Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2010 г. № А54-3398/2009-С20

(извлечение)

Судья Арбитражного суда Рязанской области Белов Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Заместителя прокурора Рязанской области к Главе муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области о признании недействительным Постановления главы муниципального образования от 28.04.2009 № 182,

установил:

Заместитель прокурора Рязанской области обратился в Арбитражный суд с заявлением к муниципальному образованию - Ухоловский муниципальный район Рязанской области о признании недействительным Постановления главы муниципального образования от 28.04.2009 № 182 "О резервировании земельного участка".
Определением Арбитражного суда от 04.08.2009 к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений по Рязанской области.
Определением Арбитражного суда от 02.09.2009 к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Роснедвижимости по Рязанской области в лице Территориального межрайонного отдела № 7 Ухоловского района Рязанской области.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме, указав на несоблюдение муниципальным образованием порядка резервирования земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, Ухоловский район, с. Смолеевка, ул. Старый Сад. По мнению представителя заявителя, в оспариваемом постановлении не указан перечень кадастровых номеров земельных участков, расположенных в границах резервируемого участка земли, а также отсутствуют конкретные границы данного участка, что исключает возможность его постановки на государственный кадастровый учет, а также возможность регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В представленном отзыве заявленные требования ответчик не признал, указав на отсутствие оснований для оспаривания вышеуказанного ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве указано на несогласие с требованиями прокуратуры.
Представитель Управления Роснедвижимости по Рязанской области в отзыве на заявление заместителя прокурора поддержало заявленные требования, пояснив, что для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости муниципальное образование обязано было представить описание границ территориальной зоны в виде списка координат и акта согласования границ со смежными землепользователями.
В соответствии со статьями 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводилось в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: Распоряжением Правительства Рязанской области от 19.03.2009 № 99-р утвержден перечень перспективных мест размещения объектов топливозаправочного комплекса на территории Рязанской области, в том числе, на территории Ухоловского района в районе поселка Калинин и села Смолеевка. Пунктом 3 указанного распоряжения рекомендовано органам местного самоуправления Рязанской области принять решение о резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для размещения объектов топливозаправочного комплекса.
Постановлением главы администрации Ухоловского района от 28.04.2009 № 182 "О резервировании земельного участка" был зарезервирован для муниципальных нужд сроком на три года в целях размещения автозаправочного комплекса земельный участок ориентировочной площадью 4000 кв. м, расположенный по адресу: Рязанская область, Ухоловский район, с. Смолеевка, ул. Старый Сад. Заинтересованные лица вправе были ознакомиться со схемой резервируемого земельного участка в отделе по управлению муниципальным имуществом Ухоловского района в рабочее время. Публикация о данном постановлении осуществлена в районной газете "Колос" 8 мая 2009 года.
Оценив материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявление прокурора Рязанской области.
В силу статьи 70-1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 22.07.2008 № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд". Данным постановлением утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Пункт 5 Положения устанавливает требования к решению о резервированию земель, которое должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Из содержания пункта 6 Положения следует, что решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Пунктами 8 и 9 Положения предусмотрена обязательность направления органом местного самоуправления копии решения о резервировании земель и прилагаемой к нему схемы земельного участка в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также обязательность государственной регистрации ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пунктов 2 и 3 статьи 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Обязательными приложениями к документам, представляемым для регистрации ограничений прав, являются:
1) правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки;
2) кадастровые паспорта образуемых земельных участков.
Необходимость кадастрового паспорта, в свою очередь, влечет необходимость индивидуализации участка, определения его конкретной площади, земельных границ и постановки на кадастровый учет.
По своей сущности резервирование земельного участка влечет ограничение прав других пользователей (возможных пользователей) на данный участок. Данное обстоятельство в силу пункта 6 статьи 56 Кодекса также обязывает провести регистрацию ограничения прав других землепользователей, обусловленную возникшей занятостью земельного участка для муниципальных нужд на определенный срок, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В связи с этим Арбитражный суд находит неосновательными возражения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области в части отсутствия нарушения оспариваемым постановлением прав других землепользователей. На трехлетний срок резервирования земельный участок исключается из гражданского оборота, что явно затрагивает права землепользователей.
В заявлении прокурора области обоснованно отмечено, что неопределенность границ зарезервированного земельного участка и места его расположения не позволяет сдачу в арендное пользование или в собственность находящихся рядом земельных участков. Сложившаяся ситуация ограничивает права хозяйствующих субъектов на пограничное землепользование, что создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии принятого главой муниципального образования Постановления от 28.04.2009 № 182 требованиям действующего земельного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при установлении Арбитражным судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту и нарушения при этом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьями 167, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительным, как не соответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", Постановление главы муниципального образования - Ухоловский муниципальный район Рязанской области от 28 апреля 2009 года № 182 "О резервировании земельного участка".
Обязать главу муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов землепользователей, вызванные принятием Постановления от 28 апреля 2009 года № 182 "О резервировании земельного участка".




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.05.2010 № А54-3398/2009-С20
<Заявленные требования о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления удовлетворены, поскольку неопределенность границ зарезервированного земельного участка и места его расположения не позволяет сдать в арендное пользование или в собственность находящиеся рядом земельные участки>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru