СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2010 г. № 61/24
ОБ ОТЧЕТЕ ГЛАВЫ БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2009 ГОД
На основании статьи 23 Устава Балашовского муниципального района. Собрание депутатов Балашовского муниципального района решило:
1. Принять отчет
главы Балашовского муниципального района Демина Александра Ивановича о результатах его деятельности за 2009 год.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Глава
Балашовского муниципального района
А.И.ДЕМИН
ОТЧЕТ
ГЛАВЫ БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА О РАБОТЕ
В 2009 ГОДУ
Прошедший 2009 год обусловлен целым рядом существенных событий, связанных с внутригосударственной политикой, влиянием общемировых тенденций на развитие России.
В 2009 году усилия депутатского корпуса были направлены на поддержание стабильности социально-экономического развития, выполнение государственных задач с учетом интересов конечного потребителя муниципальных услуг.
Собранием депутатов Балашовского муниципального района (далее - Собрание), на которое возложены функции определения стратегии и условий развития муниципалитета, принят ряд мер, обеспечивший решение всех перспективных задач 2009 года.
Прошедший год работы Собрания и различных его организационных форм был достаточно интенсивным и напряженным. Основные организационные подходы - практика заседаний комитетов, рассмотрение вопросов в рамках рабочих групп и предварительных совещаний с участием специалистов различных уровней управления - сохранены.
В 2009 году проведено 16 заседаний, из них 11 очередных и 5 внеочередных, принято 261 решение. Подготовка вопросов и анализ проектов решений на заседаниях комитетов позволили разносторонне изучить возникающие проблемы, что обусловило единогласное принятие абсолютного большинства решений на заседаниях Собрания.
Нагрузка по вопросам в разрезе предметов ведения комитетов выглядит следующим образом:
- Комитет по бюджетно-финансовым вопросам и имущественным отношениям (председатель Щербакова Е.Ю.): проведено 11 заседаний, рассмотрено 127 вопросов, направлено на рассмотрение Собрания 119 проектов решений;
- Комитет по вопросам местного самоуправления и законности (председатель Петраков П.М.): проведено 12 заседаний, рассмотрено 54 вопроса, направлено на рассмотрение Собрания 54 проекта решений;
- Комитет по вопросам социального развития, делам молодежи и спорту (председатель Штурбабин А.Ф.): проведено 7 заседаний, рассмотрено 9 вопросов, вынесено на рассмотрение Собрания 9 проектов решений;
Комитет по строительству, архитектуре, земельным отношениям и сельскому хозяйству (председатель Жегунов А.Д.): проведено 5 заседаний, рассмотрено 5 вопросов, вынесено на рассмотрение Собрания 4 проекта решений;
- Комитет по промышленности, связи, транспорту и ЖКХ (председатель Кузнецов А.П.): проведено 8 заседаний, рассмотрено 14 вопросов, вынесено на рассмотрение Собрания 9 проектов решений;
Первоочередными факторами, влияющими на принятие решений, являются интересы жителей и общественная оценка.
В целях более эффективной реализации прав на осуществление местного самоуправления и оказания влияния на действия и решения органов местного самоуправления, а также в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в 2009 году были внесены следующие изменения и дополнения в Устав Балашовского муниципального района:
- Изменена - статья 4 Устава определяющая вопросы местного значения муниципального района;
- Изложен в новой редакции абзац третий второй части статьи 13 Устава "Публичные слушания";
- Дополнена частью 7 статьи 25, в соответствии с которой "депутат Собрания депутатов Балашовского муниципального района, осуществляющий полномочия на постоянной основе, не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо по делу об административном правонарушении".
- Внесены изменения в статьи 24, 32 и 35 Устава, регулирующие досрочное прекращение полномочий главы муниципального района, депутата Собрания и главы администрации.
- Внесены изменения в Устав (статьи 31, 35 и 42) в связи принятием Федерального закона от 7 мая 2009 г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
- Устанавливается срок подписания муниципальных правовых актов Собрания депутатов главой Балашовского муниципального района (трое суток), часть 4 статьи 42 Устава.
- Внесено изменение в Устав, право законодательной инициативы прокурора (часть 1 статьи 44).
- Изложена в новой редакции статья 45 Устава "Порядок вступления в силу и опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов" - кроме опубликования в газете "Балашовская правда" решения Собрания депутатов будут обнародоваться путем размещения на сайте в сети Интернет и на информационных стендах.
- Внесены дополнения в статью 47 Устава, определяющие муниципальное имущество муниципального района.
- Изменена статья 55, регулирующая положения муниципального заказа.
- Устав дополнен статьей 65.2 - удаление главы Балашовского муниципального района в отставку в соответствии с Федеральным законом № 90-ФЗ.
Все Изменения и дополнения подготовлены и внесены в соответствии с заключением управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области от 7 июля 2009 г. № 02-05/182.
В связи с недостаточным финансированием мероприятий по опубликованию решений Собрания, депутатами утверждено Положение о порядке обнародования муниципальных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Балашовского муниципального района.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Балашовского муниципального района.
Положение определяет Порядок обнародования муниципальных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Балашовского муниципального района.
В соответствии с Положением органы местного самоуправления и должностные лица Балашовского муниципального района обеспечивают каждому жителю муниципального района возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.
В Положении утвержден перечень мест для обнародования муниципальных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Балашовского муниципального района.
Также в 2009 году Собранием было утверждено "Положение о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории Балашовского муниципального района".
Настоящее Положение разработано в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Балашовского муниципального района и определяет порядок организации и проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории Балашовского муниципального района.
Предметом обсуждения на публичных слушаниях, проводимых в соответствии с предложенным проектом, являются:
проекты правил землепользования и застройки;
проекты планировки территорий и проекты межевания территорий;
вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;
вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
В соответствии с принятым решением назначение публичных слушаний относится к компетенции Собрания депутатов Балашовского муниципального района и главы Балашовского муниципального района. Проведение публичных слушаний отнесено к компетенции администрации Балашовского муниципального района.
Действующее федеральное законодательство предусматривает проведение публичных слушаний как один из элементов соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности.
Практика развития местного самоуправления свидетельствует о том, что успешное решение вопросов местного значения напрямую зависит от его финансово-экономической составляющей.
Оценочным полигоном всех экономических преобразований является доходная часть бюджета, от пополнения которой в конечном итоге зависит степень исполнения органами местного самоуправления своих функций и полнота реализации полномочий.
В бюджет района в 2009 году поступило налоговых и неналоговых доходов 304,3 млн. руб., что составило 90 % плана. Темп роста поступлений к 2008 году составил 100, 4 %.
Наибольший объем поступлений обеспечен за счет:
- налога на доходы физических лиц (поступило - 190,9 млн. рублей, доля в объеме доходов - 62,7 %);
- единого налога на вмененный доход (поступило - 33 млн. рублей, доля в объеме доходов - 10,8 %);
- неналоговых доходов (поступило - 72 млн. рублей, доля в объеме доходов - 23,7 %);
- государственной пошлины (поступило - 7,8 млн. рублей, доля в объеме доходов - 2,6 %).
Недовыполнение плановых назначений связано со снижением темпов роста от прогнозируемых на 2009 год на 9,1 %, но вместе с тем, несмотря на недовыполнение плана доходов на 33,8 млн. руб., в районе сохраняются положительные темпы роста и в сопоставимых нормативах в районный бюджет в 2009 году поступило на 43,3 млн. рублей больше, чем в 2008.
Безвозмездные поступления из областного бюджета составили 828,9 млн. рублей - 99,7 % к плану и 132,9 % к 2008 году, в том числе:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и поддержку мер по обеспечению сбалансированности - 319,5 млн. рублей - 100 %;
- субвенции, субсидии и иные межбюджетные трансферты - 509,4 млн. рублей - 99,8 % к плану. Расходная часть районного бюджета исполнена в объеме 1 166,8 млн. руб., что составило 94,5 % к плану года и 117,3 % к факту 2008 года, в том числе:
- Образование профинансировано в объеме 613,6 млн. руб. - 94,7 % к плану года (52,6 % объема расходов 2009 года);
- Здравоохранение и спорт профинансированы в объеме 186,0 млн. руб. - 93 % к плану года (15,9 % объема расходов 2009 года);
- Культура профинансирована в объеме 80,2 млн. руб. - 94 % к плану года (6,9 % объема расходов 2009 года);
- Социальная политика профинансирована в объеме 59,0 млн. руб. - 97,5 % к плану года (5 % объема расходов 2009 года);
- Жилищно-коммунальное хозяйство профинансировано в объеме 126,5 млн. руб. - 97,5 % к плану года (10,8 % объема расходов 2009 года);
- Общегосударственные вопросы профинансированы в объеме 68,2 млн. руб. - 89,7 % к плану года (5,8 % объема расходов 2009 года).
Районный бюджет, утвержденный на 2009 год в объеме 1142,8 - млн. р., предусматривал обеспеченность по расходам на 88 % потребности бюджетных учреждений. В полном объеме в бюджете была учтена только з/плата работникам бюджетных учреждений с учетом перехода на новые условия оплаты труда и расходы на текущее потребление по коммунальным услугам. Обеспеченность по остальным статьям расходов составляла от 30 до 80 % к расчетным показателям учреждений.
В течение года для обеспечения нормальной жизнедеятельности района была увеличена доходная часть районного бюджета на 14,0 млн. р., привлечены кредиты из областного бюджета в объеме 36,0 млн. руб. Принятые меры позволили увеличить расходы социальной сферы, погасить задолженность по исполнительным листам. Расходы бюджета сохранили свою социальную направленность и составили по отраслям социальной сферы 80,5 % общего объема бюджета, с ростом к уровню 2008 года на 23,5 %. Расходы по оплате труда с начислениями составили 635,2 млн. рублей и возросли в 2009 году на 102,4 млн. рублей к уровню 2008 года. В течение года задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы не имелось, регулярно производилась выплата аванса. На оплату топливно-энергетических ресурсов, потребленных учреждениями бюджетной сферы, было направлено 102,9 млн. рублей, что выше уровня 2008 года на 15,3 млн. рублей.
В целом в 2009 году депутатами Собрания рассмотрено 45 вопросов о внесении изменений в бюджет.
Одной из составных частей, финансово-экономической основы местного самоуправления является находящееся в муниципальной собственности имущество. В 2009 году Собранием принято 101 решение, касающиеся управления и распоряжения имуществом.
В целях повышения эффективности управления муниципальным имуществом, оптимизации структуры собственности Балашовского муниципального района и обеспечения планомерности процесса возмездного отчуждения объектов недвижимости в районе Собранием ежегодно утверждается прогнозный план (программа) приватизации имущества. В соответствии с ним в 2009 году предполагалось приватизировать 17 объектов недвижимости. Фактически приватизировано 7 объектов муниципального имущества и получено доходов 1154,0 тыс. рублей.
В рамках реализации своих полномочий в 2009 году Собрание предоставило льгот по уплате арендной платы за нежилые помещения на общую сумму выпадающих доходов - 556,6 тыс. рублей. Указанные льготы предоставлены общественным объединениям в целях их поддержки.
В целом за 2009 год от использования государственной и муниципальной собственности в муниципальный бюджет поступило 25411,4 тыс. рублей, что составило 103,69 % от плана.
Использование современных подходов управления, планомерный нормотворческий процесс, оптимизация бюджетных отношений и расходов, эффективное использование имущества рассматриваются Собранием как условия, способствующие адекватному функционированию местного самоуправления, одной из важнейших характеристик которого является уровень развития социальной сферы. Важнейшие сферы определены федеральным уровнем власти и развиваются через приоритетные национальные проекты, Собрание депутатов в полной мере поддерживает указанные направления.
Сферой, наиболее полно определяющей качество жизни людей и социальное самочувствие общества, является здравоохранение. Решение проблемы улучшения качества медицинской Помощи, повышение ее доступности для жителей района, оснащение учреждений здравоохранения новым медицинским оборудованием в конечном итоге повлияет на демографическую ситуацию и создаст необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.
В фокусе внимания постоянно находится дошкольное образование, вопросы которого неоднократно рассматривались депутатами. Несмотря на всю проделанную работу, ряд проблем остался нерешенным, в частности - многочисленная очередь в ДОУ.
Не остаются без внимания депутатского корпуса и вопросы школьного образования. Концентрация федеральных, областных и муниципальных ресурсов привела к увеличению финансирования системы образования и существенному обновлению материально-технической базы.
Полноценное социально-экономическое развитие района невозможно без развития его территорий. Как показывает опыт, эффективность данного процесса зависит от выбранного вектора развития, а также от планомерности и комплексности подхода, особенно в градостроительной деятельности. В целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры Собранием 3 декабря 2009 года утверждена схема территориального планирования Балашовского муниципального района.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 21.07.2007 имеет номер 185-ФЗ, а не ФЗ-185.
В целях создания благоприятных условий проживания населения района, снижения уровня расходов граждан на коммунальные услуги Собранием утверждены две адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилого фонда, благодаря которым на реализацию указанных мероприятий удалось привлечь федеральные средства в рамках ФЗ-185 и деятельности корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в размере 103 млн. рублей.
2010 год станет для нашей страны нелегким. Последствия мирового финансового кризиса повлекут падение объемов производства и экономический спад. В целях минимизации последствий этих явлений предстоит уделить особое внимание поддержке реального сектора экономики, стабилизации ситуации в промышленности, где занята существенная часть населения, и в малом бизнесе. Приоритетом должно стать создание условий для сохранения рабочих мест, реальной заработной платы.
В условиях прогнозируемого замедления экономического развития особую актуальность приобретают инновационные подходы в управлении и повышение эффективности принятия и реализации управленческих решений. Жесткая учетная политика, повышение результативности "бюджетного рубля", оптимизация расходов стали необходимым условием сохранения достигнутых показателей развития и должны стать правилом в деятельности управленческого персонала органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений.
Традиционно повышенное внимание следует уделить развитию социальной сферы, в этом должна проявиться более активная позиция Собрания депутатов. Удовлетворенность жителей муниципальными услугами, качественное изменение содержательной части социально-экономических показателей должны стать основными критериями оценки эффективности местного самоуправления.
Принцип открытости и привлечение жителей к решению вопросов местного значения сохраняют свою актуальность. Органам местного самоуправления следует развивать реальный механизм взаимодействия со структурами гражданского общества в целях обеспечения их непосредственного участия в оценке, анализе и решении местных вопросов.
Особое внимание следует уделить оптимальному распределению решаемых задач по смежным вопросам поселений и муниципального района. Должна быть продолжена практика оказания методической помощи и консультаций органам местного самоуправления поселений. Завершение переходного периода реформы местного самоуправления должно улучшить качество предоставляемых муниципальных услуг - совместная цель депутатов и администраций обоих уровней.