Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область

Постановлением ФАС Поволжского округа от 03.06.2008 по делу № А12-866/2008 данное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской обл.




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2008 г. по делу № А12-866/08-С19

Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Карпенко И.Е.
судей Наумовой М.Ю., Пономарева А.В.
при ведении протокола судебного заседания Карпенко И.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Волгоград-Автоэкспресс"
к Волгоградской городской Думе
третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, администрация г. Волгограда, департамент городского хозяйства Волгограда, Управление государственного автодорожного надзора по Волгоградской области, ГАИБДД г. Волгограда, Управление транспорта и коммуникаций Администрации Волгоградской области
о признании недействующим нормативного акта
при участии в заседании:
от заявителя - не явился
от ответчика - Х.М., по доверенности
от третьих лиц:
УФ АС - Б.В., по доверенности
администрация - З.Л., по доверенности
департамент - З.Е., по доверенности
ГАИБДД - А.В., по доверенности
Управление коммуникаций - З.И., по доверенности

установил:

ООО "Волгоград-Автоэкспресс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим в части нормативного акта - Правил организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа город-герой Волгоград (далее - Правила), принятых решением Волгоградской городской Думы 25 октября 2007 года № 51/1244, опубликованных 20 ноября 2007 года в газете "Городские вести". Истец просит признать недействующими пункты Правил:
- 1.3.13., как несоответствующий абзацу 2 п. 5.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2 (с изменениями и дополнениями) приказа Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200 и приложению № 2.2 к Требованиям по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах "Рекомендуемый состав комиссий по обследованию автобусных маршрутов" (п. 1), изложенных в приказе от 31.12.1981 г. № 200;
- 1.3.22., как несоответствующий приложению № 3 "Инструкция по заполнению паспорта автобусного маршрута" к приказу Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200, ст. 2 Закона Волгоградской области от 17.04.2000 г. № 391-ОД "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом на территории Волгоградской области";
- п.п. "б" п. 2.3., как несоответствующий п.п. 1, 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- п.п. "г" п. 2.3., как несоответствующий п. 12 Положения о лицензировании перевозок автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637, п. 6.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398;
- п.п. "и", "к" п. 2.3., как несоответствующие п. 1 ст. 8 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", п.п. "д", "е" п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утв. постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637;
- п.п. "г" п. 2.5., как несоответствующий ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции";
- п. 2.6., как несоответствующий п. 1 ст. 8 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", п. 5 Устава автомобильного транспорта, утв. Совмином РСФСР от 08.01.1969 г. № 12 (в редакции от 03.03.1993 г.);
- п. 2.10., как несоответствующий ст. 34 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции";
- п. 2.11., как несоответствующий п. 4 постановления Совмина РСФСР от 05.06.1969 г. № 129, п. 20 Устава автомобильного транспорта, утв. Совмином РСФСР от 08.01.1969 г. № 12 (в редакции от 03.03.1993 г.), ст. 39 Закона Волгоградской области от 11.11.2002 г. № 751-ОД "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", ст. 14 Закона Волгоградской области от 18.03.2002 г. № 680-ОД "О безопасности дорожного движения";
- п. 2.15., как несоответствующий ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции";
- п. 3.4., как несоответствующий ст. 34 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции";
- п. 5.1, как несоответствующий ст. ст. 8. 34, 55 Конституции РФ, п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 49 ГК РФ.
Ответчик заявленные требования не признал. При этом ответчик указал следующее. При вынесении оспариваемого постановления городская Дума действовала в пределах своих полномочий на основании ст. 6, ст. 16, ст. 7 Закона РФ № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 6 Закона РФ" 680-ОД от 18.03.02 г "О безопасности дорожного движения на территории Волгоградской области", ст. 31 Устава города-героя Волгограда. Оспариваемые пункты постановления приняты с учетом и в соответствии с действующим законодательством.
Департамент городского хозяйства администрации г. Волгограда поддержал позицию ответчика, дополнительно указав, что не усматривает нарушения либо ограничения предпринимательских прав заявителя оспариваемым нормативным актом.
Администрацией города поддержана позиция ответчика. Дополнительно указано, что привлечение всех хозяйствующих субъектов на конкурсной основе к перевозке пассажиров не нарушает требований законодательства о конкуренции, так как все перевозчики находятся в равных условиях.
Представители ГАИБДД и Управления транспорта и коммуникаций просили в удовлетворении заявления отказать по аналогичным основаниям и в связи с необходимостью обеспечения дополнительных гарантий безопасности дорожного движения.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области заявленные требования поддержало, указав на превышение полномочий ответчика, так как в нормативных актах органов местного самоуправления не могут разрешаться вопросы, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения. Кроме того, наделение межведомственной транспортной комиссии контрольными полномочиями, требования о предоставлении ходатайств администраций районов, о заключении договоров, об условии открытия новых маршрутов приводит к нарушению ст. 15 Закона РФ "О защите конкуренции".

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Волгоградской городской Думы от 25.10.2007 имеет номер 51/1244, а не 51.124.



Как следует из представленных в материалы дела доказательств, решением Волгоградской городской Думы от 25 октября 2007 года № 51.124 приняты Правила организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа город-герой Волгоград. Правила опубликованы в установленном порядке в газете "Городские вести".
Пунктом 1.3.13 Правил предусмотрено образование межведомственной транспортной комиссии по организации пассажирских перевозок, как рабочего органа, создаваемого с целью обсуждения вопросов, связанных с непосредственной организацией транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения.
Пунктом 1.3.22 Правил установлены требования к оформлению паспорта маршрута регулярного сообщения по установленной форме.
Пункт 2.3 Правил требует предоставление определенных документов при организации нового маршрута или внесении изменений в схему движения и в сводное маршрутное расписание. В частности, подпункты "б", "г", "и", "к" требуют предоставления ходатайства администраций районов города, в которых расположены начальный и конечный пункты маршрута с обоснованием необходимости организации или изменения маршрута; копии лицензии на право перевозки пассажиров с приложением копий лицензионных карточек на транспортные средства; копии лицензии на проведение медицинских осмотров; сведения о составе и квалификации водителей.
Пунктом 2.5 Правил п.п. "г" определены условия для принятия решения об открытии маршрута регулярного сообщения в виде наличия иных маршрутов регулярного сообщения, частично совпадающих с рассматриваемым маршрутом.
Пунктом 2.6 перечислены виды решений, которые принимаются организатором на основании результатов работы межведомственной комиссии.
Пункт 2.10 определяет действия организатора по организации транспортного обслуживания в связи с открытием маршрутов.
Пункт 2.11 устанавливает условия закрытия маршрутов регулярного сообщения или временное прекращение движения на маршрутах.
Пункт 2.15 устанавливает срок временного прекращения движения на маршруте и порядок возобновления.
Пункт 3.4 определяет порядок установления расписания движения на маршрутах.
Пункт 5.1 устанавливает обязательность заключения договоров на перевозку пассажиров по маршрутам регулярного сообщения между организатором и перевозчиком.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, участвующих в судебном заседании, суд не установил оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего:
Нормативным правовым актом является изданный в установленном порядке акт уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ, заинтересованные лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемая норма возлагает обязанности на неограниченный круг субъектов предпринимательской деятельности в области пассажирских перевозок, в том числе заявителя ООО "Волгоград-Автоэкспресс".
Согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст. 16 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Статьей 6 п. 20 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения отнесена к ведению местного самоуправления.
Как указал Конституционный Суд в определении от 14 марта 2001 года № 55-О и определении от 29 мая 2007 года № 345-О-О, система отношений между перевозчиками на конкретных транспортных маршрутах и органами местного самоуправления устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом, они вправе выбрать любую форму, не противоречащую Конституции и федеральным законам.
Согласно ст. 7 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Следовательно, форма нормативного акта, принятого Волгоградской городской Думой, не противоречит действующему законодательству.
Согласно ст. 6 Закона РФ "О безопасности дорожного движения", органы местного самоуправления в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Законом Волгоградской области от 18 марта 2002 года № 680-ОД "О безопасности дорожного движения на территории Волгоградской области" установлены пределы компетенции органов местного самоуправления по вопросам безопасности дорожного движения, в которую в том числе, входит разработки и принятие положений по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 3 статьи 31 Устава города-героя Волгограда Волгоградская городская Дума может образовывать временные комиссии, задачи, объем и срок полномочий которых определяется Волгоградской городской Думой.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вид нормативного акта решение, а не постановление.

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05 июня 2006 года № 663 утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения на регулярных автобусных маршрутах общего пользования в пригородном межмуниципальном сообщении в Волгоградской области. Оспариваемое постановление Волгоградской городской Думы полностью соответствует названному нормативному акту, который является действующим, не отменен и не оспорен.
Постановлением администрации города Волгограда от 02 марта 1998 года № 269 утверждены Положения об администрациях районов Волгограда. Данным актом в полномочия администраций районов включены полномочия в области транспорта в соответствии с правами, предоставленными правовыми актами органов местного самоуправления.
Положением об обеспечении безопасности дорожного движения, утв. приказом Министерства транспорта РФ № 27 от 09 марта 1995 года и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Министерства транспорта РФ № 2 от 08 января 1997 года установлена право прекращения движения либо режима движения на маршруте при выявлении на маршруте недостатков в состоянии и содержании дорог, угрожающих безопасности дорожного движения. Указанное соответствует оспариваемым пунктам Положения (2.5, 2.10, 2.11).
Согласно п. 2.9, 2.10 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 05 июня 2006 года № 663 "Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на регулярных автобусных маршрутах общего пользования в пригородном межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области" при организации нового автобусного маршрута перевозчик представляет на утверждение организатору паспорт маршрута. Утверждение паспорта без расписания движения автобусов не допускается. Данное положение положено в основу оспариваемых пунктов Правил организации пассажирских перевозок.
Положение о целесообразности осуществления транспортной деятельности на основании договоров (п. 2.10, 5.1 Правил) не противоречит действующему гражданскому законодательству и в, частности, Федеральному закона РФ от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", главе 40 Гражданского кодекса (перевозка).
Кроме того, положение о привлечении перевозчиков на договорной основе к перевозкам граждан на муниципальных маршрутах муниципального образования не противоречит статье 15 Закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Несоответствие п. 2.11, 2.15, 3.4 указанным истцом нормативным актам не прослеживается по основаниям изложенным выше. Кроме того, установленные Правилами положения распространяются в равной мере на всех маршрутных перевозчиков, следовательно, не создают дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, не приводят к нарушению законодательства о защите конкуренции.
Предполагаемые договорные отношения возникают между участниками дорожного движения и органами власти, что устанавливает принцип равенства сторон, в отличие от отношений административного подчинения. Следовательно, предоставляет перевозчикам дополнительные гарантии обеспечения хозяйственной деятельности.
Пункт 2.3 Правил не вводит новых требований к перевозчику, а устанавливает обязанность предъявить копии документов, которые должны быть у перевозчика в обязательном порядке на основании Закона РФ "О безопасности дорожного движения", Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Статьей 15 Закона "О защите конкуренции" установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Изложенное выше свидетельствует о том, что со стороны Волгоградской городской Думы не усматривается нарушений ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как оспариваемый нормативный акт не вводит ограничений и в отношении создания хозяйствующих субъектов в транспортной сфере регулярного сообщения в пределах муниципального округа, и не устанавливает запретов, либо ограничений в осуществлении данного вида деятельности, а лишь систематизирует установленные законодательством ранее требования по организации транспортной деятельности и контролю. Кроме того, изданный нормативный акт направлен на дополнительное обеспечение безопасности движения, которое предполагает, прежде всего, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности и приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Изложенное свидетельствует об отсутствии несоответствий Правил организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа город-герой Волгоград действующим нормативным актам, имеющим главенствующую силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 191 - 195, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В признании Правил организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа города-героя Волгограда, принятых решением Волгоградской городской Думы от 25 октября 2007 года № 51/1244 (пунктов 1.3.13, 1.3.22, 2.3, 2.5, 2.6, 2.10, 2.11, 2.15, 3.4, 5.1) недействующими отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в кассационную инстанцию арбитражного суда Поволжского округа.

Председательствующий
И.Е.КАРПЕНКО

Судьи
М.Ю.НАУМОВА
А.В.ПОНОМАРЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Поволжского округа от 30.10.2008 по делу № А12-866/2008 решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 20.08.2008 № А12-866/08-С22 оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской обл. от 20.08.2008 по делу № А12-866/08-С22 пункты 1.3.13, 1.3.22, подпункты "б", "г", "и", "к" пункта 2.3, подпункт "г" пункта 2.5, пункты 2.6, 2.10, 2.15, 3.4 Правил организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа город-герой Волгоград, принятых решением Волгоградской городской Думы от 25.10.2007 № 51/1244 признаны недействующими как противоречащие ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", Приказу Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 № 176.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 03.06.2008 по делу № А12-866/2008 данное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской обл.

Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 25.03.2008 по делу № А12-866/08-С19
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Правил организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа город-герой Волгоград, принятых решением Волгоградской городской Думы от 25.10.2007 № 51/1244>


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru