Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 10 февраля 2011 г. № 02-14/889

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 9 февраля 2011 г. № 140н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2010 Г. № 1965 "О ПАМЯТНИКЕ ПРИРОДЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "БОЛЬШОЙ КАМЕННЫЙ ОВРАГ" В ГРАНИЦАХ
ЖИРНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза постановления Главы Администрации Волгоградской области от 23 декабря 2010 г. № 1965 "О памятнике природы регионального значения "Большой каменный овраг" в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области" (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого Постановления.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением природный комплекс - уникальный для территории Приволжской возвышенности геологический разрез пород каменноугольного, верхнемелового периодов в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области объявлен памятником природы регионального значения "Большой каменный овраг", а также территория, занятая им, - особо охраняемой природной территорией регионального значения; утверждено Положение о памятнике природы регионального значения "Большой каменный овраг" (далее - Положение).
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Лесным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 27.12.2009 № 379-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2010 № 406-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 29.12.2010 № 442-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2010 № 442-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 07.12.2001 № 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" (в редакции от 08.06.2010 № 2052-ОД).
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона Волгоградской области "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" объявление природных объектов и комплексов памятниками природы регионального значения осуществляется постановлением главы администрации Волгоградской области.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте Постановления выявлено несоответствие федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
Согласно пункту 4 Положения к охране территории памятника природы могут привлекаться уполномоченные органы исполнительной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, общественные инспекторы, общественные организации и иные органы, учреждения, организации, заинтересованные в соблюдении режима особой охраны территории памятника природы.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 1 пункта 6 и абзацем 1 пункта 7 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Согласно пункту 1 статьи 35, пункту 3 статьи 3 указанного выше Федерального закона охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.
Следует отметить, что природный комплекс - уникальный для территории Приволжской возвышенности геологический разрез пород каменноугольного, верхнемелового периодов в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области объявлен памятником природы регионального значения "Большой каменный овраг".
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Следовательно, органы местного самоуправления могут привлекаться к охране памятников природы регионального значения только в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии с подпунктом "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти находятся в ведении Российской Федерации.
Частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Исходя из анализа положений действующего федерального законодательства, правоохранительные органы относятся к федеральным органам власти.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается во вторжении субъекта Российской Федерации в полномочия органов местного самоуправления и правоохранительных органов в части установления возможности привлечения к охране памятника природы регионального значения.
Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 12 января 2011 г. № 2 - 3.
Вывод: Правовая экспертиза пришла к выводу, что постановление Главы Администрации Волгоградской области от 23 декабря 2010 г. № 1965 "О памятнике природы регионального значения "Большой каменный овраг" в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаю привести исследуемое Постановление в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской
Федерации II класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 09.02.2011 № 140н
"На постановление Главы Администрации Волгоградской области от 23 декабря 2010 г. № 1965 "О памятнике природы регионального значения "Большой каменный овраг" в границах Жирновского муниципального района Волгоградской области"
(направлено письмом от 10.02.2011 № 02-14/889)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru