Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2010 г. по делу № А79-8209/2010

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2010 года.

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Чебоксарский бройлер"
к Нижегородской таможне, Чувашскому таможенному посту Нижегородской таможни,
третье лицо - закрытое акционерное общество "РОСТЭК-Нижний Новгород",
об оспаривании действия, выразившееся в возвращении заявления Общества от 21.07.2010 года без рассмотрения и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 5491350 рублей 63 копейки,
при участии:
от заявителя - А. по доверенности от 01.11.2010 года, М.Н. по доверенности от 05.10.2010 года,
от ответчика - Л. по доверенности № 01-0322/13373 от 23.09.2010 года, М.О. по доверенности № 01-03-22/13374 от 13.09.2010 года, В. по доверенности № 01-03-22/14476 от 12.10.2010 года,

установил:

открытое акционерное общество "Чебоксарский бройлер" (далее - ОАО "Чебоксарский бройлер", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением (с учетом уточнения) к Чувашскому таможенному посту Нижегородской таможни (раннее - Чувашская таможня), Нижегородской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы об оспаривании действия, выразившееся в возвращении заявления Общества от 21.07.2010 года без рассмотрения, и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 5491350 руб. 63 коп.
Заявитель указал, что 22 июля 2010 года ОАО "Чебоксарский бройлер" письмом от 21.07.2010 года обратилось в Чувашскую таможню с заявлением о возврате (зачете) денежных средств.
ОАО "Чебоксарский бройлер" в соответствии со статьями 355, 356 Таможенного кодекса Российской Федерации просило осуществить возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, внесенных на счет таможенного органа платежными поручениями № 59 от 24.06.2008 г., № 60 от 08.07.2008 г., № 61 от 18.07.2008 г., № 62 от 25.07.2008 г., № 63 от 04.08.2008 г., № 64 от 19.08.2008 г., № 65 от 01.09.2008 г., № 66 от 08.09.2008 г., № 67 от 19.09.2008 г., № 68 от 30.09.2008 г., № 69 от 10.10.2008 г., № 70 от 21.10.2008 г., № 71 от 11.1 1.2008 г., № 72 от 26.11.2008 г., № 73 от 04 декабря 2008 года, № 74 от 12.12.2008 г., № 75 от 23.12.2008 г., и исчисленных на основании грузовых таможенных деклараций: № 10406030/140708/п002520, 10406030/230708/п002651; 10406030/040808/п002820, 10406030/080808/п002902, 10406030/250808/п003095, 10406030/010908/п00З198, 10406030/120908/п003334, 10406030/240008/п003471, 10406030/031008/п003647, 10406030/141008/п003367, 10406030/241008/п003914, 10406030/141108/п004137, 10406030/251108/п004242, 10406030/051208/п004367, 10406030/161208/п004463, 10406030/291208/п004608, в размере 5491350 руб. 63 коп.
Основания возникновения излишней уплаты ОАО "Чебоксарский бройлер" считает действие Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 428 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы", которым были Утверждены нулевые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы.
23 июля 2010 года Чувашская таможня своим письмом № 12-14/5085 возвратила заявителю заявление о возврате денежных средств в связи с отсутствием факта излишней уплаты таможенных пошлин.
17 июля 2007 года между открытым акционерным обществом "Чебоксарский бройлер" и голландской фирмой "Хаанстра Б.В.", Нидерланды был заключен контракт № 2ЧБ на поставку племенных бройлерных яиц.
В соответствии с условиями контракта компания "Хаанстра Б.В." приняла на себя обязательства по поставке в адрес ОАО "Чебоксарский бройлер" племенных яиц породы "Гибро ПГ +" на общее количество поставок - 52 партии. В период с 08 августа 2007 года по 31 декабря 2008 года указанное количество партий яйца было поставлено компанией-импортером в ОАО "Чебоксарский бройлер".
В целях таможенного декларирования ввозимого товара, 14 января 2008 года ОАО "Чебоксарский бройлер" заключило договор № 29 на оказание услуг по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации, и выполнение других посреднических функций в области таможенного дела с закрытым акционерным обществом "РОСТЭК - Нижний Новгород" в лице его филиала "РОСТЭК - Чувашия".
В период с 10 июля по 31 декабря 2009 года таможенным брокером филиалом "РОСТЭК-Чувашия" на Чебоксарский таможенный пост были представлены грузовые таможенные декларация (далее - ГТД): № 10406030/140708/п002520; 10406030/230708/п002651, 10406030/040808/п002820; 10406030/080808/п002902; 10406030/250808/п003095; 10406030/010908/п00З198; 10406030/120908/п003334; 10406030/240008/п003471; 10406030/031008/п003647; 10406030/141008/п003367; 10406030/241008/п003914; 10406030/141108/п004137; 10406030/251108/п004242; 10406030/051208/п004367; 10406030/161208/п004463; 10406030/291208/п004608 на товар № 1 - племенные куриные яйца в скорлупе, свежие, для инкубирования, породы "Гибро ПГ +", код товара 0407001900 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, с начислением в графе 47 ГТД ввозной таможенной пошлины в размере 15%.
По указанным ГТД ОАО "Чебоксарский бройлер" уплатило таможенных пошлин на общую сумму 5491350 руб. 63 коп.
Выпуск товара по всем вышеперечисленным ГТД Чувашской таможней был разрешен.
Письмом от 23 октября 2010 года № 44/10 филиал "РОСТЭК-Чувашия" обратился в адрес Чебоксарского таможенного поста Чувашской таможни с просьбой произвести корректировку сведений в графах 36, 44, 47, "В" ГТД в количестве 16-ти штук под вышеуказанными номерами.
К указанному письму прилагались корректировки к вышеперечисленным грузовым таможенным декларациям и письмо Управления Россельхознадзора но Чувашской Республике от 15 октября 2009 года № 02-52/804 (подтверждение целевого назначения ввозимого груза).
Необходимость изменений и дополнений сведений, заявленных в ГТД, была вызвана тем обстоятельством, что в графе 47 ГТД была указана ставка ввозной таможенной пошлины в размере 15% вместо 0%. Указанную ставку декларант был вынужден указывать в ГТД, поскольку не мог получить подтверждение Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике о целевом назначении ввозимого груза в связи с отсутствием до февраля 2009 года Утвержденного законодательством порядка выдачи такового, а также не была разработана технология применения Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 428 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 428 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы" были Утверждены нулевые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы. Данное постановление вступило в силу 10 июля 2008 года.
В своем письме от 11 июня 2008 года № 01-11/23560 "О Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 428" Федеральная таможенная служба указала, что ставки ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы, Утвержденные пунктом 1 Постановления, подлежат применению таможенными органами Российской Федерации с 10 июля 2008 года сроком на 9 месяцев. В письме также отмечено, что ставка ввозной таможенной пошлины, установленная указанным Постановлением Правительства Российской Федерации в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозиции 0407001900 ТН ВЭД России, применяются при подтверждении Россельхознадзором их целевого назначения.
Впоследствии Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 428 ставки ввозных таможенных пошлин на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2009 года № 332 приобрели постоянный характер.
18 ноября 2009 года Чувашская таможня в лице Чебоксарского таможенного поста письмом № 05-12/163 ответила филиалу "РОСТЭК-Чувашия", что в связи с неоднозначностью решения вопроса о возможности применения ставки ввозной таможенной пошлины в размере 0 % в отношении яиц домашней птицы Чувашской таможней направлен запрос в Приволжское таможенное управление, и что при получении из ПТУ разъяснения до филиала "РОСТЭК-Чувашия" будет доведено окончательное решение.
23 октября 2009 года ОАО "Чебоксарский бройлер" обратилось в Чувашскую таможню с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных таможенных пошлин в соответствии со статьей 355 ТК РФ и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 428 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы" с приложением подтверждения Россельхознадзора в лице Управления по Чувашской Республике о целевом назначении ввозимого яйца домашней птицы.
Сопроводительным письмом от 13 ноября 2009 года № 12-15/7680 Чувашская таможня вернула ОАО "Чебоксарский бройлер" без рассмотрения его заявление о возврате денежных средств в связи с отсутствием необходимых документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин. Причем, какие именно документы отсутствуют, указанный государственный орган не указал.
В феврале 2010 года ОАО "Чебоксарский бройлер" обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным отказа Чувашской таможни на внесение изменений в графы 36, 44, 47, "В" грузовых таможенных деклараций и обязании Чувашской таможни разрешить ОАО "Чебоксарский бройлер" внести изменения в графы 36, 44, 47, "В" грузовых таможенных деклараций.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики по делу № А79-1217/2010 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
ОАО "Чебоксарский бройлер" повторно обратилось в Чувашскую таможню.
В письме о возврате документов от 23 июля 2010 года № 12-14/5085 Чувашская таможня указала, что заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин возвращается заявителю без рассмотрения в связи с отсутствием самого факта излишней уплаты таможенных пошлин.
ОАО "Чебоксарский бройлер", в свою очередь, считает, что факт излишней уплаты таможенных пошлин, уплаченных предприятием в период с июля по декабрь 2008 года, имеется.


03 декабря 2009 года Федеральная таможенная служба направила в адрес Приволжского таможенного управления письмо № 05-11/58024 "О применении нулевой ставки ввозной таможенной пошлины", где разъясняется, что классификация товара племенные куриные яйца для инкубирования в товарной подсубпозиции 0407001900 ТН ВЭД России осуществляется на основании наименования товара, а также с учетом примечания 6 к Таможенному тарифу, то есть при наличии подтверждения Россельхознадзора целевого назначения ввозимого товара. Также в письме ФТС указывается, что если условия классификации рассматриваемого товара в подсубпозиции 0407001900 ТН ВЭД России выполняются, то в отношении данного товара подлежит применению нулевая ставка ввозной таможенной пошлины.
Письмом от 03 февраля 2010 года № 12-14/00723 Чувашская таможня направила в адрес ОАО "Чебоксарский бройлер" письмо, в котором указала, что поскольку подтверждение Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике о целевом назначении ввозимых яиц для инкубирования представлено после декларирования товаров, оно не может быть принято в качестве основания для применения нулевой ставки ввозной таможенной пошлины.
ОАО "Чебоксарский бройлер" считает позицию Чувашской таможни не соответствующей нормам таможенного законодательства Российской Федерации в связи с тем, что в период декларирования поступающего яйца для инкубирования действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 428 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы".
Кроме того, только 11 февраля 2009 года своим письмом № ФС-НВ-2/1048 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) довела до руководителей территориальных управлений Россельхознадзора, что выдача подтверждений о целевом назначении ввозимого яйца домашней птицы для инкубирования, осуществляется территориальными управлениями Россельхознадзора, по обращениям хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности.
Вследствии чего, ОАО "Чебоксарский бройлер" обратилось в суд об оспаривании действия, выразившееся в возвращении заявления Общества от 21.07.2010 года без рассмотрения, и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 5491350 руб. 63 коп.
В судебном заседании представители заявителя требование поддержали. Просили суд принять уточнение заявленного требования, поскольку при подаче заявления была допущена ошибка и неверно указан номер одной из ГТД, а именно вместо ГТД № 10406030/141008/п003762 ошибочно указана ГТД № 10406030/141008/п003367, и в связи с реорганизацией Чувашской таможни заявитель просит признать незаконным действие Нижегородской таможни, выразившееся в возвращении заявления ОАО "Чебоксарский бройлер" от 21 июля 2010 года о возврате денежных средств без рассмотрения, и обязать Нижегородскую таможню возвратить ОАО "Чебоксарский бройлер" излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 5491350 руб. 63 коп.
Судом, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняты указанные уточнения.
Представители таможенной службы требований заявителя не признали. Пояснили, что в соответствии со статьей 131 ТК РФ при подаче таможенной декларации в таможенный орган должны быть представлены документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения.
Поскольку подтверждение Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике о целевом назначении ввозимых яиц для инкубирования представлено после декларирования товаров, оно не могло быть принято в качестве основания для применения нулевой ставки ввозной таможенной пошлины.
Доводы Общества о том, что обстоятельства, с которыми связано право на применение нулевой ставки по уплате таможенных платежей, наступили со дня получения письма Россельхознадзора, регламентирующего порядок и процедуру выдачи подтверждений о целевом назначении ввозимых яиц для инкубирования, считаем несостоятельными, так как информацией о таком праве в соответствии с постановлением Правительства России от 04.06.2008 № 428 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы" Общество располагало уже на момент подачи ГТД.
Однако, Общество не предприняло всех достаточных мер для того, чтобы воспользоваться своим правом на применение нулевой ставки по уплате таможенных платежей.
Общество указывает, что инкубационные яйца относятся к категории скоропортящейся продукции. Между тем, на момент подачи грузовой таможенной декларации, Обществом была заявлена стандартная процедура, с применением 15% ставки ввозной таможенной пошлины, декларация была принята, товар выпущен.
Если бы у Общества первоначально было намерение воспользоваться правом на применение нулевой ставки по уплате таможенных платежей на условиях, предусмотренных постановлением Правительства России от 04.06.2008 № 428, то с учетом того обстоятельства, что продукт является скоропортящимся, Обществом должны были быть предприняты все меры по скорейшему получению подтверждения.
Общество заранее располагало данными о поставке партии товара и необходимости получения подтверждения соответствующего уполномоченного органа, для применения нулевой ставки по уплате таможенных платежей.
Таким образом, при всей степени осмотрительности и заботливости у Общества имелась реальная возможность заранее предусмотреть необходимость и вероятность получения соответствующего подтверждения на товар.
Кроме того, пунктом 5 статьи 131 ТК РФ предусматривает право декларанта на представление документов, которые не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации.
Однако, декларант с таким заявлением в таможенный орган не обращался.
Таможенный орган в соответствии с пунктом 1 статьи 63 ТК РФ вправе требовать при производстве таможенного оформления документы и сведения, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства России.
При подаче таможенной декларации в таможенный орган подтверждение целевого назначения ввозимого товара Обществом представлено не было.
Применение нулевой ставки по уплате таможенных платежей при имеющихся обстоятельствах противоречило бы нормам постановления Правительства России от 04.06.2008 № 428.
Заявление Общества было оставлено без рассмотрения и возвращено, поскольку основания считать заявленную Обществом к возврату сумму излишне уплаченной отсутствуют, так как спорная сумма не считается излишне уплаченной, а находится в бюджете в соответствии с добровольным решением заявителя и отсутствует сам факт излишней уплаты таможенных платежей.
Арбитражный суд Чувашской Республики в решении от 26.05.2010 указал, что в Перечне, Утвержденном Приказом ГТК России от 25.05.2004 № 607 "Об Утверждении Перечня документов и формы заявления" не говорится о необходимости представления скорректированной таможенной декларации для принятия решения о возврате таможенных пошлин.
Действительно, Перечень не содержит конкретного указания на то, какие документы подтверждают факт излишней уплаты таможенных платежей. Это связано с тем, что при разных обстоятельствах эти документы могут быть разными (ГТД, ДТС и пр). В рассматриваемом случае таким документом является скорректированная ГТД.
Считают, что требования ОАО "Чебоксарский бройлер" о признании незаконным действия Чувашской таможни, выразившееся в возвращении заявления ОАО "Чебоксарский бройлер" от 21.07.2010 без рассмотрения; обязании возвратить ОАО "Чебоксарский бройлер" излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 5491350 руб. 63 коп. необоснованными. В удовлетворении заявления просили отказать.
Третье лицо своего представителя в суд не направило, письменного отзыва не представило.
Суд рассмотрел дело в отсутствии представителя третьего лица на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ОАО "Чебоксарский бройлер" обратилось с заявлением от 23.10.2009 в Чувашскую таможню о возврате таможенных пошлин.
Письмом от 13.11.2009 Чувашская таможня возвратила ОАО "Чебоксарский бойлер" без рассмотрения данное заявление в связи с отсутствием необходимых документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин.
Заявлением от 23.10.2009 таможенный брокер ЗАО "РОСТЭК-Нижний Новгород" обратился с письмом на имя начальника Чебоксарского таможенного поста с просьбой произвести корректировку сведений в графах 36, 44, 47 "В" грузовых таможенных деклараций на основании подтверждения целевого назначения ввозимого груза № 02-52/804 от 15.10.2009 выданного Территориальным управлением Россельхознадзора по Чувашской Республике. К заявлению были приложены грузовые таможенные декларации и их корректировки.
18.11.2009 письмом № 05-12/163 Чебоксарский таможенный пост сообщил, что в связи с неоднозначностью решения вопроса о возможности применения ставки в размере 0% направлен запрос в Приволжское таможенное управление.
Письмом от 03.02.2010 Чувашская таможня сообщила ОАО "Чебоксарский бройлер" о невозможности применения нулевой ставки таможенной пошлины, так как подтверждение Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике о целевом назначении ввозимых яиц для инкубирования представлено после декларирования товаров.
08.02.2010 документы, приложенные ЗАО "РОСТЭК-Нижний Новгород" к заявлению о корректировке сведений от 23.10.2010 № 44/10 были возвращены представителю таможенного брокера.
Общество не согласилось с отказом Чувашской таможни в корректировке таможенных деклараций и обжаловало его в суд.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.05.2010 по делу № А79-1217/2010 ОАО "Чебоксарский бройлер" в удовлетворении заявленных требований было отказано.
22.07.2010 ОАО "Чебоксарский бройлер" обратилось в Чувашскую таможню с заявлением о возврате таможенных пошлин в сумме 5491350 руб. 63 коп.
23.07.2010 Чувашская таможня письмом за № 12-14/5085 возвратила без рассмотрения заявление ОАО "Чебоксарский бройлер" о возврате денежных средств, в связи с отсутствием факта излишней уплаты таможенных пошлин.
Не согласившись с отказом таможни в возврате излишней уплаты пошлин, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.06.2008 № 428 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы" (действовавшим в период возникновения правоотношения) Правительством РФ Утверждены сроком на 9 месяцев ставки ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц домашней птицы, содержащихся в товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
При этом, для целей применения "нулевой" ставки ввозной таможенной пошлины, установленной на яйца птиц в скорлупе, свежие, домашней птицы для инкубирования (код ТН ВЭД 0407001900) за Россельхознадзором закреплены полномочия подтверждать целевое назначение ввозимого товара.
Впоследствии аналогичные ставки ввозных таможенных пошлин были Утверждены Постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2009 № 332 (распространялось на правоотношения, возникшие с 10 апреля 2009 года).
Письмом Россельхознадзора № ФС-НВ-2/1048 от 11.02.2009 руководителям территориальных управлений Россельхознадзора разъяснено, что во исполнение Постановления Правительства РФ № 428 от 04.06.2008 выдача подтверждений о целевом назначении ввозимого яйца домашней птицы для инкубирования, осуществляется территориальными управлениями Россельхознадзора.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
В соответствии с пунктом 4 Положения от 30.06.2004 № 327, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Территориальным органом Россельхознадзора, в том числе, является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике, которым ОАО "Чебоксарский бройлер" письмом от 15.10.2009 выдано подтверждение целевого назначения ввозимого груза для представления в таможенный орган.
Согласно части 1 статье 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. При подаче этого заявления правопреемником плательщика к указанному заявлению также должны прилагаться документы, подтверждающие его правопреемство. Если таможенные пошлины, налоги были уплачены иным лицом, к такому заявлению должен прилагаться документ, подтверждающий согласие этого лица на возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов плательщику (его правопреемнику). При отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 4 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Вместе с тем, 23.07.2010 Чувашская таможня письмом за № 12-14/5085 возвратила без рассмотрения заявление ОАО "Чебоксарский бройлер" о возврате денежных средств, в связи с отсутствием факта излишней уплаты таможенных пошлин. При этом суд отмечает, что в нарушение части 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган не даны мотивированные объяснения причин невозможности рассмотрения указанного заявления (л.д. 14).
На основании изложенного суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы таможенного органа судом отклоняются, так как основаны на неверном толковании норм права.
В связи с тем, что в таможенных органах произведена реорганизация, надлежащим ответчиком по делу является Нижегородская таможня Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы.
Следовательно, в удовлетворении требований к Чувашскому таможенному посту, следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит расходы по уплате государственной пошлины на таможенный орган.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным действие Нижегородской таможни, выразившееся в возвращении заявления открытого акционерного общества "Чебоксарский бройлер" от 21 июля 2010 года о возврате денежных средств без рассмотрения.
Обязать Нижегородскую таможню возвратить открытому акционерному обществу "Чебоксарский бройлер" излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 5491350 рублей 63 копейки (пять миллионов четыреста девяносто одна тысяча триста пятьдесят рублей 63 копейки).
В удовлетворении заявленных требований к Чувашскому таможенному посту Нижегородской таможни, отказать.
Взыскать с Нижегородской таможни в пользу открытого акционерного общества "Чебоксарский бройлер" <...> расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
Решение также может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.12.2010 по делу № А79-8209/2010
<Об удовлетворении заявления о признании незаконным действия таможни, выразившееся в возвращении заявления о возврате денежных средств без рассмотрения>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru