Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2011 г. № А54-481/2011

(извлечение)

Управление внутренних дел по городу Рязани (далее по тексту - УВД по г. Рязани, Управление) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее по тексту - ООО "Виктория", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя УВД по г. Рязани, извещенного о месте и времени судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом и при наличии заявления Управления о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители ООО "Виктория" против удовлетворения требования Управления возражали, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительных письменных объяснениях, указав на недоказанность факта совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что 19.01.2011 сотрудниками ОБППРиИАЗ МОБ УВД по г. Рязани проведена проверка соблюдения Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по адресу: <...>, в котором осуществляет деятельность ООО "Виктория".
В ходе проверки в помещении по указанному адресу был установлен факт осуществления деятельности по проведению азартных игр без специального разрешения в игорной зоне. На момент проверки в помещении находились игровые автоматы в количестве 8 шт., у которых отсутствовали средства приема-выдачи денежных знаков или их заменителей, все автоматы находились в рабочем состоянии. На момент проверки было установлено, что в помещении по адресу: <...>, осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр.
Данные факты подтверждаются объяснением участника азартной игры Д.В.М., а также протоколом осмотра помещений, территорий от 19.01.2011.
Согласно протоколу от 19.01.2011 Управлением игровые автоматы в количестве 8 шт. изъяты и находятся в помещении склада МОБ УВД по г. Рязани, расположенном по адресу: г. Рязань, Октябрьский район, п. Карцево. Уведомлением от 28.01.2011 законный представитель Общества приглашался в ОБППРиИАЗ МОБ УВД по г. Рязани на 31.01.2011 для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление вручено директору ООО "Виктория" К.Д.И. лично под роспись.
31.01.2011 в присутствии директора ООО "Виктория" К.Д.И. составлен протокол об административном правонарушении № 62 ЮЛ 09 001369, который в графе "Объяснения, замечания законного представителя юридического лица..." указал на несогласие с протоколом, мотивируя тем, что по указанному адресу расположен клуб развлекательных аттракционов. Копия протокола вручена директору ООО "Виктория" К.Д.И. лично под роспись.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в суд с настоящим заявлением. Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав объяснения представителей Общества, суд пришел к выводу, что к ООО "Виктория" подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Из материалов дела следует, что по договору поручения от 20.12.2010, заключенному с ООО "Феникс", ООО "Виктория" приняло на себя обязательство проводить по поручению ООО "Феникс" Всероссийскую негосударственную бестиражную стимулирующую лотерею "Элитный Интернет" с правом розыгрыша призового фонда лотереи и выплаты выигрышей выигравшим участникам лотереи.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон № 138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 138-ФЗ, бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Требования к проведению розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи определены в статье 19 Федерального закона № 138-ФЗ.
Розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в: 1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков; 2) сопоставлении выявленной участником лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей части, с условиями бестиражной лотереи. Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи до начала такого розыгрыша.
Розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в:
1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков;
2) сопоставлении выявленной участником лотереи информации, указанной в пункте 1 настоящей части, с условиями бестиражной лотереи (статья 19 Федерального закона № 138-ФЗ).
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона № 138-ФЗ, лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами. Смысл лотерейного оборудования, который придается ему Федеральным законом № 138-ФЗ в свете положений отвечающих требованиям проведения бестиражной стимулирующей лотереи (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 3, статьи 16 Федерального закона № 138-ФЗ) должен заключать в себе следующие операции. Лотерейный автомат предлагает участнику лотереи билет, квитанцию, иной документ, предусмотренный условиями лотереи.
На этом документе обозначается игровая комбинация, штрих-код.
Для того чтобы узнать выигрышная игровая ситуация или нет, достаточно поднести билет к сканеру штрих-кода. Если игровая комбинация выигрышная, то автомат распознает сумму выигрыша или выдает его в виде денежного эквивалента или, исходя из условий проведения лотереи, информирует организатора лотереи, который также выдает денежный эквивалент или определенный приз.
По внешнему виду лотерейные автоматы могут напоминать игровые и в тех и в других могут использоваться отдельные общие устройства (например, купюроприемник).
Главными отличиями лотерейных и игровых автоматов являются их предназначение и фактическое использование. Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша. Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры, их функции ограничены продажей лотерейных билетов и выдачей денежного приза по выигрышным билетам.
В отличие от игрового автомата на лотерейном автомате нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш, он определяется до проведения лотереи по правилам организатора лотереи. Устанавливая вопрос о предназначении и фактическом использование оборудования, суд установил, что на указанном оборудовании обществом осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования (игрового автомата) исходя из следующего.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (далее - Закон № 244-ФЗ), установлены следующие понятия:
- азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1);
- ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 3);
- выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4);
- деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (пункт 6);
- участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры (пункт 10);
- игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр (пункт 16);
- игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Как следует из материалов дела, на момент проверки, 19.01.2011 ООО "Виктория" осуществляло реализацию лотерейных билетов бестиражной стимулирующей лотереи "Элитный Интернет".
Вместе с тем, при проведении проверки, в помещении ООО "Виктория", гражданин Д.В.М. передал денежные средства в сумме 500 руб. оператору клуба ООО "Виктория" Ш.Я.В., которая с помощью электронного ключа внесла на электронный автомат сведения о баллах, количество которых было равно указанной сумме денежных средств (1 балл соответствует 1 руб.).
После внесения баллов гражданин Д.В.М. приступил к игре на одном из электронных автоматов посредством нажатия на кнопки, тем самым самостоятельно менял размеры ставок, количество линий и начинал игру.
Таким образом, размер ставки не зависит от воли организатора. Электронное оборудование, с помощью которого проводится игра, само определяет размер выигрыша случайным образом, вследствие чего, организатор не может гарантировать получение хотя бы одним из игроков максимального или минимального выигрыша.
На момент проверки фактически отсутствовала какая-либо информация о призовом фонде организатора проводимой стимулирующей лотереи, о наименовании товара (услуги), с реализацией которого непосредственно было связано проведение данной лотереи; лотерейные билеты участникам не выдавались.
На основании изложенного суд делает вывод о том, что данный розыгрыш не отвечает признакам бестиражной лотереи, проводимой в обычном режиме, поскольку выигрыш не может быть определен на стадии изготовления лотерейных билетов или в иной форме, а определяется в ходе розыгрыша устройством, находящимся внутри оборудования без участия организатора, что присуще игровому оборудованию (статья 4 Закона № 244-ФЗ) и исключает поэтапность проведения лотереи (статья 3 Закона № 138-ФЗ). Таким образом, ООО "Виктория" фактически осуществляло деятельность, направленную на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с посетителями, то есть деятельность по проведению азартных игр.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Закона № 244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона № 244-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 9 Закона № 244-ФЗ, игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области. В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона № 244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Исходя из системного толкования норм Закона № 244-ФЗ, существует запрет на деятельности по организации и проведению азартных игр вне игорных зон. Таким образом, запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные выводы суда согласуются с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 5889/10 от 02.10.2010, а также судебной практикой, изложенной в Постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.12.2009 № А46-15493/2009, Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.03.2010 № Ф03-1709/2010, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.01.2010 № Ф09-10700/09-С1. Факт осуществления ООО "Виктория" деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без выданного в установленном порядке специального разрешения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 31.01.2011 № 62 ФЛ 09 001363, протоколом осмотра помещений, территорий от 19.01.2011, протоколом изъятия вещей и документов от 19.01.2011, оформленными с участием понятых, объяснениями Д.В.М. от 19.01.2011.
Данные документы в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются надлежащими доказательствами по делу об административном нарушении. Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Полномочия сотрудников внутренних дел на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении предусмотрены пунктом 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, Приказом МВД Российской Федерации от 02.06.2005 № 444. Материалами дела подтверждается, что ООО "Виктория" не было предпринято должных и необходимых мер по недопущению осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без соответствующего разрешения (лицензии), выданного в установленном порядке, и, следовательно, в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Общество виновно в совершении административного правонарушения. Доказательств обратного суду не представлено и в материалах дела не содержится.
Санкция части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая, что административное правонарушение совершено ООО "Виктория" впервые (доказательств обратного административный орган не представил), отягчающие административную ответственность обстоятельства отсутствуют, суд находит возможным наложить на Общество штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 40000 руб. Изъятые в ходе проверки электронные автоматы в количестве 8 штук (протокол изъятия вещей и документов от 19.01.2011) подлежат конфискации, поскольку исходя из положений пункта 6 статьи 16 Закона № 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающая требования, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007. При этом, в законодательстве отсутствует ограничительное положение о допустимости конфискации лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя.
Тем самым допускается за совершение административного правонарушения конфискация орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности (эта позиция нашла косвенное подтверждение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года № 8-П и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года № 202-О, в которых вопрос о допустимости конфискации вещей, не находящихся в собственности нарушителя, рассматривался применительно к нарушению таможенного законодательства).
Иное означало бы, что вещи, явившиеся орудием совершения административного правонарушения, остались в обороте.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Виктория", расположенное по адресу: <...>, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <...>, ИНН <...>, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Виктория", расположенного по адресу: г. Рязань, Ряжское шоссе, д. 20, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <...>, ИНН <...>, административный штраф в сумме 40000 руб. для зачисления по следующим реквизитам: БИК: <...>, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, г. Рязань, ИНН: <...>, КПП: <...>, к/с 0;
Получатель средств: УФК по Рязанской области (УВД по г. Рязани), Код ОКАТО: <...>, КБК: <...>; назначение платежа - штраф за административное правонарушение.
3. Конфисковать у общества с ограниченной ответственностью "Виктория", расположенного по адресу: <...>, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <...>, ИНН <...>, предметы административного правонарушения - электронные автоматы, изъятые на основании протокола изъятия вещей и документов от 19.01.2011 и находящиеся в помещении склада МОБ УВД по г. Рязани, расположенном по адресу: г. Рязань, Октябрьский район, п. Карцево, в количестве 8 штук с серийными номерами: 09.12.6984, 09.12.6985, 09.12.6986, 09.12.6987, 09.12.6988, 09.12.6989, 09.12.6990, 09.12.6991.
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: <...>.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, судом будет направлена копия решения в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.03.2011 № А54-481/2011
<Заявленные требования о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, удовлетворены, так как розыгрыш, проводимый ответчиком, не отвечает признакам бестиражной лотереи, проводимой в обычном режиме, поскольку выигрыш не может быть определен на стадии изготовления лотерейных билетов или в иной форме, а определяется в ходе розыгрыша устройством, находящимся внутри оборудования без участия организатора, что присуще игровому оборудованию>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru