Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

ОТЧЕТ
О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ ЗА 2010 ГОД

Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж, результатах проведенных контрольных и экспертных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях подготовлен в соответствии со ст. 29 Положения о Контрольно-счетной палате, утвержденного решением городской Думы от 07.12.2005 № 205-II. Отчет является одной из форм реализации принципа гласности, ежегодно представляется Воронежской городской Думе и публикуется в средствах массовой информации для ознакомления общественности.
В отчете отражена деятельность Контрольно-счетной палаты по реализации задач, возложенных на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами Российской Федерации и Воронежской области, нормативно-правовыми актами городского округа город Воронеж.

Основные показатели

Деятельность палаты в 2010 году осуществлялась в соответствии с планом работы, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 18.12.2009 № 376-II.
Из 83 пунктов плана не исполнено 14. В основном контрольные мероприятия не состоялись в связи с процессами ликвидации либо реорганизации на запланированных объектах контроля. Вместе с тем в 2010 году реализовано 10 внеплановых мероприятий, из которых: 3 - по поручению Воронежской городской Думы, 1 - прокуратуры, 3 - по обращению юридических лиц.
В итоге в отчетном периоде проведено 86 проверок и 59 экспертиз.
Кроме того, осуществлялась подготовка материалов по результатам 4 мероприятий, проведенных в 2009 году.
В 2010 году контролем КСП охвачено 87 объектов, из них:
- 25 структурных подразделений администрации городского округа;
- 34 муниципальных учреждения;
- 10 муниципальных предприятий;
- 7 автономных учреждений;
- 9 немуниципальных хозяйствующих субъектов;
- Воронежская городская Дума, избирательная комиссия.
В соответствии с действующим законодательством, Положением о КСП, утвержденным планом работы Контрольно-счетной палатой проводилась финансовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств местного бюджета, или влияющих на их формирование и исполнение. В отчетном периоде проведено 59 экспертиз, по результатам которых направлены заключения в Воронежскую городскую Думу, администрацию городского округа, в том числе: заключение на отчет об исполнении бюджета городского округа за 2009 год; заключение на проект бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов; 6 заключений о внесении изменений в бюджет городского округа; 7 - о предоставлении льгот по неналоговым доходам; 4 - о предоставлении кредитов; 4 - по вопросам реорганизации (ликвидации) муниципальных предприятий и учреждений; 3 - на проекты планов и программ развития городского округа; 33 - на проекты правовых актов в соответствии с компетенцией. Большинство проектов правовых актов подготовлено с учетом предложений КСП (учтено более 80%), в том числе направленных ранее.
С 2010 года КСП осуществляет учет нарушений в соответствии с классификатором, рекомендованным коллегией Счетной палаты РФ. По итогам контрольных мероприятий, проведенных в 2010 году, выявлено нарушений и недостатков на общую сумму 1162,3 млн. рублей, что практически соответствует уровню предыдущего отчетного периода и отражает стабилизацию процесса укрепления финансовой дисциплины. Экономический эффект от проверок КСП 2010 года (в том числе в виде возмещений в бюджет, дополнительно выполненных работ) на сегодняшний день составляет 69,9 млн. рублей.
Информация о результатах мероприятий КСП систематически направляется в Воронежскую городскую Думу и администрацию городского округа. За 2010 год направлено 18 и 17 информаций соответственно. На контроле КСП исполнение 4 решений Воронежской городской Думы, принятых по результатам рассмотрения информаций по проверкам отчетного периода.
В адрес проверяемых организаций направлено 25 представлений и 3 предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и недостатков. Из находящихся на контроле КСП 157 мероприятий на конец отчетного периода не исполнено 18 (12%). По 88% мероприятий приняты исчерпывающие меры. Учитывая активную работу администрации по устранению нарушений в предыдущем отчетном периоде и рассчитывая на конструктивизм и оперативность в дальнейшем, в 2010 году КСП направляла представления в адрес главы городского округа в виде информационных писем с предложениями о принятии мер по устранению и пресечению нарушений.
В рамках заключенных соглашений о взаимодействии КСП продолжено сотрудничество с прокуратурой Воронежской области, Главным управлением внутренних дел, Управлением Федеральной антимонопольной службы, Управлением Федеральной налоговой службы, направленное на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с незаконным использованием средств местного бюджета и муниципальной собственности. В 2010 году заключено соглашение со следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Воронежской области.
В 2010 году в правоохранительные органы направлено 19 материалов по результатам 7 контрольных мероприятий. Согласно поступившей информации Управлением Федеральной службы безопасности по Воронежской области материалы проверки ОАО "Управляющая компания Левобережного района" направлены в ГУВД по Воронежской области для использования в качестве доказательств по возбужденному уголовному делу по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). Материалы проверки по капитальному ремонту многоквартирных домов по Ленинскому проспекту, N№ 125 и 147, направленные в УВД по г. Воронежу, приобщены к уголовным делам, возбужденным по факту неправомерного расходования бюджетных средств председателем ООО УЖК "Железнодорожный" (ч. 3 ст. 160 УК РФ). УВД по г. Воронежу проводится процессуальная проверка по вопросам законности и эффективности использования средств городского бюджета на выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ "Детский сад № 149". Прокуратурой Советского района проводится дополнительная проверка по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. Героев Сибиряков, 53 (УЖСК "Советский-2"). Информация КСП о финансово-хозяйственной деятельности МАУ "Комбинат благоустройства Коминтерновского района" и материалы проверки управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа используются Управлением ФСБ по Воронежской области в оперативно-розыскной деятельности.
В целях реализации своих задач и функций, которые заключаются прежде всего в обеспечении единой системы контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета, отчета о его исполнении, а также за законностью управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, Контрольно-счетная палата в отчетном периоде осуществляла контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.

Результаты проведенных проверок и экспертиз

Приоритетной задачей практически каждого контрольного и экспертно-аналитического мероприятия КСП являлся контроль за формированием и исполнением бюджета городского округа.
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета городского округа за 2009 год, проведенная в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, данные мониторинга исполнения бюджета за 2010 год, экспертиза проекта бюджета городского округа на 2011 год выявили положительные тенденции при его формировании и исполнении.
Несмотря на сложные экономические условия, администрации городского округа в 2009 году удалось решить следующие основные задачи:
- обеспечить сбалансированность бюджета и не допустить существенного роста дефицита (диаграмма - не приводится);

Дефицит (профицит) бюджета городского округа, млн. рублей

Рисунок не приводится.

- снизить объем муниципального долга на 18% и соответственно расходы на его обслуживание;
- за год в 4 раза сократить размер кредиторской задолженности бюджета.
Оперативный анализ исполнения бюджета за первое и второе полугодия 2010 года показал, что тенденция сокращения задолженности и набранные темпы сохранилась (диаграмма - не приводится).

Динамика кредиторской задолженности, млн. рублей

Рисунок не приводится.

Усиление контроля администрации за состоянием и ликвидацией просроченной кредиторской задолженности стало в том числе результатом реакции на замечания КСП. Эффективной работе в данном направлении способствует и совершенствование правовой базы городского округа: в мае 2010 года постановлением администрации городского округа утвержден новый порядок урегулирования просроченной кредиторской задолженности и проведения ее мониторинга.
Определенные результаты принесла и усилившаяся в ответ на постоянные предложения КСП работа по мобилизации доходов бюджета городского округа, в том числе в рамках работы соответствующих комиссий при администрации. Рост поступлений по неналоговым доходам бюджета за 2010 год составил 235,5 млн. рублей, или 11% (за предыдущий год - 2,7%). Принятым постановлением администрации четко регламентирован порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по неналоговым платежам в бюджет городского округа, что позволит определить реальные резервы бюджета.
Программа приватизации муниципального имущества на 2011 - 2013 годы принята практически одновременно с бюджетом городского округа, что также было рекомендовано КСП в целях достоверности планирования соответствующих доходов бюджета.
С некоторым опозданием и недостаточными темпами происходит внедрение понятия "муниципальная услуга" в бюджетный процесс города, на что постоянно обращается внимание в материалах КСП. Как следствие - в течение 2010 года осуществлена разработка основного пакета документов по реализации муниципальных услуг. Утверждены перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией и муниципальными учреждениями городского округа, порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Принят ряд регламентов оказания муниципальных услуг, в том числе: в сфере градостроительной деятельности, имущественных и земельных отношений, благоустройства, дополнительного образования.
Действенной реакцией на замечания КСП стало изменение подходов к бюджетному планированию и социально-экономическому прогнозированию. Впервые за ряд лет установлены минимальные расхождения проекта бюджета с прогнозом социально-экономического развития (1%). В предыдущие годы отклонения по доходам составляли 10 и более процентов. В 2010 году принят ряд документов, определяющих основные направления перспективного развития городского округа: стратегический план социально-экономического развития городского округа на период до 2020 года, программа комплексного социально-экономического развития городского округа на 2010 - 2014 годы, комплексная программа развития инфраструктуры отдельных территорий. Все эти документы прошли экспертизу КСП. При том что они нуждаются в доработке, координации с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Воронежской области, с их принятием, затянувшимся на 5 лет, сделаны первые шаги к планомерному определению приоритетных направлений развития города.
В то же время проводимые контрольные мероприятия КСП показывают, что администрации необходимо продолжать работу по совершенствованию бюджетного процесса.
При том что в последние 2 - 3 года итоговые параметры исполнения бюджета городского округа за год выглядели достаточно благополучно: план по доходам выполнялся практически на 100%, по расходам - на 92 - 97%, существенно сократилось недофинансирование отраслей бюджетной сферы (по образованию - со 129 млн. рублей в 2007 году до 38 млн. рублей в 2010 году, здравоохранению - с 53 млн. рублей до 16 млн. рублей соответственно), зачастую они далеки от первоначально запланированных или реально возможных (необходимых - применительно к расходам). Такие показатели стали результатом многочисленных корректировок под фактическое исполнение. Своей аналитической запиской КСП обратила внимание на тенденцию неосвоения лимитов бюджетных ассигнований в первом полугодии и дополнительной нагрузке на бюджет во втором. Как следствие, образуется переходящая кредиторская задолженность, на погашение которой направляются ассигнования нового финансового года, а в отдельных случаях для освоения бюджетных средств принимаются и оплачиваются фактически невыполненные обязательства по договорам и контрактам.
В связи с этим Контрольно-счетная палата неоднократно рекомендовала администрации проводить системный анализ исполнения бюджета поквартально с обязательным отчетом администраторов доходов и расходов, оценкой их деятельности, на что действенной реакции не последовало.
Проведенный КСП оперативный анализ исполнения бюджета городского округа город Воронеж за I полугодие 2010 года показал низкий уровень организации работ по проведению капитального ремонта. Утверждение пообъектного плана ремонтов через 1 - 3 месяца после принятия бюджета, затягивание процедур размещения заказа ежегодно влекут угрозу срыва проведения капитального ремонта. К примеру, исполнение годового плана по капитальному ремонту жилого фонда и теплоэнергетического хозяйства на 01.07.2010 составило 3,2%. Критичная ситуация сложилась по исполнению ведомственных и долгосрочных программ в сфере здравоохранения (за полугодие исполнено от 4,4 до 31,1% годовых плановых назначений) и блока ведомственных программ по капитальному ремонту муниципальных общежитий и объектов коммунальной инфраструктуры (на 01.09.2010 исполнение составило 6,8% от годового плана).
Как следствие, при плановом дефиците бюджета в сумме 965 млн. рублей фактически за первое полугодие 2010 сложился профицит в сумме 1273,7 млн. рублей.
Не теряет своей актуальности и проблема недостаточной обоснованности доходных и расходных статей бюджета. Например, планирование бюджетных ассигнований на содержание и ремонт автомобильных дорог, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности экономически не обосновано. Отсутствие в структуре доходной части бюджета детализации плановых назначений по видам неналоговых доходов бюджета, а также неприменение практики отчетов администраторов о результатах их деятельности не способствует росту наполняемости бюджета.
Должным образом не налажено взаимодействие структурных подразделений администрации. В результате не в полной мере используется потенциал городского имущества для пополнения неналоговых доходов бюджета.
К потерям бюджета ведет отсутствие взаимодействия управления земельных отношений с управлением главного архитектора по предоставлению сведений о должниках по арендной плате при выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. К примеру, введены в эксплуатацию объекты при наличии задолженности по арендной плате за землю и пени: ООО "Альфа-Строй" - 4,3 млн. рублей; ОАО "КИТ-Кэпитал" - 3,5 млн. рублей; ООО "НАТА-97" - 0,9 млн. рублей; ООО "Стройтехника" - 1,1 млн. рублей.
Не произошли ощутимые изменения и в сфере программно-целевого бюджетирования.
При том что Президентом РФ сделан акцент на переход к программно-целевому принципу планирования и исполнения бюджета в 2010 - 2012 годах и переходу к программной структуре бюджета с 2011 года, в городском округе преобладает затратная схема финансирования. Несмотря на оптимистичный прогноз социально-экономического развития городского округа, планируемый объем финансирования в рамках программ в 2011 году находится на уровне 2009 года, характеризующегося кризисными явлениями в экономике. Финансирование муниципальных целевых программ, являющихся элементом механизма реализации программы комплексного социально-экономического развития городского округа, предусматривается в бюджете не в полном объеме, а финансирование отдельных не предусматривается вообще. В нарушение ст. 179 Бюджетного кодекса РФ в проекте бюджета на 2011 год не планировалась реализация трех долгосрочных программ с потребностью порядка 600 млн. рублей. Финансирование программы, направленной на сохранение и развитие социальной инфраструктуры для организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, не предусматривается второй год подряд. Плановые объемы бюджетных ассигнований по 14 программам в среднем учитывают половину от предусмотренной паспортами потребности (при диапазоне от 3 до 98%). Это изначально приводит к недостижимости намеченных целей.
В таких условиях считаем необходимым рассмотреть вопрос о возможности достижения целей программ в условиях сокращенного финансирования, а также о целесообразности их дальнейшей реализации. Требуется координация программ с целью исключения дублирования мероприятий, пересечения полномочий и ответственности участников. Существующие "накладки" (например, в МЦП "Реконструкция и развитие озелененных территорий общего пользования городского округа город Воронеж на 2010 - 2014 годы" и "Экологическая безопасность городского округа город Воронеж на 2010 - 2014 годы" в части мероприятий по реконструкции зеленого фонда могут привести к снижению уровня контролируемости и ответственности исполнителей (подрядчиков), а при проведении аналогичных мероприятий (например, посадка деревьев) на одних и тех же объектах возможно неоднократное предъявление работ.
Обращает внимание, что нормами Бюджетного кодекса в бюджетный процесс интегрируются исключительно долгосрочные программы: только по ним проводится ежегодная оценка эффективности, отчеты об их реализации вносятся в представительный орган одновременно с проектом бюджета, органы финансового контроля проводят экспертизу проектов программ. В городском округе, соответственно, утвержден порядок оценки эффективности только для долгосрочных программ, при этом ведомственные программы и не относящиеся ни к тем, ни к другим (приняты в 2005 - 2007 годах и их реализация завершилась в 2010 году), а это - более 30% бюджетных средств, выделенных на программы, остались вне поля оценки и анализа.
Отчеты о реализации долгосрочных и ведомственных программ формируются 1 раз в год, представляются только главе городского округа и не соотносятся ни со сроками подготовки отчета об исполнении бюджета, ни со сроками экспертизы проекта бюджета.
Проверки КСП систематически выявляют низкое качество разработки программ, отсутствие эффективного механизма контроля. Функции заказчиков координаторов программ выполняются не в полном объеме. Практически по всем программам, предусмотренным в проекте бюджета (за редким исключением) отсутствует обоснование ресурсной потребности, выбора объектов и мероприятий, что не обеспечивает достоверность бюджетного планирования. Городские программы не скоординированы с областными (по мероприятиям, объектам, суммам), что приводит к непоступлению средств областного бюджета и заведомому невыполнению мероприятий. Для оперативного решения городских проблем, достижения поставленных целей, повышения их реалистичности необходимо создать предпосылки к консолидации ресурсов, максимальному привлечению на 1 рубль бюджета городского округа средств иных источников (в том числе средств областного бюджета).
Об отсутствии направленности бюджетного планирования на конечный результат свидетельствует и начало строительства новых объектов, не имеющих для города остросоциального значения (например, пристройка к физкультурно-оздоровительному комплексу), при наличии разрушающихся объектов незавершенного строительства (здание пристройки к клинико-диагностическому центру МУЗ "ГКБ № 7").
В настоящее время в качестве положительного момента можно отметить, что практически во всех вновь принимаемых (с конца 2009 года) программах предусмотрены индикаторы оценки результативности мероприятий с разбивкой по годам. Однако проверки показали, что даже при наличии в паспорте программы индикаторов эффективности ее реализации оценка эффективности мероприятий не проводится.
Аудит эффективности МЦП "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве городского округа город Воронеж на 2006 - 2011 годы", проведенный КСП в 2009 - 2010 годах, показал, что цель программы - создание организационных, правовых, методологических и финансовых условий, обеспечивающих повышение энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства городского округа, - не достигнута. Комплексный подход к решению вопроса экономии в области энергосбережения отсутствовал: осуществлялась только установка приборов учета. В отчете о реализации программы за весь период ее действия (с 2006-го по 2009 год), подготовленном департаментом ЖКХ, оценка эффективности программных мероприятий отсутствует, не содержится анализ ни по одному из предусмотренных паспортом индикатору.
Проверки КСП выявили нарушения и недостатки практически на всех этапах реализации программы: от обоснования программных мероприятий до исполнения муниципальных контрактов.
За весь период реализации программы ресурсная потребность составила 1300 млн. рублей, фактическое финансирование - 104 млн. рублей, или 8% от потребности. Нарушения и недостатки только за 2009 год составили порядка 16 млн. рублей (или 38% от выделенных бюджетных средств).


В бухгалтерских регистрах МКП "Воронежтеплосеть" отражена кредиторская задолженность в сумме 1300 млн. рублей, в составе которой 970 млн. рублей - задолженность перед МУП "Водоканал Воронежа", образовавшаяся с 2002 года. Для ее погашения МКП "Воронежтеплосеть" в соответствии с решением городской Думы заключен кредитный договор на сумму 1100 млн. рублей, из которых 887 млн. рублей направлены на погашение задолженности перед МУП "Водоканал Воронежа". Проценты за пользование кредитом, составляющие 8,75% годовых, или 140 млн. рублей, будут погашены за счет средств бюджета городского округа. В составе оплаченной задолженности содержится задолженность ООО "Новогор" перед МКП "Воронежтеплосеть" в размере 155,3 млн. рублей, которая погашена за счет средств полученного кредита, а проценты по нему в сумме 20,4 млн. рублей возместятся за счет средств городского бюджета, что приведет к потерям средств как МКП "Воронежтеплосеть", так и бюджета городского округа.
Следует отметить, что в отсутствие документов, подтверждающих фактическое выполнение ремонтных работ основного фонда, в тариф на передачу тепловой энергии необоснованно включены расходы ООО "Новогор" в сумме 103,9 млн. рублей. Для осуществления юридических и иных действий между МКП "Воронежтеплосеть" и ООО "Орион" заключен агентский договор, вознаграждение по которому составило 12,6 млн. рублей и включено в себестоимость услуг. Эти затраты, а также средства амортизационных отчислений в сумме 107 млн. рублей, использованные МКП "Воронежтеплосеть" не по целевому назначению, необоснованно увеличили стоимость теплоэнергии в проверяемом периоде и легли дополнительной нагрузкой на потребителей.

Информационная и иная деятельность

В отчетном периоде в целях реализации принципа гласности в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" Контрольно-счетной палатой городского округа город Воронеж продолжалась работа по обеспечению публичности представления информации. Основным источником информации о деятельности КСП и ее результатах традиционно является интернет-сайт (www.ksp36.ru), а также раздел на сайте "Счетные палаты России" (www.ach-fci.ru). По решению жюри Всероссийского конкурса интернет-сайтов "Прозрачный муниципалитет. Контрольные органы в Интернете", учрежденного Институтом муниципального управления, электронным журналом "Энциклопедия местного управления" и газетой "Местное самоуправление", сайт Контрольно-счетной палаты занял второе место и награжден дипломом. О растущем интересе к деятельности КСП свидетельствует постоянный рост посетителей сайта: за последние три года количество обращений к материалам ежегодно удваивается, за 2010 год сайт посетило свыше 38 тыс. человек. В 2011 году запланирована модернизация сайта. Он станет более емким, динамичным, будут включены новые разделы и вкладки. Также станет возможным интерактивное общение с посетителями сайта и обмен информацией.
Результаты проверок КСП, касающиеся наиболее острых для города проблем, активно освещались в электронных и печатных СМИ города. К 5-летию со дня образования КСП выпущен первый номер Информационного бюллетеня Контрольно-счетной палаты, в котором опубликованы наиболее интересные и актуальные, по нашему мнению, материалы.
В перспективных планах КСП также - подключение к государственной информационно-аналитической системе контрольно-счетных органов (ГИАС КСО), что позволит повысить эффективность работы палаты, наладить оперативное информационное взаимодействие с другими контрольно-счетными органами.
В отчетном периоде продолжалось взаимодействие КСП со Счетной палатой Российской Федерации, Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации, контрольно-счетными органами других регионов. Ознакомление с организацией финансового контроля в Волгограде, системой взаимодействия органов местного самоуправления позволило извлечь ценный практический опыт. В адрес главы городского округа была направлена соответствующая служебная записка с конкретными предложениями по совершенствованию муниципального финансового контроля в городском округе.
В целях совершенствования методического обеспечения деятельности палаты в течение 2010 года Контрольно-счетной палатой разработаны 4 методические рекомендации: по проведению экспертизы проекта бюджета, внешней проверки отчета об исполнении бюджета, проверки полноты и своевременности поступления доходов от использования муниципальной собственности, а также в целях оперативности получения и использования информации в ходе контрольных мероприятий - методика работы с унифицированными формами электронных программ по ведению бухгалтерского учета. В настоящее время методическая база КСП насчитывает 10 рекомендаций, составленных на основе практического опыта и с учетом анализа методик других контрольно-счетных органов.
В отчетном году продолжалась целенаправленная работа по повышению квалификации сотрудников КСП. Более половины сотрудников повысили уровень профессиональных знаний, в том числе в сфере ценообразования и сметного дела в строительстве. Это дает возможность анализировать обоснованность планирования бюджетных ассигнований на капитальное строительство и ремонт, реалистичность начальных цен соответствующих муниципальных контрактов, определять эффективность бюджетных расходов на строительство и ремонт. Ожидаемый экономический эффект от внедрения полученных навыков в практику работы на несколько порядков превысит затраты на обучение. Уже есть реальные результаты, в том числе в виде возмещения средств в бюджет городского округа, дополнительно выполненных работ.
Особое внимание КСП уделяет работе с обращениями граждан и юридических лиц. За 2010 год поступило 123 письменных и устных обращения. Большая их часть связана с качеством проведения капитального ремонта жилых помещений в многоквартирных домах и оказания управляющими организациями жилищно-коммунальных услуг гражданам. Отдельные факты, отмеченные заявителями, были учтены палатой при подготовке и проведении контрольных мероприятий.
С 2007 года КСП входит в состав Союза муниципальных контрольно-счетных органов, принимает активное участие в его деятельности. По результатам работы за 2009 год Контрольно-счетная палата отмечена Союзом МКСО в числе лучших и награждена почетной грамотой. Председатель КСП городского округа город Воронеж - член президиума Союза МКСО, председатель комиссии по этике, а с декабря - и.о. ответственного секретаря союза. В отчетном периоде принимала участие в работе научно-практических конференций Союза МКСО, посвященных роли контрольно-счетных органов в социально-экономических процессах, проблемам повышения эффективности внешнего финансового контроля в условиях бюджетной реформы.
КСП городского округа город Воронеж в рамках поручений и мероприятий, проводимых Союзом МКСО, проводится работа по формированию единой методической базы муниципальных контрольно-счетных органов, анализу эффективности деятельности МКСО в разрезе федеральных округов. Понимая роль и значимость объединения МКСО, зная проблематику вопросов практической деятельности органов финансового контроля, КСП направила предложения о необходимости формирования единого организационного-методического обеспечения МКСО, совершенствования анализа эффективности результатов их деятельности, а также о подготовке к вступлению в силу ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Заключение

В декабре 2010 года Контрольно-счетная палата городского округа отметила пятилетие со дня своего создания. Подведены итоги первой пятилетки: проведено 351 контрольно-ревизионное мероприятие, объектами которых стали муниципальные предприятия (53) и учреждения (166), структурные подразделения администрации (99) и прочие хозяйствующие субъекты.

Диаграмма. Динамика контрольно-ревизионной
и экспертно-аналитической деятельности

Рисунок не приводится.

Общий объем выявленных нарушений и недостатков составил 9,5 млрд. рублей. По итогам проверок в адрес проверяемых организаций и администрации городского округа направлено 172 представления и 20 предписаний о необходимости принятия мер к устранению нарушений действующего законодательства. Основная часть представлений и предписаний сняты с контроля, поскольку по ним приняты меры исчерпывающего характера. Реальный экономический эффект от проверок КСП (в виде возмещений, дополнительно выполненных работ) по самым скромным подсчетам составил более 180 млн. рублей (диаграмма). За 5 лет подготовлено 180 экспертных заключений на проекты решений, вносимых на рассмотрение городской Думы, большинство из которых учтены при принятии решений представительного органа. При этом разработка ряда нормативно-правовых актов осуществлена по инициативе КСП.

Динамика устранения финансовых нарушений

Рисунок не приводится.

За эти годы произошло формирование организационно-правовых основ деятельности КСП, внутренних регламентов. Сформирована мощная информационно-правовая база, включающая нормативно-правовые акты городской Думы и администрации, материалы контрольных мероприятий, позволяющая оперативно и качественно использовать ее при подготовке и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к осуществлению внешнего финансового муниципального контроля, Бюджетного кодекса РФ, Контрольно-счетная палата считает главным в своей работе:
- максимальное внедрение в практику проведение аудита эффективности бюджетных расходов. Основной целью контрольных и экспертных мероприятий КСП должно стать определение эффективности (продуктивности, результативности, экономности) расходования каждого бюджетного рубля, а также эффективности деятельности по привлечению доходов в муниципальный бюджет;
- проведение проверок главных распорядителей и администраторов бюджета в рамках внешнего аудита отчета об исполнении бюджета городского округа;
- проведение экспертиз проектов правовых актов на предмет коррупциогенности содержащихся в них положений, в том числе: наличия коллизии правовых норм, бланкетных норм, широких дискреционных положений, а также выявление пробелов в правовом регулировании;
- усиление контроля за полнотой и своевременностью принятия мер к устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий;
- повышение эффективности проверок и минимизация затрат на их проведение;
- совместная работа с Воронежской городской Думой, администрацией городского округа, правоохранительными органами с целью усиления финансовой дисциплины и эффективности использования средств местного бюджета и муниципальной собственности.
В этой связи считаем необходимым администрации городского округа обратить внимание на следующие направления деятельности:
- эффективность, результативность, экономность расходования бюджетных средств; направленность на достижение конечной четко заданной и измеримой цели;
- реализацию полномочий собственника, предусмотренных Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
- реализацию полномочий в сфере дорожного хозяйства и благоустройства;
- взаимодействие подразделений администрации по повышению наполняемости доходной части бюджета.

Контрольно-счетная палата предлагает:
- внедрить оценку деятельности администраторов доходов бюджета по достигнутым результатам с целью наиболее эффективного и качественного управления муниципальной собственностью, достижения полноты и своевременности поступления денежных средств;
- применять практику ежегодных докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях своей деятельности;
- в заданиях муниципальным учреждениям и казенным предприятиям главным распорядителям бюджетных средств установить критерии (индикаторы) качества оказываемых услуг. Реализовать механизм учета не только финансовых затрат, но и результатов предоставления субсидий, льгот, достижения социально-экономических или контрольных индикаторов;
- проводить системный анализ исполнения бюджета городского округа ежеквартально;
- регламентировать процедуру формирования заказа с закреплением ответственных должностных лиц, в части:
- обязательности составления проектно-сметной документации на ремонтные работы; проверки обоснованности потребности, правильности выбора объектов и способов ремонта, привлечения независимого технического надзора, приемки объемов работ и проверки цен на применяемые материалы и оборудование;
- использования рыночных цен на материалы и оборудование при формировании начальных цен контрактов.
С декабря 2010 года информация о результатах контрольных мероприятий КСП, а также планы мероприятий по устранению нарушений рассматриваются на совместной думской комиссии, в состав которой входят представители профильной комиссии, а также бюджетной и по вопросам муниципальной собственности. Подобный подход к рассмотрению результатов проверок и принятия мер по устранению нарушений закреплен недавними изменениями, внесенными в регламент городской Думы. Регламентация взаимодействия городской Думы и КСП, несомненно, - шаг к усилению финансового контроля.
Получено принципиальное согласие всех заинтересованных структур к следующему важному шагу - созданию единого правового поля городского округа в сфере муниципального финансового контроля. В настоящее время подготовлен проект положения о финансовом контроле в городском округе, координирующего деятельность всех муниципальных органов финансового контроля. Это позволит исключить дублирование, обеспечить планомерность, системность и повысить эффективность работы контрольных органов.
Большие надежды связаны с вступлением в силу с 1 октября 2011 года Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Законом определены принципы деятельности контрольно-счетных органов, их статус, существенно расширены их основные полномочия. В частности, должностные лица контрольно-счетных органов будут вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися их финансово-хозяйственной деятельности (в том числе в электронной форме), с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую тайну, а также требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций представления письменных объяснений по фактам выявленных нарушений.
За последние 2 - 3 года наш город заметно преобразился: завиднелись парки и скверы, появились клумбы, современные детские площадки, улицы стали заметно чище, фасады и тротуары - безопаснее. В преддверии празднования 425-летия со дня основания наш город ожидают еще более ощутимые преобразования. Реализация Федерального закона, принятие положения о финансовом контроле в городском округе, совместная работа Контрольно-счетной палаты, городской Думы, администрации городского округа, правоохранительных органов создают реальные предпосылки к развитию института независимого внешнего финансового контроля, формированию единой системы предупреждения и оперативного устранения выявленных нарушений и недостатков и в конечном итоге - повышению эффективности контроля за использованием финансово-бюджетных средств в городском округе и успешной реализации городских планов и проектов.

Председатель Контрольно-счетной палаты
городского округа город Воронеж
Л.М.ДОРОХИНА




Официальная публикация в СМИ:
"Воронежский курьер", № 35, 05.04.2011


Отчет Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж от 05.04.2011
"О работе Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж за 2010 год"

Основные показатели
Результаты проведенных проверок и экспертиз
Информационная и иная деятельность
Заключение
Контрольно-счетная палата предлагает

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru