Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2010 г. по делу № А03-849/2010

Резолютивная часть решения оглашена 14 апреля 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2010 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи П.С.П., при личном ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Б.А.А., г. Рубцовск, к Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю, г. Рубцовск, о признании недействительными решения налогового органа № РА-77-13 от 07.09.09 г., требования № 3 от 15.01.10 г., к Управлению ФНС России по Алтайскому краю, г. Барнаул о признании недействительным решения по апелляционной жалобе от 29.12.09 г.,
при участии в заседании представителей сторон:
от предпринимателя - Д.А.М., по доверенности от 27.08.09 г., паспорт;
от Межрайонной ИФНС России № 12 по АК - Г.Т.А., по доверенности № 15 от 15.03.10 г., удостоверение; - Г.А.И., по доверенности № 16 от 23.03.10 г.;
от УФНС России по АК - Н.А.А., по доверенности № 05-15/00090 от 13.01.09 г.

установил:

индивидуальный предприниматель Б.А.А. (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края к Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю (далее по тексту - инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительными решения налогового органа № РА-77-13 от 07.09.09 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и требования от 15.01.2010 № 3 об уплате налогов, пеней, штрафов, к Управлению ФНС России по Алтайскому краю о признании недействительным решения по апелляционной жалобе от 29.12.09 г.
В обоснование заявления указано, что налоговым органом необоснованно начислены налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый социальный налог (ЕСН) по операциям с реальными поставщиками, налогоплательщик не совершал действий, направленных на необоснованное получение налоговой выгоды. Полагает нарушены положения п. 6 ст. 101 НК РФ.
Заинтересованные лица в отзывах на заявление в его удовлетворении просят отказать.
В судебном заседании представитель предпринимателя настаивает на удовлетворении заявления.
Представители заинтересованных лиц полагают оспариваемые ненормативные акты являются законными и обоснованными.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд установил следующее.
Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Б.А.А. с составлением акта от 13.07.2009 № АП-77-13, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 07.09.2009 № РА-77-13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с данным решением предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 19811521.48 руб., статьей 126 НК РФ в виде штрафа в размере 100 руб. Предпринимателю предложено уплатить налоги (НДС, НДФЛ, ЕСН) в сумме 99060076.39 руб., пени в размере 24659303.02 руб.
Доначисления налогов произведены за 2006 - 2007 гг.
По апелляционной жалобе решение Инспекции проверено Управлением ФНС России по Алтайскому краю с вынесением решения от 29.12.2009 г., которым апелляционная жалоба удовлетворена в части, касающейся взаимоотношений с ООО "В". В остальной части оставлено без удовлетворения.
В связи с вступлением решения Инспекции в законную силу вынесено требование от 15.01.2010 № 3 об уплате налогов, пеней, штрафов.
Основанием для доначисления НДС, НДФЛ, ЕСН явился факт неподтверждения финансово-хозяйственных отношений предпринимателя с контрагентами: ООО "С", ООО "Б", ООО "А", ООО "С." и ООО "А.".
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Кодекса, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Согласно статье 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса.
В силу статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии со статьей 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база указанных налогоплательщиков определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль.
Согласно статье 252 Кодекса расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком; обоснованные расходы - экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; документально подтвержденные расходы - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы данного налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в силу главы 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В статье 172 Кодекса определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, установленные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (до 01.01.2006 г. также условием применения налогового вычета была оплата товаров, работ, услуг).
В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ, в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.
Согласно требованиям п. 6 ст. 169 НК счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Исполнив упомянутые требования Кодекса, налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Факт реальности операций по поставке товара, выполнения работ контрагентами определяющего значения для получения права на вычет по НДС не имеет в случае ненадлежащего оформления счетов-фактур.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, представленной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Перечисленные требования Закона касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений.
Более того, право на налоговые вычеты носит заявительный характер, в связи с чем именно на налогоплательщика возложена обязанность доказать правомерность и обоснованность права на вычет, в том числе, путем представления документов, отвечающих критериям ст.ст. 169 НК РФ, пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Такие доказательства предпринимателем суду не представлены.
Указанная позиция согласуется с судебной практикой (Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7588/08 от 18.11.2008 г.).
Налогоплательщик представил для проверки счета-фактуры, товарные накладные ООО "С", ООО "Б", ООО "А", ООО "С." и ООО "А.".
Руководитель и учредитель: ООО "С" Г.Г.С. допрошенный в качестве свидетеля показал, что предоставил за вознаграждение паспорт и подписывал какие-то документы, руководителем зарегистрированной на его имя организации фактически не является, никакие документы, связанные с хозяйственной деятельностью ООО "С", не подписывал, доверенность на представление своих интересов и приказы о назначении уполномоченных лиц не подписывал.
Руководитель и учредитель ООО "Б" П.Е.Г. показал, что предоставил за вознаграждение паспорт и подписывал какие-то документы, руководителем или учредителем зарегистрированной на него организации не является, никаких документов, связанных с хозяйственной деятельностью общества, не подписывал. П.Е.Г. с 01.06.2005 по 17.11.2008 находился в местах лишения свободы.
Значащийся руководителем и учредителем ООО "А" Ч.С.А. показал, что им был утерян паспорт, учредителем и руководителем юридических лиц не является.
Значащийся учредителем и руководителем ООО "С." Ф.И.В. пояснил, что предоставлял паспорт знакомой; руководителем или учредителем зарегистрированной на него организации фактически не является, никаких документов, связанных с хозяйственной деятельностью общества не подписывал.
Значащийся учредителем и руководителем ООО "А." Ч.С.А. показал, что ни учредителем, ни руководителем данной организации не является, никаких документов не подписывал, паспорт был утерян.
Показания перечисленных лиц подтверждаются почерковедческими экспертизами.
В результате проведенных мероприятий налогового контроля инспекцией установлено, что по юридическим адресам контрагенты предпринимателя не находятся, транспортных средств не имеют.
Товарно-транспортные накладные в подтверждение доставки товара не представлены.
Денежные средства, перечислявшиеся на расчетные счета указанных юридических лиц, возвращались на расчетный счет предпринимателя, а расчеты наличными денежными средствами не подтверждены чеками контрольно-кассовой техники.
Таким образом, реальность совершения хозяйственной операции купли-продажи между поставщиками и покупателем (предпринимателем) не подтверждена, доказательства оплаты товара не представлены. Первичные документы (товарные накладные, счета- фактуры) подписаны неустановленными лицами и не могут быть основанием для предоставления налоговых вычетов по НДС. Не подтверждены расходы, уменьшающие налоговую базу по НДФЛ и ЕСН.
Статьей 106 НК РФ установлено, что налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 110 НК РФ).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Предприниматель проявил недостаточную осмотрительность при выборе поставщиков, что влечет негативные налоговые последствия для него как участника рассмотренных правоотношений.
В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить возражения в течение 15 дней со дня получения указанного акта. Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ).
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Налогоплательщик знакомился с материалами проверки, извещен о времени и месте их рассмотрения. Процедура привлечения предпринимателя к налоговой ответственности не нарушена.
Не усматривает суд нарушений при получении и оформлении доказательств, представленных суду. Мероприятия налогового контроля проводились уполномоченными лицами, перед допросом свидетелей им разъяснялись права в соответствии с требованиями п. 5 ст. 90 НК РФ. Не является нарушением положений ст. 93.1 НК РФ направление поручений о проведении контрольных мероприятий, требований за подписью руководителя Инспекции.
Суд, проверив расчет пеней, штрафа по НДС, установил, что документально не подтверждается довод налогоплательщика о непринятии Инспекцией во внимание уплаченных им в 2008 г. сумм НДС в размере 9042 руб. 18 коп. и 30000 руб. Данные суммы не могли повлиять на доначисления НДС за период 2006 - 2007 г. и штрафа по НДС, учтены при расчете пеней.
Оспариваемое требование налогового органа соответствует положениям ст. 69 НК РФ.
Оспариваемое решение Управления ФНС России по Алтайскому краю не ущемляет законные права налогоплательщика.
Руководствуясь ст.ст. 4, 27, 29, 65, 101 - 112, 167 - 170, 197 - 201, 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления Индивидуального предпринимателя Б.А.А. отказать.
Отменить обеспечительные меры, примененные определением суда от 16.03.10 г.
Решение может быть обжаловано через арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г. Тюмень в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.11.2010 по делу № А03-849/2010 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 № 07АП-5575/10 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.04.2010 по делу № А03-849/2010
В заявлении о признании недействительным решения о доначислении налогов отказано правомерно, поскольку представленные налогоплательщиком первичные документы содержат недостоверные сведения о руководителях контрагентов и не являются основанием для подтверждения обоснованности заявленных вычетов по НДС, профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ и расходов по ЕСН.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru