Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2011 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 1
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 18 НОЯБРЯ 2008 ГОДА № 112-РЗ
"О ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЕ ЗА ОСОБЫЕ ЗАСЛУГИ ПЕРЕД
РЕСПУБЛИКОЙ КОМИ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН" В РЕДАКЦИИ
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 7 МАЯ 2010 ГОДА № 33-РЗ ПО ЖАЛОБЕ
ГРАЖДАНИНА ФЕДОТОВА ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В.Кретова, судей А.В.Проскурова, П.Ф.Пунегова,
с участием гражданина В.В.Федотова, представителя Государственного Совета Республики Коми А.В.Турковой - начальника отдела социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителей Главы Республики Коми А.Н.Лукиной - начальника отдела социального законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми и И.Н.Нихельман - консультанта отдела правовой работы Агентства Республики Коми по социальному развитию,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 112-РЗ "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" в редакции Закона Республики Коми от 7 мая 2010 года № 33-РЗ.
Поводом к рассмотрению настоящего дела явилась жалоба гражданина В.В.Федотова, а основанием для рассмотрения обнаружившаяся неопределенность в том, соответствует ли Конституции Республики Коми указанная выше норма.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В.Кретова, объяснения В.В.Федотова, представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

Гражданин В.В.Федотов обратился в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой о проверке конституционности части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 112-РЗ "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" в редакции Закона Республики Коми от 7 мая 2010 года № 33-РЗ в той мере, в какой она связывает возникновение у неработающих и являющихся получателями трудовой пенсии по старости лиц права на назначение ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми с награждением государственными наградами СССР, государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами Республики Коми исключительно в период осуществления трудовой и иной общественно полезной деятельности на территории Республики Коми.
В жалобе указано, что В.В.Федотов, 1945 года рождения, более 35 лет отработал в организациях угольной промышленности на территории Республики Коми и за достижения в труде награжден государственными наградами СССР (орденами Знак Почета, Трудового Красного Знамени).
В 1995 году ему также было присвоено почетное звание "Заслуженный работник Республики Коми", а в период прохождения государственной гражданской службы в должности заместителя начальника департамента горнорудной промышленности Министерства промышленности и энергетики Республики Коми оформлен и наградной лист на присвоение почетного звания "Заслуженный шахтер Российской Федерации".
Однако награждение указанной выше государственной наградой Российской Федерации состоялось уже после увольнения В.В.Федотова из Министерства в связи с достижением предельного возраста нахождения на государственной гражданской службе и выходом на пенсию, и поэтому орган социальной защиты населения со ссылкой на несоответствующие, по мнению заявителя, статьям 17, 18 Конституции Республики Коми и приведенные выше положения части 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" отказал ему в назначении ежемесячной денежной выплаты по пункту 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона, поскольку присвоение почетного звания "Заслуженный шахтер Российской Федерации" состоялось уже после завершения В.В.Федотовым трудовой деятельности.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является часть 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" в указанной заявителем части, а именно проверка соответствия положений данной нормы Конституции Республики Коми, гарантирующей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина и создание условий, обеспечивающих его достойную жизнь (статьи 4, 10, 11), равенство прав и свобод граждан, независимо от их должностного положения и отношения к труду (статья 17), и запрещающей издание законов, отменяющих или умаляющих указанные права и свободы человека и гражданина (статья 18).
Согласно статьям 4 и 10 Конституции Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их соблюдение и защита - обязанность Республики Коми.
Данной обязанности корреспондируют положения статьи 11 Конституции Республики Коми, в соответствии с которыми социальная политика Республики Коми направлена на обеспечение достойной жизни граждан, в том числе и лиц, имеющих особые заслуги перед Республикой Коми и являющихся получателями трудовой пенсии по старости.
По своему конституционно-правовому смыслу создание условий для достойной жизни указанной категории граждан может заключаться, в том числе и в дополнительном ежемесячном материальном обеспечении этих лиц за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, что в целом согласуется со статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьей 64 Конституции Республики Коми и статьями 26.3, 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующими вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области социальной защиты населения.
Следовательно, Закон Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан", предусматривающий предоставление мер социальной поддержки в виде дополнительного материального обеспечения (ежемесячной денежной выплаты) неработающим, являющимся получателями трудовой пенсии по старости и награжденным государственными наградами СССР, государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами Республики Коми лицам, издан в переделах предоставленных Республике Коми полномочий и сам по себе не противоречит Конституции Республики Коми и действующему федеральному законодательству.
Вместе с тем, из содержания части 1 статьи 1 настоящего Закона следует, что право на ежемесячную денежную выплату за особые заслуги перед Республикой Коми возникает у неработающих пенсионеров только при условии их награждения указанными выше государственными наградами в период трудовой и иной общественно полезной деятельности на территории Республики Коми, что дает органам социальной защиты населения основания для отказа в назначении такой выплаты гражданам, удостоенным государственных наград уже после завершения ими трудовой и иной общественной полезной деятельности в связи с назначением в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовой пенсии.
Такое правовое регулирование не только не соответствует принципам, на которых основаны государственная наградная система Российской Федерации и государственная наградная система Республики Коми, но и неосновательно ограничивает гарантированное законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми право граждан на дополнительное материальное обеспечение по указанному выше основанию.
Так, согласно Положению о государственных наградах Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099, государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством и служат основанием для предоставления награжденным мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", в частности, определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения неработающим и получающим назначенную в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсию гражданам, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, лицам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного, орденом Ленина, орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, орденом Славы трех степеней, орденом Трудовой Славы трех степеней, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР, лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР), чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдлимпийских игр, и установлено, что иным гражданам Российской Федерации, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, размер дополнительного материального обеспечения может устанавливаться Президентом Российской Федерации.
Законом Республики Коми от 24 октября 1994 года № 1-РЗ "О государственных наградах Республики Коми" также предусмотрено, что государственные награды Республики Коми являются формой поощрения за особые заслуги перед Республикой Коми и ее народом, а лица, удостоенные почетных званий Республики Коми, имеют право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Республики Коми.
При этом ни указанный выше Закон Республики Коми, ни Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" и утвержденное Указом Президента Российской Федерации Положение о государственных наградах Российской Федерации не содержат каких-либо временных ограничений в части возникновения у награжденных государственными наградами и неработающих пенсионеров права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ежемесячную денежную выплату) и не связывают назначение данной выплаты с социальным статусом граждан на день их награждения.
Это обусловлено тем, что вручение государственных наград и присвоение почетных званий является ничем иным, как официальным и бессрочным признанием на государственном уровне особых заслуг и достижений граждан в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, а также и в иных сферах деятельности, и поэтому в силу приведенных выше обстоятельств и правовой природы данных отношений лица, удостоенные государственных наград, не могут быть лишены соответствующей социальной поддержки только по тому основанию, что их награждение состоялось после завершения трудовой и иной общественно полезной деятельности.
В связи с этим следует признать, что установленное частью 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" ограничение в части возникновения права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение фактически девальвирует общепризнанные и отмеченные государственными наградами заслуги и достижения граждан в тех или иных сферах общественно полезной деятельности, принижает значимость полученных ими государственных наград и необоснованно ставит этих лиц в неравное положение с гражданами, удостоенными государственных наград в период осуществления трудовой и иной общественно полезной деятельности и, как следствие, получающими ежемесячную денежную выплату за особые заслуги перед Республикой Коми.
При таких обстоятельствах положения части 1 статьи 1 настоящего Закона в той мере, в какой они исключают назначение ежемесячной денежной выплаты лицам, представленным к награждению государственными наградами СССР, государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами Республики Коми за особые заслуги в трудовой и иной общественно полезной деятельности на территории Республики Коми, но на день награждения прекратившим трудовую и иную общественно полезную деятельность в связи с назначением в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовой пенсии, нарушают конституционный принцип равенства прав и свобод граждан, независимо от их должностного положения и отношения к труду, умаляют право указанной выше категории лиц на достойную жизнь и поэтому не могут быть признаны соответствующими Конституции Республики Коми.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать часть 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 112-РЗ "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" в редакции Закона Республики Коми от 7 мая 2010 года № 33-РЗ в той мере, в какой она исключает возникновение права на назначение ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми лицам, представленным к награждению государственными наградами СССР, государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами Республики Коми за заслуги и достижения в трудовой и иной общественно полезной деятельности на территории Республики Коми, но на день награждения прекратившим трудовую и иную общественно полезную деятельность в связи с назначением в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовой пенсии, не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 06.04.2011
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 112-РЗ "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" в редакции Закона Республики Коми от 7 мая 2010 года № 33-РЗ по жалобе гражданина Федотова Валерия Владимировича"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru