ГЛАВА УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2008 г. № 81
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ,
ПРАВОВЫХ АКТОВ УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ
(в ред. постановлений Администрации
Уватского муниципального района от 05.08.2009 № 44
,
от 31.05.2010 № 31
, от 25.02.2011 № 30
)
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлением
Правительства Тюменской области от 11.02.2008 № 42-п "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области" и в целях организации нормотворческой деятельности администрации Уватского муниципального района по предупреждению и исключению положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции:
(преамбула в ред. постановления
Администрации Уватского муниципального района от 31.05.2010 № 31)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1. Утвердить порядок
проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов Уватского муниципального района и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, согласно приложению к настоящему постановлению.
(в ред. постановлений Администрации Уватского муниципального района от 05.08.2009 № 44
, от 31.05.2010 № 31
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Организовать юридическому отделу администрации Уватского муниципального района проведение антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных правовых и правовых актов Уватского муниципального района.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Уватского муниципального района Лакиза Т.Г.
4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газете "Уватские известия" и вступает в силу с момента его опубликования.
Глава Уватского муниципального района
Ю.О.СВЯЦКЕВИЧ
Приложение
к постановлению Главы
Уватского муниципального района
от 28 октября 2008 г. № 81
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ, ПРАВОВЫХ АКТОВ
УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ
УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ
(в ред. постановлений Администрации
Уватского муниципального района от 31.05.2010 № 31
,
от 25.02.2011 № 30
)
1. Общие положения
1.1. Настоящим Порядком устанавливаются правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений администрации Уватского муниципального района, проектов решений Думы Уватского муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тюменской области, вносимых Главой Уватского муниципального района в порядке правотворческой инициативы, в том числе вносимых поправок в тексты проектов постановлений, решений и иных документов (далее по тексту настоящего порядка - муниципальные нормативные правовые, правовые акты района и иные документы), а также процедура оформления и направления соответствующих заключений по итогам антикоррупционной экспертизы.
1.2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, предотвращения, предупреждения и выявления при подготовке и принятии муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
1.3. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов осуществляет юридический отдел администрации Уватского муниципального района (далее по тексту - уполномоченный орган).
1.4. Руководители структурных подразделений администрации Уватского муниципального района (далее - разработчики проектов) обеспечивают подготовку проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов, не содержащих коррупционных факторов, перечисленных в разделе 2
настоящего порядка, в том числе несут персональную ответственность за полноту, достоверность и соответствие проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов антикоррупционным требованиям.
На стадии разработки проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов разработчик проекта осуществляет обязательное визирование проектов и обеспечивает отсутствие коррупционных факторов в разрабатываемых документах.
2. Основные требования к проведению
антикоррупционной экспертизы проектов
муниципальных нормативных правовых, правовых актов
района и иных документов
2.1. Коррупционными факторами признаются положения проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать и провоцировать их.
2.2. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.3. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупционных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
2.4. По результатам проведения экспертизы на коррупциогенность в заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов, в том числе не относящиеся к таковым в рамках данного порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
2.5. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района осуществляется уполномоченным органом на стадии согласования документов, одновременно с проведением правовой экспертизы.
2.6. Антикоррупционная экспертиза иных документов осуществляется на основании соответствующих поручений Главы Уватского муниципального района с указанием сроков ее проведения в зависимости от объема и сложности документов.
2.7. При выявлении в рамках правовой экспертизы квалифицирующих признаков, относящихся к коррупционным факторам, в действующих муниципальных нормативных правовых, правовых актах района и иных документах, принятых до введения настоящего порядка, в том числе связанных с необходимостью внесения в них соответствующих изменений и дополнений, обусловленных вступлением в силу федеральных и областных нормативных правовых актов, по решению уполномоченного органа проводится антикоррупционная экспертиза с последующим направлением заключения разработчикам проектов.
Разработчики проектов при получении соответствующего заключения уполномоченного органа, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в 10-дневный срок разрабатывают соответствующие проекты муниципальных нормативных правовых, правовых актов района о внесении изменений и дополнений либо о признании утратившими силу действующих муниципальных нормативных правовых, правовых актов района.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
2.7. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов и иных документов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов, определенных в пунктах 2.8
и 2.9
настоящего порядка.
2.8. Коррупционными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
2.8.1. широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
2.8.2. определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
2.8.3. выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
2.8.4. чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный муниципальный правовой акт;
2.8.5. принятие муниципального правового акта сверх компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии муниципальных правовых актов;
2.8.6. заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
2.8.7. отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
2.8.8. отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.9. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
2.9.1. наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
2.9.2. злоупотребление правом заявителя органом местного самоуправления (его должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
2.9.3. юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.10. К участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению уполномоченного органа (лица) могут привлекаться представители разработчиков проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
3. Оформление результатов антикоррупционной экспертизы
проектов муниципальных нормативных правовых,
правовых актов района и иных документов,
направление заключений разработчикам проектов
3.1. В правовых заключениях уполномоченного органа по муниципальным нормативным правовым, правовым актам района в качестве составной части включается отдельный раздел - антикоррупционная экспертиза.
При проведении антикоррупционной экспертизы по иным документам в соответствии с данным порядком оформляется самостоятельное заключение.
3.2. При проведении антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов и при выявлении в них коррупционных факторов в заключении уполномоченного органа проводится их описание, а также предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действия таких факторов, в том числе указываются сведения:
- по основаниям для проведения антикоррупционной экспертизы;
- по перечню выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим порядком.
3.3. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов, направляется разработчикам проектов.
Доработанные с учетом заключений проекты муниципальных нормативных правовых, правовых актов района и иных документов направляются в уполномоченный орган для повторной антикоррупционной экспертизы. При отсутствии в доработанных материалах коррупционных факторов проекты визируются уполномоченным органом без заключения и возвращаются разработчикам проектов, по инициативе которых были подготовлены соответствующие документы.
В случае несогласия с заключением экспертизы разработчик проекта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение в соответствующий орган местного самоуправления для принятия к материалам проекта прилагаются все поступившие заключения и возражения.
4. Общественная экспертиза на коррупциогенность
проектов нормативных правовых, правовых актов
4.1. Общественная экспертиза на коррупциогенность проектов нормативных правовых, правовых актов района проводится юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), определенными Советом по противодействию коррупции в Уватском муниципальном районе, в инициативном порядке за счет собственных средств. Независимые эксперты в целях проведения экспертизы обращаются в администрацию Уватского муниципального района.
Совет по противодействию коррупции в Уватском муниципальном районе в течение 30 дней рассматривает данные обращения. При соответствии требованиям и условиям включает обратившихся лиц в перечень независимых экспертов, который размещается в сети Интернет на официальном сайте администрации Уватского муниципального района.
Основными требованиями и условиями включения в перечень независимых экспертов для проведения экспертизы на коррупциогенность являются:
а) для юридических лиц - наличие в штате не менее 2 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к физическому лицу, предусмотренным подпунктом "б"
настоящего пункта;
б) для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет.
4.2. Для проведения общественной экспертизы на коррупциогенность разработчик проектов нормативных правовых, правовых актов района размещает проект в сети Интернет на официальном сайте администрации Уватского муниципального района в разделе "Нормативно-правовая база" в подразделе "Независимая антикоррупционная экспертиза" в течение рабочего дня, соответствующего дню направления его на согласование в соответствующие структурные подразделения.
4.3. При размещении проекта нормативного правового, правового акта района в сети Интернет на официальном сайте администрации Уватского муниципального района разработчиком указывается период (срок) для проведения общественной экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами, который не может быть меньше минимального срока (7 дней).
(в ред. постановления
Администрации Уватского муниципального района от 25.02.2011 № 30)
(см. текст в предыдущей редакции
)
По результатам общественной экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, которое независимыми экспертами направляется разработчику проекта по адресу (почтовому или электронному), указанному в сети Интернет на официальном сайте администрации Уватского муниципального района.
(в ред. постановления
Администрации Уватского муниципального района от 25.02.2011 № 30)
(см. текст в предыдущей редакции
)
К проекту нормативного правового, правового акта района прилагаются все поступившие разработчику проекта экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту.
По внесенным экспертным заключениям разработчик проекта, в случае несогласия с экспертным заключением, готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения). При внесении проекта на рассмотрение в соответствующий орган местного самоуправления для принятия к материалам проекта прилагаются все поступившие экспертные заключения и возражения.
4.4. Не позднее недели с момента принятия проекта муниципального правового акта разработчик обязан удалить его с официального сайта муниципального образования.
4.5. Общественная экспертиза не проводится в случае приведения муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством на основании акта прокурорского реагирования.