Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2011 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА 1
ПУНКТА 23 ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ, НУЖДАЮЩИМСЯ
В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, ОТНОСЯЩИМСЯ К КАТЕГОРИЯМ,
УСТАНОВЛЕННЫМ СТАТЬЯМИ 14, 15, 17 - 19 И 21 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ" ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЫ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ,
УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОТ 22 МАРТА 2010 ГОДА № 58 "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О ФОРМЕ И ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН", ПО ЗАПРОСУ И.О. ПРОКУРОРА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В.Кретова, судей Д.Н.Басманова, А.В.Проскурова, П.Ф.Пунегова,
с участием старшего прокурора отдела Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Коми А.В.Юдина, представителей Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми Е.А.Естафьевой - начальника отдела природоресурсного законодательства Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, И.М.Нихельман - консультанта отдела правовой работы Агентства Республики Коми по социальному развитию,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности подпункта 1 пункта 23 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года № 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".
Поводом к рассмотрению настоящего дела явился запрос и.о. прокурора Республики Коми, а основанием для рассмотрения - обнаружившаяся неопределенность о том, соответствует ли Конституции Республики Коми указанная выше норма.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В.Кретова, объяснения прокурора, представителей Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Республики Коми обратился в Конституционный Суд Республики Коми с запросом о проверке конституционности подпункта 1 пункта 23 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года № 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан". В запросе ставится под сомнение положение, содержащееся в подпункте 1 пункта 23 указанного выше Порядка, которое связывает предоставление ветеранам, перечисленным в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" единовременной денежной выплаты с приобретением этими лицами жилого помещения или индивидуального жилого дома (части жилого дома) только на территории Республики Коми. По мнению прокурора, в силу требований статей 4, 11, 16, 18 Конституции Республики Коми и норм Федерального закона "О ветеранах" такое ограничение создает правовую неопределенность при реализации гражданами права на жилище и может привести к необоснованному ограничению свободы их передвижения и выбора места жительства.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является подпункт 1 пункта 23 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предусматривающий, что указанная выплата может быть использована для приобретения жилого помещения или индивидуального жилого дома (части жилого дома) исключительно на территории Республики Коми, а, именно, проверка соответствия данной нормы Конституции Республики Коми, гарантирующей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 4), равенство прав и свобод граждан независимо от места их жительства (статья 17), право граждан на жилище, свободный выбор ими места жительства и достойную жизнь (статьи, 11, 28, 41) и запрещающей издание законов, отменяющих или умаляющих данные права и свободы человека и гражданина (статья 18).
Согласно статьям 4 и 10 Конституции Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их соблюдение и защита - обязанность Республики Коми.
Данной обязанности корреспондируют положения статьи 41 Конституции Республики Коми, в соответствии с которыми органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Коми создают условия для осуществления права на жилище и обеспечивают бесплатное или за доступную плату предоставление жилых помещений указанным в законе и нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам, к которым относится и часть ветеранов, указанных в Федеральном законе "О ветеранах" от 12 января 1995 года № 5-ФЗ с изменениями и дополнениями.
Как следует из преамбулы настоящего Федерального закона, социальная защита ветеранов в Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Одним из показателей достойной жизни является обеспеченность ветеранов жильем и поэтому статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" в качестве одной из мер социальной поддержки предусмотрено право инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда, на получение жилых помещений, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
По письменным заявлениям нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется на основании указанных выше критериев.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем перечисленных в статье 23.2 настоящего Федерального закона лиц являются расходными обязательствами Российской Федерации, но, при этом, в силу той же статьи 23.2 Закона и положений статей 26.3 и 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия по обеспечению данной категории граждан жилыми помещениями переданы в порядке регулятивного делегирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением целевых средств в виде субвенций, предусмотренных в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете.
Федеральным законодателем также предусмотрено, что порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", жилых помещений, в том числе и порядок предоставления этим лицам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
С целью реализации приведенных выше полномочий в Республике Коми принят Закон "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" от 6 октября 2006 года № 69-РЗ, согласно которому формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление по их письменным заявлениям и в порядке определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года № 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты, в частности, предусматривающий, что данная выплата используется ее получателем для приобретения жилого помещения или индивидуального жилого дома (части дома) на территории Республики Коми (подпункт 1 пункта 23 Порядка).
Такое правовое регулирование полностью согласуется с положениями статей 4, 11, 16, 17, 18, 28, 41 Конституции Республики Коми, поскольку право указанных в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" граждан на обеспечение жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения или индивидуального жилого дома (части дома) непосредственно связано с нуждаемостью этой категории лиц в улучшении жилищных условий, признанием их таковыми в установленном законом порядке и принятием на соответствующий учет путем включения в республиканский список очередности.
Основания признания указанной категории граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, общий порядок ведения жилищного учета и обеспечения жилыми помещениями установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, о чем свидетельствует как анализ норм законодательства Российской Федерации о социальной защите ветеранов, так и правовая позиция, изложенная в сохраняющем свою силу Постановлении Конституционного Суда Республики Коми от 3 сентября 2010 года о проверке конституционности пунктов 3, 4, 7, 8, 17 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденного подпунктом 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года № 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".
Так, согласно статьям 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет по месту своего жительства и жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются им по договору социального найма также по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной в предусмотренном статьей 50 настоящего Кодекса порядке.
Предоставление же гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения или индивидуального жилого дома (части дома) является ничем иным, как одной из форм обеспечения жильем за счет целевых средств федерального бюджета и по определению должно осуществляться с соблюдением общих начал и требований жилищного законодательства, что следует и из содержания статьи 23.2 указанного выше Федерального закона.
В частности, в данной норме в качестве необходимого условия предоставления единовременной денежной выплаты указана нуждаемость ветеранов в улучшении жилищных условий и определен объем целевых средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций, бюджетам субъектов Российской Федерации, исходя из числа лиц, имеющих право на эту меру социальной поддержки, общей площади жилья не менее 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по каждому из субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель фактически предусмотрел, что единовременная денежная выплата может быть использована для приобретения жилого помещения или индивидуального жилого дома (части дома) только на территории того субъекта Российской Федерации, где получатель такой выплаты был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, принят на учет путем включения в соответствующий список и постоянно или преимущественно проживает.
Иной порядок использования единовременной денежной выплаты противоречил бы установленному действующим федеральным законодательством принципу целевого назначения субвенций, предусмотренных в составе Федерального фонда компенсаций и рассчитанных, исходя из числа ветеранов, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, и различной средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в каждом из субъектов Российской Федерации, и не только исключал бы возможность надлежащего контроля уполномоченных органов за целевым расходованием денежных средств, но и нарушал бы право граждан на получение выплаты в размере, определенном в соответствии со средней рыночной стоимостью 1 квадратного метра общей площади жилья в том субъекте Российской Федерации, в котором ветеран письменно заявил о своем праве на получение такой выплаты.
Кроме того, граждане, имеющие право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, самостоятельно определяют свое место жительства, предъявляют по этому месту письменное заявление на получение единовременной денежной выплаты с приложением к нему необходимых документов, совершают иные юридически значимые действия, направленные на улучшение своих жилищных условий, а не на изменение места жительства, и поэтому в силу приведенных обстоятельств и правовой природы указанной меры социальной поддержки нет оснований считать, что прописанное в подпункте 1 пункта 23 Порядка условие об использовании единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения или индивидуального жилого дома (части дома) на территории Республики Коми противоречит Конституции Республики Коми и нарушает конституционные права указанной категории лиц на жилище, выбор места жительства, свободу передвижения, а также отменяет или умаляет их право на достойную жизнь и свободное развитие.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать подпункт 1 пункта 23 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года № 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 16, 17, 18, 28, 41.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми




Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 25.02.2011, № 5, ст. 109


Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 22.02.2011
"По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 23 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года № 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", по запросу и.о. прокурора Республики Коми"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru