Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


Вопрос-Ответ. Санкт-Петербургское региональное
отделение Фонда социального страхования РФ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПОСТУПИВШИЕ НА ИНТЕРНЕТ-ИНТЕРВЬЮ

На вопросы, поступившие
на правовой портал КАДИС (www.kadis.ru), отвечает
начальник отдела правового обеспечения
Санкт-Петербургского регионального отделения
Фонда социального страхования РФ
А.В.Максимов

Вопрос 1. Расскажите об основных изменениях в социальном страховании для юридических лиц с 2011 года?

Ответ. В 2011 году вступил в силу ряд важных изменений в социальном страховании для физических и юридических лиц. Для последней категории эти изменения заключаются в следующем.
Изменились размеры страховых тарифов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов: с 1 января 2011 года организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, вмененном доходе, должны уплачивать страховые взносы в ФСС в размере 2,9% от фонда оплаты труда. Ранее, в 2010 году эта категория юридических лиц не платила данный тариф, у них была ставка 0%.
Для отдельных плательщиков установлены пониженные тарифы, например для IT компаний: с 1 января 2011 года до 2018 года они будут платить 2,0%, а с 2019 года - 2,9%.
Для организаций, где работают инвалиды I-III групп, устанавливается тариф в размере 1,9% от фонда оплаты труда.
С 1 января 2011 года отчетность для юридических лиц, численность которых свыше 50 человек, должна сдаваться в электронном виде в обязательном порядке. В прошлом году такая форма отчетности распространялась на компании с численностью свыше 100 человек.
Кроме того, с 1 января 2011 года работодатели должны помнить, что пособия по временной нетрудоспособности за счет работодателя выплачиваются за первые 3 дня, а не 2, как было раньше, с 4-го дня они выплачиваются за счет ФСС.
Следует обратить внимание на то, что федеральный законодатель разделил понятия "облагаемая база страховыми взносами" и "предельный размер среднего заработка", из которого рассчитывается пособие. Если в прошлом году суммы совпадали - 415 тыс. руб., то с 1 января 2011 года облагаемая база увеличилась до 463 тыс. руб., а расчет пособий будет производиться из суммы в 415 тыс. руб. годового заработка.
И самое важное и сложное нововведение для восприятия, судя по вопросам граждан и работодателей, - расчет пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. С 2011 года женщина или лицо, осуществляющее уход за ребенком, может выбрать один из 2 вариантов расчета пособия, предусмотренных законодательством:
1. При первом варианте учитывается заработок исходя из двух предшествующих лет до года наступления страхового случая, деленный на 730. При этом может приниматься к расчету заработок, полученный у других работодателей. Если в этих двух расчетных годах застрахованное лицо находилось в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком, оно имеет право замены этого периода (год или два) на год (или два других года), по его выбору, предшествующих этому периоду. Для выбора данного варианта оплаты пособий должно быть составлено и подано заявление в бухгалтерию с указанием года или лет, которые выбирает застрахованное лицо для расчета.
2. Второй вариант - это расчет из 12 месяцев, как и раньше, предшествующих месяцу начала декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком. При этом если женщина выбирает старый способ, заработок у других работодателей не учитывается и справки с других мест работы она не предъявляет. Если в 12 месяцах не было заработка, пособие рассчитывается в 2011 году по предыдущему страховому случаю, как это существовало в прошлом году.

Вопрос 2. Много вопросов возникает и у работников, и у работодателей по поводу справки о заработной плате за два года. Прокомментируйте, существует ли утвержденная форма справки, вступила ли она в силу и каким образом ее можно оформить?

Ответ. 18 марта 2011 года в "Российской газете" был опубликован приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2011 № 4н об утверждении формы справки о зарплате за два предшествующих года и правил ее выдачи. Документ вступил в силу 29.03.2011, однако это не значит, что работник не имел право предоставлять справку о заработной плате за 2 года до момента вступления в силу приказа. Данное право возникло с 1 января 2011 года, но расчет пособий с учетом справки о заработной плате работодатель не имел права производить до момента вступления в силу приказа, т.е. до 29 марта. Это означает, что с 1 января 2011 года работодатель не имел право отказать работнику в расчете пособий. Он обязан был рассчитать их по той зарплате, сведения о которой есть у данного работодателя, и по тем правилам, которые выбрал работник. Даже если работник принес справку о заработной плате раньше, работодатель обязан рассчитать пособие с учетом заработка по справке только с 29 марта, сделать перерасчет и доплатить работнику. Поскольку эти пособия выплачиваются в счет уплаты страховых взносов самим работодателем, т.е. если работодатель в феврале рассчитал по новой схеме (с учетом заработка по форме справки, не вступившей в силу), он неправомерно уменьшил сумму страховых взносов, ежемесячно уплачиваемую в ФСС. Соответственно, это может привести к недоимке, пени, штрафу. Региональное отделение ФСС РФ предупреждало работодателей не торопиться, объяснять работникам, что те не останутся без денег и необходимые доплаты в обязательном порядке будут произведены после вступления в силу нормативных актов.

Вопрос 3. Каков порядок и сроки предоставления справки работодателем?

Ответ. Во-первых, законом установлено, что работодатель при увольнении обязан выдать справку в день увольнения вместе с трудовой книжкой. Во-вторых, в случае, если работник обращается по прежнему месту работы, не позднее 3 рабочих дней со дня подачи письменного заявления бухгалтерия обязана предоставить справку о зарплате за два года.

Вопрос 4. Когда вступают в силу изменения в форму-4 ФСС?

Ответ. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 156н вносит изменения в форму-4 ФСС и опубликован в "Российской газете" 25 марта 2011 года. Приказ распространяет свое действие на отчетность с 1 квартала 2011 года. По закону отчетность за 1 квартал 2011 года представляется в филиалы регионального отделения ФСС по 15 апреля включительно. И по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен единый срок сдачи расчета.

Вопрос 5. Вы упомянули о необходимости подачи с 2011 года отчетности организациям, численность которых свыше 50 человек, в электронной форме. Насколько эффективна такая форма взаимодействия Фонда и работодателей, с Вашей точки зрения?

Ответ. Несомненно, за этой формой будущее: самому работодателю должно быть удобно, не сходя со своего рабочего места выполнять определенные операции по подаче отчетности в ФСС, если технические возможности работодателя это позволяют. С нашей стороны делается все возможное, чтобы ускорить этот процесс. В Санкт-Петербурге зарегистрировано в качестве страхователей в региональном отделении ФСС РФ более 300 тыс. страхователей. Более 20 тыс. из них в 2010 году сдали отчетность в электронном виде с использованием ЭЦП. Однако если подавать отчетность всем организациям в один день, техника может и не справиться с таким объемом информации. Мы призываем заранее (не в последний день) подавать в ФСС расчеты в электронном виде, чтобы сократить риски. При подаче отчетности в электронном виде не надо ехать, стоять в очередях, вся необходимая информация автоматически отправляется, уведомление о получении и принятии отчетности приходит сразу - безусловно, это большое преимущество. Если отчетность вовремя сдана, никаких санкций в отношении работодателя не будет. Если есть ошибки, отчетность некорректно заполнена или появляются дополнительные вопросы у ревизоров, то региональное отделение ФСС РФ имеет право проводить камеральные проверки по каждому расчету или требует уточнить какой-то определенный расчет. Камеральные проверки мы имеем право проводить в течение трех месяцев по каждому случаю.
Мы всегда рады, когда нам задают вопросы, потому что по ним можно отследить актуальные направления, волнующие и работников, и работодателей. В наших интересах как можно быстрее распространить информацию, довести до сведения каждого все изменения, чтобы предотвратить нарушения законодательства. Наша цель не наказать и оштрафовать, а помочь разобраться, чтобы не было ошибок, чтобы права на пособия застрахованных граждан не нарушались, а сами пособия выплачивались в срок и в установленном размере. Всегда неприятно узнавать о ситуациях, когда на предприятиях не платят пособия по социальному страхованию, боясь проверок и выявления, как правило, нелегальной заработной платы. Работодатель должен помнить, что за нарушение закона может быть и административная, и уголовная ответственность. Мы всегда стоим на защите работников и в помощь работодателю.

Льготы по страховым взносам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Вопрос 6. Какие организации имеют право на льготы по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?

Ответ. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
В 2011 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (ст. 1 Федерального закона от 08.12.2010 № 331-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов") в следующих размерах: I класс профессионального риска - 0,2, II класс профессионального риска - 0,3, III класс профессионального риска - 0,4, IV класс профессионального риска - 0,5, V класс профессионального риска - 0,6, VI класс профессионального риска - 0,7, VII класс профессионального риска - 0,8, VIII класс профессионального риска - 0,9, IX класс профессионального риска - 1,0, X класс профессионального риска - 1,1, XI класс профессионального риска - 1,2, XII класс профессионального риска - 1,3, XIII класс профессионального риска - 1,4, XIV класс профессионального риска - 1,5, XV класс профессионального риска - 1,7, XVI класс профессионального риска - 1,9, XVII класс профессионального риска - 2,1, XVIII класс профессионального риска - 2,3, XIX класс профессионального риска - 2,5, XX класс профессионального риска - 2,8, XXI класс профессионального риска - 3,1, XXII класс профессионального риска - 3,4, XXIII класс профессионального риска - 3,7, XXIV класс профессионального риска - 4,1, XXV класс профессионального риска - 4,5, XXVI класс профессионального риска - 5,0, XXVII класс профессионального риска - 5,5, XXVIII класс профессионального риска - 6,1, XXIX класс профессионального риска - 6,7, XXX класс профессионального риска - 7,4, XXXI класс профессионального риска - 8,1, XXXII класс профессионального риска - 8,5.
Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 (ред. от 31.12.2010) "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", постановлением Правительства РФ от 06.09.2001 № 652 (ред. от 17.12.2010) "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".


Страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 08.12.2010, с изм. от 25.02.2011) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособием по временной нетрудоспособности справки о сумме заработка, необходимой для назначения указанного пособия, соответствующее пособие назначается на основании имеющихся у работодателя сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка (п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 08.12.2010, с изм. от 25.02.2011) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Обложение страховыми взносами ФСС выплат по гражданско-правовым договорам


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: письмо ФСС РФ от 25.01.2011 имеет номер № 14-03-11/07-539, а не № 14-03-11/07-359.

Вопрос 21. На мой взгляд, в письме ФСС РФ от 25.01.2011 № 14-03-11/07-359 вопрос про обложение страховыми взносами ФСС выплат по гражданско-правовым договорам с 01.01.2011 отражен очень скользко. Прошу разъяснить, облагаются ли в 2011 году выплаты по гражданско-правовым договорам (договорам подряда):
1) страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве?
2) страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности?

Ответ. В базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"). Объектом обложения страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Начисление пособия по нетрудоспособности по справке о заработке с предыдущего места работы

Вопрос 22. Можно ли рассчитывать пособия по нетрудоспособности с использованием рекомендованной, но не утвержденной справки о сумме зарплаты за 2 предшествующих календарных года? Нам работники предоставляют такие справки с предыдущих мест работы. Почему мы должны считать им пособие исходя из МРОТ?

Ответ. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2011 № 4н "Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год" форма справки и порядок выдачи утверждены. Применение справок произвольной формы при расчете пособий незаконно.
В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособием по временной нетрудоспособности справки о сумме заработка, необходимой для назначения указанного пособия, соответствующее пособие назначается на основании имеющихся у работодателя сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка (п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 08.12.2010, с изм. от 25.02.2011) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

На вопросы, поступившие
на правовой портал КАДИС (www.kadis.ru), отвечает
начальник отдела организации страхования
от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Санкт-Петербургского регионального отделения
Фонда социального страхования РФ
М.В.Виноградова

Пособия и выплаты работнику при травме на производстве

Вопрос 1. В организации ООО произошел несчастный случай на производстве, бухгалтер поскользнулся. Несчастный случай характеризуется тяжелым. Организация скрыла его. Сотрудник обратился через трудовую инспекцию, чтобы зафиксировать случай для подачи акта в ФСС. Как накажут организацию, если срок по административным нарушениям 3 месяца уже прошел. И не ущемят ли сотрудника в пособиях и выплатах, т.к. прошло 3 месяца.

Ответ. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право застрахованного на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая и не зависит от того, насколько полно исполняет свои обязанности страхователь. В то же время для назначения и выплаты ему (застрахованному) необходим определенный перечень документов. Следовательно, пострадавший работник положенные пособия сможет получить только после оформления всех требуемых документов (что, безусловно, может привести к "затягиванию" их выплаты), однако их размер не зависит от сроков исполнения работодателем (страхователем) своих обязанностей.
Относительно привлечения организации к административной ответственности в случае выявления сокрытого несчастного случая на производстве сообщаем, что данный вопрос не входит в компетенцию Фонда социального страхования.

Аттестация рабочих мест строительной организации

Вопрос 2. Как нужно проводить аттестацию рабочих мест в строительной организации, если работа ведется на нескольких объектах в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и рабочие места в течение года меняются неоднократно? Обязательно ли для подтверждения основного вида деятельности предоставлять в Фонд социального страхования данные об аттестации рабочих мест?


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Минздравсоцразвития РФ № 569 издан 31.08.2007, а не 31.07.2007.

Ответ. Порядок проведения аттестации рабочих мест регламентирован приказом Минздравсоцразвития от 31.07.2007 № 569 ("Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"), в соответствии с которым аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, в том числе и нестационарные, то есть места с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию. Однако разъяснение порядка аттестации находится вне компетенции регионального отделения. Относительно подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя (осуществляемого ежегодно до 15 апреля с целью установления страхового тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) разъясняем, что согласно приказу Минздравсоцразвития от 31.01.2006 № 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" представление данных об аттестации рабочих мест по условиям труда не требуется.
Возможно, читатели путают установление тарифа с установлением скидок и надбавок к тарифу, поскольку для рассмотрения вопросы об установлении страхователю скидки, действительно, необходимо представить сведения о проведенной аттестации рабочих мест.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Материал, направленный письмом ГУ - Санкт-Петербургского регионального отделения ФСС РФ от 06.04.2011 № 01-25/15-3673, является объектом авторского права.

Вопрос-Ответ. <Актуальные вопросы социального страхования>

Льготы по страховым взносам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Исчисление пособия по беременности и родам
Отражение в листке нетрудоспособности размера пособия
Пособия по беременности и родам по старому и новому порядку
Страховые взносы при упрощенной системе налогообложения организации
Государственная аккредитация организаций, работающих в области информационных технологий
Определение пониженных тарифов организации по обязательному социальному страхованию
Пособие по временной нетрудоспособности лицам в статусе временно пребывающих в РФ
Применение пониженных тарифов страховых взносов
Расчет периода болезни по больничному листу
Пособия по беременности и родам гражданам Республики Беларусь
Пособия по беременности и родам работнице по совместительству
Порядок выдачи справки о сумме заработной платы работника
Расчет пособия по временной нетрудоспособности по справке о заработке произвольной формы
О свободной форме справки о заработке работника с предыдущего места работы
Обложение страховыми взносами ФСС выплат по гражданско-правовым договорам
Начисление пособия по нетрудоспособности по справке о заработке с предыдущего места работы
Пособия и выплаты работнику при травме на производстве
Аттестация рабочих мест строительной организации

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru