Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Белгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 января 2011 г. по делу № А08-1003/2010

Резолютивная часть решения оглашена
27 декабря 2010 года
Арбитражный суд Белгородской области в составе:
    председательствующего судьи  Головиной Л.В.
    судей                        Бутылина Е.В.,
                                 Мироненко К.В.
при ведении протокола помощником судьи Т.В.О.
рассмотрев, в судебном заседании дело по заявлению ОАО "КМАпроектжилстрой" к Совету Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления - Решения Совета Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 27.11.2009 г. № 373 "Об утверждении инвестиционной программы МУП "Водоканал" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2010 - 2015 годы" недействующим с момента издания,
заинтересованные лица: МУП "Водоканал" Старооскольского городского округа; Прокуратура Белгородской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Г.И.Г. - представитель по доверенности от 06.12.2010;
К.Г.В. - представитель по доверенности от 10.03.2010;
Т.И.А. - представитель по доверенности от 10.03.2010;
от ответчика: Б.Ю.Ю., представитель по доверенности от 13.04.2010;
от заинтересованных лиц: М.О.А. - представитель по доверенности от 26.01.2010; Б.Р.А., представитель по доверенности от 10.11.2010;
Прокурор Белгородской области Киреев В.Н., удостоверение ТО № 058017 от 12.11.2008 г.;

установил:

открытое акционерное общество "КМАпроектжилстрой" (далее по тексту Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области к Совету Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области (далее по тексту Совет депутатов) с уточненным заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления - Решения Совета Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 27.11.2009 г. № 373 "Об утверждении инвестиционной программы МУП "Водоканал" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2010 - 2015 годы".
В обосновании своих доводов Общество указало, что Решением Совета Депутатов Старооскольского городского округа от 27.11.2009 г. № 373 была утверждена инвестиционная программа МУП "Водоканал" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2010 - 2015 г.
На период действия оспариваемого решения установлены:
- тариф МУП "Водоканал" на подключение к системе водоснабжения (Приложение № 2 к решению № 373 от 27.11.2009 г.),
- тариф МУП "Водоканал" на подключение к системе водоотведения (Приложение № 3 к решению № 373 от 27.11.2009 г.),
- надбавка к тарифам на холодную воду для потребителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением бюджетных организаций и предприятий ЖКХ) (Приложение № 4 к решению № 373 от 27.11.2009 г.)
- надбавка к тарифам на водоотведение для потребителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением бюджетных организаций и предприятий ЖКХ) (Приложение № 5 к решению № 373 от 27.11.2009 г.)
04 февраля 2010 года в адрес ОАО "КМАпроектжилстрой" от МУП "Водоканал" поступил проект дополнительного соглашения о внесении изменений в заключенный между ОАО "КМАпроектжилстрой" (потребитель) и МУП "Водоканал" (поставщик) договор на водоснабжение и водоотведение № 484 от 01.04.2003 г., в части применяемых тарифов и надбавок к тарифам.
Общество считает, что оспариваемым нормативным актом затрагиваются экономические интересы ОАО "КМАпроектжилстрой".
ОАО "КМАпроектжилстрой" также считает, что нормативный акт - Решение Совета Депутатов Старооскольского городского округа от 27.11.2009 г. № 373 - противоречит законодательным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса". При принятии Инвестиционной программы не были соблюдены сроки и нарушена процедура, предшествующая принятию решения об утверждении инвестиционной программы.
Сроки и процедура регламентированы в частности пунктами 2, 4, 9 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (утв. Постановлением Правительства № 520 от 14.07.2008 г.). Пункт 9 Правил устанавливает, что орган регулирования муниципального образования осуществляет предварительные расчеты предельных индексов в среднем по муниципальному образованию и направляет указанные расчеты, производственные и (или) инвестиционные программы в орган регулирования субъекта Российской Федерации. Расчеты предельных индексов представляются по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, не позднее 1 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования, если иной срок не установлен актом Правительства Российской Федерации. Ответчик надлежащим образом согласованный расчет предельных индексов не представил.
Общество просит признать Решение Совета Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 27.11.2009 г. № 373 "Об утверждении инвестиционной программы МУП "Водоканал" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2010 - 2015 годы" недействующим с момента издания.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.
Представитель от Совета депутатов с заявленными требованиями не согласен, считает, что Решение от 27 ноября 2009 года № 373 соответствует действующему законодательству, принято в пределах полномочий Совета депутатов, права и законные интересы Общества не нарушаются. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Представители МУП "Водоканал" поддержали представителя Совета депутатов, считают, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Прокурор в своем заключении указал, что оснований для отмены нормативного правового акта нет.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, участвующие в деле, суд приходит к следующему.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской иной экономической деятельности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений (пункты 9, 10).
Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также возможные величины надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно п. 6 ст. 2 Закона инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - это определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Как следует из материалов дела, 27 ноября 2009 года принято Решение Совета Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области № 373 "Об утверждении инвестиционной программы МУП "Водоканал" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2010 - 2015 годы".
Пунктами 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ установлено, что к полномочиям представительных органов муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса отнесены, в частности, утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Согласно п. 12 ст. 11 Закона № 210-ФЗ после утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
Таким образом, инвестиционная программа утверждается для организации коммунального комплекса. Надбавка к цене (тарифу), используемая для финансирования инвестиционной программы, учитывается при расчетах потребителей с организацией коммунального комплекса за производимые ею товары (оказываемые услуги).
Установление надбавок и тарифов на подключение осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы.
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (часть 2 статьи 11 Закона об основах регулирования тарифов).
Таким образом, инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания.
Вместе с тем до 1 января 2010 года при отсутствии программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, технические задания на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, предусмотренные частью 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, утверждаются представительными органами муниципальных образований (ч. 1 ст. 18 Закона).
В силу частей 3, 4, 5 указанной статьи подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса.
Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей.
В силу п. п. 2, 5 ч. 1 ст. 3 Закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок, в том числе являются:
- установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
- полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями в области регулирования тарифов и надбавок и в силу ч. 1 ст. 5 вышеуказанного Закона утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
В случае необоснованности предоставленных расчетов, несоответствия рассчитанных финансовых потребностей проекту предоставленной инвестиционной программы или несоответствия проекта указанной программы техническому заданию на ее разработку, орган регулирования муниципального образования вправе вернуть проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей соответствующей организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
После утверждения программы орган регулирования муниципального образования устанавливает тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
Таким образом, инвестиционная программа, в случае ее утверждения, является правовым актом обязательным к применению при установлении тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифа организации коммунального комплекса на подключение.
Это подтверждается п.п. 2, 42 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Согласно Основ установление надбавок к тарифам и тарифов на подключение осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы и размер тарифа организации коммунального комплекса на подключение определяется как отношение финансовых потребностей, финансируемых за счет тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, к присоединяемой нагрузке.
Как следует из материалов дела, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований в Старооскольском городском округе до 1 января 2010 года не была разработана и утверждена.
Данный факт не отрицается Советом Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области.
Техническое задание на разработку инвестиционной программы для МУП "Водоканал" утверждено главой Старооскольского городского округа (нарушение ч. 1 ст. 18 Закона).
Инвестиционную программу рекомендуется разрабатывать отдельно для каждой системы коммунальной инфраструктуры: водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, теплоснабжение, электроснабжение, а также для объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Это указано в п. 6 Методических рекомендациях по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (утверждено приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 № 99).


С учетом указанных норм закона следует сделать вывод, что проект инвестиционной программы МУП "Водоканал", расчет соответствующих ей финансовых потребностей, а также иные документы, предусмотренные техническим заданием, должны быть направлены организацией коммунального комплекса в орган регулирования в срок, установленный техническим заданием.
После утверждения инвестиционной программы в срок до начала ее реализации органы местного самоуправления в соответствии с частью 13 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ заключают с организацией коммунального комплекса договор в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющий условия реализации утвержденной инвестиционной программы данной организации.
Техническое задание было утверждено главой администрации 16.11.09 года, и должно быть рассмотрено и согласовано в течение одного месяца с момента предоставления.
Проект инвестиционной программы МУП "Водоканал" согласован в Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области 25 декабря 2009 г., получен Администрацией Старооскольского городского округа 11.01.2010, Советом депутатов согласовано 12.01.2010 г.
Утверждение программы МУП "Водоканал" Советом Депутатов Старооскольского городского округа состоялось 27.11.2009 г., то есть до согласования.
В соответствии с п. 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520), процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ.
В соответствии со статьей 3 Закона № 210-ФЗ одним из принципов регулирования тарифов является принцип достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающий доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
При этом установлению тарифов (ч. 6 и 8 ст. 11 Закона) предшествует подготовка органом регулирования муниципального образования предложений об их размере, а также обязательное проведение анализа доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом предлагаемой надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, само по себе наличие утвержденной инвестиционной программы не освобождает орган регулирования муниципального образования от соблюдения принципа доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса при установлении тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, МУП "Водоканал" является организацией коммунального комплекса, которая осуществляет эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для жителей города Старый Оскол Белгородской области.
Условия выполнения организацией коммунального комплекса инвестиционной программы в силу пунктов 9, 10 части 2 статьи 5, части 13 статьи 11 Закона об основах регулирования тарифов определяются договором, заключаемым между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса.
Следовательно, обязанность по исполнению инвестиционной программы возлагается на организацию коммунального комплекса, которой в рассматриваемом случае является МУП "Водоканал".
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности возникают, в том числе из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Источники финансирования инвестиционной программы определены в статье 10 Закона об основах регулирования тарифов, согласно которой финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно части 3 статьи 12 Закона об основах регулирования тарифов плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Указанный договор определяет порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, по смыслу Закона, представляют собой ценовые ставки, согласно которым осуществляются непосредственные расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары и услуги, в то время как предельные индексы являются показателями предельного роста ценовых ставок и устанавливаются в силу Закона на основании инвестиционной программы, определяемой органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса.
Представитель заявителя в своем заявлении и в судебном заседании указал на то, что в адрес Совета Депутатов Старооскольского городского округа Обществом был направлен проект инвестиционной программы, который остался без рассмотрения.
Представитель ответчика, в судебном заседании указал на то, что проект инвестиционной программы от ОАО "КМАпроектжилстрой" в Совет Депутатов Старооскольского городского округа не поступал.
Указанный довод опровергается материалами дела.
Старооскольской городской прокуратурой проводилась проверка заявления председателя Совета директоров ОАО "КМАпроектжилстрой" о нарушении администрацией Старооскольского округа в осуществлении Обществом предпринимательской деятельности.
Из ответа прокурора видно, что проект инвестиционной программы "Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Старый Оскол на 2008 - 2010 годы" в администрацию города Старый Оскол направлен 26.08.2008 г.
Однако указанный проект не был рассмотрен Советом Депутатов Старооскольского округа, так как техническое задание на подготовку инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения г. Старый Оскол не разрабатывалось.
Согласно п. 20 ст. 2 Закона о тарифах предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним).
Размер надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется как отношение финансовых потребностей, финансируемых за счет надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, к расчетному объему реализуемых организацией коммунального комплекса товаров и услуг соответствующего вида.
В силу пункта 53 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок.
В расчете надбавок к тарифам МУП "Водоканал" на водоснабжение и водоотведение, тарифов на подключение к системе водоснабжения, на подключение к системе водоотведения, представленном в судебное заседание, основанием является применение п. 43 "Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
План финансирования, приложенный к инвестиционной программе, представляет собой свод финансовых потребностей, с определением размера бюджетного финансирования. План финансирования в части развития системы водоснабжения предусматривает расходы на строительство скважин Воротниковского водозабора в размере 32000 тыс. руб., проектирование и строительство водозабора для объектов капитального строительства в размере 82000 тыс. руб., строительство водопровода Ду 4000 по магистрали 10-10 от микрорайона Дубрава до микрорайона Лесной в размере 14770 тыс. руб.
Заявитель считает, что утвержденная инвестиционная программа не учитывает возможности завершенного строительством Тереховского водозабора. Общий размер планируемого финансирования завышен на 128 770 тысяч рублей (32000 тысяч + 82000 тыс. + 14770 тыс.). При этом на финансирование инвестиционной программы МУП "Водоканал" в части развития системы водоснабжения планируется потратить 138800 тыс. руб. бюджетных средств, (данная сумма указана в оспариваемом нормативном акте в плане финансирования, как расчетная стоимость с НДС).
В части развития системы водоотведения и очистки сточных вод предусмотрены расходы на реконструкцию напорных коллекторов с КНС-1 Д 600 на Д 800 (17 км) в размере 214300 тыс. руб., строительство самотечного коллектора от микрорайонов Центральный, Уютный, Надежда Д 600 (1,7 км) в размере 4420 тыс. руб., строительство КНС и напорных коллекторов в микрорайонах многоэтажной застройки в размере 22200 тыс. руб. При этом не учтены возможности действующей КНС в микрорайоне Северный, введенной 12 марта 2010 года КНС-2 в микрорайоне Надежда с коллектором до городских очистных сооружений. Общий размер планируемого финансирования 240920 тыс. (214300 тыс. + 4420 тыс. + 22200 тыс.) руб., а предусмотренные программой бюджетные средства на развитие системы водоотведения и очистки сточных вод 135500 тыс. руб. (данная сумма также указана в оспариваемом акте).
Представленный МУП "Водоканал" расчет объема финансовых потребностей не содержит даты составления данного документа и подтверждения факта его направления для согласования в уполномоченный орган.
Расчетный объем реализуемых организацией коммунального комплекса работ и услуг на весь период реализации инвестиционной программы взят только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Подтверждение недоступности предложенных организацией надбавок к тарифам в части населения, бюджетных организаций и предприятий ЖКХ не предъявлено.
В представленном расчете финансовых потребностей МУП "Водоканал" нарушен пункт 12 "Основ ценообразования...", который не допускает установление надбавок в повышенном размере для определенной категории потребителей. Расчет надбавки необходимо провести на весь расчетный объем услуг, установить недоступность для определенной категории потребителей данного размера надбавки (для населения) и принять решение по объему бюджетного финансирования либо пересмотреть условия технического задания.
Общество считает, что расчет надбавок к тарифам по приложениям № 4 и 5 к Решению Совета Депутатов Старооскольского городского округа произведен неверно и является завышенным для потребителей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и противоречит постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520.
Предусмотренные приложениями № 2 и 3 к Решению от 27.11.2009 г. № 373 установление платы за подключение к системе водоснабжения (361,38 руб./м3/час) и к системе водоотведения (303,13 руб./м3/час) является прямым увеличением нагрузки на развивающиеся предприятия, т.к. будет применяться при строительстве и реконструкции зданий.
При подключении к практически готовым коммунальным объектам, построенным силами ОАО "КМАПЖС" (система водоотведения и водоснабжения, позволяет решать вопросы обеспечения развития новых районов северо-восточной части города, в том числе и районов индивидуального жилищного строительства) платы за подключение не требуется, т.к. финансовые средства уже вложены.
Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области № 11/35 от 20.11.2009 г. утверждены на 2010 год предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод, по Старооскольскому городскому округу в размере 114,6%.
Согласно оспариваемому решению с 2010 года услуги водоснабжения для предприятий - потребителей МУП "Водоканал" увеличиваются с 18 руб./куб. м до 22,78 руб./куб. м, что составляет 126,56%, а водоотведения с 11,59 руб./куб. м до 20,18 руб./куб. м, что составит 174,11%.
Пунктом 52 Постановления Правительства РФ от 14 июля 2008 года № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.
Тарифы на водоснабжение и водоотведение для МУП "Водоканал" на 2009 год были утверждены Решением Совета Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 01.12.2008 г. № 219 "О плате за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги" в приложении № 5.
Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения на 2010 год утверждены Решением Совета Депутатов Старооскольского городского округа от 27.11.2009 г. № 371 "О плате за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги".
Указанные тарифы установлены с учетом надбавок, утвержденных оспариваемым решением Совета Депутатов Старооскольского городского округа от 27.11.2009 г. № 373, что отражено в проекте дополнительного соглашения к договору № 484 от 01.04.2003 г. на 2010 год.
Общество считает, что устанавливаемые оспариваемым нормативным актом органа местного самоуправления цены на услуги водоснабжения и водоотведения МУП "Водоканал" существенно превышают предельные индексы, установленные органом государственного регулирования в Белгородской области по Старооскольскому городскому округу.
В Предложениях по установлению предельных индексов роста тарифов организаций коммунального комплекса на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод по Старооскольскому городскому округу, представленных в судебное заседание Органом местного самоуправления указана как отдельная организация МУП "УК ОЖКХ", и для данного предприятия также как и для остальных организаций произведен расчет. Однако данная организация была переименована в МУП "Водоканал".
В вышеуказанных Предложениях предельный индекс рассчитан в размере 124,3% без учета надбавок к тарифу, при этом расчет произведен для восьми предприятий.
Таким образом, Совет Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области надлежащим образом не доказал экономической обоснованности инвестиционной программы МУП "Водоканал", не представил в полном объеме соответствия рассчитанных тарифов к финансовым потребностям.
Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания объединенного жилищно-коммунального хозяйства" (МУП УК ОЖКХ) было переименовано в МУП "Водоканал" в соответствии с Постановлением Главы администрации Старооскольского городского округа от 29.01.2009 г.
Следовательно, в 2009 году для данного предприятия осуществлялось государственное регулирование надбавок к тарифам на услуги и к данному предприятию в отношении надбавок должны применяться предельные индексы.
Органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований до 1 марта текущего года утверждают критерии доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса для потребителей, а также для лиц, обращающихся за подключением вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системам коммунальной инфраструктуры.
Система критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса в Старооскольском городском округе была утверждена уже после утверждения инвестиционной программы для МУП "Водоканал", что подтверждается Постановлением Главы администрации Старооскольского городского округа от 18.12.2009 г. № 6716 "Об установлении системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса на территории Старооскольского городского округа".
В соответствии с п. 4.1 указанного Постановления организации коммунального комплекса в целях установления цен (тарифов) на товары (услуги) вместе с инвестиционной программой представляют необходимую информацию для расчета критериев доступности.
Общество считает, что расчет критериев доступности, представленный в судебное заседание произведен в соответствии с Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 25.02.2009 г. № 3/1. Расчет критериев доступности, изложенный в вышеуказанном Приказе применяется для населения, что подтверждается п. 1.3, 2.2, 2.3 данного документа.
В соответствии с п. 9 Правил орган регулирования муниципального образования осуществляет предварительные расчеты предельных индексов в среднем по муниципальному образованию и направляет указанные расчеты, производственные и (или) инвестиционные программы в орган регулирования субъекта Российской Федерации. Расчеты предельных индексов представляются по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, не позднее 1 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования, если иной срок не установлен актом Правительства Российской Федерации.
Советом в судебное заседание надлежащим образом согласованный расчет предельных индексов представлен не был.
Советом также не учтено, что Обществу было выдано разрешение на строительство Тереховского водозабора в составе насосной станции 2 подъема. Имеется экспертное заключение на рабочий проект на строительство объекта.
Согласно п. 4.10 Решения Совета депутатов № 285 от 10.04.2009 г., решение об установлении, изменении и досрочном пересмотре тарифов и надбавок, основные показатели производственных и инвестиционных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат опубликованию в официальном печатном издании Старооскольского городского округа, а также на официальных сайтах органов местного самоуправления Старооскольского городского округа в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения. Результаты оценки доступности опубликованы не были.
Таким образом, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Закону № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В соответствии с ч. 5 ст. 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 АПК РФ, арбитражный суд,

решил:

Признать решение Совета Депутатов Старооскольского городского округа от 27 ноября 2009 года № 373 "Об утверждении инвестиционной программы МУП "Водоканал" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2010 - 2015 годы" недействующим как несоответствующее ФЗ № 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и постановлению № 520 "Об основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный суд Центрального округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Белгородской области.

Председательствующий судья
Л.В.ГОЛОВИНА

Судьи
Е.В.БУТЫЛИН
К.В.МИРОНЕНКО




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение арбитражного суда Белгородской обл. от 11.01.2011 по делу № А08-1003/2010
Об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления - Решения Совета Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 27.11.2009 г. № 373 "Об утверждении инвестиционной программы МУП "Водоканал" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2010 - 2015 годы" недействующим с момента издания.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru