" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением посредством нарушения пункта 11 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, результатом которого является ущемление интересов Очаева О.В.,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия 19.11.2010 г. поступило заявление Очаева О.В. от 08.11.2010 г., переданное Региональной службой по тарифам Республики Калмыкия (исх. № 12/881 от 13.11.2010 г.) в котором указывалась следующее.
23.09.2010 г. Очаев О.В. обратился в ОАО "Энергия" с заявлением о технологическом присоединении к энергопринимающим устройствам по адресу: г. Элиста, ул. Ленина, 105.
При обращении в ОАО "Энергия" ему было сообщено о необходимости получения документов в Архитектурно-планировочном бюро и предоставлении их дополнительно к заявлению. Очаев О.В. не согласен с требованием ОАО "Энергия" о предоставлении дополнительных к поданному заявлению справок, проектов и других документов, влекущих дополнительные финансовые расходы и просит дать разъяснения по правомочности действий ОАО "Энергия".
Приказом № 185 от 25.11.2010 г. было возбуждено дело № 08-108-135 по признакам нарушения ОАО "Энергия" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением посредством нарушения пункта 11 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, результатом которого является ущемление интересов Очаева О.В.
Определением о назначении дела к рассмотрению от 25.11.2010 г. дело № 08-108-135 было назначено на 30.11.2010 г.
30.11.2010 г. на рассмотрении дела представитель ОАО "Энергия" Баева Б.В. устно пояснила следующее: "Первоначально поступило заявление от Очаева О.В. о том, что он оплатил 550 руб. и просит осуществить технологическое присоединение. К заявлению он приложил копию свидетельства о государственной регистрации права и копию квитанции. ОАО "Энергия" не может принять оплату пока не будет договора на технологическое присоединение. Оплата производиться после подписания этого договора. Для заключения договора с заявителем нам нужно было предоставить дополнительную информацию о мощности энергопринимающих устройств и план расположения энергопринимающих устройств. Без этих документов мы не можем разработать технические условия и заключить договор".
Также на обозрение Комиссии ОАО "Энергия" предоставило письменный ответ от 27.09.2010 г. исх. № 685 "а" на заявление Очаева О.В. о технологическом присоединении к энергопринимающим устройствам от 23.09.2010 г., в котором указывалось следующее.
В поданной заявке отсутствуют сведения, предусмотренные пп. "г" п. 9 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 - максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики. Также не приложены документы, предусмотренные подпунктами "а" и "в" п. 10 вышеназванных Правил - план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям, сетевой организации, а также перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики.
На основании вышеизложенного, предлагаем Вам предоставить недостающие сведения и документы. После получения недостающих сведений и документов ОАО "Энергия" в сроки, установленные Правилами, направит проект договора технологического присоединения.
На рассмотрении дела было установлено, что Очаев О.В. 12.11.2010. г. повторно обратился в ОАО "Энергия" с заявлением о технологическом подключении, к которому приложил квитанцию об оплате за присоединение. В своем заявление Очаев О.В. указал на то, что перечень документов, требуемых ОАО "Энергия" дополнительно к заявлению не предусмотрен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861.
Предоставлен ответ ОАО "Энергия" от 15.11.2010 г. исх. № 879 на заявление Очаева О.В. от 12.11.2010 г. по содержанию аналогичный ответу от 27.09.2010 г. исх. № 685 "а".
Комиссия, рассмотрев предоставленные копии документов и заслушав объяснения лиц, приняла решение об отложении рассмотрения дела № 08-108-135 на 08.12.2010 г., в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации.
08.12.2010 г. в УФАС по РК на рассмотренное дело поступило письменное объяснение ОАО "Энергия" исх. № 962 следующего содержания.
Очаев О.В. подал заявку от 23.09,2010 г. об осуществлении технологического присоединения к сетям ОАО "Энергия". Письмом от 27.09.2010 г. исх. № 685 "а" Очаеву О.В. сообщено о необходимости предоставления сведения и документов, предусмотренных п. 9 и п. 10 Правил. Очаев О.В. сообщил, что необходимые документы будут предоставлены в течение одного месяца. Однако заявлением от 08.11.2010 г. Очаев О.В. потребовал в течение двух месяцев провести мероприятия по технологическому присоединению, не предоставив необходимых сведений и документов.
В связи, с чем на основании абз. 3 п. 15 Правил ОАО "Энергия" уведомило Очаева О.В. об отсутствии указанных сведений письмом исх. № 879 от 15.11.2010 г.
Комиссия, рассмотрев предоставленные документы и заслушав объяснения лиц, приняла решение об объявлении перерыва до 10.12.2010 г. до 16 часов 00 минут.
10.12.2010 г. исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
23.09.2О10 г. Очаев О.В. обратился в ОАО "Энергия" для технологического присоединения по в адресу: г. Элиста, ул. Ленина, 105. К заявлению было приложено копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок и копия квитанции об оплате за технологическое присоединение в размере 550 руб.
27.09.2010 г. ОАО "Энергия" направило ответ исх. № 685 "а" на заявление Очаева О.В. от 23.09.2010 г. об отсутствии в заявлении сведений, предусмотренных п.п. "г" п. 9 Правил - максимальная мощность энергопринимающих устройств и их технические характеристики, и об отсутствии документов, предусмотренных п.п. "а" и "в" п. 10 Правил - план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации, а также перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики.
ОАО "Энергия" предложило предоставить недостающие сведения и документы для направления проекта договора технологического присоединения.
12.11.2010 г. Очаев О.В. повторно обратился в ОАО "Энергия" с заявлением о технологическом подключении, к которому приложил квитанцию об оплате за присоединение и копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок. В своем заявление Очаев О.В. указал на то, что перечень документов, требуемых ОАО "Энергия" дополнительно к заявлению не предусмотрен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861.
ОАО "Энергия" 15.11.2010 г. направило ответ исх. № 879 на заявление Очаева О.В. от 12.11.2010 г. по содержанию аналогичное ответу от 27.09.2010 г. исх. № 685 "а".
Пункт 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 устанавливают следующую последовательность процедуры технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом
б) заключение договора
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
В соответствии с п. 10 Правил к заявке прилагаются следующие документы:
a) план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
б) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя:
в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;
г) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты, заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства;
д) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя.
В п. 14 Правил в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, указаны:
- фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- место жительства заявителя;
- максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя,
наименование и место нахождения энергопринимающих устройству которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
- сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям).
Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами (п. 11 Правил).
ОАО "Энергия" письменно требовало от Очаева О.В. предоставления технических характеристик энергопринимающих устройств предусмотренных п.п. "г" п. 9 Правил.
Однако в п. 9 Правил указано, что данный пункт не распространяется на физических лиц, подавших заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт.
Таким образом, ОАО "Энергия" требовало предоставления сведений, не предусмотренных Правилами, что нарушает п. 11 Правил.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ ОАО "Энергия" оказывающее услуги по передаче электрической энергии является субъектом естественной монополии и соответственно занимает доминирующее положение (ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 135 "О защите конкуренции").
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, ОАО "Энергия" нарушило ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", злоупотребив своим доминирующим положением, выразившееся посредством нарушения пункта 11. Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, результатом которого является ущемление интересов Очаева О.В.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО "Энергия" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся посредством нарушения пункта 11 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, результатом которого является ущемление интересов Очаева О.В.
2. Выдать ОАО "Энергия" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
М.САНГАДЖИЕВА
Члены Комиссии
Н.ОВШИЕВА
Б.ДОРДЖИЕВ
ПРЕДПИСАНИЕ
ПО ДЕЛУ № 08-108-135
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Председатель Комиссии - Сангаджиева М.В. - руководитель Управления;
Овшиева Н.В. - член комиссии, старший государственный инспектор УФАС по Республике Калмыкия;
Дорджиев Б.М. - член комиссии, государственный инспектор УФАС по Республике Калмыкия,
на основании своего решения от 13.12.2010 г. по делу № 08-108-135 о нарушении ОАО "Энергия" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением посредством нарушения пункта 11 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, результатом которого является ущемление интересов Очаева О.В.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО "Энергия" прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно не требовать представления сведений и документов к заявке о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, соблюдать порядок рассмотрения данных заявок, установленный вышеуказанными Правилами.
2. ОАО "Энергия" в дальнейшем не допускать нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правил), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.
Председатель Комиссии
М.САНГАДЖИЕВА
Члены Комиссии
Н.ОВШИЕВА
Б.ДОРДЖИЕВ