Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2010 г. по делу № А12-17653/2009

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Стрельникова Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стрельниковой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя М.
к администрации Волгограда,
комитету земельных ресурсов администрации Волгограда,
о признании незаконным решения и обязании восстановить нарушенные права заявителя
с участием в деле в качестве заинтересованного третьего лица - комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ф., по доверенности от 07.08.2008 г.,
от администрации Волгограда - С., по доверенности <...>
от комитета земельных ресурсов - П., по доверенности <...>,
от комитета по градостроительству и архитектуре - Е., по доверенности <...>

установил:

Индивидуальный предприниматель М. (далее - заявитель, ИП М.) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области к администрации Волгограда (далее - администрация, 1-й ответчик) и комитету земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - комитет, 2-й ответчик) с заявлением о признании незаконным отказа администрации в предоставлении ему в собственность земельного участка, содержащегося в постановлении от 27.07.2009 г. № 1748 "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый № 34:03:22 00 03:0167, учетный № 6-116-102) гражданину М.".
В порядке устранения нарушенных прав заявитель просит суд обязать: администрацию принять решение о продаже земельного участка (кадастровый № 34:0322 00 03:0167, учетный № 6-116-102), площадью 10 003 кв. м., занимаемого зданием птичника (состояние частичного разрушения) в поселке имени Гули Королевой, по ул. Вольной, д. 22, в Советском районе города Волгограда; комитет заключить договор купли-продажи земельного участка (кадастровый № 34:03:22 00 03:0167, учетный № 6-116-102) площадью 10 003 кв. м, занимаемого зданием птичника (состояние частичного разрушения) в поселке имени Гули Королевой, по ул. Вольной, д. 22, в Советском районе города Волгограда.
К участию в деле в качестве заинтересованного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда
Решением суда первой инстанции от 20.10.2009 г. в удовлетворении заявленных требований ИП М. было отказано в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 г. решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.04.2010 г. указанные решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.10.2009 г. и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 г. отменены, дело направлено в Арбитражный суд Волгоградской области на новое рассмотрение.
В судебном заседании при новом рассмотрении дела представитель ИП М. поддержала требования.
Администрация Волгограда, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, возражают против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований к удовлетворению требований заявителя.
Из представленных документов усматривается, что М. является собственником здания птичника (состояние частичного разрушения), расположенного на земельном участке по адресу: г. Волгоград, пос. им. Гули Королевой, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.04.2006.
Объект - одноэтажное разрушенное здание птичника с 20% наличия конструктивных элементов и физическим износом - 40%, был приобретен гражданином М. на основании договора купли-продажи от 15.03.2006 у Федерального государственного унитарного предприятия Учебно-опытное хозяйство "Горная поляна" государственного образовательного учреждения Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии в лице конкурсного управляющего Н.
Между администрацией Волгограда (арендодатель) и М. (арендатор) 14.09.2007 г. заключен договор аренды земельного участка № 7727 на земельный участок площадью 10003 кв. м., расположенный по адресу Волгоград, Советский район, п. им. Гули Королевой, улица Вольная, 22 (учетный номер 6-116-102, кадастровый номер № 34:03:22 00 03:0167). Участок предоставлен для реконструкции здания птичника (состояние частичного разрушения).
М. 27.03.2009 г., являясь собственником здания птичника (состояние частичного разрушения) обратился в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 10003 кв. метров,.
В качестве индивидуального предпринимателя М. зарегистрирован 26.06.2009 г., о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. О произведенной государственной регистрации М. выдано свидетельство серии № 34 № 003550175 (ОГРНИП 309346117700014).
Постановлением администрации Волгограда от 27.07.2009 № 1748 гражданину М. отказано в предоставлении земельного участка для строительства в связи с размещением объекта капитального строительства за красными линиями застройки, на землях общего пользования, нарушением пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что указанное постановление не соответствует части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает право заявителя, ИП М. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) предусматривает, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 11 настоящего Кодекса, на основании которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38, пунктом 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда полномочиями по предоставлению в установленном порядке земельных участков в пределах границ городского округа Волгоград и других земель, переданных в ведение Волгограда, обладает администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Волгограда), состоящая из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений.
Согласно Положениям, утвержденным постановлениями администрации Волгограда от 18.02.2004 № 160 и от 29.04.2004 № 542 комитет по градостроительству и архитектуре и комитет земельных ресурсов являются структурными подразделениями администрации, выполняют часть ее функций по вопросам, отнесенным к своей компетенции, и в отношениях с иными лицами, а также в судах представляют интересы Волгограда как муниципального образования.
Как указано в пункте 20 части 1 статьи 14 Закона 131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со статьей 2 названного Закона решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.
Таким образом, генеральный план поселения после его утверждения муниципальным правовым актом нормативного характера приобретает силу указанного акта и устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования.
Основными задачами Генерального плана Волгограда, на решение которых направлены все его основные разделы являются: разработка мероприятий по качественному улучшению состояния городской среды - реконструкция и благоустройство всех типов городских территорий; резервирование территории, в том числе для туризма, отдыха и других функций; проведение мероприятий по развитию системы зеленых насаждений и благоустройству Волгограда, развитию транспортной и инженерной инфраструктур.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Постановлением администрации г. Волгограда от 11.06.2004 № 777 "Об утверждении красных линий в Волгограде" установлены красные линии на территории Волгограда.
Согласно схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 года № 47/1112 земельный участок с кадастровым номером № 34:03:22 00 03:0167 расположен в предполагаемой зоне строительства магистральной дороги районного значения (что усматривается из представленной комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда выкопировки из Генерального плана г. Волгограда, ситуационного плана пос. им. Гули Королевой).
В соответствии с частью 2 статьи 9, частям 1 и 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Часть 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При приватизации государственного и муниципального имущества положения Земельного кодекса РФ, регулирующие порядок приобретения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества содержит прямой запрет на отчуждение отдельных категорий земель.
Согласно пункту 12 статьи 1 ГрК РФ к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Особенности приобретения прав на земельные участки под недвижимостью установлены Федеральным законом от 21.12.01 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена аналогичная Земельному кодексу норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность отказа в предоставлении права собственности на земельный участок под объектом недвижимости.
Из представленной комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда выкопировки из Генплана городского округа Волгоград подтверждается, что запланированная строительством дорога будет проходить по спорному земельному участку.
Как видно из материалов дела, согласно выкопировке из Генерального плана города Волгограда, заключению комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 15.06.2009 года № 1412, спорный земельный участок, располагается на территории земель общего пользования, за красными линиями застройки.
Надлежащих доказательств обратного заявителем не представлено.
В рассматриваемом случае в предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на пункт 4 статьи 28 и пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что земельный участок расположен на землях общего пользования.
Суд считает, что отказ в предоставлении права собственности на испрашиваемый земельный участок соответствует закону и обоснован, поскольку относится к категории земель, оборот которых ограничен.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя М. о признании незаконным отказа администрации Волгограда в предоставлении ему в собственность земельного участка, содержащегося в постановлении от 27.07.2009 г. № 1748 "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый № 34:03:22 00 03:0167, учетный № 6-116-102) гражданину М."; об обязании администрации Волгограда принять решение о продаже земельного участка (кадастровый № 34:03:22 00 03:0167, учетный № 6-116-102), площадью 10 003 кв. м., занимаемого зданием птичника (состояние частичного разрушения) в поселке имени Гули Королевой, по ул. Вольной, д. 22, в Советском районе города Волгограда; обязании комитета земельных ресурсов администрации Волгограда заключить договор купли-продажи земельного участка (кадастровый № 34:03:22 00 03:0167, учетный № 6-116-102) площадью 10 003 кв. м, занимаемого зданием птичника (состояние частичного разрушения) в поселке имени Гули Королевой, по ул. Вольной, д. 22, в Советском районе города Волгограда отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
СТРЕЛЬНИКОВА Н.В.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 26.05.2010 по делу № А12-17653/2009
<В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимости отказано, так как отказ в предоставлении права собственности на испрашиваемый земельный участок соответствует закону и обоснован, поскольку относится к категории земель, оборот которых ограничен>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru