Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


УСТАВНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2011 года

ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПУНКТОВ 1 И 3 СТАТЬИ 1 ПОЛОЖЕНИЯ "О НАЗНАЧЕНИИ
И ВЫПЛАТЕ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ДЕПУТАТУ ДУМЫ ШАЛИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ГЛАВЕ ШАЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА",
УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ ДУМЫ ШАЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 2009 ГОДА № 161, В СВЯЗИ С ОБРАЩЕНИЕМ
М.А. ИВАНОВОЙ

Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, А.О. Казанцева, Н.Д. Мершиной, М.Н. Обрубовой,
с участием гражданки М.А. Ивановой, обратившейся в Уставный Суд, представителей Думы Шалинского городского округа - О.А. Неустроевой, А.В. Сюкосева,
руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 83, 84, 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пунктов 1 и 3 статьи 1 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет депутату Думы Шалинского городского округа, главе Шалинского городского округа", утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 24 сентября 2009 года № 161.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки М.А. Ивановой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые заявительницей нормативные положения указанного акта.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Д. Мершиной, объяснения заявительницы, представителей органа, принявшего оспариваемый акт, мнения Н.А. Ивановой - представителя Министерства социальной защиты населения Свердловской области, В.А. Алферова - представителя Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, исследовав материалы дела, Уставный Суд

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд Свердловской области обратилась гражданка Иванова Мария Александровна с запросом о признании не соответствующими Уставу Свердловской области пунктов 1 и 3 статьи 1 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет депутату Думы Шалинского городского округа, главе Шалинского городского округа", утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 24 сентября 2009 года № 161 (далее - Положение). Оспариваемые нормы предусматривают:
главе Шалинского городского округа, прекратившему исполнение полномочий, осуществлявшихся на постоянной (штатной) основе, предоставляется дополнительное пенсионное обеспечение в виде пенсии за выслугу лет (пункт 1 статьи 1 Положения);
глава городского округа является высшим должностным лицом Шалинского городского округа, избранным избирателями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательной системе абсолютного большинства по единому избирательному округу, образуемому на территории Шалинского городского округа (пункт 3 статьи 1 Положения).
Заявительница М.А. Иванова, 1936 года рождения, в период с 5 июня 1983 года по 12 декабря 1991 года занимала должность председателя исполкома Вогульского-Станционного Совета народных депутатов, а в период с 12 декабря 1991 года по 27 августа 1994 года - должность главы администрации Вогульского сельского Совета народных депутатов. В назначении пенсии за выслугу лет как выборному должностному лицу - главе муниципального образования ей было отказано на том основании, что она не является лицом, замещавшим должность главы муниципального образования.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы нарушают ее право на социальное обеспечение и противоречат Уставу Свердловской области в той мере, в какой они, устанавливая право на пенсию за выслугу лет главе муниципального образования, не предусматривают такое же право для лиц, замещавших выборные должности, тождественные должности главы муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", частью 4 статьи 56 Устава Свердловской области, пунктом 2 статьи 4 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" Уставный Суд Свердловской области рассматривает дела о соответствии Уставу Свердловской области нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
2. Вопрос об установлении дополнительного пенсионного обеспечения для главы муниципального образования неоднократно был предметом рассмотрения Уставного Суда Свердловской области (Постановления Уставного Суда Свердловской области от 2 сентября 2010 года, от 17 марта 2011 года и другие). В соответствии с правовой позицией Уставного Суда Свердловской области, муниципальное образование, осуществляя правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения, не может лишать права на пенсию за выслугу лет лиц, относящихся к той же категории, что и глава муниципального образования, а в срок осуществления полномочий по должности (для назначения пенсии за выслугу лет) должно включаться все время работы в должностях, тождественных той, для которой предусмотрена данная гарантия. Эта правовая позиция применима и в рассматриваемом деле.
Вместе с тем, должность председателя исполкома Вогульского-Станционного Совета народных депутатов и должность главы Шалинского городского округа ни по территориальному, ни по функциональному, ни по порядку наделения полномочиями, ни по иным критериям не могут быть отнесены к одной категории.
На территории, подведомственной Вогульской сельской администрации, самостоятельного муниципального образования не создавалось. Вогульский станционный сельский совет народных депутатов с 1963 года являлся частью территории Шалинского района в соответствии с существовавшим административно-территориальным делением. Местные Советы народных депутатов в соответствии с действовавшим законодательством являлись органами государственной власти и решали все вопросы местного значения. Исполком Вогульского-Станционного сельского совета как исполнительный орган подчинялся Шалинскому районному исполкому Совета народных депутатов. После принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, введения местного самоуправления и создания муниципального образования "Шалинский район", а впоследствии "Шалинский городской округ", Вогульская поселковая администрация является территориальным подразделением администрации муниципального образования "Шалинский городской округ". Глава Вогульской поселковой администрации замещает должность муниципальной службы и не относится к лицам, замещающим муниципальные должности.
Кроме того, глава Вогульской поселковой администрации назначается на должность главой муниципального образования "Шалинский городской округ" и находится в его подчинении, что также подтверждает отсутствие тождества этих должностей.
Как установлено в судебном заседании, положения пункта 1 статьи 1 оспариваемого акта, устанавливающие право на пенсию за выслугу лет главе Шалинского городского округа, фактически заявительницей не оспариваются. Ее требования по существу сводятся к расширению круга лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет путем включения лиц, занимавших иные должности: председателя исполкома сельского Совета народных депутатов и главы администрации сельского Совета народных депутатов.
Однако разрешение данного вопроса, как требующее внесения изменений в действующее правовое регулирование, не входит в компетенцию Уставного Суда Свердловской области, и дело в этой части на основании статьи 4 и подпункта 1 пункта 1 статьи 67 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" подлежит прекращению.
3. Пунктом 3 статьи 1 Положения устанавливается, что "глава городского округа является высшим должностным лицом Шалинского городского округа, избранным избирателями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательной системе абсолютного большинства по единому избирательному округу, образуемому на территории Шалинского городского округа".
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем, уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.
В соответствии с Избирательным кодексом Свердловской области порядок избрания главы муниципального образования определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Свердловской области (пункт 4 статьи 6). Избирательный кодекс Свердловской области для выборов глав муниципальных образований фактически закрепил избирательную систему относительного, а не абсолютного большинства (статья 89 и другие).
В настоящее время Уставом Шалинского городского округа (пункт 2 статьи 28) (в редакции от 4 февраля 2010 года) также предусмотрено, что глава городского округа избирается по избирательной системе относительного, а не абсолютного большинства.
Более того, предусмотренные федеральным и областным законами гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления не связаны с видами избирательной системы.
Следовательно, пункт 3 статьи 1 Положения противоречит областному законодательству, в связи с чем не отвечает принципу законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими правовых актах, и не соответствует статье 87 Устава Свердловской области.
Установление в пункте 3 статьи 1 Положения зависимости возникновения права на пенсию за выслугу лет от порядка избрания на должность главы городского округа является ограничением конституционных прав граждан, поскольку может привести к нарушению права на дополнительное пенсионное обеспечение, в связи с чем данный пункт не соответствует также и статье 2 Устава Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 56 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать пункт 3 статьи 1 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет депутату Думы Шалинского городского округа, главе Шалинского городского округа", утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 24 сентября 2009 года № 161, не соответствующим статьям 2, 87 Устава Свердловской области.
2. Прекратить производство по делу в части проверки соответствия Уставу Свердловской области пункта 1 статьи 1 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет депутату Думы Шалинского городского округа, главе Шалинского городского округа", утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 24 сентября 2009 года № 161.
3. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области" и газете "Шалинский вестник".




Официальная публикация в СМИ:
"Областная газета", № 105-106, 02.04.2011


Постановление Уставного Суда Свердловской области от 29.03.2011
"По делу о соответствии Уставу Свердловской области пунктов 1 и 3 статьи 1 положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет депутату Думы Шалинского городского округа, главе Шалинского городского округа", утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 24 сентября 2009 года № 161, в связи с обращением М.А. Ивановой"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru