Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 28 февраля 2011 г. № 16-26/003475@

ОБ ОТВЕТАХ НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ВОПРОСЫ

УФНС России по Иркутской области (далее - Управление) во исполнение решения расширенного совещания Управления (протокол от 16.02.2009 № 1) направляет сводную информацию по наиболее часто задаваемым налогоплательщиками вопросам. Материалы следует довести до налогоплательщиков, разместив в электронном виде на "гостевых" компьютерах в инспекциях, а также в оперзалах и (или) местах по приему налогоплательщиков.
Приложение: файл Pril.arj.

Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса
Е.В.ЖУРАВЛЕВА





Приложение
к письму
УФНС России по Иркутской области
"Об ответах на наиболее часто задаваемые
налогоплательщиками вопросы"
от 28 февраля 2011 года
№ 16-26/003475@

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ.
ВОПРОСЫ НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

- Акционерный коммерческий банк к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относит начисления по районным коэффициентам в размерах, установленных органом государственной власти субъекта Российской Федерации, несмотря на то, что региональные нормативы превышают размеры районных коэффициентов, утвержденных Правительством Российской Федерации. Насколько это правомерно?
- В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Согласно пп. 11 названной статьи НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в том числе, надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях.
На территории Иркутской области районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений введен в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 15.10.1969 № 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не был установлен" и Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 № 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не был установлен, и о порядке его применения" в размере 1,2.
Кроме того, в соответствии с п. 13 постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 № 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (с изм. и доп. от 29.10.1992) принято постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", в соответствии с которым с 1 января 1993 г. на территории юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского района, г. Тулуна и Тулунского района) районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих устанавливается в размере 1,3.
Учитывая изложенное, расходы на оплату труда учитываются в целях налогообложения прибыли с учетом районных коэффициентов, законодательно установленных для данной местности и действующих в настоящее время, в размерах, предусмотренных заключенными с работниками трудовыми договорами.

- Организация-арендатор заключила договор субаренды объекта незавершенного строительства - нежилого помещения, которое передано по акту приема-передачи. Имеется свидетельство о праве собственности объекта незавершенного строительства. Вправе ли организация-арендатор при передаче данного помещения в субаренду учесть при исчислении налога на прибыль в качестве расходов арендные платежи на основании договора субаренды?
- В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
Таким образом, следует, что перечень имущества, которое может являться объектом аренды, носит открытый характер и не ограничивается только имуществом, поименованным в ст. 607 ГК РФ.
Также следует учитывать, что передача в аренду объектов незавершенного строительства законодательством РФ не запрещена.
Пунктом 1 ст. 650 ГК РФ установлено, что по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.
При этом, как указал ФАС Московского округа в постановлении от 21.03.2005 № КГ-А41/1689-05, ст. 650 ГК РФ не содержит положений, ограничивающих возможность сдачи в аренду объектов незавершенного строительства.
ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 17.11.2008 по делу № А17-1012/2007 (оставленном без изменения определением ВАС РФ от 20.01.2009 № 17279/08) указал, что законодательство не ограничивает возможность совершать сделки с объектами незавершенного строительства при наличии свидетельства о государственной регистрации права собственности. Вместе с тем, изменяющиеся по мере осуществления работ характеристики возводимого объекта не позволяют определенно установить имущество на момент передачи в аренду, а потому договор аренды такого объекта в соответствии с п. 3 ст. 607 ГК РФ может быть признан незаключенным.
Из изложенного следует, что организация вправе принимать в аренду объекты недвижимого имущества, не завершенные строительством. Однако следует учитывать, что существуют риски признания таких договоров аренды незаключенными в случае достройки объектов аренды.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов учитываются арендные платежи за арендуемое имущество.


- В соответствии со ст. 398 НК РФ налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
В соответствии с пп. 1.3 и 3.4 (пп. 5) Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденного Приказом Минфина России от 16.09.2008 № 95н, определено, что налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют декларацию в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. В декларации указываются код места представления декларации - по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и код налогового органа - по месту нахождения земельного участка.
Подпунктом 3 п. 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу для организаций - крупнейших налогоплательщиков, представляющих декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по общему правилу предусмотрено, что в декларациях по земельному налогу КПП указывается по месту нахождения организации, по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, а также по месту нахождения обособленного подразделения.
Учитывая требования ст. 397 НК РФ, в соответствии с которой платежи по земельному налогу зачисляются по месту нахождения земельного участка, в декларации по земельному налогу, представляемой в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, организации - крупнейшие налогоплательщики указывают КПП по месту нахождения земельного участка, по строке 020 - код по ОКАТО муниципального образования, на территории которого находится земельный участок, облагаемый земельным налогом в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления.

- Религиозная организация приобрела земельный участок с категорией - земли населенных пунктов, разрешенное использование под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома. Данный участок с домом по договору передан в аренду на безвозмездной основе. Вправе ли религиозная организация воспользоваться налоговой льготой по уплате земельного налога, предусмотренной ст. 395 НК РФ?
- В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот.
Данное положение реализовано в п. 4 ст. 395 НК РФ, согласно которому религиозные организации подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
Таким образом, освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.
Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Закона; п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 № 490).
На основании п. 1 ст. 18 Закона религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительная деятельность осуществляется в целях: социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").
Таким образом, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности.
Принимая во внимание положение п. 4 ст. 395 НК РФ, льготное налогообложение применяется в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям, на которых расположены здания, строения и сооружения благотворительного назначения.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

- Нотариус находился платно на санаторно-курортном лечении, имеется в наличии санаторно-курортная книжка. Как получить социальный налоговый вычет за это лечение, а также как включить потраченные деньги на лечение и проезд в расходную часть в связи с осуществлением профессиональной деятельности?
- В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой и уплачивающие налог на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном ст. 228 НК РФ, при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, поскольку расходы по оплате стоимости путевки в санаторий не произведены для целей извлечения доходов, то соответственно нет оснований учитывать данные расходы в качестве профессиональных вычетов при расчете налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
Вместе с тем, пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ предоставлено право налогоплательщикам на получение социального налогового вычета, в сумме, уплаченной за лечение, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Социальный налоговый вычет можно получить при подаче в налоговый орган по месту своего учета налоговой декларации по форме № 3-НДФЛ по окончании налогового периода, а также при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов, в том числе справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, утвержденной совместным Приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256. Данная справка об оплате медицинских услуг санаторно-курортным учреждением, которым была оказана медицинская помощь, выдается налогоплательщику по его просьбе.
При этом для целей получения социального налогового вычета учитываются только медицинские услуги, включенные в Перечень медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 201.

- Продаю дом, технический паспорт на который сделан в 2008 г., решение суда о признании застройки дома законной вступило в силу в январе 2009 года. Регистрация дома произведена в марте 2009 года. Расчет налога на имущество производился с даты ввода дома в эксплуатацию, а не с даты регистрации. С какого момента можно воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме, полученной от продажи дома?

- В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1000000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250000 рублей. Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
В соответствии с п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан. Признание права собственности является фактом, имеющим юридическое значение. В соответствии со ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях (п. 1 ст. 28 Закона № 122-ФЗ).
В связи с вышеизложенным, для целей применения пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ срок нахождения жилого дома в собственности следует считать, начиная с даты его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон) плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом необходимо учитывать, что п. 5 ст. 5 Закона предусматривает, что по новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
При определении правомерности действий налоговых органов следует различать понятия "год возведения или приобретения" и "дата регистрации". Год возведения определяется по техническому паспорту на жилой дом. В случае если год постройки жилого дома 2009, либо паспорт составлен по состоянию на определенную дату 2009 года, налог должен быть исчислен, начиная с 2010 года, если же в техническом паспорте год постройки более ранний, а собственность зарегистрирована в марте 2009 года, налог на имущество физических лиц должен быть исчислен за 10 месяцев 2009 года, 2010 год и т.д.

- За обучение брата до 2009 г. платила мать, после ее смерти, начиная с 2010 г., за обучение платит дочь. Социальный налоговый вычет за все время обучения мать не заявляла. Можно ли после ее смерти воспользоваться социальным налоговым вычетом за те налоговые периоды, когда за обучение платила она, и какие документы необходимо представить сестре для получения вычета при самостоятельной оплате за обучение брата?
- В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного п. 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя). Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика - брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения. Вычет предоставляется при подаче налоговой декларации в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика по окончании налогового периода с приложением документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика за обучение.
Подтверждающими документами, в частности, могут являться:
- договор или иной документ с образовательным учреждением (имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг) на обучение в этом учреждении;
- справка из образовательного учреждения, подтверждающая, что студент действительно обучался в соответствующем налоговом периоде;
- платежные документы, подтверждающие оплату за обучение;
- справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.
Данный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при определении налоговой базы за налоговый период путем уменьшения суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных в данном налоговом периоде, на сумму расходов, произведенных налогоплательщиками в этом же налоговом периоде. При этом разница между фактическими расходами на обучение, произведенными в налоговом периоде, и предельной суммой расходов, учитываемой в целях расчета социального налогового вычета, на последующие налоговые периоды не переносится.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, исходя из изложенной ситуации, можно воспользоваться социальным налоговым вычетом в сумме расходов на обучение брата, произведенных в 2010 - 2011 годах, представив в 2011 году налоговую декларацию за 2010 год, либо в 2012 году, представив налоговые декларации за 2010 и 2011 годы.
Относительно предоставления социального налогового вычета в случае смерти налогоплательщика сообщаем следующее.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются физические лица, признаваемые налогоплательщиками. Подпунктами 3 и 5 п. 1 ст. 21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, а также на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иными актами законодательства о налогах и сборах. Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
При этом с учетом положений пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ речь идет об обязанности уплатить законно установленные налоги, т.е. при наличии в том числе законодательно определенной налоговой базы по конкретному налогу. По налогу на доходы физических лиц налоговая база определяется в том числе с учетом социальных налоговых вычетов, предусмотренных положениями ст. 219 НК РФ.
Таким образом, законодательство о налогах и сборах четко указывает на права и обязанности исключительно самого налогоплательщика - физического лица, не передавая или возлагая их на его правопреемников, в том числе наследников, за исключением задолженности по имущественным налогам.
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с положениями ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства (смерти) вещи, иное имущество и имущественные права. Таким образом, в наследственную массу включаются объекты гражданских прав, предусмотренные ст. 128 ГК РФ, право на которые возникло у наследодателя ранее на основании определенных отношений, регулируемых гражданским законодательством.
Пунктом 3 ст. 2 ГК РФ установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется.
Учитывая изложенное, представление декларации наследниками умершего налогоплательщика для использования налогового вычета и возврата сумм излишне уплаченных им ранее налогов действующим законодательством не предусмотрено.

ВОПРОСЫ УПЛАТЫ, ЗАЧЕТА, ВОЗВРАТА НАЛОГОВ

- У сына по налогу на имущество физических лиц сложилась переплата. Кода он умер, после вступления в право на наследство мать обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате, но ей отказали. Правомерно ли это?
- Законодательство о налогах и сборах четко указывает на права и обязанности исключительно самого налогоплательщика - физического лица, не передавая или возлагая их на его правопреемников, в том числе наследников, за исключением задолженности по имущественным налогам.
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с положениями ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства (смерти) вещи, иное имущество и имущественные права. Таким образом, в наследственную массу включаются объекты гражданских прав, предусмотренные ст. 128 ГК РФ, право на которые возникло у наследодателя ранее на основании определенных отношений, регулируемых гражданским законодательством.
Пунктом 3 ст. 2 ГК РФ установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется.
Учитывая изложенное, возврат наследникам умершего налогоплательщика сумм излишне уплаченных им ранее налогов действующим законодательством не допускается.

- На лицевом счете организации по некоторым отмененным налогам числилась как переплата, так и недоимка, срок взыскания по которой истек. На заявления о проведении зачета переплаты в счет погашения недоимки получены отказы, так как истек 3-летний срок. По заявлению о списании указанных сумм налоговым органом произведено списание только переплаты, без списания недоимки. Правомерно ли это?
- Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание производится в соответствии с положениями ст. 59 НК РФ.
Списанию в соответствии со ст. 59 НК РФ и утвержденным Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" Порядком списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее - Порядок), подлежит недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам, в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г. (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации), а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, а также налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации (далее - задолженность).
Порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае:
- ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
- признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2010, № 31, ст. 4188) - в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
- смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
- принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам;
- наличия сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
На основании вышеизложенного у налоговых органов отсутствуют основания по списанию задолженности по отмененным налогам по основаниям, указанным в вопросе.

- У физического лица в лицевом счете сложилась недоимка размером менее 10 руб., зачем налоговые органы тратят деньги, превышающие суммы недоимки, для ее взыскания путем направления писем и т.д.?
- В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
При этом ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни иными нормативными документами не предусмотрено ограничение размера суммы задолженности, предусмотренной для принудительного взыскания.
На основании вышеизложенного у налоговых органов отсутствуют основания для неприменения мер принудительного взыскания в отношении вышеуказанных сумм.

- Может ли физическое лицо обратиться в налоговый орган с заявлением об уплате процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога?
- В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Согласно п. 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 98 срок на возврат суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Таким образом, срок на возврат суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, в случае проведения камеральной налоговой проверки на основании представленной налогоплательщиком - физическим лицом налоговой декларации начинает исчисляться со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения указанной камеральной налоговой проверки либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена в соответствии со ст. 88 НК РФ.
В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).
При выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, составляется акт налоговой проверки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Письмо УФНС РФ по Иркутской области от 28.02.2011 № 16-26/003475@
"Об ответах на наиболее часто задаваемые налогоплательщиками вопросы"

Письмо
Приложение
Налог на прибыль. Вопросы налогового и бухгалтерского учета
Налог на добавленную стоимость, включая вопросы оформления форм бухгалтерского учета для целей НДС (счетов-фактур, ТТН и т.д.)
Единый налог на вмененный доход
Упрощенная система налогообложения
Налог на имущество предприятий
Земельный налог
Налог на доходы физических лиц
Вопросы уплаты, зачета, возврата налогов

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru