Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ

Введение

Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Московской области от 12.01.2001 № 4/2001-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области". В нем представлена информация о деятельности Уполномоченного по государственной защите прав и свобод человека и гражданина в Подмосковье в 2010 году.
При подготовке Доклада использованы сведения, полученные в ходе рассмотрения обращений граждан, посещения организаций и учреждений, а также поступившие из различных государственных и муниципальных органов, средств массовой информации. Ситуация с правами человека оценивалась с учетом предыдущих докладов.
Соблюдение основных прав граждан связано с экономическими возможностями государства. Несмотря на серьезные трудности, вызванные финансовым кризисом, аномальными погодными условиями, Подмосковью в основном удалось выйти на докризисные показатели развития экономики.
Сократилось количество безработных. Бюджет области 2011 года сохраняет социальную направленность и ориентирован на повышение уровня жизни населения.
Конструктивное сотрудничество Уполномоченного с руководством региона позволило продолжить развитие государственного правозащитного института Московской области, осуществлять эффективное реагирование на факты нарушения прав и свобод человека и гражданина, способствовать развитию демократических институтов.
Доклад содержит не только информацию о положении дел в важнейших сферах жизни общества, но и предложения по решению проблемных вопросов соблюдения прав граждан в Московской области, обращенные к федеральным, региональным органам законодательной, исполнительной и судебной власти, органам местного самоуправления.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в Московской области, их должностных лиц по обеспечению гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина частично отражается в заявлениях и обращениях граждан в адрес Уполномоченного по правам человека в Московской области. Они дают начальную информацию о нарушениях, позволяют анализировать ситуацию с соблюдением прав человека.
Всего в 2010 году поступило 12312 обращений. Ежегодное количество обращений за последние 5 лет отражено в приложении 1.
Их рост обусловлен не ухудшением ситуации с соблюдением прав человека, а возрастающей осведомленностью людей об институте Уполномоченного. Выступления и публикации, работа в муниципальных образованиях Уполномоченного и его представителей, реальные результаты восстановления нарушенных прав дают гражданам информацию о государственном правозащитнике.
Преобладающей формой обращений остаются устные, изложенные Уполномоченному и сотрудникам аппарата на личных приемах и по телефону. Их тематика представлена в приложении 2.
Среди письменных обращений 7,2 процента коллективные. В 2010 году 85 процентов писем поступили из Московской области, 8 процентов - из города Москвы, 7 процентов - из других субъектов Российской Федерации. Наибольшее число прислано жителями Подмосковья из Можайского, Одинцовского, Люберецкого, Солнечногорского, Красногорского муниципальных районов, городского округа Балашиха (приложение 3). Первые два муниципальных образования лидировали и в прошлом году.
Как и прежде, большая часть обращений (45,9 процента) связана с неправомерными, по мнению заявителей, действиями федеральных органов власти. Число заявителей, недовольных действиями органов государственной власти Московской области, практически не изменилось - 12,5 процента. Возросла доля жалоб на органы местного самоуправления: с 30,5 процента в 2009 году до 38,3 процента в 2010 году. Это вызвано прежде всего увеличением в 2,7 раза числа жалоб на органы сельских и городских поселений по вопросу обеспечения жильем и более чем в 2 раза - на органы муниципальных районов и городских округов по вопросам реализации прав на образование и обращение в органы власти (приложение 4).
Динамика поступления жалоб граждан на различные государственные и муниципальные органы за последние 5 лет приведена в приложении 5. На региональном уровне наибольшее число жалоб поступило на подразделения Министерства социальной защиты населения (30,7 процента) и органы опеки и попечительства Министерства образования (35 процентов). "Лидирующие" позиции среди федеральных органов власти занимают органы судебной системы и внутренних дел (12,4 процента и 11,3 процента соответственно).
Анализ категорий заявителей (приложение 6) показывает, что значительно выросла доля обращений несовершеннолетних и их представителей - с 16,9 процента в 2009 году до 35,8 процента в 2010 году. Писем от находящихся в местах изоляции (подозреваемых, обвиняемых и осужденных) - 17,5 процента. Снизилось почти в два раза и составило 5,5 процента число обращений от пенсионеров, в полтора раза (3,9 процента) - от инвалидов.
Из поступивших в 2010 году письменных обращений 44,6 процента связаны с нарушением гражданских (личных), 41,2 процента - социальных прав, 7,9 процента - экономических, 4,1 процента - культурных и 1,9 процента - экологических. Распределение письменных обращений по группам нарушенных прав представлено в приложении 7. В 2009 году первое место (43,1 процента) занимали жалобы на нарушение социальных прав, была выше доля (10,5 процента) экономических. Снижение этих показателей свидетельствует об эффективности мер по преодолению негативных последствий финансово-экономического кризиса.
Статистика обращений о нарушениях личных прав граждан показывает, что 42 процента жалоб связаны с расследованием и рассмотрением уголовных дел; 21 процент принадлежит сфере гражданско-процессуальных отношений, в частности, нарушениям процессуальных норм и справедливости судебных постановлений по гражданским делам.
Основная доля обращений, касающихся нарушений социальных прав, традиционно связана с жилищными проблемами (62 процента) и социальным обеспечением (20 процентов).
В сфере экономических правоотношений наибольшее количество жалоб на нарушения трудовых прав (35 процентов), права на землю (24 процента) и прав участников долевого строительства (23 процента).
Жалобы экологической тематики касаются соблюдения законодательства о градостроительной деятельности (42 процента), нарушений прав на благоприятную среду обитания (33,3 процента) и благополучие в жилище (24,7 процента).
Динамика нарушений конституционных прав граждан, отмеченных в письменных обращениях за последние 5 лет, приведена в приложении 8. Сводная таблица, дающая статистику заявленных в жалобах нарушений органами власти, содержится в приложении 9.
Ни одно обращение не осталось без внимания. По каждому из них осуществлялись проверки, в том числе совместно с компетентными государственными органами, направлялись запросы и ходатайства в соответствующие структуры, давались квалифицированные рекомендации и разъяснения заявителям. В отдельных случаях сотрудники аппарата присутствовали в судебных заседаниях. За год осуществлено свыше 300 выездов по жалобам, направлено более 1200 письменных запросов в органы местного самоуправления и государственной власти. В результате принятых мер восстановлены права заявителей в 16,7 процента рассмотренных случаев.
Наряду с обращениями значимым источником информации о состоянии дел с соблюдением прав граждан являются выезды на места. В течение года сотрудники аппарата более тысячи раз посетили образовательные, интернатные, лечебно-профилактические, пенитенциарные и другие учреждения. Проведено 8 комплексных выездных приемов в муниципальных образованиях Подмосковья. С целью мониторинга соблюдения прав отдельных групп населения состоялось 583 выезда. Это позволило установить не только конкретные нарушения прав людей, но выявить системные проблемы, которые нашли отражение в настоящем Докладе, специальных докладах "Соблюдение имущественных прав детей на алиментные выплаты со стороны родителей", "Проблемы социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобожденных из мест лишения свободы", ряде законодательных инициатив и предложений.
Проведено 940 выступлений и лекций, направленных на информирование и правовое просвещение населения, опубликовано 518 статей в печатных СМИ, 266 выступлений и интервью на радио и телевидении.
Уполномоченный и сотрудники аппарата участвовали в более чем 5700 конференциях, совещаниях, "круглых столах", публичных акциях и других мероприятиях государственных и муниципальных органов, общественных объединений.
Подробная информация о работе по защите прав граждан, о правовом просвещении и других направлениях деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области изложена в последующих разделах.
Как отмечалось выше, в 2010 году значительно выросло число обращений от несовершеннолетних и их представителей. Дети занимают особое место в обществе. В то же время в силу понятных причин сами они не всегда могут постоять за свои права. Поэтому в работе Уполномоченного особое внимание уделяется их защите.

Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ
ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

Соблюдение прав детей наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества. За несколько последних лет в Московской области принят ряд нормативных правовых актов, которые направлены на улучшение положения семей и детей, создание необходимых условий для их воспитания, образования и развития. К важнейшим из них, реализация которых осуществлялась в 2010 году, можно отнести:
- Закон Московской области от 4 декабря 2009 г. № 148/2009-ОЗ "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области", устанавливающий меры по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Подмосковье;
- постановление Правительства Московской области от 25 февраля 2010 г. № 92/7 "О мерах по организации отдыха и оздоровления отдельных категорий детей", определяющее порядок организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из многодетных семей, с девиантным поведением и других;
- постановление Правительства Московской области от 9 июля 2010 г. № 521/29 "О заключении в 2010 году Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Московской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области на организацию дистанционного образования детей-инвалидов";
- постановление Правительства Московской области от 9 июля 2010 г. № 522/29 "О заключении в 2010 году Соглашения о предоставлении субвенции на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью и Соглашения о предоставлении субсидии на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю";
- постановление Правительства Московской области от 27 августа 2010 г. № 711/40 "О заключении соглашения между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Правительством Московской области об обеспечении деятельности на территории Московской области детского телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером".
Вместе с тем жалобы граждан свидетельствуют о сохранении проблем в сфере реализации прав и законных интересов детей. В 2010 году поступило 458 письменных обращений этой тематики, что в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году. Основное их количество по-прежнему связано с нарушениями прав детей на жилье, социальное обеспечение, образование, охрану здоровья, семейные ценности. Большая часть касается судеб детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов.
Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 была учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность Уполномоченного по правам ребенка.
С 1 января 2010 года в аппарате Уполномоченного по правам человека в Московской области введена должность Уполномоченного по правам ребенка в Московской области, на которую назначена В.Ю. Андреева. Ею установлены контакты и осуществляется тесное взаимодействие с Московской областной Думой, региональными министерствами и ведомствами, территориальными подразделениями федеральных органов.
Уполномоченный по правам ребенка в Московской области введена в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области, Коллегии Министерства образования Московской области, Московского областного координационного совета по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, Координационного совета по защите населения Московской области от алкогольной угрозы при Губернаторе Московской области.
Уполномоченный по правам ребенка регулярно участвует в заседаниях профильных комитетов Московской областной Думы, их рабочих групп. Принимает участие в региональных, федеральных и международных конференциях по вопросам защиты прав несовершеннолетних, сотрудничает с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и коллегами из других регионов, особое внимание уделяет взаимодействию с Прокуратурой Московской области.
В рамках мониторинга соблюдения прав детей в 2010 году Уполномоченный и сотрудники аппарата посетили более 300 детских учреждений, в том числе: образовательные учреждения, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты, дома-интернаты для детей с отклонениями в развитии, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, летние оздоровительные лагеря.

Соблюдение прав детей на заботу и содержание
со стороны родителей, семейные ценности

В России, по данным переписи населения, каждая четвертая семья - неполная. Растет число малообеспеченных и неблагополучных семей. Материальные проблемы вынуждают многих супругов отказываться от рождения второго и последующих детей. Молодые люди не регистрируют брак, проживают в так называемом "гражданском браке", откладывают рождение детей на "потом". Растет число семей, которые не могут иметь детей.
Одна из важнейших задач государства - возрождение традиционных общественных ценностей - многодетная семья, любящие и заботливые родители, дружные и счастливые дети.
В декабре 2009 года в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2010 года социальные пособия стали выдаваться только семьям, имеющим средний доход на человека не выше прожиточного минимума. Согласно постановлению Правительства Московской области от 12 января 2010 г. № 1/56 он составил 5967 рублей на душу населения. Как следствие, право на получение указанного пособия утратили многие семьи. В этой связи к Уполномоченному стали поступать обращения граждан, считающих свои права нарушенными изменениями в региональном законодательстве. В первую очередь ущемлены законные интересы родителей, чьи дети родились в период со 2 июля по 31 декабря 2009 года. Законом предусмотрен полугодичный срок обращения в органы социальной защиты населения с заявлением о выплате единовременного пособия по рождению ребенка. Гражданам, по той или иной причине обратившимся в территориальные органы соцзащиты после изменения закона, было отказано в выплате пособий.
Например, гражданка Р. родила ребенка 18 декабря 2009 года. Она обратилась в Наро-Фоминское управление социальной защиты населения во второй половине января 2010 года и получила устный отказ в выплате пособия. По мнению Министерства социальной защиты населения Московской области, выраженному в связи с запросами Уполномоченного, назначение единовременного пособия при рождении ребенка носит заявительный характер. Право на получение данной меры социальной поддержки возникает у лица только после письменного волеизъявления и представления необходимого пакета документов, определенного нормативным правовым актом в редакции, действующей на момент такого волеизъявления. Правовые нормы, которые устанавливали бы связь назначения единовременного пособия на ребенка с датой его рождения в 2009 году, действующим законодательством не установлены.
Такое положение дел представляется несправедливым. Право этих граждан на пособие возникло в момент рождения ребенка в 2009 году до введения ограничений, а потому должно быть реализовано. Документом, подтверждающим момент возникновения этого права, следует считать оформленное надлежащим образом свидетельство о рождении ребенка.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1012н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" утратили право на получение пособий лица, не имеющие трудовой книжки. Действовавшие до этого правила не требовали от указанной категории граждан представления этого документа. В заявлении они должны были сообщить, что нигде не работали и не работают, не являются индивидуальными предпринимателями и предупреждены об ответственности за предоставление ложной информации.
Препятствием для людей становятся не только законодательные ограничения, но формальный подход и отсутствие квалифицированных разъяснений сотрудников территориальных управлений социальной защиты населения и органов опеки и попечительства. Почти все ответы заявителям территориальных управлений соцзащиты содержат предложение в случае несогласия обращаться в суд. Однако родители новорожденных детей ограничены временем и крайне редко реализуют данное право.
В результате бездействия органов опеки и попечительства Ленинского муниципального района гражданка К. не могла в течение нескольких месяцев с момента рождения ребенка получить свидетельство о рождении. Ребенок был лишен медицинского обслуживания, у матери возникли трудности с работодателем в связи с отсутствием документов, подтверждающих рождение ребенка. Дело в том, что брак родителей был расторгнут менее чем за 300 дней до рождения ребенка. Бывшие супруги имели разные фамилии и согласия о регистрации ребенка не достигли. При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" имя ребенка и его фамилия вносятся в записи акта о рождении ребенка по указанию органа опеки и попечительства. Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому муниципальному району, куда мать новорожденного обратилась по совету районного управления ЗАГС, с сентября по октябрь такого решения принять самостоятельно не могло. Документы были оформлены только после вмешательства Уполномоченного.
Расторжение брака нередко сопровождается разногласиями родителей о месте жительства и порядке общения с детьми. Такие споры все чаще рассматриваются в судебном порядке. Принятые решения судов должны в интересах детей неукоснительно исполняться, в необходимых случаях - в принудительном порядке.
Поступающие жалобы свидетельствуют о фактах неисполнения таких судебных постановлений. Так, гражданка П. пожаловалась на судебного пристава отдела Федеральной службы судебных приставов по Подольскому муниципальному району в связи с отказом в возбуждении производства по исполнению решения Подольского городского суда. Этим решением было определено место проживания ребенка совместно с матерью. Однако бывший муж самовольно забрал сына, препятствует общению с ним, решение суда добровольно не исполняет. В применении к нему принудительных мер судебным приставом-исполнителем было отказано на основании Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Согласно этому Закону к производству принимаются только судебные документы, содержащие исполнительные действия. Исполнительный лист, выданный гражданке П., исполнительных действий не содержал.
Таким образом, для исполнения решения суда об определении места жительства ребенка приходится дополнительно обращаться в суд с исковым заявлением о возвращении ребенка матери. Аналогичная ситуация складывается по другим судебным решениям, которые не содержат исполнительных действий. Однако судебные документы по ним выдаются, хотя не могут быть исполнены в соответствии с действующим законодательством. Представляется необходимым внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
В два раза возросло число обращений о помощи в реализации прав детей на получение алиментов. Изучение этого вопроса, нашедшее отражение в специальном докладе Уполномоченного "Соблюдение имущественных прав детей на алиментные выплаты со стороны родителей", показало, что в регионе отсутствует единая система учета детей, имеющих право на алиментные выплаты. В каждом ведомстве есть неполные сведения об отдельных категориях детей. По информации Министерства образования Московской области, право на алименты имеют свыше 6 тысяч детей, что составляет более 35 процентов от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И только каждому четвертому из них деньги перечисляются регулярно. Среди проживающих в детских учреждениях этот показатель еще ниже - от 1 до 20 процентов. Большая часть воспитанников алименты не получает или получает нерегулярно. Их размер очень низок - от 300 рублей до 1000 рублей в месяц.
Нарушения прав детей на алиментные выплаты происходят на всех стадиях их реализации: инициации исков и контроля за получением детьми алиментных выплат со стороны законных представителей, вынесения решений судами, направления исполнительных листов для взыскания, при исполнительном производстве, его возбуждении, ведении и окончании, при начислении алиментов и расчете задолженности, применении мер понуждения должников к выплате алиментов, их розыске за уклонение от уплаты алиментов, применении к ним административной и уголовной ответственности, уголовного наказания за злостное уклонение от уплаты алиментов, вынесении приговора и его исполнении. Наиболее актуальными проблемами являются:
- несвоевременное обращение законных представителей в суд за назначением алиментов, сменой взыскателя и в службу судебных приставов-исполнителей о возбуждении исполнительного производства;
- вынесение судебных решений об уплате алиментов с нарушением норм материального и процессуального права;
- отсутствие законодательно отрегулированной единой практики направления копий решений суда по взысканию алиментов и исполнительных листов в службу судебных приставов;
- вынесение судами решений и приговоров в отсутствие в судебном заседании лиц, в отношении которых принимается решение или выносится приговор, содержащих недостоверные сведения о месте жительства, неполные установочные данные;
- низкий размер алиментов и нечеткий порядок их назначения;
- отсутствие эффективных законодательных норм в отношении родителей, лишенных родительских прав и имеющих высокий процент задолженности по алиментам;
- ненадлежащее ведение исполнительного производства;
- неэффективность принимаемых мер по понуждению должника к выплате алиментов;
- несвоевременное принятие мер по розыску должников и привлечению их к ответственности, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- отсутствие четкого законодательного определения злостности уклонения от уплаты алиментов, единого порядка и процедуры возбуждения уголовных дел по ст. 157 УК РФ;
- неэффективность мер уголовно-правового характера при злостном уклонении от уплаты алиментов на всех стадиях применения ст. 157 УК РФ;
- отсутствие квотирования рабочих мест на предприятиях для осужденных к исправительным работам, что усложняет их трудоустройство и делает невозможным исполнение наказания и взыскание алиментов;
- отсутствие межведомственного взаимодействия при реализации права детей на алиментные выплаты.
Существующая система обеспечения прав детей на содержание со стороны родителей должна быть пересмотрена. В этой связи представляется необходимым:
1. Внести изменения и дополнения в законодательство:
- разработать и принять Федеральный закон "Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации";
- разработать Концепцию семейной политики в Московской области;
- установить минимальный размер алиментов на детей при взыскании алиментов как в долях к заработку, так и в твердой денежной сумме, который не должен быть ниже установленного законом прожиточного минимума;
- продлить срок уплаты алиментов на детей, обучающихся в образовательных учреждениях всех типов по очной форме и не имеющих самостоятельного заработка, до 23 лет;
- дополнить статью 17.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нормой об установлении ответственности за уклонение от уплаты алиментов;
- в Федеральном законе "Об исполнительном производстве":
а) расширить перечень ограничений в отношении должников, в том числе введя запрет на совершение сделок с имуществом, требующих государственной регистрации, без согласования со службой судебных приставов;
б) при отсутствии задолженности по алиментным выплатам определить возможность окончания исполнительного производства на основании направления исполнительного листа по месту работы должника не ранее осуществления первой выплаты взыскателю;
в) при окончании исполнительного производства в связи с направлением по территориальности сохранять наложенные ранее ограничения в отношении должника;
- в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Федеральном законе "Об исполнительном производстве" предусмотреть для лиц, имеющих задолженность по выплате алиментов, возможность взаимозачета задолженности и оформления в собственность несовершеннолетнего части единственного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности должнику, если он не располагает иным имуществом, на которое могло бы быть обращено взыскание, не имеет источников дохода, не принимает мер к трудоустройству в течение определенного времени;
- в статье 157 УК РФ:


  │передвижения      │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │На свободу слова, │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
  │мысли, совести,   │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
  │религии           │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │На соблюдение     │           │            │               │      2    │           │           │          │     1  │      │
  │законодательства о│           │            │               │           │           │           │          │        │      │
  │труде             │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │На социальное     │           │            │               │           │           │      3    │          │        │  15  │
  │обеспечение       │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │На транспортное   │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
  │обеспечение       │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │На труд           │           │            │               │      1    │           │           │          │        │   2  │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │На частную        │           │            │        2      │           │           │           │      1   │     3  │   5  │
  │собственность     │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │Не подвергаться   │           │            │               │      1    │           │           │      1   │        │      │
  │жестокому         │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
  │обращению         │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │Охрана материнства│           │            │               │           │      7    │           │          │     4  │   3  │
  │и детства         │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │Др. социальные    │           │            │        1      │           │           │           │          │        │      │
  │права             │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │Другие гражданские│           │       1    │               │           │           │      1    │          │     2  │  13  │
  │права             │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │Другие культурные │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
  │права             │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │Другие            │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
  │экологические     │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
  │права             │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │Другие            │           │            │               │      2    │      1    │           │          │        │      │
  │экономические     │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
  │права             │           │            │               │           │           │           │          │        │      │
──┼──────────────────┼───────────┼────────────┼───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼──────────┼────────┼──────┤
  │Итого             │      3    │       6    │       12      │     36    │     27    │      5    │     14   │   150  │  76  │
──┴──────────────────┴───────────┴────────────┴───────────────┴───────────┴───────────┴───────────┴──────────┴────────┴──────┘




Официальная публикация в СМИ:
"Ежедневные Новости. Подмосковье", № 45, 19.03.2011 (начало),
"Ежедневные Новости. Подмосковье", № 47, 23.03.2011 (продолжение),
"Ежедневные Новости. Подмосковье", № 49, 25.03.2011 (продолжение),
"Ежедневные Новости. Подмосковье", № 51, 29.03.2011 (окончание)


Доклад Уполномоченного по правам человека в МО от 01.02.2011
"О деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2010 году"

Доклад
Введение
Глава 1. Основные показатели
Глава 2. Деятельность по защите прав и законных интересов детей
Соблюдение прав детей на заботу и содержание со стороны родителей, семейные ценности
Соблюдение прав детей на охрану здоровья и отдых
Соблюдение права детей на образование
Соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 3. Соблюдение и восстановление основных прав граждан
1. Соблюдение личных прав
Соблюдение права на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность
Соблюдение права на свободу передвижения, выбор места жительства и гражданство
Соблюдение права на правосудие
Соблюдение права на обращение
2. Соблюдение социальных прав
Соблюдение права на пенсионное обеспечение
Соблюдение прав граждан, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения
Соблюдение прав инвалидов
Соблюдение права на охрану здоровья и медицинскую помощь
3. Соблюдение прав в жилищно-коммунальной сфере
4. Соблюдение экономических прав
Соблюдение прав участников долевого строительства
Соблюдение прав граждан в сфере земельных правоотношений
Соблюдение трудовых прав
5. Соблюдение права на благоприятную окружающую среду
6. Соблюдение прав людей в местах принудительного содержания
7. Соблюдение прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Глава 4. Деятельность представителей Уполномоченного по правам человека в Московской области в муниципальных образованиях
Основные показатели деятельности представителей
Диаграмма "Динамика обращений граждан, поступивших к представителям за период с 2006 по 2010 год" (рисунок не приводится)
Глава 5. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Межрегиональное и международное сотрудничество
Глава 6. Содействие правовому просвещению жителей Московской области
Заключение
Приложение 1. Динамика поступления обращений в 2006-2010 годах (рисунок не приводится)
Приложение 2. Тематика устных обращений (рисунок не приводится)
Приложение 3. Тематика письменных обращений, поступивших из муниципальных образований
Приложение 4. Органы власти и местного самоуправления, чьи решения и действия обжаловались гражданами (рисунок не приводится)
Приложение 5. Жалобы граждан на государственные (муниципальные) органы за 2006-2010 годы (в процентах к общему числу обращений) (рисунок не приводится)
Приложение 6. Основные категории заявителей (рисунок не приводится)
Приложение 7. Общее распределение жалоб на нарушения конституционных прав (рисунок не приводится)
Приложение 8. Жалобы на нарушения конституционных прав заявителей за 2006-2010 годы (в процентах к общему числу обращений) (рисунок не приводится)
Приложение 9. Нарушения конституционных прав органами государственной власти, местного самоуправления и другими субъектами, заявленные в письменных обращениях граждан

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru