Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 января 2011 г. по делу № А29-9183/2010

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2011 года, полный текст решения изготовлен 25 января 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лана Мода"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
о возврате 47 981 руб. 79 коп. излишне уплаченного налога
при участии:
от заявителя: Т.Е. по доверенности от 21.10.2010 г.,
от ответчика: Г.В. по доверенности от 13.09.2010 г. № 04-05/58,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Лана-Мода" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - ответчик, налоговый орган) о возврате излишне уплаченных налогов в сумме 47 981 руб. 79 коп.
Заявитель на требованиях настаивает.
Инспекция с заявленными требованиями не согласна, доводы изложены в представленном отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как указывает заявитель, 30.08.2010 г. ликвидатору Общества стало известно о фактах переплаты по налогам в сумме 47 981 руб. 79 коп., в связи с чем, истец 02.09.2010 г. обратился в Инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченных налогов, в том числе:
- налога на прибыль организаций, зачисляемых в Федеральный бюджет - 4 421 руб. 82 коп.;
- налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации - 1 266 руб. 56 коп.;
- налога на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизируемый на территориях городских округов - 335 руб. 58 коп.;
- единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный бюджет - 263 руб. 43 коп.;
- единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Фонда социального страхования РФ - 26 705 руб. 42 коп.;
- единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 47 руб. 51 коп.;
- единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 75 руб. 75 коп.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии - 3 364 руб. 40 коп.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии - 752 руб. 67 коп.;
- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации - 5 398 руб. 08 коп.;
- налог (агент) на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации - 3 500 руб. 00 коп.;
- налог на имущество предприятий - 1 264 руб. 29 коп.;
- налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения - 586 руб. 08 коп.
Налоговый орган не произвел возврат Обществу переплаты по налогам в связи с пропуском трехлетнего срока со дня уплаты налогов.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд с требованием об обязании ответчика произвести возврат излишне уплаченных налогов в сумме 47 981 руб. 79 коп. В обоснование требований заявитель указывает, что о факте переплаты Общество узнало лишь 30.08.2010 года после получения выписки из налогового органа, ответчик не уведомлял истца об имеющихся переплатах, в связи с чем, считает, что трехлетний срок им не пропущен.
Возражая против заявленных доводов Общества, налоговый орган указал, что Общество должно было исчислять и уплачивать указанные налоги самостоятельно, норм, возлагающих обязанность по исчислению суммы данных налогов на налоговый орган законодательство не содержит. Следовательно Общество должно было знать об излишней уплаченной сумме спорных налогов непосредственно в момент уплаты. По данным налогового органа спорные суммы были уплачены до 02.09.2007 г., то есть за пределами трехлетнего срока, установленного ст. 78 НК РФ. Следовательно, на момент обращения в суд срок исковой давности был пропущен.
Суд считает, что заявление Общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункты 7, 8 статьи 78 Кодекса).
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.06.2001 № 173-О, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время названные положения не препятствуют гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности, в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлен в пределах трех лет.
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами. Указанная позиция подтверждается существующей судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 № 11074/05).
Сама по себе информация об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащаяся в базе данных, формируемой в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, недостаточна для вывода об излишней уплате налога и удовлетворения требования о возврате сумм из бюджета. По крайней мере, необходимы исполненные платежные поручения налогоплательщика (инкассовые поручения налогового органа), позволяющие установить вид, сумму налога и налоговый период, за который он уплачен; а также дату уплаты для целей исчисления срока на подачу заявления о возврате.
Таким образом, в предмет доказывания по требованию о зачете, возврате сумм излишне уплаченного налога входят обстоятельства уплаты сумм налога в бюджет в большем размере, чем предусмотрено за определенный налоговый период. Доказать данное обстоятельство должен налогоплательщик в силу ст. 65 АПК РФ.
Из содержания статей 52 и 80 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, отражая эти данные в соответствующей налоговой декларации.
Норм, возлагающих обязанность по исчислению налогов на налоговый орган или на налогового агента, законодательство не содержит.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Следовательно, Общество должно было исчислять и уплачивать налоги и сборы самостоятельно, а также должно было знать об излишне уплаченных суммах налогов непосредственно в момент их уплаты. Таким образом, дата составления налоговым органом справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам Общества как указывает заявитель по состоянию на 30.08.2010 г. не может являться моментом времени, с которого подлежит исчислению срок исковой давности.
Суд считает, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Как уже указывалось, бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Из материалов дела следует и установлено судом, что спорные суммы переплаты образовались в период с 2002 по 2005 гг.
Факт наличия у заявителя переплаты по налогам и сборам в заявленном размере налоговый орган не отрицает, так налоговым органом и налогоплательщиком составлен акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 10318 Общества по состоянию на 30.12.2010 г., в то же время из данного акта не видно в какой период образовалась переплата.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, с учетом фактических обстоятельств дела, суд считает, что Обществом не представлены надлежащие доказательства существования каких-либо препятствий в осуществлении своего права на возврат излишне уплаченных в 2002 - 2005 годах налогов и сборов путем обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением о возврате.
Доказательства наличия препятствий для правильного исчисления налогов по данным налоговых расчетов и деклараций, доказательства изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налогов и сборов, налогоплательщиком не представлены.
Кроме того, акт сверки не имеет для суда заранее установленной силы (ч. 5 ст. 71 АПК РФ). Акты сверки являются вторичными документами, а в соответствии со ст. 10 АПК РФ суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 АПК РФ).
В силу ст. ст. 64, 71 АПК РФ акт сверки может являться доказательством факта существования переплаты, но в совокупности с иными доказательствами по делу (свойство достаточности доказательств).
Сведения, указанные в спорных актах сверки, не подтверждены Обществом никакими первичными документами, подтверждающими факт уплаты налогов в большем размере.
Учитывая, что в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных в 2002 - 2005 годах налогов и сборов в размере 47 981 руб. 79 коп., заявитель обратился 28 октября 2010 года, оценив в совокупности все обстоятельства дела, суд приходит к выводу о пропуске Обществом трехлетнего срока исковой давности (ст. 196, п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 201, 176, 180 - 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью "Лана Мода" отказать.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок.

Судья




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2011 по делу № А29-9183/2010
<В удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченного налога отказано, поскольку данное заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, данный срок обществом пропущен и не представлены надлежащие доказательства существования каких-либо препятствий в осуществлении своего права на возврат налогов и сборов.>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru