Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Псковская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 2010 г. по делу № А52-2647/2010

Резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 3 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Лебедева А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Швецовой С.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла"
к Администрации Псковской области
о признании недействительным распоряжения от 25.03.2010 № 71-р,
при участии в заседании:
от заявителя: Ш. - представитель, доверенность от 29.05.2009 № 03;
от ответчика: Н. - начальник отдела правовой экспертизы проектов актов государственно-правового комитета, доверенность от 05.02.2010 № МЖ-6-356.
Общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла" (далее ООО АН "Четыре угла", Общество) обратилось с заявлением о признании незаконными решения Администрации Псковской области (далее - Администрация) в виде распоряжения от 25 марта 2010 № 71-р об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта строительства (АЗС).
Заявлением от 27.10.2010 Общество письменно уточнило свое требование и просит признать недействительным распоряжение Администрации Псковской области от 25.03.2010 № 71-р "Об отказе ООО АН "Четыре угла" в размещении автозаправочной станции".
Уточнение требования принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и письменных объяснениях по делу.
Представитель ответчика в судебном заседании требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд

установил:

12.05.2008 Общество обратилось в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям с заявлением NР-4УШ82 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - автозаправочной станции в городе Пскове по улице Л.Поземского.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 06.11.2008 по делу № А52-3322/2008 на Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям возложена обязанность выполнить находящиеся в его компетенции необходимые действия по предоставлению ООО АН "Четыре угла" по его заявлению земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
25.03.2010 Администрация своим распоряжением № 71-р отказала Обществу в размещении автозаправочной станции на земельном участке с местоположением в городе Пскове по улице Л.Поземского, указанном в заявлении от 12.05.2008 NР-4УШ82.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 29.03.2010 по делу N А52-7028/2009 Обществу отказано в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Администрации Псковской области, выразившегося в непринятии решения по заявлению ООО АН "Четыре угла".
Не согласившись с указанным распоряжением Администрации, Общество обратилось в суд и просит (с учетом уточнения требования) признать недействительным распоряжение Администрации Псковской области от 25.03.2010 № 71-р "Об отказе ООО АН "Четыре угла" в размещении автозаправочной станции".
Общество считает данный отказ незаконным, нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности. Полагает, что ссылка ответчика на Генеральный план муниципального образования "Город Псков" несостоятельна, поскольку данный документ носит общий характер и в рассматриваемом случае должны применяться положения Правил землепользования и застройки города Пскова на основе правового зонирования территорий (утверждены постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2003 № 112), которые позволяют строить АЗС на спорном участке. Считает, что несоблюдение санитарных норм, в случае предоставления участка для строительства АЗС, не будет иметь место, поскольку ответчиком неправильно применены положения СанПиН. Не могут, по мнению заявителя, являться основанием для отказа и действия Администрации города Пскова по неосуществлению выбора земельного участка, на которые ссылается ответчик в своем дополнении к отзыву (л.д. 88), поскольку Комитет по имущественным отношениям Администрации Псковской области все же внес проект оспариваемого распоряжения в Администрацию Псковской области.
Ответчик считает обжалуемый отказ законным, не нарушающим прав заявителя. Представитель ответчика пояснил, что причин для отказа было три. Во-первых, Генеральным планом муниципального образования "Город Псков" не предусмотрено размещение АЗС на испрашиваемом земельным участке. Во-вторых, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для строительства АЗС ввиду невозможности соблюдения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относительно санитарной зоны. В-третьих, Администрация города Пскова не обеспечила по запросу Комитета по имущественным отношениям Администрации Псковской области выбор земельного участка в соответствии с положениями части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Генеральный план муниципального образования "Город Псков" (далее - Генеральный план) утвержден решением Псковской городской Думы от 19.02.2010 № 1125 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Город Псков" (л.д. 30). Данное решение вступает в силу с момента официального опубликования (пункт 4 вышеназванного решения).
В соответствии с пунктом 1 решения Псковской городской Думы от 27.12.2005 № 338 "Об определении газеты - печатного средства массовой информации - официальным изданием для публикации нормативных правовых актов и официальной информации органов и должностных лиц местного самоуправления в городе Пскове", газета "Псковская правда" является официальным изданием для публикации нормативных правовых актов и официальной информации органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в городе Пскове.
Как видно из материалов дела (л.д. 30) вышеназванное решение Псковской городской Думы об утверждении Генерального плана опубликовано в газете "Псковская правда" от 23.04.2010 № 88-89 (24501-24502). Таким образом, на дату принятия оспариваемого распоряжения (25.03.2010) Генеральный план не имел юридической силы, и его положения не подлежали применению при подготовке оспариваемого распоряжения. Соответственно, судом не принимается ссылка ответчика на несоответствие, на дату принятия спорного распоряжения целей использования испрашиваемого земельного участка, положениям Генерального плана.
Судом также не принимается довод ответчика о том, что Администрация города Пскова не обеспечила по запросу Комитета по имущественным отношениям Администрации Псковской области выбор земельного участка в соответствии с положениями части 2 статьи 31 ЗК РФ. Поскольку, как следует из текста оспариваемого распоряжения, в его основу положены доводы Управления строительства и архитектуры Администрации города Пскова, изложенные в ответах на запросы Комитета по имущественным отношениям (л.д. 89 - 90). Таким образом, принимая к рассмотрению соответствующий проект оспариваемого распоряжения без приложенного к нему акта о выборе земельного участка, Администрация фактически согласилась с невозможностью осуществления данного выбора по приведенным основаниям, и не возвратила проект на доработку. Следовательно, отсутствие акта выбора земельного участка не может, в рассматриваемом случае, являться самостоятельным основанием для отказа в предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Как установлено судом и подтверждается представителями сторон в судебном заседании, спорный земельный участок испрашивается Обществом для строительства автозаправочной станции (далее - АЗС).
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденного постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами
В соответствии с пунктом 7.1.12 вышеназванного СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для АЗС предусмотрено установление санитарно-защитной зоны размером 100 метров.
Из материалов дела (л.д. 27 - 28, 72, 76 - 83) следует, что рядом с испрашиваемым Обществом земельным участком расположен участок с КН 60:27:11 01 17:10, сформированный для строительства группы жилых домов (л.д. 53 - 54) и предоставленный в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Евробилд" с этой же целью по договору аренды от 18.01.2008, сроком на 4 года.
Управление по градостроительной деятельности Администрации города Пскова в своем письме от 09.03.2010 № 372 (л.д. 27) указало, что в случае формирования земельного участка в указанных границах, часть земельного участка с кадастровым номером 60:27:11 01 17:10, предоставленного под жилую застройку, будет располагаться в санитарно-защитной зоне от планируемой АЗС, что не позволит использовать его по назначению. К указанному письму приложена топографическая основа масштаба 1:2000 с обозначенными границами испрашиваемого земельного участка и земельного участка с КН 60:27:11 01 17:10 (л.д. 28).
Таким образом, на дату издания оспариваемого распоряжения ответчик располагал информацией о невозможности соблюдения санитарных правил при предварительном согласовании места размещения объекта, выборе и предоставлении спорного земельного участка для строительства АЗС, как это предписывает статья 12 вышеназванного закона.
Доводы заявителя о том, что данное обстоятельство было предметом рассмотрения суда по делу № А52-3322/2008, не принимаются судом ввиду их несостоятельности. В указанном деле рассматривался вопрос соблюдения санитарных норм исключительно с учетом водоохраной зоны ручья, в то время как вопрос соблюдения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по отношению к земельному участку с КН 60:27:11 01 17:10 судом не рассматривался (л.д. 8 - 9).
Не принимается судом и довод Общества о том, что в соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 данные санитарные правила не подлежат применению поскольку отсутствуют построенный объект - АЗС (от которого следует считать санитарно-защитную зону) и построенные на земельном участке с КН 60:27:11 01 17:10 жилые дома (до которых следует считать санитарно-защитную зону). Как уже было указано выше, земельный участок с КН 60:27:11 01 17:10 предоставлен в аренду для строительства группы жилых домов в 2008 году на 4 года. Таким образом, у арендатора на сегодняшний день есть право на осуществление строительства домов в любом месте предоставленного земельного участка с учетом соблюдения градостроительных норм и правил. Следовательно, предоставление Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства АЗС приведет к возникновению у арендатора смежного земельного участка новых (по сравнению с существовавшими на дату заключения договора аренды) ограничений по его использованию, связанных с соблюдением санитарно-защитной зоны АЗС. То есть, предоставление земельного участка Обществу отразится на правах и обязанностях лица, получившего право аренды смежного земельного участка в 2008 году, что является недопустимым, поскольку нарушает стабильность гражданского оборота и права Общества с ограниченной ответственностью "Евробилд", как застройщика.
Также суд учитывает, что в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Доводы заявителя о нарушении его прав оспариваемым распоряжением суд находит необоснованными по следующим причинам.
Целью обращения в суд заявителя является защита его экономических прав и интересов, в данном случае - защита права на получение земельного участка для строительства АЗС. Вместе с тем, на дату обращения в суд вступило в силу решение Псковской городской Думы от 19.02.2010 № 1125 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Город Псков".
В соответствии с Генеральным планом испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне Ж1 - зоне многоэтажной застройки (л.д. 27 - 29, 67 - 70). В свою очередь, жилые зоны (Ж1, Ж2, Ж3, Ж4) предназначены для размещений жилой усадебной или сблокированной односемейной индивидуальной застройки и застройки многоквартирными жилыми домами различных типов этажности. В жилых зонах разрешается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового обслуживания населения, гаражи, встроенные в жилые дома или отдельно стоящие, а также стоянки автомобильного транспорта (подпункт 7 пункта 3.1 части 1 Генерального плана).
Таким образом, Генеральным планом не предусмотрено строительство АЗС в жилой зоне, на территории которой находится испрашиваемый земельный участок.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), генеральный план относится к документам территориального планирования муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, пунктом 3 той же статьи установлено, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 10 статьи 24 ГрК РФ предусмотрено право любых заинтересованных лиц представить свои предложения по проекту генерального плана. Соответственно Общество, зная о подготовке Генерального плана должно было позаботиться о внесении своих предложений по отнесению спорного земельного участка к другой функциональной зоне (при их наличии) путем направления соответствующего обращения. Период времени для направления предложений для обсуждения проекта Генерального плана было установлено постановлением главы города Пскова от 03.04.2009 № 45 "О назначении публичных слушаний по проекту генерального плана муниципального образования "Город Псков" (опубликовано в газете "Псковская правда" 7 апреля 2009 года, а также размещено на сайте муниципального образования "Город Псков").
Таким образом, предоставление Обществу испрашиваемого земельного участка после вступления в силу Генерального плана не возможно, поскольку противоречит вышеназванным нормам ГрК РФ. Соответственно, на дату обращения в суд у Общества отсутствует законное право на получение испрашиваемого земельного участка, следовательно, отсутствует и нарушение законных прав Общества оспариваемым отказом Администрации.
Довод Общества, о том, что Генеральный план не подлежит применению в части, противоречащей Правилам землепользования и застройки города Пскова на основе правового зонирования территорий (утверждены постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2003 № 112), отклоняется судом, как несостоятельный. Исходя из положений статьи 26 ГрК РФ, Правила землепользования и застройки являются вторичным документом, разрабатываемым или приводимым в соответствие с Генеральным планом, а не наоборот.
Таким образом, оспариваемое распоряжение Администрации издано в соответствии с законодательством и не нарушает права заявителя.
Учитывая изложенное, суд считает, что в удовлетворении требований ООО АН "Четыре угла" следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине, уплаченной по делу, следует отнести на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла" о признании недействительным распоряжения Администрации Псковской области от 25.03.2010 № 71-р "Об отказе ООО АН "Четыре угла" в размещении автозаправочной станции", отказать.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья
А.А.ЛЕБЕДЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Псковской области от 03.11.2010 по делу № А52-2647/2010
Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка на территории города, зная о подготовке Генерального плана города, должно было позаботиться о внесении своих предложений по отнесению спорного земельного участка к другой функциональной зоне путем направления соответствующего обращения.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru