Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2011 г. по делу № 3-9/2011

Волгоградский областной суд, рассмотрев 9 февраля 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области",

установил:

Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закон Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области".
В обоснование требований указано, что названный Закон принят Волгоградской областной Думой с превышением компетенции, поскольку его действие распространено на все организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории Волгоградской области, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и региона их государственной регистрации.
Указанное противоречит положениям ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда, в том числе муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Кроме того, действие Закона области распространяется и на работников юридических лиц, созданных Российской Федерацией и финансируемых из федерального бюджета, в том числе и на работников федеральных органов государственной власти. Вместе с тем согласно части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
Частью 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
Распространив действие Закона в том числе и на работников федеральных органов государственной власти, законодатель субъекта Российской Федерации превысил свою компетенцию.
Выслушав объяснения представителя заявителя - прокурора Волгоградской областной прокуратуры Павлову Е.Н., поддержавшую заявленные требования в полном объеме, представителя Волгоградской областной Думы Б., представителей Главы Администрации Волгоградской области Р. и С., действующих на основании доверенностей, которые требования прокурора полностью признали, Волгоградский областной суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующих оснований.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что 07.10.1999 Волгоградской областной Думой принят, а 09.11.1999 Главой Администрации Волгоградской области подписан Закон Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области". Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда", № 218, 23.11.1999. В настоящее время Закон действует в редакции Закона Волгоградской области от 29.12.2007 № 1617-ОД.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из статьи 76 Конституции Российской Федерации следует, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ч. 9 ст. 5 ТК РФ законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 10 ст. 5 ТК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесено принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности) - абз. 3;
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников) - абз. 4;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений - абз. 6;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников - абз. 14.
Частью 2 ст. 6 ТК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель, включив нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов общественных отношений в сфере труда, одновременно предусмотрел пределы нормотворческой деятельности субъекта Российской Федерации в области трудового законодательства.
В частности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 ТК РФ).
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон (ч. 4 ст. 6 ТК РФ).
Системный анализ положений, содержащихся в Законе Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области", свидетельствует о том, что данный Закон регулирует вопросы, лежащие за пределами компетенции представительного (законодательного) органа субъекта РФ.
Так, согласно преамбуле Закона № 327-ОД настоящий Закон конкретизирует порядок реализации правоотношений в сфере оплаты труда, регулирование их на основе социального партнерства, порядок исполнения государственных гарантий; определяет права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1 Закона № 327-ОД регулирование оплаты труда в Волгоградской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Законом Волгоградской области, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Настоящий Закон распространяется на все организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории Волгоградской области, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и региона их государственной регистрации.
Однако согласно статье 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда, в том числе муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Таким образом, при принятии оспариваемого прокурором Закона законодатель субъекта Российской Федерации превысил свою компетенцию, фактически вмешавшись в урегулирование правовых отношений, которые являются исключительной компетенцией органов местного самоуправления.
Кроме того, Волгоградский областной суд приходит к выводу о том, что действие Закона № 327-ОД неправомерно распространено на все организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории Волгоградской области, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и региона их государственной регистрации по следующим основаниям (ст. 1).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом Трудовым кодексом (ч. 1 ст. 6) установлены основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений и др. положения. Тогда как компетенция органов государственной власти субъектов РФ ограничена ТК РФ лишь возможностью принятия законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти (ч. 2 ст. 6 ТК РФ).
Тем самым ч. 2 ст. 1 Закона не отвечает требованиям определенности, ясности и не обеспечивает ее единообразного понимания и толкования всеми правоприменителями. Имеющаяся в тексте ст. 1 Закона формулировка позволяет распространять действие оспариваемого Закона области в целом как на работников негосударственных учреждений, предприятий, организаций, так и на работников юридических лиц, созданных Российской Федерацией и финансируемых из федерального бюджета, в том числе и на работников федеральных органов государственной власти.
Однако в силу пп. "г" ст. 71 Конституции РФ установление порядка организации и деятельности федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти относится к ведению РФ.
Между тем, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ (например, в постановлении от 17.06.2004 № 12-П), именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности не обеспечивает единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона, установленного ст. 19 Конституции РФ. В силу требований ст. 6 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" вводимое правовое регулирование должно осуществляться законодателем с учетом выраженных Конституционным Судом РФ правовых позиций.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что законодателем Волгоградской области помимо превышения своей компетенции при принятии оспариваемого Закона установлено такое правовое регулирование, при котором отдельные нормы Закона Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области" противоречат требованиям Трудового кодекса РФ.
Так, абзацем 2 статьи 2 Закона заработная плата (оплата труда) определена как сумма выплат в денежной форме, получаемых работником через регулярные периоды времени в отработанное время или за выполненную работу, а также за неотработанное, но подлежащее оплате время. Допускается натуральная форма оплаты труда как исключительная мера, предусмотренная в коллективном договоре, и только с согласия получателя (с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации).


Между тем частью 1 статьи 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно части 2 статьи 131 ТК РФ оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации, по письменному заявлению работника в соответствии с коллективным или трудовым договором. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.
Сузив понятие заработной платы по отношению к понятию, установленному в Трудовом кодексе РФ, региональный законодатель лишил всех работников, трудящихся на территории Волгоградской области (по смыслу ст. 1 Закона), права на получение гарантированного государством в абз. 4 ч. 1 ст. 6 ТК РФ уровня трудовых гарантий в виде дифференцированной оплаты труда в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и на получение компенсационных и стимулирующих выплат.
Пунктами 4, 6 статьи 5 областного Закона установлено, что государственное регулирование оплаты труда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и включает в себя в том числе установление минимальных и повышенных размеров доплат и надбавок.
Вместе с тем частью 1 статьи 132 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. В силу положений частей 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, субъект Российской Федерации допустил ограничение максимальной суммы заработной платы в части определения размера доплат и надбавок.
В силу требований ч. 1 ст. 6 ТК РФ основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти.
В соответствии с ч. ч. 8, 9 статьи 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти либо по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 4 статьи 8 Закона предусмотрено, что в областном тарифном соглашении определяются размеры тарифных ставок первого разряда (минимального оклада) рабочего основной профессии небюджетных отраслей экономики, а также работников бюджетных организаций; соотношение в оплате труда по профессионально-квалификационным группам на основе применения ЕТС. Однако в силу положений части 5 статьи 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Кроме того, 22.03.2009 вступил в силу Закон Волгоградской области от 06.03.2009 № 1862-ОД "Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Волгоградской области", которым признан утратившим силу Закон Волгоградской области от 11.04.2005 № 1046-ОД, устанавливавший порядок оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Волгоградской области, финансируемых из областного бюджета, по Единой тарифной сетке.
Областным Законом (п. 4 статьи 8) установлен исчерпывающий перечень вопросов, регулируемых областным трехсторонним соглашением, тогда как статьей 46 ТК РФ предусмотрено, что содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.
Действие областного трехстороннего соглашения распространяются только на организации, участвующие в его подготовке и подписании (п. 3 ст. 8 Закона).
Между тем согласно требованиям ч. 3 ст. 48 ТК РФ соглашение действует также в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение; работодателей, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения и т.д.
В ч. 2 ст. 12 Закона области в качестве исчерпывающего перечня установлено, что может быть определено в коллективном договоре по вопросам оплаты труда, однако частью 1 статьи 41 ТК РФ предусмотрено, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
Таким образом, правовое регулирование указанных вопросов осуществлено региональным законодателем с превышением своей компетенции, при этом неправомерно ограничены права сторон, в том числе граждан, на выбор круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение, коллективный договор.
Вместе с тем несостоятельными находит суд доводы прокурора в части противоречия пункта 2 статьи 15 Закона области дополнительно требованиям статей 129, 132 Трудового кодекса РФ.
В силу названной нормы Закона области размер оплаты труда (средний заработок) руководителя организации фиксируется в коллективном договоре, в трудовом договоре (контракте) и размером не ограничивается. При этом в коллективном договоре устанавливается соотношение между размером оплаты труда руководителя и средним заработком работника организации. Размер оплаты труда (средний заработок) руководителя не может превышать 8-кратный средний заработок работника организации и отражается в коллективном договоре.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии, иные поощрительные выплаты).
Статьей 132 ТК РФ установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Доводы прокурора о том, что законодатель Волгоградской области в названной норме допустил ограничение максимальной заработной платы руководителя, являются голословными и связаны с неправильной оценкой фактических обстоятельств дела.
Анализ названной нормы Закона позволяет сделать суду вывод о том, что в ней установлен не максимальный размер заработной платы, ограниченной каким-либо конкретным денежным выражением, а определено допустимое действующим федеральным законодательством соотношение между заработком руководителя и средним заработком работника организации.
Вместе с тем обоснованными являются доводы прокурора о том, что названная норма Закона области дополнительно противоречит отдельным нормам Трудового кодекса РФ.
Так, в соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статьей 11 ТК РФ предусмотрено, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 145 ТК РФ определяет, что оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.
В соответствии с пунктом 6 Положения об установлении системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583, заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы. Согласно Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 год, утвержденным решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 04.12.2009 протокол № 10, должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и устанавливается в размере, не превышающем 5-кратного размера средней заработной платы работников, включенных в перечни должностей и профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу по видам экономической деятельности, утверждаемые соответствующими федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Кроме того, в силу положений пункта 4 статьи 5 Закона Волгоградской области от 06.03.2009 № 1862-ОД "Об оплате труда работников, государственных бюджетных учреждений Волгоградской области" должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников учреждения (за исключением руководителя, его заместителей и главного бухгалтера) и не должен превышать пяти размеров средней заработной платы без учета компенсационных выплат.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 131-ФЗ принят 06.10.2003, а не 06.09.2003.

Пунктом 2 статьи 53 Федерального закона от 06.09.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Таким образом, несоответствие указанной нормы Закона заключается в установлении субъектом Российской Федерации ограничений, не предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
С нарушением исключительной компетенции Российской Федерации по регулированию гражданских правоотношений принята норма, содержащаяся в ст. 9 Закона области, согласно которой при банкротстве или ликвидации организации работодатель удовлетворяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) требования работников, вытекающие из трудовых отношений (выплаты выходных пособий и оплата труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе и по контракту).
Вместе с тем Конституцией РФ (п. "о" ст. 71) гражданское законодательство отнесено к ведению РФ. Согласно статье 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские правоотношения. Статьями 61 - 65 ГК урегулированы вопросы удовлетворения требований кредиторов (также из числа работников) при ликвидации юридического лица, в том числе путем банкротства.
Тем самым регулирование данного вопроса осуществлено Волгоградской областной Думой с превышением пределов компетенции.
Принимая во внимание вышеизложенное, Волгоградский областной суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований в полном объеме. Закон подлежит признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку признание его недействующим с момента принятия - с 9 ноября 1999 года - повлечет за собой нарушение интересов и прав значительного числа лиц в силу того, что Закон применялся на территории Волгоградской области длительное время (более 10 лет), его положения использовались для заключения соответствующих договоров и регулирования правовых отношений в области оплаты труда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Волгоградской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области" удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в силу решения суда Закон Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области".
Сообщение о принятом решении опубликовать в газете "Волгоградская правда" по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения.

Судья




Официальная публикация в СМИ:
"Волгоградская правда", № 42, 11.03.2011 (извлечение)


Решение Волгоградского областного суда от 09.02.2011 по делу № 3-9/2011
<О признании недействующим Закон Волгоградской области от 09.11.1999 № 327-ОД "О регулировании оплаты труда в Волгоградской области">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru