Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Псковская область


 
НОВОСОКОЛЬНИЧЕСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2010 г. по делу № 2-220

Новосокольнический районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Макеева В.К.,
при секретаре Ф.,
с участием:
заместителя прокурора Новосокольнического района Псковской области Павлова Е.А.,
представителя Администрации Новосокольнического района Р.,
представителя Администрации Псковской области С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новосокольнического района Псковской области о признании недействующими со дня его принятия пункты 1, 3, 4, 5 приложения к постановлению Администрации Новосокольнического района Псковской области "Об определении перечня должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" № 426-н от 1 ноября 2010 года в части включения в перечень должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, главы Администрации городского поселения "Новосокольники", главы сельского поселения "Бологовская волость", главы сельского поселения "Вязовская волость", главы сельского поселения "Горожанская волость", главы сельского поселения "Маевская волость", главы сельского поселения "Насвинская волость", главы сельского поселения "Новосокольническая волость", главы сельского поселения "Окнийская волость", главы сельского поселения "Первомайская волость" и главы сельского поселения "Руновская волость",

установил:

Прокурор Новосокольнического района обратился в суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия пункты 1, 3, 4, 5 приложения к постановлению Администрации Новосокольнического района "Об определении перечня должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" № 426-н от 1 ноября 2010 года в части включения в перечень должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, главы Администрации городского поселения "Новосокольники", главы сельского поселения "Бологовская волость", главы сельского поселения "Вязовская волость", главы сельского поселения "Горожанская волость", главы сельского поселения "Маевская волость", главы сельского поселения "Насвинская волость", главы сельского поселения "Новосокольническая волость", главы сельского поселения "Окнийская волость", главы сельского поселения "Первомайская волость" и главы сельского поселения "Руновская волость".
Свое заявление прокурор обосновал тем, что включение главы городского поселения "Новосокольники" и глав сельских поселений в число должностных лиц органов муниципального образования "Новосокольнический район" в число должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, противоречит Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закону Псковской области от 3 июня 2010 года № 977-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных правонарушений и об административных комиссиях в Псковской области".

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 4 - 6 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не пункты 4 - 6 части 1 статьи 13.1.

Законами субъектов РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 ст. 13.1 КоАП РФ. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации, вправе его должностные лица.
Законом Псковской области от 3 июня 2010 года № 977-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфер административных правонарушений и об административных комиссиях в Псковской области" органы местного самоуправления муниципальных районов Псковской области наделены отдельными государственными полномочиями: по созданию административных комиссий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с Законом Псковской области от 4 мая 2003 года № 268-оз "Об административных правонарушениях на территории Псковской области", а также по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на основании пункта 11 части 1 статьи 4.1 Закона Псковской области от 4 мая 2003 года № 268-оз "Об административных правонарушениях на территории Псковской области".
Пунктом 1 оспариваемого правового акта Администрации Новосокольнического района постановлено: определить перечень должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно приложению, в которое включены: глава городского поселения "Новосокольники", а также главы сельских поселений Новосокольнического района, не являющиеся должностными лицами органа местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район".
Кроме того, включение глав сельских поселений и главы Администрации городского поселения "Новосокольники" в перечень лиц, уполномоченных на составление административных протоколов, возлагает на них ряд обязанностей, подразумевающих отношения подчиненности с органами местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", что в силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является недопустимым.
В судебном заседании заместитель прокурора Новосокольнического района Павлов Е.А. поддержал заявление, обосновал его аналогично.
Представитель Администрации Новосокольнического района Р. в судебном заседании возразила против удовлетворения требований прокурора. Пояснила, что доводы прокурора считает необоснованными, так как им неверно истолкована норма, установленная ч. 2 ст. 1.3.1 КоАП РФ, как норма, запрещающая определять иных лиц, уполномоченных составлять протоколы, кроме лиц тех органов местного самоуправления, которые наделены государственными полномочиями. Полагает, что эта норма носит иной правовой смысл и не содержит запрета на возможность уполномочить должностных лиц иных органов местного самоуправления на составление протоколов. Р. полагает, что орган местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район" вправе самостоятельно определять перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, что п. 11 ст. 4.1 Закона "Об административных правонарушениях на территории Псковской области" № 268-оз к таковым относит должностных лиц всех органов местного самоуправления, в том числе, и органов местного самоуправления поселений. Считает, что отношения подчиненности данным постановлением не установлены, так как в правовом акте не предусмотрены обязанности, контроль, ответственность перед Администрацией района.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Псковской области - С. в судебном заседании поддержала мнение представителя Администрации Новосокольнического района, обосновав свои доводы аналогично. Пояснила, что Псковская область вправе определять те органы, должностные лица которых будут составлять вышеназванные протоколы. Поскольку Псковская область вправе включить в вышеназванный перечень глав городских и сельских поселений, следовательно, таким правом наделена и Администрация Новосокольнического района в процессе реализации переданного ей полномочия Псковской области.
Кроме того, представители Администрации Новосокольнического района и Администрации Псковской области отметили целесообразность включения данных должностных лиц в перечень для эффективного применения законодательства на их территориях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявление прокурора Новосокольнического района обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Статья 12 Конституции Российской Федерации гарантирует местному самоуправлению самостоятельность в пределах его полномочий, оно не входит в систему государственной власти.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не пункт 6 части 1 статьи 1.3.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации допускается законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 17 вышеназванного Закона, полномочия органов местного самоуправления осуществляются самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Статьей 1 Закона Псковской области от 3 июня 2010 года № 977-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных правонарушений и об административных комиссиях в Псковской области" переданы отдельные государственные полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на основании пункта 11 части 1 ст. 4.1 упомянутого Закона "Об административных правонарушениях на территории Псковской области", в числе других, органам местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район".
Из приведенного анализа федерального законодательства следует, что законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями, его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
Глава Администрации муниципального образования "Новосокольнический район" вправе определять должностных лиц своего муниципального образования, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях.
Пунктом 1 постановления Администрации Новосокольнического района "Об определении перечня должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" от 1 ноября 2010 года № 426-н определен перечень должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно приложению к постановлению.
Однако, в пунктах 1, 3, 4, 5 приложения в качестве должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район" указаны должностные лица других муниципальных образований: глава Администрации городского поселения "Новосокольники", глава сельского поселения "Бологовская волость", глава сельского поселения "Вязовская волость", глава сельского поселения "Горожанская волость", глава сельского поселения "Маевская волость", глава сельского поселения "Насвинская волость", глава сельского поселения "Новосокольническая волость", глава сельского поселения "Окнийская волость", глава сельского поселения "Первомайская волость" и глава сельского поселения "Руновская волость", - которые не являются должностными лицами органа муниципального образования "Новосокольнический район" (л.д. 6 - 8), чем нарушено федеральное законодательство и законодательство субъекта Российской Федерации.
Включение главы Администрации городского поселения "Новосокольники" и глав сельских поселений в перечень лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, возлагает на них ряд обязанностей, подразумевающих отношения подчиненности с органами местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", что также противоречит п. 3 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации - газете Новосокольнического района Псковской области "Новосокольнический край" № 47 за 19 ноября 2010 года (л.д. 9 - 15).
Исходя из проведенного анализа законодательства, суд приходит к выводу, что пункты 1, 3, 4, 5 приложения к постановлению Администрации Новосокольнического района от 1 ноября 2010 года № 426-н противоречат п. 3 ст. 17, п. 3 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 1 Закона Псковской области от 3 июня 2010 года № 977-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных правонарушений и об административных комиссиях в Псковской области".
Исходя из разъяснения Пленума Верховного Суда от 29 ноября 2007 года № 48 (в ред. от 10 июня 2010 года № 13) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, проверяя полномочия органа или должностного лица, не вправе обсуждать вопросы целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого нормативно-правового акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления или их должностных лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 252, 253 ГПК РФ,

решил:

 
Признать недействующими со дня принятия, то есть, с 1 ноября 2010 года, пункты 1, 3, 4, 5 приложения к постановлению Администрации Новосокольнического района "Об определении перечня должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" от 1 ноября 2010 года № 426-н в части включения в перечень должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, главы Администрации городского поселения "Новосокольники", главы сельского поселения "Бологовская волость", главы сельского поселения "Вязовская волость", главы сельского поселения "Горожанская волость", главы сельского поселения "Маевская волость", главы сельского поселения "Насвинская волость", главы сельского поселения "Новосокольническая волость", главы сельского поселения "Окнийская волость", главы сельского поселения "Первомайская волость" и главы сельского поселения "Руновская волость".
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Псковский областной суд с подачей жалобы через Новосокольнический районный суд после оглашения решения в окончательной форме.

Судья
В.К.МАКЕЕВ

Мотивированное решение составлено и оглашено 20 декабря 2010 года.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Кассационным определением Псковского областного суда от 01.03.2011 по делу № 33-259/2011 данное решение изменено, резолютивную часть изложена следующим образом: "Признать недействующими пункты 1, 3, 4, 5 приложения к постановлению администрации Новосокольнического района "Об определении перечня должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" от 1 ноября 2010 года № 426-н в части включения в перечень должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, главы администрации городского поселения "Новосокольники", главы сельского поселения "Бологовская волость", главы сельского поселения "Вязовская волость", главы сельского поселения "Горожанская волость", главы сельского поселения "Маевская волость", главы сельского поселения "Насвинская волость", главы сельского поселения "Новосокольническая волость", главы сельского поселения "Окнийская волость", главы сельского поселения "Первомайская волость" и главы сельского поселения "Руновская волость" со дня вступления решения суда в законную силу.".

Решение Новосокольнического районного суда от 15.12.2010 по делу № 2-220
О признании частично недействующими пунктов 1, 3, 4, 5 приложения к постановлению Администрации Новосокольнического района от 01.11.2010 № 426-н "Об определении перечня должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования "Новосокольнический район", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru