АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 ноября 2010 г. по делу № А52-3101/2010
Резолютивная часть оглашена 22.11.2010
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Ледневой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя С.
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Псковской области
о признании незаконным и отмене постановления от 09.11.2009 № 184 о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: И., специалист 1 разряда юридического отдела, по доверенности от 12.04.2010;
Предприниматель С. обратился с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Псковской области от 09.11.2009 № 184 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несвоевременное представление сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий регистрацию индивидуальных предпринимателей.
Ответчик требование не признал, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Заявитель в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Протокольным определением от 22.11.2010 судом оставлено без рассмотрения ходатайство заявителя о восстановлении срока на подачу заявления в арбитражный суд, поскольку суд пришел к выводу, что данный срок заявителем не нарушен.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, суд
установил:
Индивидуальный предприниматель С. в связи с изменениями сведений о данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, 24.09.2009 направил в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
27.10.2009 налоговой инспекцией по результатам рассмотрения заявления и представленных документов составлен протокол об административном правонарушении № 184, в котором зафиксирован факт нарушения заявителем пункта 5 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ), выразившийся в несвоевременном представлении в регистрирующий орган сведений о получении нового паспорта. В протоколе указано, что при установленном сроке 22.09.2009 с учетом даты выдачи документа, указанной в паспорте, 18.09.2009, заявление представлено 24.09.2009.
09.11.2009 вынесено постановление № 184 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несвоевременное представление сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрации индивидуальных предпринимателей, в виде штрафа в размере 5000 руб.
С данным постановлением заявитель не согласен, мотивируя тем, что паспорт фактически получен 22.09.2009, что подтверждается справкой Территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области в Пушкиногорском районе от 30.07.2010 № 21-564, заявление в налоговый орган направлено по почте 24.09.2009, следовательно, срок, установленный пунктом 5 статьи 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, не нарушен.
Суд находит требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Псковской области от 09.11.2009 № 184 обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в числе прочих сведений об индивидуальном предпринимателе содержатся данные об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 статьи 5 сведений обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства (пункт 5 статьи 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Несвоевременное представление сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, новый паспорт гражданина Российской Федерации С. оформлен территориальным органом миграционной службы 18.09.2009, а фактически получен предпринимателем 22.09.2009, что подтверждается копией паспорта и справкой Территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области в Пушкиногорском районе от 30.07.2010 № 21-564 (л.д. 15). Таким образом, дата оформления документа (дата выдачи), указанная в паспорте, может не совпадать с датой его фактического получения гражданином.
Форма заявления о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (Р24001), утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439 (приложение № 19) и предусматривает указание данных нового документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, с представлением копии паспорта, подтверждающей изменение ранее внесенных сведений, из чего следует, что до момента фактического получения нового документа предприниматель не имел возможности исполнить обязанность по представлению соответствующих сведений в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поэтому обязанность по представлению этих сведений возникла у него с даты фактического получения нового паспорта.
Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной налоговой службы, изложенной от 18.04.2008 № ЧД-6-6/298@ "О дате выдачи документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации". Федеральная налоговая служба указала на то, что при рассмотрении налоговыми органами вопроса о привлечении к ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение (несвоевременное исполнение) обязанностей по представлению в налоговые органы сведений в связи с выдачей (заменой) документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующий срок исполнения вышеуказанных обязанностей следует исчислять с даты фактической выдачи названного документа.
Предпринимателем сведения об изменении данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, направлены в регистрирующий орган по почте 24.09.2009, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
С учетом изложенного суд считает, что срок исполнения обязанности по представлению сведений об изменении основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, установленный пунктом 5 статьи 5 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, заявителем не нарушен. Сведения представлены в регистрирующий орган в трехдневный срок, который, в данном случае, следует исчислять с даты фактического получения паспорта предпринимателем.
Довод ответчика об отсутствии у него на момент вынесения постановления от 09.11.2009 № 184 информации о дате фактического получения паспорта предпринимателем С. суд находит несостоятельным.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 27.10.2009 и постановление о назначении административного наказания от 09.11.2009 вынесены в отсутствие предпринимателя С.
При этом время и место составления протокола по делу об административном правонарушении были указаны налоговым органом в уведомлении от 13.10.2009 № 03-10-16807, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении указаны в протоколе от 27.10.2009 № 184.
Данные документы заказной почтой с уведомлением направлены по адресу: <...>, тогда как согласно выписке из Единого Государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15.10.2010 предприниматель зарегистрирован по адресу: <...>. Документы возвращены с отметкой почтового отделения о том, что почтовая корреспонденция не доставлена получателю в связи с истечением срока хранения. Вместе с тем, в Едином Государственном реестре индивидуальных предпринимателей имеются данные о номере контактного телефона предпринимателя, однако доводов, свидетельствующих о предпринятых налоговым органом попытках связаться с предпринимателем С. по телефону, ответчик не заявил, доказательств этому не представил.
Суд считает, что налоговый орган не предпринял все возможные меры для уведомления предпринимателя С. о проведении в отношении него производства по делу об административном правонарушении с целью получения объяснений и документов, что привело к неполному выяснению обстоятельств, имеющих значение для правильного и всестороннего рассмотрения административного дела.
Ссылку налогового органа на решение от 08.10.2009 № 04-21/16522 об отказе в государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в Едином Государственном реестре индивидуальных предпринимателей, по причине того, что копия паспорта, представленная заявителем не соответствуют положениям части 2 статьи 22.2 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, и именно верность копии документа не засвидетельствована в нотариальном порядке, суд не принимает.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 27.10.2009 № 184 налоговым органом установлен факт несвоевременного представления предпринимателем С. заявления от 24.09.2009 о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащихся в Едином Государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и постановлением от 09.11.2009 № 184 предприниматель С. привлечен к административной ответственности за несвоевременное представление этого заявления, а не за непредставление изменений или за представление заявления с нарушением установленного порядка в части формы заявления и его содержания.
В силу положений части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Псковской области от 09.11.2010 № 184 о привлечении предпринимателя С. к административной ответственности.
На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья
О.А.ЛЕДНЕВА