Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2010 г. по делу № А21-13538/2009

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2010 года. Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2010 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Председательствующего судьи С.Н. Сычевской
Судей Гениной С.В., Гурьевой И.Л.
при ведении протокола судебного заседания судьей Сычевской С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ОАО "Калининградский карьер"
к Районному Совету депутатов муниципального образования "Черняховский муниципальный район"
о признании недействующим нормативного правового акта - Решения Районного Совета депутатов муниципального образования "Черняховский муниципальный район" Калининградской области от 25.06.2009 года № 137 в части
Третье лицо - Администрация муниципального образования "Черняховский муниципальный район"
при участии:
от заявителя - Миронова И.В. по доверенности
от Совета депутатов - Лытина О.И. по доверенности
от Администрации - Земскова О.Н. по доверенности

установил:

Открытое акционерное общество "Калининградский карьер" (далее - ОАО "Калининградский карьер, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (уточненным) к Районному Совету депутатов муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (далее - Совет депутатов) о признании решения Районного Совета депутатов муниципального образования "Черняховский муниципальный район" от 25.06.2009 года № 137 "Об установлении размеров арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования "Черняховский муниципальный район" в части установления расчетного коэффициента по категориям земель и видам функционального использования земельных участков, применяемого для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики (пункт 3 Приложения 2 к решению № 137 от 25.06.2009 года) не соответствующим действующему законодательству и не действующим в данной части.
Определением суда от 14 декабря 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2010 требования Общества удовлетворены; решение Совета депутатов от 25.06.2009 № 137 в оспариваемой части признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации и недействующим в указанной части.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.04.2010 года решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2010 по делу № А21-13538/2009 отменено, дело передано на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
В судебном заседании представитель Общества поддержала заявленные требования полностью, считает Решение Совета в оспариваемой части не соответствующим нормам действующего законодательства (Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации).
Представитель Совета заявленные требования не признает, считает их необоснованными, не подлежащими удовлетворению, представлен отзыв на заявление.
Представитель Администрации поддерживает позицию Совета депутатов, считает требования заявителя, не подлежащими удовлетворению, представлен отзыв на заявление.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договора № 3957 от 13 ноября 2007 года со сроком действия до 10.11.2017 года арендует земельный участок площадью 1 006 833 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым номером 39:13:05 00 02:0264, расположенный около поселка Ушаково Черняховского городского округа для добычи песчано-гравийной смеси на месторождении "Пушкарево". Указанный Договор аренды прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Размер и порядок внесения арендной платы определены сторонами в разделе 3 договора, согласно пункту 3.1 договора аренды, размер арендной платы определяется на основании удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с применением расчетного коэффициента с учетом вида функционального использования земельного участка. В соответствии с пунктом 3.4 Договора в случае изменения либо принятия новых нормативных правовых актов Российской Федерации, Калининградской области, решений Черняховского окружного Совета депутатов, изменяющих в централизованном порядке размер и порядок оплаты за землю, арендная плата за земельный участок подлежит пересмотру Арендодателем с письменным извещением Арендатора.
На момент заключения договора аренды от 13.11.2007 года арендная плата за арендуемый земельный участок была рассчитана в сумме 1 940 066,5 рублей в год, исходя из расчетного коэффициента по категориям земель и видам деятельности - 0,0900, который был установлен решением Черняховского окружного Совета депутатов от 06.04.2006 года № 41.
Общество на основании договора № 3958 от 13 ноября 2007 года со сроком действия до 11.11.2017 года арендует земельный участок площадью 36 970 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым номером 39:13:05 00 02:0263, расположенный около поселка Ушаково Черняховского городского округа для размещения промышленной площадки. Указанный договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Размер и порядок внесения арендной платы определены сторонами в разделе 3 договора, согласно пункту 3.1. договора размер арендной платы определяется на основании удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с применением расчетного коэффициента с учетом вида функционального использования земельного участка. В соответствии с пунктом 3.4. в случае изменения либо принятия новых нормативно-правовых актов Российской Федерации, Калининградской области, решений Черняховского окружного Совета депутатов, изменяющих в централизованном порядке размер и порядок оплаты за землю, арендная плата за земельный участок подлежит пересмотру Арендодателем с письменным извещением Арендатора.
На момент заключения договора аренды от 13.11.2007 года арендная плата за арендуемый земельный участок была рассчитана в сумме 36 921,9 рублей в год, исходя из расчетного коэффициента по категориям земель и видам деятельности - 0,0300, который был установлен решением Черняховского окружного Совета депутатов № 41 от 06.04.2006 года.
25.06.2009 года районным Советом депутатов муниципального образования "Черняховский муниципальный район" принято решение № 137 "Об установлении размеров арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (далее - Решение).
В Приложении № 2 к этому Решению установлены расчетные коэффициенты по категориям земель и видам функционального использования земельных участков, находящихся на территории МО "Черняховский муниципальный район" в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Пунктом 3 указанного Приложения для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики и т.д. установлен расчетный коэффициент 3.
В результате использования указанного расчетного коэффициента ежегодная арендная плата за арендуемый земельный участок по договору аренды № 3957 от 13.11.2007 года в 2009 году составила 5 738 948,1 рублей; по договору аренды № 3958 от 13.11.2007 года 210 729 рублей.
Заявитель считает, что такое произвольное, ничем не обоснованное установление расчетного коэффициента 3 для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, не соответствует нормам, установленным Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку, арендная плата возросла почти в пять раз.
Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает заявленные требования Общества подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (части 4 и 6 статьи 194 того же Кодекса).
В соответствии с пунктом 19 статьи 29 Устава муниципального образования "Черняховский муниципальный район", принятого решением Черняховского окружного Совета депутатов от 25 декабря 2008 года № 273 и изменениями от 29 января 2009 года решение районного Совета депутатов № 12, установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности Черняховского муниципального района, относится к полномочиям районного Совета депутатов МО "Черняховский муниципальный район".
Судом установлено, что оспариваемое (в части) Решение в установленном порядке опубликовано и обнародовано (данный факт не оспаривается).
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти и местного самоуправления - арендодатели государственных и муниципальных земель - могут устанавливать любые размеры ставок арендной платы и определять случаи их применения.
Вместе с тем, необходимо отметить следующее. Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 11.05.2004 года № 209-О, при отсутствии в Российской Федерации единых правил дифференциацию ставок арендной платы орган местного управления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации может быть искажен. Поэтому судебные органы при рассмотрении споров, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставок арендной платы, и проверкой правильности расчета сумм арендной платы в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципального образования, выявлять, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам российского права.
Из представленных в материалы дела экономических обоснований следует, что данные обоснования были подготовлены Советом и Администрацией в связи с определением суда, при принятии оспариваемого Решения экономического обоснования не существовало. Данный факт не отрицали и представители Совета и Администрации.
Совет депутатов и Администрация представили в материалы дела экономическое обоснование для определения расчетных коэффициентов арендной платы за земельные участки на 2009 год и экономическое обоснование установления расчетного коэффициента по категории земель промышленности, транспорта и энергетики. Согласно последнему документу установление расчетного коэффициента 3 для земельных участков, используемых для разработки карьеров, обусловлено уничтожением при осуществлении данного вида деятельности плодородного слоя и вследствие этого непригодности земельных участков для ведения сельского хозяйства; оказанием негативного воздействия на окружающую природную среду; ростом добычи полезных ископаемых в Черняховском районе Калининградской области на 3,5%, а значит, и увеличением доходности земельных участков.
Кроме того, Совет депутатов и Администрация в отзыве на заявление сослались на то, что установленный оспариваемым распоряжением расчетный коэффициент арендной платы за земельные участки, отнесенные к землям названной категории и используемые для добычи полезных ископаемых (в данном случае песчано-гравийной смеси), не превышает размер расчетного коэффициента, установленного в других городах Калининградской области для расчета арендной платы за использование таких же земельных участков.
Оценив представленные Советом и Администрацией экономические обоснования, суд считает, что они не могут служить доказательством экономически обоснованного расчетного коэффициента 3 для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Из представленных обоснований следует, что данными документами Совет и Администрация пытаются обосновать применение оспариваемого коэффициента только лишь для земель, занятых карьерами.
Так, из представленного экономического обоснования для определения расчетных коэффициентов арендной платы за земельные участки на 2009 год следует, что экономическое обоснование расчетного коэффициента определяется по приведенной в нем формуле. Приведены примеры расчета, из которых следует, что при использовании приведенной формулы расчетный коэффициент для земельного участка, предназначенного для добычи песка составляет 3; в то же время земельный участок для размещения здания на землях промышленности - 1,91.
Однако необходимо отметить, что оспариваемый расчетный коэффициент 3 установлен не для земельных участков, используемых для разработки карьеров, а для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Из представленного в материалы дела экономического обоснования установления расчетного коэффициента по категории земель для земель промышленности, транспорта и энергетики следует, что в данном обосновании лишь дается анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности открытого акционерного общества "Калининградский карьер", но никак не обосновывается установление оспариваемого расчетного коэффициента для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Ни Советом, ни Администрацией не представлено доказательств, подтверждающих какое-либо участие в принятии мер по восстановлению плодородного слоя почв, проведение каких-либо работ, связанных с восстановлением почв, на выработанных земельных участках, занятых карьерами.
Суду не представлено доказательств экономического обоснования оспариваемого расчетного коэффициента 3, установленного оспариваемым Решением для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Ни Совет, ни Администрация не обосновали законность установления для указанной выше категории земель на территории муниципального образования "Черняховский муниципальный район" вышеуказанного расчетного коэффициента. Каких-либо данных о составлении соответствующих расчетов, о проведении иной процедуры экономического обоснования размера установленного в обжалуемом Решении коэффициента суду не представлено.
Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств следует, что в других муниципальных образованиях Калининградской области расчетный коэффициент для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения установлен в среднем: 2,0-2,5.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора арбитражный суд установил, что Решение № 137 в оспариваемой части принято Советом депутатов в пределах предоставленных ему полномочий, однако в нарушение требований части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Совет депутатов не представил доказательств экономической обоснованности установления оспариваемого коэффициента 3 для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
При таком положении арбитражный суд считает Решение № 137 в оспариваемой части, не соответствующим Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, и не действующим в этой части.
Учитывая изложенное, и руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования Открытого акционерного общества "Калининградский карьер" удовлетворить.
Признать решение районного Совета депутатов муниципального образования "Черняховский муниципальный район" Калининградской области от 25.06.2009 года № 137 "Об установлении размеров арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования "Черняховский муниципальный район" в части установления расчетного коэффициента по категориям земель и видам функционального использования земельных участков, применяемого для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (пункт 3 Приложения 2 к решению № 137 от 25.06.2009 года), не соответствующим Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, и не действующим в названной части.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
С.Н. Сычевская

Судьи
С.В. Генина
И.Л. Гурьева




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.10.2010 по делу № А21-13538/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.06.2010 по делу № А21-13538/2009
<О признании недействующим пункта 3 приложения № 2 к Решению районного Совета депутатов Черняховского муниципального района от 25.06.2009 № 137 "Об установлении размеров арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования "Черняховский муниципальный район" в части установления расчетного коэффициента по категориям земель и видам функционального использования земельных участков, применяемого для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru