Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2011 г. № 33-528

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области на решение Шацкого районного суда Рязанской области от 10 февраля 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Шацкого района Рязанской области к администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области об обязывании обеспечить М.Р.В. жилым помещением удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области, связанное с не обеспечением М.Р.В. жилым помещением - незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования - Шацкий муниципальный район поставить М.Р.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и обеспечить последнего во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением по договору социального найма на семью из одного человека площадью не ниже установленных социальных норм.
В удовлетворении исковых требований прокурора Шацкого района Рязанской области к администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области в оставшейся части (в части предоставления М.Р.В. жилого помещения в срок до 01 июня 2011 года) отказать.
В удовлетворении исковых требований прокурора Шацкого района Рязанской области к администрации муниципального образования - Чернослободское сельское поселение Шацкого муниципального района Рязанской области об обязывании обеспечить М.Р.В. жилым помещением отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Красавцевой В.И., объяснения представителя администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области В.С.А. поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против доводов жалобы М.Р.В. и его представителя Е.М.В., заключение прокурора М.Т.Н. полагавшей, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия

установила:

Прокурор Шацкого района Рязанской области в интересах М.Р.В., оставшегося без попечения родителей, обратился в суд к администрации МО - Шацкий муниципальный район с иском о признании бездействия администрации МО, связанного с не обеспечением М.Р.В. жилым помещением незаконным, о понуждении поставить М.Р.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и обеспечении последнего благоустроенным жилым помещением на семью из одного человека по договору социального найма.
В обоснование своих требований, указал, что М.Р.В., <...> года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей: отец - неизвестен, записан по указанию матери; мать - ФИО6 - лишена родительских прав. Согласно Постановлению главы Старо-Чернеевской сельской администрации от 01.10. 1994 года № <...>, в период с 1 октября 1994 года по 09 сентября 1997 года, М.Р.В. находился под опекой ФИО7. С 12 сентября 1997 года, последний, находился под опекой Е.М.В. и проживал в ее доме, расположенном по адресу: <...> (Постановление главы Чернослободской сельской администрации от 12.09.1997 № <...>).
1 ноября 2002 года попечительство над М.Р.В. прекращено на основании ч. 3 ст. 40 ГК РФ - по достижении им совершеннолетия. В 2005 году М.Р.В. окончил Рязанский колледж электроники. В настоящее время обучается в Рязанском государственном радиотехническом университете на 5-м курсе, проживает в общежитии университета по адресу: <...>. Собственного жилья не имеет, зарегистрирован по адресу проживания своей тети, бывшего попечителя, Е.М.В. После окончания колледжа, в августе 2005 года, М.Р.В. обращался с заявлением в администрацию МО - Шацкий муниципальный район по вопросу предоставления жилья, однако ответа на данное заявление не получил. При повторном обращении в феврале 2010 года в постановке на учет на получение денежных средств на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета ему было отказано, в связи с тем, что он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет. Прокурор, считает бездействие ответчика связанное с не обеспечением М.Р.В. жилым помещением незаконным, просил обязать ответчика поставить М.Р.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и обеспечить последнего благоустроенным жилым помещением на семью из одного человека по договору социального найма.
Определением суда от 21 декабря 2010 года к участию в процессе в качестве третьего лица, было привлечено Министерство образования Рязанской области.
Определением суда от 24 января 2011 года в качестве соответчика по делу привлечена администрация МО - Чернослободское сельское поселение Шацкого муниципального района.
Суд частично удовлетворил исковые требования прокурора Шацкого района Рязанской области, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области просит постановленное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
В возражениях на кассационную жалобу М.Р.В. и прокурор Шацкого района Рязанской области просят решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, а кассационную жалобу администрации МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области без удовлетворения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены постановленного решения не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона Рязанской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 03.04.2006 № 47-ОЗ (с изменениями и дополнениями), регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и не реализовавшие право на жилое помещение по не зависящим от них причинам, не утрачивают право на жилое помещение по достижении указанного возраста (п. 4 ст. 5 указанного Закона).
Из указанных положений следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими вышеуказанного возраста, при этом достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Судом первой инстанции было установлено, что М.Р.В. ранее являлся ребенком-сиротой и имел право на социальные гарантии и поддержки, предусмотренные указанным выше законодательством. В 2004 году, до достижения возраста 23 лет, он обратился в Управление образования и молодежной политики Шацкого района Рязанской области по вопросу обеспечения его жилым помещением. Письмом от октября 2004 года за № 512, начальник Управления образования просил администрацию МО - Шацкий муниципальный район поставить М.Р.В. на жилищный учет для внеочередного получения жилья. Однако данный вопрос решен не был.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку суда в порядке ст. 56 ГПК РФ и не оспаривались сторонами в судебном заседании.
При наличии изложенных обстоятельств, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Шацкого района Рязанской области в интересах М.Р.В., обязав администрацию Шацкого района Рязанской области поставить последнего на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и обеспечить его во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением, по договору социального найма на семью из одного человека, площадью не ниже установленных социальных норм, поскольку М.Р.В. до исполнения им возраста 23 лет обратился в государственные органы по вопросу предоставления ему жилья, что свидетельствует о его волеизъявлении реализовать свое право на получение жилья, но по независящим от него причинам, он не был поставлен на учет для внеочередного предоставления жилья.
Доводы кассационной жалобы о том, что М.Р.В. не состоял на жилищном учете и не был включен в льготные списки для получения жилья, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Не может служить основанием к отмене постановленного решения и довод кассационной жалобы о том, что администрация МО - Шацкий муниципальный район Рязанской области не может поставить М.Р.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, так как не ведет такой учет, поскольку отношения между муниципальными образованиями и субъектом Российской Федерации по выделению денежных средств в связи с возложением на муниципальные образования обязанности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются исключительно в соответствии с требованиями Закона Рязанской области от 03.04.2006 № 47-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Постановления Правительства Рязанской области от 26.09.2006 № 243 "Об утверждении порядка выделения средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения".
Кроме того, в соответствии со ст. 1 - 4 Закона Рязанской области "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Рязанской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" органы местного самоуправления муниципального образования - Шацкий муниципальный район наделены на неопределенный срок государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, которое (полномочие) должно исполняться в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанным Законом и иными нормативными правовыми актами Рязанской области. Однако, до настоящего времени администрация муниципального образования - Шацкий муниципальный район обязанность по обеспечению М.Р.В. жильем не исполнила.
Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права, оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шацкого районного суда Рязанской области от 10 февраля 2011 года в пределах доводов кассационной жалобы оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 30.03.2011 № 33-528
<Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования об обязывании обеспечить жилым помещением, поскольку гражданин до исполнения возраста 23 лет обратился в государственные органы по вопросу предоставления ему жилья, что свидетельствует о его волеизъявлении реализовать свое право на получение жилья>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru