Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ДОКЛАД

от 22 марта 2011 года

О СОСТОЯНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ В 2010 Г.

Вступление

В современных условиях возрастает роль гражданского общества, уровень развития которого становится одним из решающих факторов политического, экономического, научно-технического развития страны. Задача модернизации экономики и общества в России не может быть решена без вовлечения в этот процесс как можно больше творческих, свободных и активных граждан.
В Алтайском крае имеются многие условия для развития гражданского общества: соответствующая нормативная база, многопартийный парламент, независимые СМИ, некоммерческие организации, активное бизнес-сообщество и профсоюзы. Свое пятилетие скоро отметит и Общественная палата края, накопившая немалый опыт по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее актуальных вопросов социально-экономического развития региона, защиты прав граждан.
Необходимость преодоления кризисных явлений в 2010 г. способствовала повышению роли гражданского общества, росту активности граждан. Для кризисных периодов рост гражданской активности - характерное явление для стран с развитыми демократическими институтами. В России в этот период проявилась своя специфика. Так, в самой острой фазе кризиса - в 2009 г., в докладе "О состоянии гражданского общества в Алтайском крае" отмечалось снижение гражданской активности и роли ее представителей. На этапе преодоления кризиса, каким стал 2010 г., в крае стала проявляться более типичная для развитых стран мира модель антикризисного поведения общества - рост гражданской активности. Причинами ее роста стали не только снижение уровня жизни, связанного с падением производства, ростом безработицы и цен, снижением темпов роста реальных доходов граждан, но и продолжающиеся реформы местного самоуправления, бюджетной сферы, образования и здравоохранения, правоохранительных органов, рост налоговой нагрузки на бизнес. Если в 2009 г. для общества характерен был уход в решение частных вопросов, связанных с ухудшением ситуации в экономике и социальной сфере, то 2010 г. стал годом нарастания общественной активности. Об этом, в частности, свидетельствовали и результаты социологических исследований. Так, потенциал протестной активности граждан края, по результатам исследования "Социокультурный портрет Алтайского края: специфика приграничного агропромышленного региона России", организованного факультетом социологии АлтГУ при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Алтайского научно-образовательного комплекса, составил 43,5% при общероссийском показателе 47%.
Власти края, улавливая эти тенденции, кроме программы антикризисных мер, активных действий по формированию нового имиджа края, повышению его инвестиционной привлекательности, предложили ряд мер для расширения форм участия граждан в управлении регионом и активизации общественного контроля. Так, при управлениях администрации края стали создаваться общественные совещательные органы, увеличилась грантовая помощь общественным организациям. Результатом стала возможность расширения диалога общества с исполнительной и законодательной властью региона, Ассоциацией муниципальных образований края. Проявлениями этого диалога стало обсуждение проблем, связанных с обеспечением ветеранов войны жильем, увеличением количества мест в детских садах, снижением уровня безработицы, решением социальных вопросов, социально-экономическим развитием алтайского села, ростом тарифов на услуги ЖКХ. После годичного перерыва состоялся форум предпринимателей Алтайского края, более активно стала работать Общественная палата, опираясь в работе на активные общественные организации. Несколько крупных акций провели профсоюзы, требовавшие повышения заработной платы для работников бюджетной сферы. Власти края там, где были правомочны решать возникающие проблемы, находили пути их решения. Так, например, был отменен платный проезд по мосту через р. Обь - решение, которого давно добивалось общественное объединение автомобилистов, создана комиссия, на которой стали рассматриваться вопросы переоценки кадастровой стоимости земли.
Неоднозначно в обществе были восприняты инициативы по реформе местного самоуправления и отмене выборности глав муниципалитетов. У многих граждан нет ясного понимания: каким образом изменения в Уставах муниципалитетов, замена выборных глав на сити-менеджеров позволят снизить влияние на местную власть определенных бизнес-группировок, повысят ответственность власти при решении местных вопросов, расширят участие граждан в деятельности органов местного самоуправления. Требует совершенствования практика проведения публичных слушаний. Недопустимо, когда желающие граждане не могут принять в них участие, высказать свою точку зрения. Ряд экспертов полагает, что муниципальная реформа, особенно на примере Барнаула, способствовала росту разочарования граждан и снижению активности гражданского общества в крае. Часть общественников, не согласных с изменениями процедуры формирования палаты, заявили о формировании новых объединений общественников.
Растущие цены на топливо были одним из побудительных мотивов повышения активности общественных объединений в сфере АПК. Возросла активность обманутых дольщиков. По-прежнему граждане крайне негативно откликаются на факты точечной застройки, особенно в Барнауле. Проводимые акции свидетельствуют не только об остроте проблемы, но и отсутствии желания слышать друг друга, искать компромиссные решения. В большинстве случаев политические партии, будучи частью гражданского общества, с запозданием реагируют на такие инициативы граждан. Это одна из причин застоя партийно-политической системы.
Чувство солидарности и ответственности является одним из проявлений зрелости гражданского общества. В этой связи нельзя не вспомнить согласованные действия граждан, власти, общественных объединений по оказанию помощи пострадавшим от пожара в с. Николаевка. Другой пример конструктивного сотрудничества власти, Общественной палаты, журналистского сообщества - акция "Помоги ребенку" и музыкальный благотворительный марафон "Так просто услышать!".
Социально-экономические итоги 2010 г., действия органов власти и бизнеса по преодолению кризиса, поведение граждан и деятельность некоммерческих объединений дают конкретный материал для анализа состояния и развития гражданского общества. При подготовке доклада Общественной палатой края были организованы три дискуссионные площадки по важнейшим проблемам развития экономики, социальной сферы, гражданского общества. Мнения экспертов, результаты социологических опросов в России и крае, деятельность палаты, некоммерческих объединений края легли в основу этого доклада.

Раздел I
ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

По данным Управления Министерства юстиции РФ по Алтайском краю, на 1 января 2011 г. в крае зарегистрировано 2228 некоммерческих организаций. По-прежнему, как и все последние годы, наблюдался процесс сокращения некоммерческих организаций. По итогам 2010 г. их количество сократилось на 187. По структуре НКО численность общественных объединений распределяется следующим образом: 703 общественные организации, 333 профсоюзные организации, 71 общественный фонд, 23 общественных движения, 116 структурных подразделений различных международных, общероссийских и межрегиональных организаций. Кроме того, в крае действует 707 некоммерческих организаций (фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, учреждений, территориальных общественных самоуправлений, объединений адвокатов, казачьих обществ). В крае - 243 религиозные организации и 7 отделений политических партий. Среди общественных объединений больше всего зарегистрировано спортивных организаций (241).
Сокращение численности общественных объединений связано в первую очередь с прекращением их деятельности. По решению суда в крае ликвидировано 423 некоммерческие организации, годом ранее - 358 организаций, большинство из них практически не вели никакой деятельности и не представили соответствующие отчеты.
В то же время по сравнению с 2009 г. со 180 до 265 возросло количество вновь зарегистрировавшихся некоммерческих организаций. Постепенно идет рост общественных объединений в сельской местности. Продолжается процесс регистрации саморегулируемых организаций.

Взаимоотношения с властью

В 2010 г. в Алтайском крае продолжались процессы выстраивания системы взаимодействия власти и некоммерческих организаций. В администрации края было создано новое структурное подразделение - департамент администрации края по связям с институтами гражданского общества.
С принятием в конце 2009 г. поправок в краевой Закон "Об Общественной палате Алтайского края" усилилось влияние органов власти на ход формирования Общественной палаты края. Если предыдущие два состава палаты формировались прямым рейтинговым голосованием представителей общественных объединений на краевой конференции, то с вступлением поправок губернатор края получил квоту в 15 членов палаты из 50. Стоит отметить, что 9 человек, из утвержденных губернатором по предложению общественников, были избраны членами палаты предыдущего созыва на краевой конференции общественников.
Общественная палата Алтайского края третьего созыва сформулировала приоритеты, определила план действий на 2010 г. и неуклонно ему следовала, опираясь в первую очередь на мнения общественных объединений, делегировавших в палату своих представителей, и интересы граждан. Все эти годы рос интерес к Общественной палате со стороны общественных объединений края. Так, в 2006 г. о своем желании стать членом Общественной палаты заявили представители 52 НКО, в 2008 г. - 74, в 2010 г. уже 84 представителя НКО боролись за представительство в Общественной палате региона. Это свидетельствует о возрастании интереса к новому формированию, повышению его общественного веса в жизни Алтайского края.
Одновременно власть и общество искали новые формы диалога и взаимодействия. Так, 2010 г. стал годом создания Общественных советов при управлениях и комитетах администрации края. Представители общественности получили возможность более широкого влияния на формирование политики на уровне структурных подразделений администрации края, однако об эффективности работы этих советов говорить пока преждевременно. В то же время и здесь накапливается положительный опыт, который еще предстоит изучить. Ближайшая задача - налаживание взаимодействия Общественной палаты и Общественных советов. Эта работа позволит повысить подотчетность деятельности исполнительных органов, полнее учесть интересы граждан при формировании политики ведомств.
В 2010 г. стал действовать и Совет старейшин при губернаторе края, в который вошли жители края, имеющие особые заслуги в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности. На заседаниях совета поднимаются важнейшие вопросы социально-экономического развития региона. В минувшем году создан и начал действовать Совет по этнокультурному развитию, в рамках которого представители национальных диаспор и общественных организаций смогут влиять на принимаемые властью решения.
В 2010 г. Общественная палата, общественные организации стали теснее взаимодействовать с Алтайским краевым Законодательным собранием (АКЗС). Состоялась встреча членов палаты и руководства АКЗС, на которой были определены основные направления взаимодействия. Сегодня представители палаты представлены во всех комитетах АКЗС, участвуют в заседаниях краевого парламента, его комитетов, публичных слушаниях.
Особое внимание уделяется формированию бюджета Алтайского края - основного финансового документа края. Становится традицией для выработки позиции Общественной палаты по бюджету учитывать мнение общественных организаций. Так, в минувшем году более десяти общественных организаций через Общественную палату внесли свои предложения в проект бюджета края. К сожалению, результативность этих предложений пока невелика. Общественности еще предстоит более последовательно и компетентно защищать интересы социальных групп, которые они представляют.
В 2010 г. расширялась практика проведения общественной экспертизы. Право проведения экспертизы гарантируется ст. 25 Закона Алтайского края "О правотворческой деятельности" и Законом "Об Общественной палате Алтайского края". Всего прошли общественную экспертизу 28 проектов решений органов власти. В данной работе приняло участие 32 общественных формирования. На слушаниях Общественной палаты была дана отрицательная оценка федеральному законопроекту "Об образовании" и предлагаемым образовательным стандартам. В ходе общественных экспертиз давались оценки состояния и развития спорта, здравоохранения, материнства и детства, молодежной политики, охраны окружающей среды, обеспечения жильем молодых семей, ветеранов войны, детей-сирот. Пока общественным организациям края не хватает последовательности и настойчивости в выполнении рекомендаций, вырабатываемых на подобных слушаниях. Имеются случаи, когда и органы власти, несмотря на явное нарушение прав граждан, решение судов, позицию общественников, игнорируют законные права граждан. Так, например, на протяжении года жители п. Ерестной отстаивали возможность пользования частью Барнаульского ленточного бора, примыкающего к поселку. Арендаторы вопреки законодательству у них отняли это право, отгородив участок леса в 10 га высоким каменным забором. Несмотря на решение суда, неоднократные обращения Общественной палаты с требованиями убрать забор, решение не выполняется.
Или вот такой пример бюрократического равнодушия. Несмотря на миграционный отток людей из края, наши отдельные сограждане не могут десять и более лет получить право на гражданство. Органы миграционной службы, вместо того, чтобы действовать в интересах людей, инициировать изменения в закон о миграции в подобных случаях, продолжают действовать в рамках ведомственных интересов.
Если на краевом уровне вопросы взаимодействия власти с институтами гражданского общества претерпели изменения, то на местном уровне остается немало проблем. Более системно эту работу пытается строить администрация г. Барнаула, принявшая целевую программу "Развитие общественных инициатив в г. Барнауле на 2010 - 2012 годы".
В городах и районах края при участии местных органов власти формируются собственные Общественные палаты и общественные советы. Активность и самостоятельность подобных образований не всегда находится на высоком уровне. Не отсюда ли низкая действенность общественного контроля за органами власти, факты нецелевого использования бюджетных средств, проявление коррупции? В ряде муниципалитетов взаимодействие с НКО налажено все еще очень слабо. Так, например, в Заринске инициативу собрания лидеров общественных объединений города, участие в нем трех членов Общественной палаты края проигнорировали и глава города, и глава администрации города. На собрании общественники заявили о создании Общественного совета города. Без должного внимания некоторых глав муниципалитетов остаются вопросы материальной поддержки НКО, выделения им помещений.
Главам администраций городов и районов края следует изучать положительный опыт деятельности Общественных советов. В частности, Общественному совету при главе администрации Калманского района удалось завоевать заслуженный авторитет и у власти, и у общества. В результате работы совета улучшилась координация деятельности общественников, повысилась их влияние на принимаемые в районе решения.

Грантовая политика

Одной из главных причин "сворачивания" некоммерческого сектора стало заметное сокращение финансирования деятельности НКО. Сократилась поддержка как со стороны иностранных фондов, так и со стороны российского бизнеса, который в условиях преодоления кризиса сворачивал свои благотворительные программы. В этих условиях администрация края увеличила размеры государственной поддержки НКО. Так, 28 общественных организаций получили из бюджета края 2 млн. 300 тыс. руб. В отдельных муниципалитетах (Барнаул, Бийск, Новоалтайск, Ребрихинский район) нашли возможность поддержать НКО и из местного бюджета. Грантовая поддержка также оказывается НКО, работающим в области молодежной политики, в сфере культуры и предпринимательства. В итоге возрос интерес со стороны НКО к участию в грантовой поддержке краевой и муниципальной власти. Последние три года возрастало количество участников, номинировавшихся на гранты администрации края. Если в 2007 г. на конкурс были поданы заявки от 34 НКО, то в 2010 г. в конкурсе уже участвовала 71 организация. Втрое выросло и количество заявок, подаваемых местными организациями. Администрация края и конкурсная комиссия по грантам, в которую входят и представители общественности, поддержали такие инициативы общественников, как борьба с сельскохозяйственными палами (Экологический клуб АлтГУ), новогодний бал для многодетных семей (региональное отделение общественной организации "Много деток - хорошо!"), проект "Университет пожилого человека" РОО "Союза пенсионеров России" и многие другие. Почти каждый четвертый проект, ставший победителем, был представлен общественными объединениями инвалидов.

Развитие социального партнерства и роль профсоюзов

Одними из главных социальных категорий в обществе являются труд и достойный уровень оплаты труда. Основным видом социального партнерства в данной сфере является взаимодействие власти, работодателей и профсоюзов.
Экономический кризис обострил ситуацию в трудовых коллективах. И это несмотря на все имеющиеся в крае нормативные документы в области социального партнерства. В крае действует Закон "О социальном партнерстве в Алтайском крае", заключено трехстороннее соглашение на 2011 - 2013 гг., заключено 71 трехстороннее соглашение в муниципальных образованиях, около 6000 коллективных договоров в организациях и на предприятиях, из которых около 3000 с участием профсоюзов.
Тем не менее, в области социального партнерства остаются серьезные проблемы. Многие люди труда полагают, что нарушается принцип социальной справедливости при распределении общественного богатства и прибыли предприятий. Проявляется гражданская незрелость отдельных работодателей, предпочитающих быструю личную наживу. Глубокие контрасты в материальном положении работающего населения и работодателей остаются главным препятствием в эффективности социального диалога. Растет разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными, в полтора - два раза превышающая общепринятые цивилизованные нормы.
Сегодня еще рано говорить об успехах социального партнерства, подразумевая под этим только своевременную выплату заработной платы, снижение задолженности, рост пенсий, пособий и др. В цивилизованных странах это давно - норма. У нас же МРОТ по-прежнему в несколько раз меньше нормального прожиточного минимума человека: до сих пор большое количество работающих за полный рабочий день получает всего 4330 рублей! Это особенно касается работников бюджетной сферы: народного образования, начального профессионального образования, здравоохранения, культуры, у которых более двух лет не индексировалась заработная плата. Несмотря на возросшие темпы роста заработной платы в Алтайском крае в 2010 г., по сравнению с другими сибирскими регионами (2-е место) средний размер заработной платы по-прежнему остается одним из самых низких. Низкая заработная плата вынудила бюджетников выйти на улицы столицы Алтайского края с акцией протеста осенью 2010 г. Краевой, федеральной и местной власти, бизнес-сообществу, самим гражданам предстоит еще многое сделать для повышения жизненного уровня жителей края.
На этапе преодоления кризиса по-прежнему очень сложно работать профсоюзам. С одной стороны, идет сокращение членства в профсоюзах, с другой - капитал хочет побыстрее восстановить потерянное в ходе кризиса, сокращает и работников, и фонд заработной платы. Профсоюзы и трудовые коллективы обеспокоены инициативами некоторых объединений работодателей о 60-часовой рабочей неделе, упрощении процедур сокращений, приоритете срочных трудовых договоров, чему они давали принципиальную критическую оценку.
Ситуация еще сильнее может обостриться в 2011 г., который начался с необоснованно высокого роста цен на топливо и тарифы естественных монополий, что неизбежно сказывается на росте потребительской корзины, услуг ЖКХ. Профсоюзы и общественность края не раз отмечали, что инфляционные процессы в стране и крае не имеют реальных экономических предпосылок, часто объясняются сговором производителей, слабой работой антимонопольных органов и правительственных ведомств, жадностью тех, кому глубоко безразличны интересы людей.
В сложившейся ситуации свою долю ответственности признают и профсоюзы. Ставятся задачи повышения исполнительской дисциплины за принимаемые решения, большей последовательности в реализации принципа единства и солидарности. Порой явные нарушения со стороны работодателей, факты несвоевременной выплаты заработной платы не становятся предметом быстрой и острой реакции профсоюзов. Профсоюзы края на своей предстоящей краевой отчетно-выборной конференции не только утвердят своего руководителя, но и примут программу действий по защите интересов человека труда. Подвижки к этому уже есть: активизировалась работа Ассоциаций профсоюзов промышленных и внебюджетной отраслей, профсоюзов бюджетной сферы, более системно стала проводиться работа с молодежью, с профсоюзным резервом. Профсоюзы в условиях рыночной экономики все сильнее отдают отчет в том, что их приоритеты - это борьба за интересы наемных работников: достойная оплата за труд, занятость и безопасность людей труда.

Раздел II
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОТЕНЦИАЛ ИХ ВЛИЯНИЯ
НА ПРОБЛЕМЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ КРАЯ

Структуры гражданского общества
и защита экономических интересов граждан

2010 г. был во многом противоречивым. С одной стороны, экономика начала преодолевать последствия кризиса. Реальная зарплата в среднем по региону несколько подросла. С 1 января правительство провело валоризацию трудовых пенсий, после чего пенсии дважды индексировали. С другой стороны, структуры гражданского общества в 2010 г. активизировались, при этом активность зачастую проявлялась в виде протестных выступлений.
Недореформированность ЖКХ. Реформа жилищно-коммунального хозяйства, запущенная в 2005 г., и сегодня остается одним из побудительных мотивов к объединению граждан. 2010 г. отмечен созданием ряда некоммерческих организаций в сфере ЖКХ.
Продолжали создаваться ТОСы (территориальные органы самоуправления населения), которым ставится задача заниматься благоустройством микрорайонов. В то же время ТОСы, как правило, создаются под давлением властей. Более того, ТОСы породили новые проблемы. Ситуация обострилась в конце 2010 г., когда суды начали принимать решение об обязательности платежей жильцов в ТОСы на строительство инфраструктурных объектов, чистку и освещение улиц. Тема не раз становилась предметом разбирательств инициативных граждан, обращавшихся в суды с требованием признать незаконными денежные требования.
В Бийске продолжала расширяться деятельность Ассоциации по защите прав и интересов собственников жилья, в которую входит более 80 ТСЖ, ряд подрядных организаций. Ассоциация ведет просветительскую работу и уже сегодня активно формирует политику на ресурсно-снабжающем рынке Бийска. В Яровом, Рубцовске создаются и неформальные объединения жильцов. Федеральный закон № 185-ФЗ оказал существенное влияние на темпы и качество обновления коммунальной сферы Алтая. В то же время недовольство многих граждан вызвало ненадлежащее качество капремонта жилых зданий, были и большие претензии к качеству построенных домов, в которые переселили жильцов аварийных домов (например, в п. Лесной Барнаула).
В 2010 г. граждан волновали и вопросы выбора управляющих компаний: из-за проблем, заложенных в законодательстве, к управлению нередко приходят компании, задача которых заработать на платежах жильцов, а не оказывать качественные услуги.
Тарифное регулирование Губернатор воспринял предложения Общественной палаты края, рекомендовавшей создать отдельное краевое управление по тарифам: управление было создано. Однако деятельность его в 2010 г. была непрозрачной для общества. И хотя при управлении начал работать Общественный совет, произошло это только в 2011 г. При этом в состав совета не включены представители крупной группы потребителей услуг ЖКХ - населения.
Можно утверждать, что в том числе отсутствие общественного контроля стало причиной решения о значительном (на 22%) повышении тарифов для сетевых энергокомпаний. Решение было принято исходя из необходимости модернизации сетевого хозяйства. В то же время контроль за инвестиционной деятельностью сетевых компаний оставляет желать лучшего.
Еще одна проблема - рост околотарифных расходов. Это острейшая проблема касается и частных лиц, и предпринимателей. Деньги берут за все: вначале за подключение теплосчетчиков, потом за их поверку. Не решен вопрос с обоснованностью поборов за техническое подключение к сетям Горэлектросети и Водоканала. Стоимость замера напряжения Ростехнадзором в рядовом киоске обходится от 5 до 8 тыс. рублей. Предприниматели оплачивают перерасход и недорасход запланированных объемов электроэнергии, в целом дополнительные платежи увеличивают размер оплаты еще на 15 - 20%. Складывается ощущение, что в Барнауле требования к сточным водам выше, чем к питьевой воде. За нарушение могут привлечь к штрафам в десятки и сотни тысяч рублей.
В 2010 г. в ряде городов и районов края коммунальные компании пытались навесить на граждан в ряде муниципалитетов потери на внешних по отношению к дому теплосетях. В 2010 г. такие попытки стали причиной массовых выступлений граждан в Рубцовске.
Неустойчивость экономики. Резкое падение цен на урожай 2009 г. привело к "крестьянскому бунту": фермеры из 11 районов края, собравшись в Панкрушихе в начале года, подписали обращение к Президенту России с просьбой повлиять на ситуацию на рынке. В дальнейшем они приняли решение выйти из Союза крестьянских (фермерских) формирований края и создать альтернативное объединение, к объединению привлекли и новосибирцев. Появление этой активной группы создало на короткое время конкуренцию на этом поле: участникам акции поступило приглашение вступить в давно созданный "Агропромсоюз" - с тем, чтобы возродить это объединение как общественную структуру по защите интересов крестьян.
Летом цены на сельхозпродукцию стали расти из-за аномальной засухи в Центральной России, и протестные настроения в основном были исчерпаны, вступление в "Агропромсоюз" так и не состоялось. Однако от роста цен пострадавшим оказалось другое звено цепочки - зернопереработчики: начался масштабный вывоз зерна в другие регионы, а правительство РФ запретило экспорт зерна и муки, что дополнительно ударило по алтайским экспортерам муки. Здесь отметим традиционно высокую активность Союза зерноперерабочиков Алтая, усилиями которого в том числе удалось добиться отмены запрета на вывоз муки с начала 2011 г. и пролонгации льготных тарифов на железнодорожные перевозки зерна и муки.
Разбалансированность социальной политики. Рост социальных обязательств (пенсий, социальных выплат) не сопровождался повышением поступлений во внебюджетные фонды, из-за чего возник дефицит пенсионного и других социальных фондов. Спад экономики 2008 - 2009 гг. только усугубил эту разбалансированность. В то же время инфляция "съела" значительную часть повышения социальных выплат. При уровне инфляции 2010 г. в 8,8% минимальный набор продуктов питания в регионе подорожал на 26,8%. Адекватной реакции государства на эту проблему пока не наблюдается: власти занимаются мониторингом цен, антимонопольная служба выявляет сговоры, ценами пытаются управлять "вручную". В 2010 г. рост цен стал предметом ряда массовых протестных выступлений в Алтайском крае, часть из них была организована профсоюзами. Участники митингов требовали адекватной оценки стоимости труда работников бюджетной сферы.
Нагрузка на бизнес. С 1 января 2011 г. вступило в силу решение федеральных властей о значительном увеличении ставок страховых взносов для предпринимателей. Это очень болезненно было воспринято в предпринимательском сообществе региона и стало темой ряда выступлений Алтайского союза предпринимателей (АСП), заявившего об ухудшении климата для развития бизнеса. Бизнес еще не наработал средств, достаточных для покрытия убытков прошлых лет, не достиг докризисного уровня рентабельности производств, а на его скромные бюджеты уже навешивают непосильные нагрузки. В ноябре 2010 г. АСП и Общественная палата края при поддержке общественных объединений работодателей провели внеочередной форум. Итогом стала резолюция в адрес Президента РФ. Выступления не были бесполезными: в декабре в закон внесены поправки о льготах для части налогоплательщиков. Готовятся и другие изменения.
Переоценка кадастровой стоимости земель. Проведенная в 2009 г. переоценка кадастровой стоимости земли также вызвала недовольство среди групп предпринимателей: следствием ее был рост налогов или арендных ставок, а также перекосы при проведении переоценки. Тема обсуждалась на "круглом столе" Общественной палаты края, на внеочередном форуме предпринимательских объединений. Убедить чиновников подписать постановление по исправлению ошибок удалось, но лишь к концу третьего квартала. В администрации края была создана рабочая группа, призванная решать проблемы переоценки. В то же время принятые правительством изменения в закон об оценочной деятельности, которые помогли бы устранить ряд перекосов, пока не работают.


Молодежь края имеет возможность влиять на формирование молодежной политики через Молодежный совет при губернаторе края, представителей молодежи в Общественной палате, краевой и муниципальные молодежные парламенты. С участием молодежи в крае шла реализация комплексной программы в сфере молодежной политики "Молодежь Алтая" на 2007 - 2010 гг.
На краевом уровне реализация программы позволила систематизировать основные направления и подходы по широкому спектру молодежных вопросов. Сохранение и развитие практики студенческих отрядов, пропаганда здорового образа жизни, профессиональные конкурсы, повышение квалификации специалистов, молодежное творчество, работа с молодыми группами "особого внимания", поддержка талантливой молодежи - реализация этих направлений позволила вывести работу с молодежью на новый, устойчивый уровень. Центр патриотического воспитания, краевой Совет ученых и специалистов, сборная команда КВН Алтайского края, которая уже появлялась в эфире Центрального телевидения, отмеченный Президентом РФ социальный рекламный проект "Они родились третьими..." - эти и многие другие проекты появились и реализуются в рамках программы "Молодежь Алтая".
В ноябре 2010 года принята новая ведомственная целевая программа "Молодежь Алтая" на 2011 - 2013 гг., которая продолжит развитие основных направлений предшествующей четырехлетней программы.
Приоритетным направлением современной молодежной политики является добровольчество. Наибольшее значение для развития социальной компетентности имеют добровольческие проекты. Одним из ярких примеров такой инициативы является проект "Живи как мы", который проводился в 2010 г. Сибирской спортивной лигой "СТИК" и Фондом "Юные дарования".
В программе "Молодежь Алтая" уделено большое внимание развитию добровольческой деятельности молодежи, созданию условий повышения конкурентоспособности молодых людей на рынке труда, вовлечение их в программы по развитию управленческого потенциала и молодежного предпринимательства. В Алтайском крае введены и активно распространялись "Личные книжки волонтера", позволяющие не только закрепить за молодым человеком официальный статус добровольца, но и фиксировать его трудовой добровольческий стаж, вносить сведения о поощрениях и дополнительной профессиональной подготовке. Со временем этот шаг должен повысить социальную активность молодежи и существенно отразиться на появлении новых инициатив, а также повысить значимость общественной работы как возможности получения признаваемого потенциальным работодателем опыта.
К настоящему моменту развитие данного направления получило поддержку и от органов исполнительной власти. Следует отметить, что в Алтайском крае на протяжении уже нескольких лет успешно развивается ряд общественных организаций, работающих в сфере добровольчества: "Поддержка общественных инициатив", "Позитивное развитие", Региональная общественная организация "Сибирская инициатива", Алтайский краевой общественный фонд "Молодежный фонд Алтая", Алтайский краевой фонд социальной поддержки и гражданских инициатив и др.
Алтайский край постепенно становится площадкой для проведения крупных молодежных мероприятий. С апреля 2010 г. на территории Алтайского края (18 районов и 3 города) реализовывалась программа "Алтай - территория будущего!", организатором которой выступил Молодежный парламент Алтайского края. Данная программа смогла объединить многие молодежные движения региона. В работе муниципалитетов и выездных мероприятиях активное участие принимали студенческие строительные отряды, профсоюзные организации, студенческие правительства, что говорит о существовании в регионе молодежной команды, готовой совместно работать на благо региона.
В июне 2010 г. на территории особой экономической зоны "Бирюзовая Катунь" прошел Международный молодежный форум "АТР. Сибирь - 2010". Участниками форума стали 1500 человек из 30 регионов России. В сентябре 2010 г. прошли II Фестиваль и Спартакиада студенческих строительных отрядов Сибирского федерального округа, а в октябре в городе-курорте Белокуриха состоялся II Всероссийский слет сельской молодежи. Данные мероприятия будут иметь свое продолжение и в этом году.
Для молодежи Алтайского края важен вопрос организации (квотирования) рабочих мест для выпускников вузов, ссузов, учреждений начального профессионального образования, что может уменьшить отток молодежи из края. Необходимо предусмотреть меры поддержки для молодых специалистов в сфере культуры и спорта. На селе требуется более последовательная политика поддержки малого предпринимательства. Также необходимо более широкое информирование о проводимых программах, проектах в сфере молодежной политики, разработка отдельных телевизионных программ, еженедельных рубрик, посвященных деятельности молодежных структур.

Экологические проблемы Алтайского края
и роль общественных организаций

В прошедшем году ряд факторов дали импульс развитию гражданского общества в сфере экологии и защиты окружающей среды. Были созданы и достаточно успешно работают советы при управлении лесами Алтайского края, управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. В эти советы вошли НКО, которые уже имеют опыт работы в данной сфере, сформировали экспертный и общественный потенциал, имеют связи в регионах, провели успешные акции. Так, например, при проведении "круглого стола" по проблеме лесов и лесополос Алтайского края (декабрь 2010 г.) был определен ряд ключевых вопросов, которые получили затем свое разрешение. Было отмечено, что состояние лесополос в Алтайском крае резко ухудшается, что может привести к ухудшению плодородия почв и пыльным бурям. Подготовленное экспертное решение и широкое освещение этой проблемы в прессе в результате привело к тому, что данная тема стала активнее обсуждаться на уровне администрации края и, в конце концов, было принято постановление Алтайского края по данному вопросу. Другая тема, связанная с состоянием лесов, рассматривает возможность привлечения средств в эту отрасль по линии Киотского протокола. В связи с этим накопленный опыт в этом направлении Управлением лесами АК (создание Чупинского бора, Шипуновский район) был представлен на Глобальном форуме по изменению климата в Канкуне, Мексика (Фонд "Алтай - XXI век"); удалось включить Алтай в Международный исследовательский и научно-практический грант в качестве пилотной территории. По результатам этой работы будет оценен вклад Алтая в глобальный процесс изменения климата, сформулированы предложения по перспективным инвестиционным проектам в лесной отрасли. Этот проект инновационный, в России выполняется впервые. В рамках данной работы была подготовлена встреча по инвестиционному проекту переработки древесных отходов (строящиеся лесоперерабатывающие комбинаты в Рубцовске и Камне-на-Оби) с привлечением специалистов и инвесторов из Польши.
Управлением лесами и управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с общественными и научными организациями (биофак АлтГУ, Геблеровское экологическое общество) запланирована на 2011 г. работа по научному обоснованию нескольких заказников на территории края в качестве особо значимых и приданию им федерального статуса.
Нерешенными остаются проблемы пригородных лесов в Алтайском крае, не определен их статус. Необходимо, по мнению экспертов и общественности, в пригородных лесах создать природные парки.
Оценивая работу НКО в Общественных советах при управлениях Алтайского края, можно заметить, что Управление охотничьего хозяйства Алтайского края пыталось сформировать совет без привлечения общественных организаций, успешно работающих в данном направлении.
Большой экологической проблемой края является браконьерство во всех видах. Комиссия по вопросам экологии и здоровья ОПАК сформировала рабочую группу по отслеживанию и активному общественному участию в вопросе браконьерской рыбалки. В него вошли активисты и общественные объединения рыбаков-любителей края. Ими проведены совместные рейды, направлены сообщения о браконьерской ловле, ведется анализ законодательства в это сфере.
Большую озабоченность общественности вызывают последствия ракетно-космической деятельности на Алтае. По этой проблеме организации районов южной части края проводят акции, слушания, осуществляют сбор и публикацию материалов (НКО "За безопасность ракетно-космической деятельности на Алтае", Змеиногорск).
В области развития детского экологического движения были осуществлены следующие акции: сибирская детская экологическая экспедиция "Начни с дома своего", включенная в план работы ОПАК. Она проводилась совместно с ОП региона.
Проведены экологические уроки и занятия по проблеме энергосбережения в школах края (Фонд "Алтай - XXI век", газета "Природа Алтая"). Организован Международный сибирский детский экологический палаточный лагерь.
Экологические организации края участвуют в межрегиональных объединениях, проектах и акциях, например, в коалиции научных и общественных организаций, объединенных вокруг планов прокладки газопровода "Алтай" по СФО.
Экологические проблемы освещаются главным образом в медиаресурсах газеты "Природа Алтая", Фонда "Алтай - XXI век" на http:fondaltai21.ru.

Культура

Основные мероприятия в сфере культуры в 2010 г. были посвящены 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году учителя в России. На хорошем уровне прошли мероприятия ежегодного Всероссийского фестиваля "Шукшинские дни на Алтае" и Всероссийского Шукшинского кинофестиваля, посвященных памяти писателя, кинорежиссера, актера В.М.Шукшина. В пятый раз в регионе состоялась ежегодная акция "Музейная ночь", направленная на активизацию интереса жителей города и края к культурному наследию Отечества.
В 2010 г. продолжали активно действовать общественные организации - творческие союзы. Произошло объединение двух краевых писательских организации в одну - общественную Алтайскую краевую писательскую организацию.
Краевой организацией Союза художников проведено 13 выставок, из них 5 - краевых, их посетило 27,9 тыс. человек. Самые значимые выставки посвящены 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию Алтайской краевой организации Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России". В юбилейной выставке союза участвовали 127 художников края. В 2010 г. осуществлен закуп картин алтайских художников на сумму более 1 млн. 700 тыс. рублей для государственных музеев и государственных учреждений культуры края.
Алтайская организация Союза театральных деятелей осуществила проекты чествования театральных династий, вечера памяти артистки М.Генераловой к ее 110-летию, театральных деятелей XX века "Светлые образы сцены моей", "Учителю и другу".
Более 100 мероприятий провел Музыкальный союз Алтайского края. Самые значимые были посвященные Году учителя: краевой конкурс исполнительского мастерства, в котором приняли участие 86 солистов и ансамблей из 34 городов и районов Алтайского края.
Заметными событиями в культурной жизни края стало возобновление после многолетнего перерыва концертов органной музыки, работа московских драматургов над документальной пьесой о деревенской жизни, строительство современного Дома культуры в Курье.
В крае реализовывался долгожданный и финансово емкий проект - реконструкция здания Дома культуры меланжевого комбината под краевой театр для детей и молодежи. Губернатор края, общественность прилагали максимум усилий, чтобы жители края получили не только прекрасно отстроенный театр, но и современное техническое сценическое оборудование. Однако, несмотря на позицию общественности, использование потенциала СМИ, авторитет художественного руководителя театра В.С.Золотухина и вмешательство Общественной палаты края, в результате конкурсных торгов был заключен контракт на поставку театрального оборудования, по мнению экспертов, не соответствующего современным требованиям.
Культурный фон, кроме мероприятий, проводимых крупными творческими общественными организациями, также оживлялся активными людьми, реализующих "принцип малых дел". Так, группа студентов и выпускников университета сняла фильм "КАДО", который получил диплом Международного фестиваля независимого кино "Дебоширфильм - Чистые грезы". Издательский дом "Алтапресс" организовал интернет-фестиваль "Стихи вживую", в котором участвовали и юные поэты, и признанные мастера. В краевой библиотеке регулярно проводятся заседания литературного клуба. Рубцовский городской благотворительный фонд "Развитие" уже третий год ставит благотворительные спектакли, в которых участвуют представители муниципальных органов власти и предприниматели. Молодые художники организовали акцию "Цветы". По ее итогам картины были подарены Барнаульскому дому престарелых. Архитекторами для Змеиногорского музея горнорудного дела был подготовлен проект музейного комплекса. Предпринимательское сообщество Алтайского края продолжало активно поддерживать достижения в гуманитарной сфере Демидовской премией, которая скоро отметит свой 20-летний юбилей. Примеры таких гражданских творческих инициатив можно увидеть в каждом районе Алтайского края.
Все большую роль в культурной жизни края играет и Интернет: художники выставляют арт-проекты, литераторы выкладывают стихи и повести. Люди больше не ждут чуда, пытаются что-то создать сами, а это и есть проявление развития гражданского общества.

Вопросы межэтнических отношений

Для многонациональной России, в том числе и для Алтайского края, вопросы межнационального взаимоотношения являются актуальными и имеют фундаментальное значение. От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Как правильно решать проблемы межнациональных отношений, которые периодически возникают в разных географических точках, мы пока еще только учимся.
В Алтайском крае, как и в целом по стране, ведется активный поиск в области установления толерантных отношений между народами и путей выхода из этнических кризисов. Можно констатировать, что общество приходит к пониманию ценности гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества.
В настоящее время на территории края зарегистрировано 56 национально-культурных общественных объединений. Из них 36 общественных объединений регионального и 20 местного уровней, 12 организаций российских немцев, 7 - казахских, 6 - кумандинских, 4 - азербайджанские, 3 - армянские, 3 - татарские, 2 - белорусские. Ресурсная база и организационный потенциал некоторых организаций пока еще невысок. Одним из действенных путей установления толерантных отношений между народами, в частности проживающими на Алтае, становится диалог культур. Через такой диалог люди различных национальностей больше узнают друг друга. Желательно, чтобы этот диалог состоялся как можно раньше, уже в детском возрасте, на ранней стадии формирования человека.
Через грантовую поддержку общественных организаций предпринимаются усилия по созданию в обществе устойчивых центров этнической толерантности. На фоне многочисленных Общественных советов по взаимодействию с общественными, религиозными и национальными объединениями, созданных при различных федеральных структурах и органах местного самоуправления, выделяется целенаправленная работа администрации Алтайского края и Барнаула по установлению диалога с национальными объединениями. В 2010 г. при администрации края создан и начал действовать Совет по этнокультурному развитию. У национально-культурных объединений появилась дискуссионная площадка, где они имеют возможность озвучить проблемы, которые возникают внутри диаспор, решать их при взаимодействии с властью и друг другом. Можно отметить также положительный опыт работы Общественного совета по взаимодействию с национальными объединениями при УФМС по Алтайскому краю. Здесь рассматриваются актуальные вопросы в сфере миграционной политики России. Это способствует более мягкой адаптации прибывающих в Алтайский край не только трудовых мигрантов, но и людей, планирующих остаться в России и принять ее гражданство. Все это можно рассматривать как практические шаги со стороны органов власти по установлению межнационального диалога, решению возникающих проблем и вовлечению национальных диаспор в общественную жизнь Алтайского края.
Однако для дальнейшего развития межнациональных отношений важна четко выверенная краевая концепция межнациональных отношений. В ней должны быть и вопросы материальной поддержки национально-культурных центров, как это делается во всем мире. Существующая на сегодняшний день грантовая поддержка национальных объединений, при всей их полезности, не решает проблему финансовой устойчивости многих организаций. Без стабильной финансовой поддержки национальным объединениям трудно выживать.
В крае мы все вместе должны выстроить межнациональные отношения в духе взаимоуважения, взаимодоверия, взаимотерпимости и равноправия. Нужна продуманная, целенаправленная и, главное, честная, без заигрываний, большая работа органов власти с различными национальными объединениями. Важная роль в достижении этих целей принадлежит и средствам массовой информации.

Состояние благотворительной деятельности в Алтайском крае

Благотворительность является одним из основных камней в фундаменте здания гражданского общества. Несомненно, благотворительность влияет на развитие гражданского общества, но в той своей части, где она созидательна и инициативна. Добровольческая и благотворительная деятельность меняет человека, делает его лучше, заставляет изменить отношение к жизни.
Благотворительная деятельность в Алтайском крае многообразна по формам и проявлениям. Имеет место корпоративная благотворительность, когда алтайские предприятия берут под опеку социальные учреждения. Осуществляется сбор частных пожертвований как инициативными группами, так и благотворительными фондами. В последнее время к сбору частных пожертвований с использованием современных технологий подключились крупные финансовые институты Алтайского края. Заметно стало проявление регулярной адресной благотворительной деятельности инициативных групп молодых людей. Это свидетельствует о том, что так же, как и в конце XIX - начале XX века, людьми движут три основных мотива пожертвований в пользу нуждающихся: одни делают их из соображений религиозных, другие - патриотических, третьи - меркантильных (в надежде на государственные административные льготы и привилегии).
В крае почти отсутствуют механизмы, которые делали бы благотворительность системной, - наличие достаточного количества прозрачных благотворительных фондов с активно работающими наблюдательными и попечительскими советами, фондов местного сообщества, системы поощрений людей, активно и долговременно занимающихся благотворительностью. Да и в России в целом пока нет четкой системы государственного поощрения благотворительности, институтов, контролирующих и координирующих благотворительную деятельность. Данное положение дел подтверждает и исследование, проведенное московской социологической группой "Циркон" в Барнауле в мае - июне 2010 г. Как выяснилось в ходе обсуждения на фокус-группах и опросах, необходимость существования НКО и их работы в благотворительной сфере принципиально не отвергается, но полностью доверять данному институту респонденты не готовы. Это недоверие связано с двумя принципиальными барьерами восприятия НКО:
1. Прикрываться деятельностью НКО могут мошенники.
2. Функционирование НКО как организации предполагает необходимость несения затрат не только на благотворительность, но и на содержание административного аппарата, и респонденты не согласны вторую разновидность затрат финансировать (прямо или косвенно, в виде налогов). Более того, по мнению части респондентов, любая организованная форма благотворительности автоматически становится "бизнесом" - то есть предприятием по извлечению прибыли и зарабатыванию денег его руководителями. Резюмируя обсуждение проблемы доверия некоммерческим организациям со стороны населения, авторы исследования подчеркивают, что необходимость существования данного института не оспаривается практически никем из респондентов, а барьеры восприятия имеют преимущественно имиджевую природу.
Отсутствие законных механизмов контроля общественностью благотворительной деятельности ведет к злоупотреблениям в этой достаточно щепетильной и чувствительной сфере, которые дискредитируют деятельность многих организаций и людей, искренне занимающихся помощью тем, кто в ней нуждается. Многие граждане предпочитают оказывать помощь адресно, минуя общественные организации. Но НКО, работая напрямую со своей целевой аудиторией, лучше зная ее потребности, могут способствовать более эффективному использованию благотворительных средств. В свою очередь, многие благотворители хотели бы иметь гарантии, вплоть до государственных, в том, что выделенные ими средства используются по целевому предназначению.
Иногда присутствует безнравственное отношение к акту благотворительности как у тех, кто дает, так и у тех, кто берет. Для одних порой организация и публичное участие в благотворительных акциях это и способ заработать политические дивиденды, выстроить отношения с властью, чтобы продвинуть свой бизнес. С другой стороны, общественные организации, обращаясь за благотворительной поддержкой в бизнес-структуры, не имеют детально проработанного плана действий, детально прописанного бюджета. Зачастую благополучатели забывают отчитаться о расходовании полученных средств, не считают нужным поблагодарить за выделенную помощь.
Негативно, по мнению отдельных экспертов, влияют на развитие благотворительности в крае действия органов власти, когда они подменяют собой благотворительные фонды и в обязательно-приказном порядке собирают под видом благотворительных пожертвований средства на социально важные мероприятия.
Заслуживает внимания идея создания в Алтайском крае, в том числе и в высших учебных заведениях, эндаументов - фондов с целевым капиталом, предназначенным для использования в некоммерческих целях. И самым мощным импульсом для развития благотворительности в Алтайском крае могло бы стать создание краевого Общественного совета по благотворительности, который бы систематизировал и популяризировал тот положительный опыт оказания благотворительной помощи, который есть в Алтайском крае.

Заключение

2010 г. стал важной вехой в развитии гражданского общества, институтов власти. Несмотря на антикризисные меры, заметный рост промышленного производства в Алтайском крае, успехи в агропромышленном комплексе, рост собственных доходов края, глубинные причины кризиса пока не преодолены. В крае ситуация усугубляется еще и высокой стоимостью электрической и тепловой энергии, не позволяющей увеличивать объем и ассортимент конкурентоспособной продукции. Отсутствие достаточного объема квалифицированных, высокооплачиваемых рабочих мест ведет к оттоку рабочей силы, как правило, молодежи. По-прежнему доходы жителей края уступают среднероссийским значениям.
Не менее сложным будет и 2011 г.: выросли цены и тарифы, налоговая нагрузка на бизнес и граждан. Возрастает конкуренция со стороны сибирских регионов, включая те сегменты экономики, где мы были безусловными лидерами, - производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Продолжается старение населения, возрастает дефицит Пенсионного фонда, бедность, по данным социологов Алтайского государственного университета (70% респондентов поставили эту проблему на первое место), по-прежнему является главной проблемой, волнующей жителей края. Среди других острых проблем жители края отмечают состояние преступности (69%), ухудшение состояния окружающей среды (67,5%), проблемы произвола чиновников (59%), опасение потерять работу (43%), одиночество пожилых людей (34%).
В этой ситуации перед институтами гражданского общества края и органами власти стоят задачи модернизации экономических и общественных отношений, создания опережающих условий для развития благоприятного делового климата и повышения эффективности бюджетных расходов, без которых невозможен рост благосостояния граждан. Несмотря на заметное присутствие общественников в различных общественно-консультативных органах государственной власти края, для них крайне важной остается задача самоорганизации, взаимодействия с различными сегментами общества, развития механизмов общественного контроля, выстраивания содержательного и конструктивного диалога с властью. Эта задача особенно важна в условиях реформирования бюджетной сферы, модернизации здравоохранения, реформы образования и правоохранительных органов.
Для сохранения и развития потенциала гражданского общества важно не допустить ухудшения правовой и экономической базы некоммерческого сектора. Как никогда назрела необходимость развития системы льгот, преференций, форм общественного признания для тех, кто готов оказывать благотворительную помощь.
В условиях объявленной политики разгосударствления СМИ важно закрепить те ростки свободы слова, независимой прессы, самостоятельности местных изданий, которые всегда отличали Алтайский край. Общество в значительной мере рассчитывает на намерения Президента РФ повысить уровень политической конкуренции, развивать институт свободной прессы, поддержку инициатив граждан.
В условиях роста налоговой нагрузки бизнес-сообществу и органам власти предстоит не только выстроить конструктивный диалог, но найти региональные возможности по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства как основного источника пополнения среднего класса и работодателя в регионе.
Не менее сложны задачи профсоюзов: наладить эффективное выполнение трехсторонних соглашений, активной позицией подкреплять доверие рядовых членов, способствовать росту профсоюзных рядов на частных предприятиях.
По-прежнему актуальной остается задача совершенствования системы социальной защиты края, ее адресности, доступности для пожилых людей и инвалидов. Социальная помощь должна идти за теми, кто в ней нуждается. Гарантией успеха в этой сфере остается активная гражданская позиция ветеранских объединений, общественных организаций инвалидов, других многочисленных объединений социальной направленности.
Особого внимания и контроля со стороны гражданского общества требует ситуация с развитием органов местного самоуправления. Необходимо искать механизмы роста экономической самостоятельности местных органов, вовлечения граждан в процесс управления и солидарной ответственности за жизнь малой родины, подготовки управленческих кадров, развития различных форм хозяйствования, расширяющих занятость населения.
Без укрепления органов территориального общественного самоуправления, развития, поддержки и обучения членов товариществ - собственников жилья, активных граждан нам не преодолеть низкое качество работы коммунальных служб и управляющих компаний.
Реформа правоохранительных органов дала надежду обществу на начало реальной борьбы по преодолению коррупции. Общественной палате, другим общественным институтам в рамках краевой программы по преодолению коррупции следует усилить общественный контроль за расходованием бюджетных средств, практикой конкурсных торгов по закупкам для государственных нужд. Без общественного контроля, активного участия и взаимодействия в рамках Общественного совета при УВД края, его структурных подразделениях в городах и районах эти надежды могут и не оправдаться.
Минувший 2010 г. в целом был отмечен ростом гражданской активности. Эта активность на этапе преодоления острой фазы кризиса носила в основном протестный характер, когда власть и общество, как правило, не воспринимали аргументы друг друга. Рост протестных настроений для власти, конечно же, является серьезным стимулом для повышения эффективности своей работы. Однако концентрация на протестных действиях в ущерб развитию диалога не приведет к разрешению проблем. Именно поэтому Общественная палата готова стать открытой дискуссионной площадкой для выработки конструктивных решений. Опыт 2010 г. показывает: там, где власти и обществу удавалось найти точки соприкосновения, выстроить диалог и услышать друг друга, там и возникали приемлемые решения.
Еще одним залогом успешной реализации поставленных задач является объективная оценка происходящего, эффективная работа гражданского общества, его полноценный и равноправный диалог с властью. Понимание реальной ситуации и обществом, и властью, желание слышать друг друга являются одними из главных условий для выработки властью, обществом и бизнесом согласованных решений, направленных на модернизацию социально-экономических и общественно-политических отношений.




Официальная публикация в СМИ:
"Алтайская правда", № 96-97, 09.04.2011


Доклад Общественной палаты Алтайского края от 22.03.2011
"О состоянии гражданского общества в Алтайском крае и деятельности Общественной палаты в 2010 г."

Вступление
Раздел I. Характеристика гражданского общества в Алтайском крае
Взаимоотношения с властью
Грантовая политика
Развитие социального партнерства и роль профсоюзов
Раздел II. Общественные организации и потенциал их влияния на проблемы в различных сферах жизни края
Структуры гражданского общества и защита экономических интересов граждан
Социальная защита
Образование и роль общественных организаций
Здравоохранение
Информационная среда
Правозащитная деятельность
Молодежная политика в Алтайском крае
Экологические проблемы Алтайского края и роль общественных организаций
Культура
Вопросы межэтнических отношений
Состояние благотворительной деятельности в Алтайском крае
Заключение

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru