Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2011 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 7 СТАТЬИ 36
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 27 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА № 88-РЗ
"О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ"
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА В.Г.ТОРЛОПОВА

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего П.Ф.Пунегова, судей Д.Н.Басманова, А.В.Проскурова,
с участием гражданина В.Г.Торлопова, представителя Государственного Совета Республики Коми В.А.Вытегорова, представителя Главы Республики Коми Т.В.Тимофеевой,
руководствуясь статьей 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 32, 68, 90 и 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части 7 статьи 36 Закона Республики Коми № 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми".
Поводом к рассмотрению явилось обращение В.Г.Торлопова с жалобой о проверке конституционности положений оспариваемого Закона Республики Коми, как нарушающего конституционные права граждан при реализации ими пассивного избирательного права.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.Н.Басманова, объяснения сторон и их представителей, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Частью 7 статьи 36 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" установлено, что в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному и единому избирательному округу должны быть собраны подписи избирателей в порядке, установленном Федеральным законом, в количестве 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей.
1.1. Конституционность этой нормы оспаривает гражданин В.Г.Торлопов, полагая, что она ограничивает реализацию гражданами их пассивного избирательного права. В частности, заявитель указывает, что установленное оспариваемой нормой Закона число подписей избирателей, необходимое для выдвижения кандидата, является чрезмерным, завышенным и не отвечающим требованиям целесообразности. Так, в рамках мероприятий по выборам депутатов в Государственный Совет Республики Коми V созыва по Лесозаводскому одномандатному избирательному округу № 1 В.Г.Торлопов не смог самостоятельно собрать необходимого количества подписей в свою поддержку, в отличие от других кандидатов, которые наняли для этих целей сборщиков. По его мнению, собрать подписи в одиночку самовыдвиженцу физически нереально. В связи с этим заявитель усматривает неравенство между гражданами в реализации права быть избранными в представительные органы, в зависимости от их материального положения, что, по его мнению, противоречит положениям статей 4, 10, 15 и 17 Конституции Республики Коми.
1.2. Конституционный Суд Республики Коми в силу статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" выносит постановления и определения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению. Исходя из этого, предметом проверки Конституционного Суда Республики Коми по настоящему делу являются положения части 7 статьи 36 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми", в той мере, в которой они устанавливают определенное количество подлежащих сбору подписей избирателей в поддержку выдвижения граждан в качестве кандидатов по одномандатному округу.
2. Часть первая статьи 10 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" устанавливает, что для проведения выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми образуются 15 одномандатных избирательных округов и определяется единый избирательный округ, включающий всю территорию Республики Коми.
Государственный Совет Республики Коми в соответствии со статьей 71 Конституции Республики Коми является постоянно действующим высшим и единственным представительным и законодательным органом власти Республики Коми. Государственный Совет состоит из 30 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Коми и обладающими активным избирательным правом в результате всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании.
Выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми проводятся по смешанной избирательной системе: одна половина депутатов Государственного Совета Республики Коми избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, другая половина депутатов Государственного Совета Республики Коми избирается по единому избирательному округу, включающему всю территорию Республики Коми, по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов (статья 4 оспариваемого Закона).
Установленная законодательством для выбора депутатов Государственного Совета Республики Коми смешанная избирательная система существует также в значительной части демократических правовых государств, в своей основе совместима с общепризнанными принципами и нормами международного права, относящимися к избирательному праву и закрепленными Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года (статья 3 протокола № 1 от 20 марта 1952 года) и Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года (статья 25). Выборы, как высшая форма непосредственного выражения власти народа, вполне реализуются через указанную систему.
2.1. Конституция Республики Коми устанавливает, что граждане участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Лица, обладающие пассивным избирательным правом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми, имеют право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (части первая и вторая статьи 33 Конституции Республики Коми). Аналогичные положения содержатся в частях первой и второй статьи 32 Конституции Российской Федерации. Указанные права в Республике Коми, как в демократическом правовом государстве, признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации (часть первая статьи 17), а также Конституции Республики Коми (часть первая статьи 15).
Статья 64 Конституции Республики Коми (пункт "б" части первой) и статья 72 Конституции Российской Федерации (пункт "б" части первой) вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина относят к совместному ведению Российской Федерации и Республики Коми.
Частью второй статьи 64 Конституции Республики Коми установлено, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование. Аналогичные положения закреплены в статье 76 (часть вторая) Конституции Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (подпункт "к" пункта 2 статьи 5) субъекты Российской Федерации вправе в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливать порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом законодатель субъекта Российской Федерации обязан при выборе конкретных избирательных процедур исходить из конституционных принципов о непротиворечии законодательства субъектов Российской Федерации федеральному, недопустимости снижения уровня федеральных гарантий избирательных прав, недопустимости введения каких-либо ограничений конституционных прав и свобод.
Частью первой статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что законом субъекта Российской Федерации определяется порядок, в соответствии с которым в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. При этом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
Регулируя процедуру выбора в представительные органы, законодатель должен учитывать интересы субъектов активного избирательного права с тем, чтобы выдвигающиеся кандидаты пользовались поддержкой значительного числа избирателей, с целью исключения из избирательного процесса лиц, не обладающих в значительной мере такой поддержкой. В процессе сбора подписей может выявиться фактическая поддержка в обществе предложенным кандидатам или, напротив, может не найтись поддержки случайным, не имеющим авторитета кандидатам. В связи с этим законодатель вправе в таких целях устанавливать специальные предварительные условия, в том числе и в виде определенного количества подписей избирателей, подлежащих сбору в поддержку выдвигающихся кандидатов. Все лица, желающие воспользоваться своим пассивным избирательным правом, при этом находятся в равных условиях, избирательный процесс проводится на основе равенства и свободной конкуренции, без всякой дискриминации по какому бы то ни было признаку, в соответствии с требованиями статьи 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Установленное для всех одномандатных избирательных округов на соответствующих выборах равное количество подписей избирателей в поддержку кандидата расценивается законодателем как равное количественное выражение необходимой поддержки избирателей каждого избирательного округа тому, кто будет представлять интересы избирателей соответствующего избирательного округа в законодательном органе.
Соответствующая позиция сформулирована и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 ноября 1998 года № 26-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Таким образом, устанавливая оспариваемым положением Закона количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, в размере 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, Государственный Совет Республики Коми не вышел за пределы дискреции, определенной ему федеральным законодательством.
Такой порядок не нарушает и положения статьи 2 Конституции Республики Коми, поскольку он не препятствует проведению выборов, основанных на свободном волеизъявлении граждан.
Количество подписей избирателей, подлежащих сбору в поддержку кандидата, нельзя расценивать как чрезмерное, завышенное и подлежащее снижению. Законодатель в рамках предоставленной федеральным законодателем дискреции оспариваемой нормой установил то количество подписей, которое в достаточной мере указывает на поддержку избирателями кандидата, позволяя отсекать от избирательного процесса граждан, не выражающих интересов значительной части общества. В связи с этим нет оснований для его снижения по мотивам того, что кто-либо из граждан, желающих воспользоваться своим пассивным избирательным правом, не смог преодолеть установленный барьер.
Таким образом, нормативное положение части 7 статьи 36 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" об установлении количества подписей избирателей для выдвижения кандидатов, не нарушает избирательные права граждан и не противоречит Конституции Республики Коми.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать не противоречащими статьям 4, 10, 15 и 17 Конституции Республики Коми положения части 7 статьи 36 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми".
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми




Официальная публикация в СМИ:
"Республика", № 72, 12.04.2011


Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 29.03.2011
"По делу о проверке конституционности части 7 статьи 36 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" по жалобе гражданина В.Г.Торлопова"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru