Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 октября 2009 г. по делу № А33-12066/2009

Резолютивная часть решения объявлена 12.10.2009.
В полном объеме решение изготовлено 13.10.2009.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фортуна плюс"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
о признании недействительными решения от 13.04.2009 в части и предписания № 3473 от 13.04.2009 по делу № 033-11-09
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
общество с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН",
закрытое акционерное общество "Октан-2000",
общество с ограниченной ответственностью "Магнат-РД",
общество с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт".
при участии:
представителя заявителя: Мушовец А.Г., доверенность от 10.07.2009,
представителя ответчика: Гнединой А.Ю., доверенность от 30.04.2009,
представителей третьих лиц:
общество с ограниченной ответственностью "Магнат-РД": Крахмалевой А.В., доверенность от 01.12.2008, Черниговской А.С., доверенность от 24.12.2008,
общество с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт": Филипповой О.Н., доверенность от 20.03.2009,
при ведении протокола судебного заседания судьей Крицкой И.П.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фортуна плюс" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 13.04.2009 в части признания общества с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс" нарушившим часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и предписания № 3473 от 13.04.2009 по делу № 033-11-09 (с учетом заявления об уточнении заявленного требования, принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление принято к производству суда. Определением от 20.07.2009 возбуждено производство по делу.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН", закрытое акционерное общество "Октан-2000", общество с ограниченной ответственностью "Магнат-РД", общество с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт".
В судебном заседании заявитель настаивает на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании возражают против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.
Представители третьих лиц поддержали доводы заявителя.
Общество с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН" в судебное заседание не явилось, отзыв не представило. В материалах дела имеется почтовое уведомление, свидетельствующее в силу пункта 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о надлежащем извещении общества с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН" о времени и месте судебного разбирательства. От общества с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН" отзыв на заявление в дело не поступил.
Закрытое акционерное общество "Октан-2000", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось. От закрытого акционерного общества "Октан-2000" поступил отзыв на заявление, в котором поддержаны доводы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН" и закрытого акционерного общества "Октан-2000".
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
10.02.2009 антимонопольным органом возбуждено дело № 033-11-09 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН", обществом с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс", обществом с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт", обществом с ограниченной ответственностью "Магнат-РД", обществом с ограниченной ответственностью "Октан-2000" части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции".
При рассмотрении указанного дела антимонопольным органом установлено, что общество с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН", общество с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс", общество с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт", общество с ограниченной ответственностью "Магнат-РД", общество с ограниченной ответственностью "Октан-2000" установили и поддерживали одинаковый уровень розничных цен на бензин автомобильных марок: А-80, АИ-92 в период с 11 по 14 апреля 2008 года, на дизельное топливо видов "летнее", "зимнее" в период с 11 по 18 апреля 2008 года, реализуемые через автозаправочные станции на территории города Красноярска.
Данный вывод сделан антимонопольным органом на основании следующих обстоятельств, установленных при рассмотрении антимонопольного дела:
По состоянию на 31.03.2008 общество с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт" реализовывало бензины автомобильных марок: А-80, АИ-92, дизельное топливо через 12 автозаправочных станций (далее - АЗС) в географических границах города Красноярска, общество с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс" через 21 АЗСМ, общество с ограниченной ответственностью "Магнат-РД" через 9 АЗС, общество с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН" через 8 АЗС и закрытое акционерное общество "Октан-2000" через 5 АЗС.
Анализ розничных цен на данных АЗС показал, что на указанных АЗС 11.04.2008 единомоментно были установлены розничные цены на бензины автомобильных марок: А-80 - 18,60 руб./л, АИ-92 - 22,60 руб./л, на дизельное топливо вида "летнее" - 22,70 руб./л, дизельное топливо вида "зимнее" - 22,70 руб./л.
14.04.2008 на АЗС общества с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт", общества с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс", общества с ограниченной ответственностью "Магнат-РД" розничные цены были синхронно снижены и установлены на одинаковом уровне: на бензин автомобильный марки А-80 - 18,30 руб./л, бензин автомобильный марки АИ-92 - 22,40 руб./л.
15.04.2008 общество с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН" и закрытое акционерное общество "Октан-2000" также снизили розничные цены на бензин автомобильный марок А-80 до аналогичного уровня - 18,30 руб./л, на АИ-92 до аналогичного уровня - 22,40 руб./л.
22.04.2008 на АЗС общества с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт" розничные цены на дизельное топливо обоих видов снижены до уровня 22,50 руб./л.
19.04.2008 на АЗС общества с ограниченной ответственностью "Фортуна плюс" розничные цены на дизельное топливо обоих видов снижены до уровня 22,50 руб./л.
21.04.2008 на АЗС общества с ограниченной ответственностью "Магнат-РД" розничные цены на дизельное топливо обоих видов снижены до уровня 22,50 руб./л.
22.04.2008 на АЗС общества с ограниченной ответственностью "Брэстон" и закрытого акционерного общества "Октан-2000" розничные цены на дизельное топливо обоих видов снижены до уровня 22,50 руб./л.
При этом антимонопольным органом установлено, что названные выше розничные цены устанавливались в обществе с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт" на основании приказов генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт" для каждой АЗС, в обществе с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс" на основании устных распоряжений генерального директора, в обществе с ограниченной ответственностью "Магнат-РД" на основании устного распоряжения коммерческого директора, в закрытом акционерном обществе "Октан-2000" на основании распоряжения директора с последующей фиксацией в реестрах цен. Сведения о методике (способе) утверждения (установления) розничных цен в обществе с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН" не представлены.
Антимонопольным органом проверены факторы, влияющие на размер розничных цен, в том числе проанализированы закупочные цены и установлено, что автомобильный бензин и дизельное топливо закупалось названными хозяйствующими субъектами у различных поставщиков и по различным ценам. Также проверена принятая в хозяйствующих субъектах методика расчета розничных цен.
13.04.2009 антимонопольный орган по результатам рассмотрения дела № 033-11-09 вынес решение, которым признал общество с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт", общество с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс", общество с ограниченной ответственностью "Магнат-РД", общество с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН", закрытое акционерное общество "Октан-2000" нарушившим часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в форме установления, поддержания розничных цен на бензины автомобильные марок: А-80, АИ-92, топливо дизельное, при осуществлении деятельности по розничной реализации бензинов автомобильных на территории города Красноярска в период с 11 по 13 апреля 2008 включительно, топлива дизельного на территории города Красноярска в период с 11 по 18 апреля 2008 года включительно.
13.04.2009 антимонопольным органом вынесено предписание обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна плюс". Согласно данному предписанию обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна плюс" в срок до 30.06.2009 надлежало перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в форме установления, поддержания розничных цен на бензины автомобильные марок: А-80, АИ-92, топливо дизельное, при осуществлении деятельности по розничной реализации бензинов автомобильных на территории города Красноярска в период с 11 по 13 апреля 2008 включительно, топлива дизельного на территории города Красноярска в период с 11 по 18 апреля 2008 года включительно.
Заявитель, посчитав, что указанное решение и предписание не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Заявитель в обоснование своих требований ссылается на то, что антимонопольным органом не доказан факт согласованных действий хозяйствующих субъектов, поскольку не выявлен информационный обмен между хозяйствующими субъектами, а также не установлена причинно-следственная связь между таким обменом и последующими действиями. Заявитель пояснил, что повышение розничных цен на бензины автомобильные марок: А-80, АИ-92, топливо дизельное, при осуществлении деятельности по розничной реализации бензинов автомобильных на территории города Красноярска в период с 11 по 13 апреля 2008 включительно, топлива дизельного на территории города Красноярска в период с 11 по 18 апреля 2008 года включительно, вызвано наличием объективных причин, а именно повышением поставщиками закупочных цен на топливо.
Также заявитель полагает, что в силу того, что ему принадлежит 18 автозаправочных станций, он не обладает доминирующим положением хозяйствующего субъекта, следовательно, не в состоянии оказать влияние на последствия в установлении и поддержании цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Заявитель полагает, что признаки ограничения конкуренции в результате действий вышеуказанных хозяйствующих субъектов антимонопольным органом не доказаны.
Представитель общества ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт", поддерживая доводы заявителя, ссылается на то, что антимонопольным органом не доказано совершение обществом с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт", обществом с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс", обществом с ограниченной ответственностью "Магнат-РД", обществом с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН", закрытым акционерным обществом "Октан-2000" согласованных действий, которые приводят или могут привести к установлению и поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Также представитель общества ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт" указывает на то, что в оспариваемом решении не приведено ни одного доказательства, подтверждающего ограничение конкуренции, при том, что доля данных хозяйствующих субъектов составляет лишь 34,3 % рынка розничной реализации нефтепродуктов в г. Красноярске.
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт" считает, что должны учитываться цены реализации с учетом скидок: дисконтные карты, мобильные карты, талоны, банковский терминал, реализация маршрутным автобусам, которые составляют 52,96% от общего объема реализации.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Магнат-РД" указывают на нарушения антимонопольным органом проведения мониторинг розничного рынка реализации нефтепродуктов.


В письменном отзыве общества с ограниченной ответственностью "Октан-2000" указывается на то, что действия самостоятельных хозяйствующих субъектов общества с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт", общества с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс", общества с ограниченной ответственностью "Магнат-РД", общества с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН", закрытого акционерного общества "Октан-2000" по установлению и поддержанию цен были вызваны внешними факторами, не связанными с деятельностью указанных субъектов, а именно повышение розничных цен явилось следствием повышения закупочных цен, а понижение розничных цен следствием установления на рынке монополистом более низких цен.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьям 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав заявителя лежит на лице, оспаривающем акт.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов, недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести, в частности, к установлению и поддержанию цен.
Статьей 8 Закона о защите конкуренции определено, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия на товарном рынке, заранее известные каждому из них, а также действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Кроме того, согласованные действия хозяйствующих субъектов предполагают предсказуемое индивидуальное поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.
Согласованные действия, не имеющие какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей, предполагают скоординированные и направленные действия хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.
Таким образом, следуя данной правовой позиции, арбитражный суд может исходить из внешних фактических обстоятельств, сопровождающих совершение действий, при этом не требуется устанавливать субъективную взаимосвязь действий хозяйствующих субъектов в форме конкретных договоренностей и контактов между ними.
Из приведенных выше положений следует, что для признания лица нарушившим часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимо и достаточно установить следующие обстоятельства:
- спорные действия совершены на одном товарном рынке;
- действия во временных масштабах совершены одномоментно;
- действия согласованы как минимум двумя субъектами товарного рынка;
- спорные действия приводят или могут привести к установлению и поддержанию цен.
При возбуждении и рассмотрении дела по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции не требуется устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта, а также устанавливать признаки ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке, поскольку указанной нормой установлен безусловный запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к перечисленным в данной статье последствиям.
Розничная торговля моторным топливом является самостоятельным видом деятельности (код вида деятельности по ОКВЭД 50.50). В состав моторного топлива (нефтепродуктов) входят бензины автомобильные (код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) 02 5110) и дизельное топливо (код по ОКП 02 5130), которые относятся к одному подклассу продукции по ОКП (код 02 5000; нефтепродукты. Альтернативные виды топлива). В Российской Федерации производятся и реализуются четыре основных вида автомобильных бензинов: А-76, А-92, А-95, А-98; дизельное топливо производится трех марок: Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое).
Как следует из пояснений ответчика, изучение товарного рынка, определенного как рынок розничной реализации нефтепродуктов в географических границах города Красноярск, производится антимонопольным органом на регулярной основе в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на определенный период. Обзор состояния конкуренции на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и топлива дизельного на территории города Красноярска в 2008 году проводится ответчиком в соответствии с Приказом ФАС РФ от 06.02.2008 № 28 (редакция от 11.06.2009) "О Плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 годы", срок изготовления обзора розничного рынка бензина автомобильного и дизельного топлива в 2008 году - 15.11.2009. Поэтому суд считает правомерным определение продуктовых и географических границ товарного рынка, на котором производилась квалификация согласованных действий, с учетом данных обзора розничного рынка бензина автомобильного и дизельного топлива города Красноярска, проведенного ответчиком в соответствии с Приказом ФАС РФ от 09.11.2006 № 285 (редакция 13.07.2007) "О Плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на период до 2008 года.
Суд не усмотрел нарушения закона и прав хозяйствующих субъектов при применении антимонопольным органом выводов, содержащихся в обзоре розничного рынка нефтепродуктов Красноярского края в 2007 году, в обзоре розничного рынка нефтепродуктов города Красноярска в 2007 году, использовании информации и материалов, полученных в ходе проведения в сентябре-октябре 2008 года совместных с прокуратурой Красноярского края и УБЭП ГУВД Красноярского края контрольных мероприятий по проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по розничной реализации бензинов автомобильных, топлива дизельного на территории города Красноярска, а также данных еженедельного мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты, проводимого ответчиком в соответствии с Приказом ФАС России от 19.03.2007 № 73 "Об утверждении Порядка проведения Федеральной антимонопольной службой мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты".
Указанные в оспариваемом решении сведения не противоречат данным, отраженным в представленных в антимонопольный орган хозяйствующими субъектами в рамках рассмотрения данного антимонопольного дела документам. Обратного лицами, участвующими в деле, не доказано.
Антимонопольный орган при рассмотрении материалов административного дела обоснованно пришел к выводу о том, что границы города Красноярска являются географическими границами товарного рынка, которые ограничиваются экономической и технической возможностью потребителей, проживающих на территории г. Красноярска и регулярно заправляющих автомобили соответствующим топливом, приобретать данные товары на автозаправочных станциях, расположенных на территории муниципального образования.
Судом установлено, что оспариваемым решением вменяется согласованность действий на одном рынке - на рынке розничной реализации бензина автомобильного марок А-80 и АИ-92 и дизельного топлива через АЗС в пределах города Красноярска.
Одномоментность совершения оспариваемых действий во временных масштабах материалами дела подтверждается. При этом суд считает, что для подтверждения данного вывода достаточно установление следующих обстоятельств: установление распорядительными актами руководителей данных хозяйствующих субъектов одинаковых цен по розничной реализации бензинов автомобильных на территории города Красноярска в период с 11 по 13 апреля 2008 включительно и топлива дизельного на территории города Красноярска в период с 11 по 18 апреля 2008 года включительно. Данные обстоятельства антимонопольным органом установлены, отражены в оспариваемом решении и доказаны при рассмотрении дела судом.
При этом антимонопольный орган обоснованно принимал для сравнения розничные цены, установленные распорядительными актами руководителей данных хозяйствующих субъектов в качестве цены розничной реализации бензина и дизтоплива на АЗС, поскольку именно данный товарный рынок проверялся антимонопольным органом. Поэтому суд считает несостоятельным довод о необходимости анализа средних цен реализации с учетом цены реализации по дисконтным картам, мобильным картам, талонам, банковским терминалам, реализации маршрутным автобусам, прочей реализации.
Факт согласования спорных действий пятью субъектами данного товарного рынка также доказан материалами дела.
Суд считает, что согласованность действий указанных субъектов подтверждается относительно единообразным и синхронным их совершением: изменение цен на рынке розничной продажи бензина автомобильного и топлива дизельного в городе Красноярске осуществлялось указанными хозяйствующими субъектами одновременно с установлением одинаковой цены посредством издания внутренних приказов руководителей этих предприятий.
Согласованность таких действий суд усматривает в наличии и осознании каждым из указанных субъектов взаимного влияния друг на друга, влияние на общие условия обращения бензина автомобильного и топлива дизельного на розничном рынке г. Красноярска и соответствия результатов указанных действий (повышение цены) интересам каждого из них при одновременном осуществлении этих действий.
Также суд считает доказанным отсутствие объективных причин для совершения спорных действий. Данное обстоятельство подтверждается анализом антимонопольного органа факторов, влияющих на формирование величины розничных цен, в том числе повышение оптовых цен на бензин автомобильный и мировых цен на нефть. Приведенные заявителем доводы и документы не подтверждают наличие объективных причин для совершения спорных действий.
Суд считает, что ответчик правомерно исходил из установленных при рассмотрении антимонопольного дела следующих обстоятельств:
- факта отсутствия в обществе с ограниченной ответственностью "Фортуна плюс" утвержденной методики определения величины розничных цен на нефтепродукт;
- пояснений представителя общества с ограниченной ответственностью "Фортуна плюс" о том, что розничные цены устанавливаются исходя из уровня закупочных цен и планового уровня наценки для покрытия издержек обращения и получения планового уровня рентабельности;
- непредставление хозяйствующими субъектами в материалы антимонопольного дела методики определения размера розничных цен на топливо.
Из материалов дела и пояснений представителя ответчика следует, что антимонопольным органом проведен анализ расходных позиций, учитываемых названными хозяйствующими субъектами при формировании себестоимости учетной единицы продукции, хозяйственной деятельности участников товарного рынка. При этом проверены и учтены следующие экономические факторы, влияющие на формирование цен: различные поставщики нефтепродуктов, разные закупочные цены на идентичные марки бензина и затраты на его транспортировку, различные запасы горюче-смазочных материалов и товарооборот.
Установив различный уровень коммерческих расходов, влияющих на формирование величины розничной цены на автомобильный бензин указанных марок и дизельное топливо, антимонопольный орган установил, что себестоимость реализованных хозяйствующими субъектами марок бензина в указанный период была различна.
Также ответчиком проанализированы представленные лицами, участвующими в деле, данные о расходах на закупку нефтепродуктов. В дополнении к отзыву по настоящему делу от 09.09.2009 № 10711 приведены результаты этого анализа, из которого следует, что размер расходов каждого хозяйствующего субъекта различен, следовательно изменение оптовых цен не могло явиться причиной синхронного повышения (понижения) розничных цен на данный товар.
Иные документы, подтверждающие наличие обстоятельств, в равной мере повлиявших на указанные хозяйствующие субъекты при синхронном установлении одинаковых цен на указанные в оспариваемом решении виды бензина и дизельного топлива и поддержании цен в соответствующие интервалы времени, хозяйствующими субъектами не представлены.
Также антимонопольный орган установил, что на автозаправочных станциях в географических границах города Красноярска в период с 11.04.2008 по 14.04.2008 хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по розничной реализации бензинов автомобильных, устанавливается уровень цен отличный от установленного обществом с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт", обществом с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс", обществом с ограниченной ответственностью "Магнат-РД", обществом с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН", закрытым акционерным обществом "Октан-2000" на аналогичные марки нефтепродуктов. Так, 11.04.2008, 13.04.2008 цены на бензин автомобильной марки А-80 на АЗС других операторов того же товарного рынка, например, открытого акционерного общества "Красноярскнефтепродукт" были установлены в размере 17,20 руб./л. Названный уровень цен был установлен хозяйствующим субъектом и не превышался в период с 11.04.2008 по 13.04.2008, в котором происходило изменение цен на АЗС общества с ограниченной ответственностью "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт", общества с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс", общества с ограниченной ответственностью "Магнат-РД", общества с ограниченной ответственностью "БРЭСТОН", закрытого акционерного общества "Октан-2000".
Данное сравнение не противоречит закону и не нарушает права заявителя, поскольку не влияет на обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения.
Довод заявителя о том, что он не обладает доминирующим положением хозяйствующего субъекта, следовательно, не в состоянии оказать влияние на последствия в установлении и поддержании цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, судом оценен и не принимается.
Антимонопольный орган при рассмотрении дела № 033-11-09 не вменял обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс" злоупотребление доминирующим положением на рынке розничной реализации бензинов автомобильных марок А-80, АИ-92, дизельного топлива на территории г. Красноярска в исследуемый период, поскольку действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке могут быть признаны согласованными вне зависимости от занимаемой доли на товарном рынке. Данный вывод следует из содержания главы 2 Закона о защите конкуренции, в которой запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением и запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов выделены в отдельные нормы.
Суд также оценил иные доводы заявителя и третьих лиц считает их несостоятельными, не опровергающими фактические обстоятельства совершенного правонарушения.
Антимонопольный орган доказал, что оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных в дело письменных доказательств.
Подпунктом "к" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено право антимонопольного органа выдавать предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Этой норме корреспондируют положения части 3 статьи 51 Закона, в силу которых лицо, которому выдано такое предписание, обязано в указанный в этом предписании срок перечислить соответствующий доход в федеральный бюджет.
На основании вышеизложенного оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права заявителя.
Таким образом, исходя из оценки представленных в дело доказательств в их совокупности, руководствуясь действующим законодательством, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс", зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району г. Красноярска Красноярского края 19.11.2002 за № 1022402301624, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Брянская, 130, о признании недействительными решения от 13.04.2009 в части признания общества с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс" нарушившим часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и предписания № 3473 от 13.04.2009 по делу № 033-11-09 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2010 по делу № А33-12066/2009 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 по делу № А33-12066/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13.10.2009 по делу № А33-12066/2009
<Единообразное и синхронное изменение розничных цен на бензин и дизельное топливо без объективных на то причин свидетельствует о согласованности действий некоторых хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке города, что является нарушением части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru