Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2011 г. по делу № А12-24253/2010

Резолютивная часть решения объявлена 09.02.2011.
Полный текст решения изготовлен 09.02.2011.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного учреждения "Комбинат благоустройства" (ОГРН 1103435003726, ИНН 3435900323) к Управлению внутренних дел города Волжского Волгоградской области (ОГРН 1033400005132, ИНН 3435111079) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, с привлечением заинтересованного лица Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городскому округу - город Волжский Волгоградской области; третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, управления транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя - М.И., представитель по доверенности от 12.01.2011 г.;
от административного органа - Х.Е., представитель по доверенности <...>;
от управления транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа город Волжский - З.И. доверенность <...>;

установил:

Муниципальное бюджетное учреждение "Комбинат благоустройства" (далее учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Управлению внутренних дел города Волжского Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ОГИБДД УВД г. Волжского от 02.12.2010 о привлечении МБУ "Комбинат благоустройства" к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городскому округу - город Волжский Волгоградской области; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управление транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Заявленные требования мотивированы тем, что отсутствует вина учреждения в совершении вменяемого правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ; на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности нарушения были устранены учреждением; административным органом допущены процессуальные нарушения.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, считает оспариваемое постановление подлежащим отмене.
Представитель управления транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области поддерживает позицию заявителя, полагает, что административным органом допущены процессуальные нарушения, а также отсутствует вина учреждения в совершении вменяемого правонарушения.
Представитель Управления внутренних дел города Волжского Волгоградской области заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд усматривает основания для удовлетворения требований исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 26.11.2010 в ходе повседневного надзора госинспектором ОГИБДД УВД г. Волжского старшим лейтенантом Н.А. составлен акт о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного покрытия, в соответствии с которым зафиксировано наличие на проезжей части дороги по ул. Дорожная, 1 "а" в г. Волжском выбоины в дорожном покрытии проезжей части размером 0,8 x 1,1 x 0,1 м. Копия акта представлена заявителю 26.11.2010.
В тот же день, 26.11.2010 госинспектором ОГИБДД старшим лейтенантом Н.А. ОГИБДД УВД г. Волжского составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуального предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. В протоколе имеется запись об использовании фотоаппарата и рейки нивелирной № 3063.
Заявителем 26.11.2010 получено уведомление на имя директора МБУ "Комбинат благоустройства" П.О. о явке в административный орган для составления протокола об административном правонарушении 29.11.2010 к 9 часам.
На основании выявленных недостатков в дорожном покрытии проезжей части, отраженных в протоколе осмотра от 26.11.2010, госинспектором ОГИБДД УВД г. Волжского С.П. 29.11.2010 в 9 часов 30 минут в отношении МБУ "Комбинат благоустройства" составлен протокол № 34 АА 027224 об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ, без участия законного представителя юридического лица.
Из протокола усматривается, что при обследовании 26.11.2010 участка дороги по ул. Дорожная выявлена выбоина в дорожном покрытии проезжей части размером 0,8 x 1,1 x 0,1 м, что не соответствует требованиям ГОСТ Р50597-93, и создает угрозу безопасности дорожного движения. Измерение производились рейкой (поверка 09.09.2011).
В протоколе указано, что к протоколу прилагается акт выявленных нарушений, копия сведений о поверке рейки, фото, протокол осмотра, уведомление, также сообщается о времени и месте рассмотрения административного правонарушения 02.12.2010. Копия протокола направлена в адрес заявителя и получена учреждением 29.11.2010 (штамп входящий № 1603 от 29.11.2010).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 02.12.2010, вынесенным начальником ГИБДД УВД по г. Волжскому, МБУ "Комбинат благоустройства" признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 12.34 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области № 1035-р от 24.09.2010 МБУ "Комбинат благоустройства" передано в оперативное управление муниципальное имущество, в том числе и все автомобильные дороги г. Волжского.
Судом установлено, что протокол осмотра территории от 26.11.2010 составлен должностным лицом госинспектором ОГИБДД УВД г. Волжского старшим лейтенантом Н.А. с участием двух понятых, но без участия уполномоченного представителя юридического лица.
Из протокола осмотра следует, что в осмотре принимал участие работник МБУ "Комбинат благоустройства" П.Ю., который не уполномачивался на представление интересов юридического лица при составлении первого процессуального документа по делу об административном правонарушении - протокола осмотра территории (объекта проезжей части). Соответствующей доверенности на представление интересов МБУ "Комбинат благоустройства" П.Ю. не выдавалось, что подтверждено в судебном заседании представителем заявителя и не опровергнуто (путем представления доверенности, иных документов) представителем административного органа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения, составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ (пункты 1 и 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий в качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении может применять осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов и изъятие вещей и документов (пункты 3 и 4 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении был составлен 29.11.2010 не на месте выявления правонарушения - правонарушение было выявлено в момент составления протокола осмотра от 26.11.2010.
В протоколе об административном правонарушении от 29.11.2010 указано, что к нему прилагается акт выявленных нарушений, протокол осмотра, копии сведений о поверке линейки, фото, уведомление.
Вместе с тем, в протоколе осмотра отсутствуют данные о приложении фотоматериалов.
Представленные в суд копии фотоматериалов не содержат даты их изготовления, подписи должностного лица, их составившего, подписи понятых.
Из-за имеющейся разницы в дате составления протокола осмотра (26.11.2010) и протокола об административном правонарушении (29.11.2010), а также учитывая, что протоколы были составлены разными должностными лицами ОГИБДД УВД г. Волжского, нельзя с достоверностью утверждать о том, кем были выполнены фотоматериалы и в какое время.
Суд считает, что указанный протокол осмотра не отвечает требованиям, предъявляемым статьей 27.8 КоАП РФ к протоколу об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, не может быть принят в качестве доказательства события административного правонарушения, поскольку он был составлен административным органом в отсутствие уполномоченного представителя учреждения.
Таким образом, указанное нарушение суд признает существенным, поскольку оно могло повлиять на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела, а также привести к ущемлению законных прав общества, в том числе на представление возражений и квалифицированную юридическую защиту. Составленный таким образом протокол осмотра не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Соответственно, доказательства, зафиксированные в протоколе осмотра территории, как и сам протокол осмотра, а также фотоматериалы нельзя признать достоверными, поскольку получены административным органом с нарушением закона.
В соответствии с требованиями статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учреждение представило в суд доказательства того, что выявленная в ходе осмотра выбоина в дорожном покрытии проезжей части была устранена 29.11.2010 в день получения предписания ОГИБДД УВД г. Волжского о необходимости устранения недостатков в дорожном покрытии в срок до 09.12.2010. Факт устранения недостатков в дорожном покрытии 29.11.2010 административным органом документально не опровергнут. Соответственно, по состоянию на 29.11.2010 отсутствовали основания для признания МБУ "Комбинат благоустройство" виновным в совершении административного правонарушения и вынесения постановления по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности.
Кроме того суд учитывает, что заявитель является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета городского округа г. Волжский. В соответствии с п. 3.8 Устава МБУ "Комбинат благоустройства", учреждение самостоятельно осуществляет финансовую деятельность на основании сметы доходов и расходов, которую утверждает управление транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Согласно графика по текущему ремонту дорог г. Волжского на ноябрь - декабрь 2010, утвержденного учреждением и согласованного с управлением транспорта и дорожных коммуникаций администрации городского округа - город Волжский, ремонт ул. Дорожной запланирован на 24.12.2010. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что учреждение принимало меры к исполнению возложенных обязанностей по ремонту дороги.
Вина юридического лица в силу требований ст. 2.2 КоАП РФ и ст. 201 АПК РФ должна быть установлена и доказана административным органом.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Это обстоятельство подлежит установлению административным органом при вынесении постановления.
Вместе с тем, при вынесении постановления административный орган ограничился констатацией выявленного нарушения, без исследования виновности юридического лица в его совершении.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о недоказанности административным органом состава вменяемого учреждению административного правонарушения, о допущенном существенном нарушении процессуальных требований КоАП РФ.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление ОГИБДД УВД по г. Волжскому (ОГРН 1033400005132, ИНН 3435111079) по делу об административном правонарушении от 02.12.2010 о привлечении муниципальное бюджетное учреждение "Комбинат благоустройства" (ОГРН 1103435003726, ИНН 3435900323) к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
И.В.КУЛИК




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 09.02.2011 по делу № А12-24253/2010
<Постановление о привлечении бюджетного учреждения к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ отменено в связи с недоказанностью административным органом состава вменяемого учреждению административного правонарушения и допущенными существенными нарушениями процессуальных требований. При вынесении постановления административный орган ограничился констатацией выявленного нарушения, без исследования виновности юридического лица в его совершении>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru