Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2010 г. по делу № А33-8661/2010

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 августа 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Гарантлесстройкомплект", г. Красноярск,
к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
Заинтересованное (третье) лицо:
Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края.
о признании отказа незаконным,
об обязании предоставить в собственность земельный участок,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Алексеева А.Н., представителя по доверенности от 04.08.2010
от орган, чей акт оспаривается - отсутствует (уведомление в деле)
от заинтересованного лица: Мармалевской А.А., представитель по доверенности от 25.11.2009 г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Р.В. Лесковым,

установил:

закрытое акционерное общество "Гарантлесстройкомплект" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа, выраженного в письме № 14782 от 07.04.2010 в предоставлении в собственность закрытому акционерному обществу "Гарантлесстройкомплект" земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 9, кадастровый номер 24:50:0700006:54, площадью 14780 кв.м; об обязании предоставить в собственность закрытому акционерному обществу "Гарантлесстройкомплект" земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 9, кадастровый номер 24:50:0700006:54, площадью 14780 кв.м.
Определением арбитражного суда от 22.06.2010 исковое заявление оставлено без движения.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 02.07.2010 возбуждено производство по делу. Предварительное судебное заседание назначено на 22.07.2010 г.
Определением от 22.07.2010 г., на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве заинтересованного (третьего) лиц судом привлечен Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Определением от 22.07.2010 г. арбитражный суд признал подготовку дела к судебному разбирательству оконченной и назначил дело к судебному разбирательству на 23.08.2010 г.
В судебное заседание 23.08.2010 г. орган, чей акт оспаривается в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется надлежащее доказательство, подтверждающее факт уведомления Департамента муниципального имущества и земельных отношений о времени и месте судебного разбирательства. Указанное обстоятельство позволяет суду провести судебное заседание в отсутствие данного участника процесса.
От департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска суду к предварительному судебному заседанию представлен отзыв на заявление в нечитаемом виде. Определением от 22.07.2010 г. органу, чей акт оспаривается по настоящему делу, судом было предложено представить отзыв в читаемом виде, Отзыв к судебному заседанию суду не был представлен.
От Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края суду представлен отзыв на заявлении, в соответствии с которым данный участник процесса поясняет следующее:
- в соответствии с Постановлением Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом от 08.12.1993 № 05-06-706 (копия прилагается) было принято решение о преобразовании государственного предприятия УПТК АПСО "Красноярсклеспроектстрой" в акционерное общество открытого типа "Гарантлесстройкомплект" и утвержден План приватизации данного предприятия (копия прилагается). Согласно пункту 16 Плана приватизации общая площадь земельного участка, занимаемого предприятием составляла 52711,05 кв.м, в том числе: база УПТК - 22868,13 кв.м; транспортный участок - 9518,28 кв.м; строительный участок - 12771,08 кв.м; материально-технический склад - 4909,02 кв.м.
- В соответствии с материалам; приватизационного дела УПТК АПСО "Красноярсклеспроектстрой" были выданы свидетельства на право временного пользования землей от 28.12.1992 № 770 и № 771, к которым были приложены планы землепользовании (копии прилагаются), в том числе план землепользования участка 3 площадью 22868,13 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 53. Согласно Плану приватизации государственного предприятия УПТК АПСО "Красноярсклеспроектстрой" и акту оценки стоимости зданий и сооружений (приложение № 1 к Плану приватизации), а также акту оценки стоимости незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования (приложение № 2 к Плану приватизации) на вышеуказанных земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие данному предприятию. При этом следует отметить, что на основании указанных выше материалов не представляется возможным определить на каком из предоставленных в пользование предприятия земельных участков были расположены объекты незавершенного строительства (лит. В, В1, В2, ВЗ, В4), указанные ЗАО "ГЛЕСК" в исковом заявлении.
От заявителя по делу суду представлены пояснения, согласно которым заявитель поясняет, что
- заявитель (как правопреемник УПТК АПСО "Красноярсклеспроектстрой") в порядке приватизации приобрел право собственности на 3 объекта недвижимого имущества - объекты незавершенного строительства) и права на земельный участок, расположенные в г. Красноярске по ул. Сплавучасток, 53, в доказательство чего представил свидетельства о регистрации права, План приватизации УПТК АПСО "Красноярсклеспроектстрой", архивную выписку из Постановления мэра г. Красноярска от 23.12.1992 г. за № 488а, свидетельство № 770 на право временного пользования землей, кадастровый паспорт земельного участка № 24:50:0700006:54. С момента государственной регистрации ЗАО "Гарантлесстройкомплект" являлось собственником трех объектов недвижимого имущества. Исходя из правил пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации истцу предоставлено исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся под объектами недвижимого имущества, собственником которого заявитель является.
Согласно пункту 4 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с приобретением в собственность земельных участков на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим. Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из письма Департамента № 14782 от 07.04.2010 г. ответчик отказал истцу в приобретении данного земельного участка в собственность за плату в связи с тем, что на земельном участке расположены объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 130 и 139 ГК Российской Федерации, а также ст. 25 Закона РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не завершенные строительством объекты, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда, относятся к недвижимому имуществу.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом, хотя в данной статье и не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно Плану приватизации ЗАО "Гарантлесстройкомплект" три объекта незавершенного строительства вошли в План приватизации объединения, что подтверждается Планом приватизации УПТК АПСО "Красноярсклеспроектстрой" и свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно Постановлению мэра г. Красноярска от 23.12.1992 г. за № 488а УПТК АПСО "Красноярсклеспроектстрой" отведен земельный участок по ул. Сплавучасток, 53 в Свердловском районе г. Красноярска. С учетом вышеуказанных документов указанное в письме Департамента основание к отказу в предоставлении земельного участка в собственность за плату является неправомерным, нарушает права истца на выкуп земельного участка, установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700006:54 участок является неделимым, его раздел на части невозможен. Отказ Департамента в выкупе данного неделимого участка необоснованно лишает истца права на выкуп указанного земельного участка, что также противоречит статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом данных пояснений заявитель просит суд признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 07.04.2010 г. за № 14782 в предоставлении в собственность за плату ЗАО "Гарантлесстройкомплект" земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700006:54, расположенного в г. Красноярске по ул. Сплавучасток, 53. и обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска передать ЗАО "Гарантлесстройкомплект" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым 24:50:0700006:54, расположенного в г. Красноярске по ул. Сплавучасток, 53.
Заслушав представителей заявителя и третьего (заинтересованного) лица, судом установлены следующие обстоятельства дела:
В соответствии с уставом (утвержденным начальником производственного строительно-монтажного объединения "Красноярсклесстрой" 23.10.1988 г.) Управления производственно-технологической комплектации ПСМО "Красноярсклесстрой" - УПТК находится в ведении Министерства лесной промышленности СССР и подчинено ПСМО "Красноярсклесстрой". Согласно п. 5 устава (1988 г.) УПТК является юридическим лицом.
10.04.1992 г. президентом АПСО "Красноярсклеспроектстрой" и Постановлением главы администрации Свердловского района № 128 от 15.04.1992 г. был утвержден новый устав государственного предприятия Управление производственно-технической комплектации. Согласно п. п 2, 3 данного устава - управление является юридическим лицом, и входит на добровольных началах с сохранением своей самостоятельности в состав акционерного проектно-строительного объединения "Красноярсклеспроектстрой".
Постановлением администрации Свердловского района от 15.04.1992 г. за № 128 зарегистрировано государственное предприятие Управление производственно-технической комплектации (УПТК), утвержденное АПСО "Красноярсклеспроектстрой", по адресу: г. Красноярск Сплавучасток, 53.
Постановлением Краевого комитета по управлению государственным имуществом (КУГИ) от 08.12.1993 г. № 05-06-706:
- утвержден План приватизации государственного предприятия "ПТК АПСО "Красноярсклеспроектстрой";
- принято решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество открытого типа "Гарантлесстройкомплект";
- утвержден устав акционерного общества.
В соответствии с Планом приватизации Управления производственно-технической комплектации АПСО "Красноярсклеспроектстрой" (п. 13) у государственного предприятия, на момент приватизации имелись объекты незавершенного строительства:
- АБЗ (промбаза)
- планировка дорожного покрытия на тупике;
- пионерский лагерь;
- проектные работы.
В соответствии с разделом 15 Плана приватизации - общая площадь, занимаемая предприятием составляет 52711,05 кв.м., в т.ч. база УПТК 22868,13 кв.м., транспортный участок 9518,28 кв.м., строительный участок - 12771,08 кв.м., материально-технический склад - 4909,02 кв. м. Согласно Плана приватизации - база УПТК расположена в Свердловском районе в устье реки "Базаиха". К предприятию примыкает с западной и южной стороны лесоперевалочной комбинат, с восточной стороны - комбинат АПСО "Красноярсклеспроектстрой", с северной стороны - река "Енисей". С южной стороны предприятия проходит автомагистраль республиканского значения "Красноярск - Абакан" и железная дорога "Красноярск - Дивногорск".
Согласно акта оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992 г. у предприятия имеются капитальные вложения в виде незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования в сумме по балансу 3 905 тыс.руб.
Как следует из акта оценки стоимости незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования на 01.07.1992 г. у предприятия числятся следующие объекты незавершенного строительства:
- АБЗ (промбаза) - год начала строительства 1990 г.
- планировка дорожного покрытия на тупике - год начала строительства 1992 г.
- пионерский лагерь - года начала строительства 1989 г.
- проектные работы - год начала строительства 1989 г.
Согласно свидетельства № 770 на право временного пользования землей - у предприятия имелся земельный участок площадью 4,32 Га, предоставленный на основании Постановления администрации города Красноярска от 23.12.1992 г. № 488. К свидетельству оформлены планы землепользования участков № 1, № 2, № 3, № 4.
В соответствии с планом землепользования земельного участка № 1 земельный участок находится по адресу: г. Красноярск-54, Сплавучасток-71, площадь участка 2 644,54 м.2.
В соответствии с планом землепользования земельного участка № 2 земельный участок находится по адресу: г. Красноярск-54, ул. 1-я Лесоперевалочная, 2 (Лалетино) площадь участка 4 909,02 м.2.
В соответствии с планом землепользования земельного участка № 3 земельный участок находится по адресу: г. Красноярск-54, Сплавучасток-53, площадь участка 22 868,13 м.2.
В соответствии с планом землепользования земельного участка № 4 земельный участок находится по адресу: г. Красноярск-54, Сплавучасток-61, площадь участка 12 771,08 м.2.
Постановлением Мэра г. Красноярска от 17.01994 г. № 20 было зарегистрировано АООТ "Гарантлесстройкомплект" преобразованное из государственного предприятия "Управление производственно-технической комплектации".
Устав акционерного общества открытого типа "Гарантлесстройкомплект" зарегистрирован Постановлением главы администрации г. Красноярска 17.04.1994 г., а само акционерное общество, согласно свидетельства о государственной перерегистрации предприятия № 11924 серия 3-А, внесено в государственный реестр г. Красноярска 20.01.1994 г.
Согласно выписке из адресного реестра г. Красноярска № 8567 от 24.11.2006 г.:
- объект: нежилое двухэтажное кирпичное административное здание - объект незавершенного строительства, расположенное по ул. Сплавучасток № 9, обозначенное в техническом паспорте литерой В, ранее имело адрес: г. Красноярск, Свердловский района, ул. Сплавучасток, № 53. Новый установленный адрес данного объекта - г. Красноярск, Сплавучасток 9.
22.01.2010 г. Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Красноярскому краю оформлен технический паспорт нежилого здания, находящегося по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, Сплавучасток № 9, литера В, В5. год завершения строительства - 2009, инвентарный номер 04:401:002:010755200:0001, кадастровый номер земельного участка 24:50:0000000:0000
Согласно выписке из адресного реестра г. Красноярска № 8568 от 24.11.2006 г.:
- объект: нежилое одноэтажное металлическое, шлакоблочное здание деревянного склада из сборных конструкций - объект незавершенного строительства расположенное по ул. Сплавучасток № 9, обозначенное в техническом паспорте литерой В1, В2, ранее имело адрес: г. Красноярск, Свердловский района, ул. Сплавучасток, № 53. Новый установленный адрес данного объекта - г. Красноярск, Сплавучасток 9, стр. № 1.
09.04.2004 г. Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по Красноярскому краю оформлен технический паспорт нежилого здания, находящегося по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, Сплавучасток дом № 9, стр. 1, литеры В1, В2. год начала строительства 1988, инвентарный номер 04:401:001:010755200:0003.
Согласно выписке из адресного реестра г. Красноярска № 8569 от 24.11.2006 г.
- объект - нежилое одноэтажное металлическое, шлакоблочное здание деревянного склада из сборных конструкций со стеллажами - объект незавершенного строительства, расположенное по ул. Сплавучасток, № 9, обозначенное в техническом паспорте литерами В3, В4, ранее имело адрес: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Сплавучасток, 53. Новый установленный адрес данного объекта - г. Красноярск, ул. Сплавучасток, № 9, стр. № 2.
09.04.2004 г. Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по Красноярскому краю оформлен технический паспорт нежилого здания, находящегося по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, Сплавучасток дом № 9, стр. 2, литеры В3, В4. год начала строительства 1988, инвентарный номер 04:401:001:010755200:0002.
05.12.2006 г. истцом совместно с Красноярским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Красноярскому краю составлена справка к Плану приватизации о том, что объект незавершенного строительства, указанный в Плане приватизации как АБЗ (промбаза) по адресу: г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 53 является тем же объектом, что и объекты под инвентарными номерами: 04:401:001:010755200:0001, 04:401:001:010755200:0002, 04:401:001:010755200:0003, находящиеся по адресу: г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 9 и ул. Сплавучасток 9, стр. 1 и стр. 2
31.07.2008 г. истцом по делу произведена государственная регистрация права на объект незавершенного строительства, назначение нежилое, 2-этажный, застроенной площадью 408,1 кв.м., инв. 04:401:001:010755200:0001, лит В по адресу: г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 9., о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права 24 Е3 905929.
31.07.2008 г. истцом по делу произведена государственная регистрация права на объект незавершенного строительства, назначение нежилое, 1-этажный, застроенной площадью 1211,1 кв.м., инв. 04:401:001:010755200:0003, лит В1, В2 по адресу: г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 9. строение 1, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права 24 Е3 905930.
31.07.2008 г. истцом по делу произведена государственная регистрация права на объект незавершенного строительства, назначение нежилое, 1-этажный, застроенной площадью 1401,1 кв.м., инв. 04:401:001:010755200:0002, лит В3, В4 по адресу: г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 9. строение 2, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права 24 Е3 905928.
В качестве основания государственной регистрации на указанные объекты регистрационным органом указан - план приватизации от 29.11.1993 г.
05.05.2005 г. земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700006:54 внесен в государственный кадастр недвижимости. Согласно выписки из кадастрового паспорта данного земельного участка от 17.08.2010 г. земельный участок имеет площадь 14780 кв.м., имеет разрешенное использование - производственно-складская база. В соответствии с данной выпиской части земельного участка, именно площади - 408,1 кв.м,, 1212 кв.м., 1402 кв. м.заняты объектами незавершенного строительства под кадастровыми номерами 24:50:070006:0000:04:401:001:010755200:0002; 24:50:070006:0000:04:401:001:010755200:0001; 24:50:070006:0000:04:401:001:010755200:0003.
22.03.2010 г. заявитель обратился к заместителю главы города - руководителю департамента муниципального имущества и земельных отношений с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка - кадастровый номер 24:50:0700006:54.

К заявлению были приложены следующие документы:
- доверенность;
- копия паспорта;
- копия свидетельства о внесении записи в ЕРРЕЮЛ;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- копии учредительных документов;
- копия ИНН юридического лица;
- выписка из ЕРЮП;
- копия справки о наличии банковского счета;
- копия выписка из решения уполномоченного органа о назначении руководителя;
- копия технического паспорта;
- копия выписки из адресного реестра г. Красноярска;
- копии свидетельств о праве собственности серия 24 Е3 905928, 24 Е3 905929, 24 Е3 905930.
- копия кадастрового плана земельного участка № 24:50%0700006:54
- копия плана приватизации;
- копия свидетельства о государственной перерегистрации предприятия № 11924 серия 3-А;
- копия топографического плана;
- копия письма с Краевого комитета госуд. статистики.
Письмом от 07.04.2010 г. за № 14782 "Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату" департамент муниципального имущества и земельных отношений известил заявителя об отказе передать земельный участок, в порядке определенном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, т.к. на испрашиваемом земельном участке находится не здания, строения, сооружения, а объекты незавершенного строительства, которые не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию.
Заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просит признать суд незаконным отказ в предоставлении ему за плату земельного участка, выраженного в письме департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № 14782 от 07.04.2010 и в качестве устранения последствий принятого незаконного отказа, обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в собственность закрытому акционерному обществу "Гарантлесстройкомплект" земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 9, кадастровый номер 24:50:0700006:54, площадью 14780 кв. м.и передать ЗАО "Гарантлесстройкомплект" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым 24:50:0700006:54, расположенного в г. Красноярске по ул. Сплавучасток, 53.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 4 указанной нормы заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Срок по оспариваемому заявителем отказу департамента муниципального имущества и земельных отношений по вопросу принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка, следует исчислять с даты принятии отказа (07.04.2010 г.), т.к. доказательств, что заявитель узнал об оспариваемом ненормативном акте с иной даты суду не представлено.
Согласно штампа канцелярии Арбитражного суда Красноярского края заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд 15.06.2010 г. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что заявителем не пропущен срок, определенный ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует:
- каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2);
- граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36, часть 1), условия и порядок пользования которой определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).
Таким федеральным законом является Земельный кодекс Российской Федерации, который осуществляет регулирование отношений по использованию и по охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. земельные отношения (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
Согласно ст. 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
С учетом положений указанной нормы, лицо, претендующее на выкуп земельного участка должно доказать наличие на данном земельном участке объектов недвижимого имущества находящихся у него в собственности.
Как следует из ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Минэкономразвития и торговли РФ от 30.10.2007 имеет номер 370, а не 37.

Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. № 37 - был утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности на котором расположены здания, строения, сооружения.
Данный перечень включает в себя следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность не определяет недостаточность каких-либо документов или их полноту, представленных заявителем в заявлении от 22.03.2001 г.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрацией г. Красноярска (утверждено Постановлением администрацией г. Красноярска от 15.02.2005 № 55/1) департамент является органом администрации г. Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землей и городскими лесами.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка 22 марта 2010 г. Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заявление рассмотрено 07.04.2010 г., т.е. с соблюдением срока, установленного в ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителю обжалуемый акт (Письмо от 07.04.2010 г. за № 14782) содержит ссылку на то, что на испрашиваемом земельном участке находится не здания, строения, сооружения, а объекты незавершенного строительства, которые не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию.
Суд считает, что данное основание не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя на приобретение земельного участка.
В соответствии со ст. 2 Федеральным законом № 137-ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Факт приватизации объектов незавершенного строительства подтверждается представленными в дело Планом приватизации Управления производственно-технической комплектации АПСО "Красноярсклеспроектстрой"; актом оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992 г.; актом оценки стоимости незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования на 01.07.1992 г.
Заявителем на основании Плана приватизации произведена государственная регистрация права собственности на объекты незавершенного строительства. Факт того, что указанные объекты являются одними и теми же, что и объекты незавершенного строительства, указанными в Плане приватизации подтвержден: выписками из адресного реестра г. Красноярска; техническими паспортами, справкой составленной 05.12.2006 г. заявителем совместно с Красноярским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Красноярскому краю.
Факт нахождения объектов незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0700006:54 подтверждается выпиской из кадастрового паспорта данного земельного участка от 17.08.2010 г., согласно которой части земельного участка, именно площади - 408,1 кв.м,, 1212 кв.м., 1402 кв. м.заняты объектами незавершенного строительства под кадастровыми номерами 24:50:070006:0000:04:401:001:010755200:0002; 24:50:070006:0000:04:401:001:010755200:0001; 24:50:070006:0000:04:401:001:010755200:0003.
В соответствии с п. 7 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установленная Законом о введении в действие ЗК РФ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка (пункт 7 статьи 3) не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена.
Абзац второй пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, ЗК РФ) предусматривает, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Хотя в указанной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно указанной норме собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Данная правовая позиция была определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23 декабря 2008 г. № 8985/08.
С учетом изложенного, суд считает установленным факт несоответствия оспариваемого заявителем ненормативного акта положениям Конституции Российской Федерации, Федеральным Законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Факт нарушения прав и законных интересов заявителя в результате принятия незаконного ненормативного акта состоит в том, что в противоречие с вышеуказанными нормативными актами, заявитель не получил в собственность земельный участок, на котором находятся принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости. Как следует из п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 11 "О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных актов должны содержаться указание на признание оспариваемого ненормативного акта незаконным и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Учитывая, что факт признания незаконным отказа департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не приведет к восстановлению нарушенных прав ЗАО "Гарантлесстройкомплект", поэтому департаменту муниципального имущества должен быть установлен срок для совершения действий по предоставлению заявителю земельного участка в собственность в порядке определенном Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного требования заявителя подлежат удовлетворению, и в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, суд относит обязанность по возмещению заявителю судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 110, 198 - 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление закрытого акционерного общества "Гарантлесстройкомплект" г. Красноярск удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, выраженный в письме № 14782 от 07.04.2010 в предоставлении в собственность закрытому акционерному обществу "Гарантлесстройкомплект" земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 9, кадастровый номер 24:50:0700006:54, площадью 14780 кв.м., как противоречащий положениям Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в течение 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения принять решение о предоставлении закрытому акционерному обществу "Гарантлесстройкомплект" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 9, кадастровый номер 24:50:0700006:54, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Сплавучасток, 9, площадью 14780 кв. м.и направить в адрес заявителя подписанный проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Взыскать с департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в пользу закрытого акционерного общества "Гарантлесстройкомплект" г. Красноярск судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска сообщить Арбитражному суду Красноярского края об исполнении настоящего решения.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Р.В.ЛЕСКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.08.2010 по делу № А33-8661/2010
<Так как факт приватизации объектов незавершенного строительства на испрашиваемом земельном участке заявителем доказан и выкуп земельного участка под названным объектом возможен согласно ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", то основания для отказа в предоставлении в собственность данного земельного участка отсутствуют>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru