Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Забайкальский край


Распоряжение Правительства Забайкальского края от 21.12.2010 № 702-Р
<О концепции формирования здорового образа жизни населения Забайкальского края на период 2011-2025 годов>

Официальная публикация в СМИ:
"Азия-Экспресс", № 94, 27.12.2010


Вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования (п. 4 ст. 9 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 № 226-ЗЗК данного документа).



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 декабря 2010 года № 702-Р

<О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД 2011-2025 ГОДОВ>

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях формирования здорового образа жизни населения Забайкальского края:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию формирования здорового образа жизни населения Забайкальского края на период 2011-2025 годов (далее - Концепция).
2. Установить, что методическое руководство и координацию работ по реализации Концепции осуществляет Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам Н.Н. Жданову.
4. Настоящее распоряжение опубликовать в уполномоченных органах печати.

Губернатор
Забайкальского края
Р.Ф.ГЕНИАТУЛИН





Одобрена
Распоряжением
Правительства Забайкальского края
21 декабря 2010 года № 702-Р

КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД 2011-2025 ГОДОВ

1. Общие положения

Концепция формирования здорового образа жизни населения Забайкальского края на период 2011-2025 годов (далее - Концепция) разработана с целью сохранения и укрепления здоровья населения Забайкальского края (далее - край).
Концепция призвана обеспечить координацию деятельности и требует консолидации усилий, знаний и возможностей органов государственной власти края и органов местного самоуправления, средств массовой информации, общественных объединений в области активизации и развития движения по пропаганде здорового образа жизни, сбережения здоровья населения, его физического и духовного совершенствования.
Концепция признает, что стратегическим направлением социальной политики в крае является формирование у жителей здорового образа жизни, а также ориентации на здоровье как на социальное свойство личности, обеспечивающее в современных условиях профессиональное долголетие, благополучие семьи, обеспеченную старость.
Концепция учитывает многоуровневый и межведомственный подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий; ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах охраны, сохранения и укрепления здоровья; формирование ответственного отношения граждан к собственному здоровью.
Концепция определяет цель, принципы, задачи и основные направления государственной политики в области формирования здорового образа жизни населения края на период 2011-2025 годов.
В дальнейшем, по мере изменения общественных взглядов, развития законодательной базы, экономических возможностей общества по удовлетворению насущных потребностей населения изложенная Концепция может уточняться и дополняться.

2. Основные понятия, используемые в Концепции

В целях Концепции используются следующие понятия:
1) здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия при полной адаптации к условиям внешней среды и способности к воспроизводству, а не только отсутствие болезней и физических нарушений;
2) здоровый образ жизни - категория общего понятия "образ жизни", включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни;
3) формирование здорового образа жизни - системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и личности, включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей;
4) профилактика заболеваний - система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий;
5) демографическая ситуация - состояние демографических процессов в конкретное время, состав и размещение населения на определенной территории, т.е. обстановка, характеризующая количественные и качественные параметры населения, тенденции в движении и размещении жителей по изучаемому региону;
6) качество жизни - категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации;
7) демографический процесс - процессы рождаемости, смертности и брачности как составные части воспроизводства населения;
8) население - естественно исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей, главный материальный компонент человеческого общества;
9) смертность - частота случаев смерти среди данного населения за данный период;
10) рождаемость - частота рождений за определенный период; показывает интенсивность процесса рождений.

3. Актуальность Концепции

Здоровье в Российской Федерации не является общественной и персональной ценностью. Значительная часть населения страны не склонна думать о здоровье как о собственном ресурсе и капитале, не склонна заботиться о своем здоровье. Согласно опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения, более трети граждан Российской Федерации вообще не заботятся о своем здоровье, а среди тех, кто говорит о том, что заботится о нем, - заботится о нем пассивно. Отношение человека к здоровью как к ценности является ключевым для динамики смертности и заболеваемости.
Высокая смертность населения края сказывается на продолжительности жизни населения. Продолжительность жизни является одним из основных интегральных показателей, характеризующих состояние здоровья населения, качество его жизни, уровень медицинского обслуживания. Продолжительность жизни в крае в 2008 году составила 63,8 года, в 2009 году - 64,7 года, что ниже среднего показателя по Сибирскому федеральному округу на два года (66,2 года), а среднероссийского показателя - на четыре года (67,9 года).
Проблема Низкой продолжительности жизни носит не только социальный, но и демографический характер. Край теряет сотни тысяч недожитых населением лет. Это приводит к ухудшению половозрастной структуры населения. В 2006 году край вступил в период масштабного сжатия доли трудоспособного населения. Соответственно, начался долгий рост демографической нагрузки на трудоспособное население за счет детей и пожилых людей. Согласно международным критериям, население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более в общей численности населения превышает 7 %. В крае этот показатель составляет 8,8 %.
Здоровый образ жизни в настоящее время является частью государственной политики. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 23 июня 2008 года отмечается, что важнейшими приоритетами должны стать формирование здорового образа жизни и расширение возможностей духовного роста. Стратегия массовой профилактики здоровья населения заключается в изменении образа жизни и факторов окружающей среды, связанных с заболеваниями, а также социальных и экономических детерминант. По данным Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека лишь на 10 % зависит от качества медицинского обслуживания, и на 50 % - от того образа жизни, который он ведет: как он питается, имеет ли вредные привычки, занимается ли физической культурой. Серьезными негативными последствиями сопровождаются широко распространенные среди населения вредные привычки - табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, которые приводят к заболеваниям и преждевременной смертности.
Алкогольный фактор вносит свой разрушительный вклад в здоровье населения, и, как следствие, - в демографическое развитие края. В структуре алкогольной смертности в крае особое место занимает насильственная смертность - самоубийства, убийства, дорожно-транспортные происшествия, отравления алкоголем и его суррогатами.
Широко распространенное среди населения края табакокурение влечет за собой огромные экономические потери, связанные с затратами на диагностику и лечение заболеваний, полученных в результате курения табака, потерями по дням нетрудоспособности и преждевременной смерти. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" предполагает разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками.
Большие риски для здоровья населения создает неправильное и несбалансированное питание. В питании населения края выявлено несоответствие между энергетической ценностью рациона и энергозатратами, избыточный уровень потребления жиров и недостаточное потребление витаминов, минеральных веществ и биологически активных компонентов пищи.
При формировании здорового образа жизни социальная и экономическая политика края должна быть сфокусирована на обеспечении социальной безопасности людей, предотвращении дальнейшего падения уровня и качества жизни, недопущении деградации населения, стабилизации демографической ситуации (повышение уровня рождаемости, продолжительности жизни, стабилизация уровня смертности, снижение младенческой и материнской смертности). Необходимо обеспечить доступность и высокое качество адресных форм социальной поддержки населения и иных социальных благ; приближение основных медико-демографических показателей к уровню среднероссийских, значительное снижение неблагоприятного влияния факторов среды обитания.

4. Цель, принципы, задачи Концепции и основные направления деятельности по их реализации

Целью Концепции является сохранение и укрепление здоровья населения края путем создания системы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний; значительное усиление профилактического направления за счет здравоохранения и других субъектов профилактики (образования, физической культуры и спорта, питания, культуры, СМИ и иных).
В основу демографической политики края должны быть заложены следующие принципы ведения здорового образа жизни:
формирование культуры здоровья, широкого внедрения информативных методов самооценки и эффективных способов самооздоровления как генеральной стратегии современной концепции охраны здоровья населения;
признание роли здоровья населения как трудового ресурса, стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;
обеспечение здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;
формирование идеологии и практики повышения ценности здоровой и продолжительной жизни, нравственных ценностей института семьи;
ориентация на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;
единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений;
единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья населения;
формирование ответственного отношения граждан к собственному здоровью;
формирование положительной мотивации граждан на благополучную семью и ответственное родительство.
Для достижения цели Концепции необходима реализация следующих задач:
формирование у населения ответственности за свое здоровье и здоровье своей семьи;
консолидация действий исполнительных органов государственной власти всех уровней, организаций и граждан, направленных на формирование здорового образа жизни;
многоуровневый подход к организации мероприятий с учетом как общих потребностей населения края в целом, так и специфических потребностей населения различных районов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
совершенствование законодательной базы на всех уровнях государственной власти в области обеспечения здорового образа жизни, сбережения здоровья населения;
предоставление равных возможностей самореализации гражданам во всех сферах деятельности;
адресность мер по формированию здорового образа жизни, с учетом социального статуса населения, половозрастных и иных характеристик;
межведомственный подход к вопросам повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
использование результатов научных исследований, опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем формирования здорового образа жизни;
непрерывность оздоровительных мероприятий для человека.
Учитывая многокомпонентность и многогранность вопросов формирования культуры здоровья и здорового образа жизни, приоритетными направлениями деятельности по формированию у населения стереотипов здорового образа жизни являются:
пропаганда здорового образа жизни, развитие физической культуры, спорта, отдыха и туризма, досуговых центров, особенно для детей и подростков;
оказание приоритетного внимания содействию здоровому образу жизни среди детей и молодежи, как в школе и других учебных заведениях, так и вне их, включая здоровые и безопасные рекреационные возможности и создание благоприятствующей обстановки для здорового образа жизни;
проведение профилактических мероприятий по предотвращению вреда, связанного с губительным употреблением алкоголя, табакокурением среди молодежи;
создание условий и возможностей для населения по ведению здорового образа жизни в семье, повышение мотивации населения на сохранение и восстановление собственного здоровья;
информирование населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемиологической обстановкой, стихийными бедствиями, появлением на рынках опасных для здоровья товаров;
разработка и внедрение в образовательных учреждениях экспериментальных учебных программ по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, табакокурения, токсикомании, наркомании, адаптированных к уровню и потребностям различных возрастных групп;
разработка комплекса мер по защите нравственности, сохранению отечественного культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм здорового образа жизни в сфере деятельности учреждений культуры и средств массовой информации, привлечение к этой работе представителей религиозных организаций;
реализация, мониторинг и оценка эффективных программ в области укрепления здоровья на всех уровнях;
оказание организационной и финансовой поддержки периодическим печатным изданиям для детей, подростков и молодежи, пропагандирующим здоровый образ жизни.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru