Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Республики Саха (Якутия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2011 г. № 1-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 10 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА № 1557-Р "О ПЕРЕДАЧЕ ТРЕХ ОБЩЕЖИТИЙ
ПО УЛИЦЕ АВТОДОРОЖНАЯ В ГОРОДЕ ЯКУТСКЕ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ
"ДОМОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ"

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего В.Т. Филиппова, судей А.С. Антонова, Д.Н. Миронова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева с участием представителя заявителя В.П. Мекумянова, представителей Правительства Республики Саха (Якутия) В.Ф. Татариновой и П.В. Алексеева, представителей АО "Домостроительный комбинат" Е.Н. Обертышевой и А.И. Божедонова, представителя Президента Республики Саха (Якутия) С.М. Гурьевой, представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) А.Д. Рязанской, Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) Ф.Н. Захаровой рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 1997 года № 1557-р "О передаче трех общежитий по улице Автодорожная в городе Якутске акционерному обществу "Домостроительный комбинат".
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Саха (Якутия) распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия), конституционность которого оспаривается ходатайствующим.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.Н. Миронова, объяснения сторон, участников процесса, исследовав представленные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

установил:

1. Распоряжением Правительства республики от 10 декабря 1997 года № 1557-р "О передаче трех общежитий по улице Автодорожная в городе Якутске акционерному обществу "Домостроительный комбинат" названные объекты передаются ОАО "ДСК" "в счет задолженности за выполненные работы по строительству жилых домов в городе Якутске, финансируемых из государственных капитальных вложений". При этом поручено: Государственному комитету по управлению государственным имуществом и ОАО "ДСК" оформить договор приема-сдачи объектов по передаточному акту с авизо; Министерству финансов республики произвести зачет дебиторской задолженности за выполненные работы по строительству домов в счет переданных общежитий по восстановительной стоимости по состоянию на 1 января 1998 года в сумме 12 466 394,518 рублей; ОАО "ДСК" произвести зачет балансовой стоимости переданных общежитий в счет долга бюджета за выполненные работы по строительству жилых домов в городе Якутске. 29 декабря 1997 года был заключен упомянутый в распоряжении договор, которым была оформлена фактическая передача названных объектов с обусловленной стоимостью и принятие их ОАО "ДСК" на условиях, определенных в распоряжении.
Народный депутат Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарев, обратившийся в Конституционный суд республики с ходатайством, просит проверить конституционность распоряжения Правительства республики и связанного с ним Договора от 29 декабря 1997 года. По мнению ходатайствующего указанное распоряжение носит нормативный характер, так как орган исполнительной власти установил несовпадающий с законодательством порядок распоряжения объектами жилищного фонда республики. Ходатайствующий полагает, что распоряжение Правительства республики, являясь результатом неконституционного истолкования действующего закона, препятствует гражданам реализовать принадлежащее им право на приватизацию жилого помещения.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 88 Конституции Республики Саха (Якутия), пунктами 1 и 4 части первой статьи 3 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд Республики Саха (Якутия) разрешает дела о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) нормативных актов Правительства республики и проверяет конституционность актов правоприменительной практики органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Оспариваемое распоряжение и по содержанию, и по форме не обладает нормативностью. В данном случае распоряжение Правительства как акт правоприменительной деятельности содержит индивидуальное предписание о порядке и условиях передачи общежитий в собственность АО "Домостроительный комбинат". Исходя из этого предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по настоящему делу является распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 1997 года № 1557-р, поскольку оно связано с конституционными полномочиями органа государственной власти Республики Саха (Якутия). Договор приема-передачи объектов собственности, будучи составной частью правоприменительного решения, не является самостоятельным предметом рассмотрения Конституционного суда.
2. Согласно части 2 статьи 102 Конституции Республики Саха (Якутия) статус форм собственности, условия и порядок их возникновения и деятельности устанавливаются законодательством. Уточняя данное положение применительно к приватизации, часть 5 статьи 102 Конституции Республики Саха (Якутия) определяет: "Перечень объектов собственности Республики Саха (Якутия), не подлежащих разгосударствлению и приватизации, устанавливается законом Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством".
Гражданское законодательство, в том числе регулирование порядка перехода объектов государственной собственности к другим субъектам гражданско-правового оборота, пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации отнесено к перечню исключительных полномочий Российской Федерации. Федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории республики. Распространение разгосударствления и приватизации на объекты государственного жилищного фонда связано с установлением порядка их передачи, который по отношению к общему правилу отчуждения объектов права собственности, установленного гражданским законодательством, является специальным.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 года № 1541-1 "при переходе государственных и муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или в оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав, в том числе права на приватизацию жилья". Аналогичная по содержанию норма была включена в статью 9 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". Содержание нормы было воспроизведено в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 "Об использовании объектов, коммунально-бытового назначения приватизируемых объектов".
Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1992 года № 1047-XII (в редакции от 17 октября 1996 г. З № 139-I) "О приватизации и приобретении (продаже) государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Саха (Якутия)" в статье 25.1 устанавливает порядок передачи жилищного фонда, принадлежащего республике, который соответствует порядку, введенному статьей 18 Закона Российской Федерации № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Из этого следует, что специальный порядок передачи, установленный законодательными актами, не предполагает отчуждения государственного жилищного фонда совместно с приватизируемым предприятием. Жилищный фонд в таких случаях передается в полное хозяйственное ведение или в оперативное управление правопреемников, либо в ведение органов местного самоуправления. Тем самым законодатель, исходя из социальных функций и целевого назначения объектов жилищного фонда, исключил возможность их передачи в частную собственность юридических лиц.
На момент издания оспариваемого акта Правительства общежития, расположенные в жилом массиве ДСК по улице Автодорожная 40, 40/1 и 40/2 в городе Якутске, по условиям (умолчание) Соглашения от 25 ноября 1992 года "О разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия)" находились в составе государственного жилищного фонда (имущества) республики. Это никем не оспаривалось. Как имущество, принадлежащее государству в лице Республики Саха (Якутия), общежития по улице Автодорожная на 376 мест в перечень объектов, подлежащих приватизации, и в План приватизации имущества Якутского завода крупнопанельного домостроя (ЯЗКПД), утвержденный 23 октября 1992 года, не были включены.
Между тем, распоряжением Правительства республики указанные общежития в нарушение установленного в соответствии с Конституцией республики и федеральным законом специального порядка были переданы ОАО "ДСК" по восстановительной стоимости в счет задолженности за выполненные работы по строительству домов. Как указано в определении Президиума Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2003 года по делу № 44-г-191, "в данном случае ... фактически Правительство Республики Саха (Якутия) дом ... продало ОАО "ДСК".
Таким образом, распоряжение Правительства республики от 10 декабря 1997 года № 1557-р по своему содержанию и придаваемому ему смыслу противоречит статьям 8 (часть 3) и 102 (части 3 и 5) Конституции Республики Саха (Якутия).
3. Статья 24 Конституции обязывает республику способствовать реализации права каждого на жилье. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить гражданам возможность осуществления признаваемого и закрепленного в законе права на приватизацию.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 июня 2006 года № 6-П указал, что гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" "право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, не имея конституционного закрепления, появляется, существует и реализуется в соответствии с законом как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном жилищном фонде". В данном случае под термином "закон" подразумеваются федеральные законы и (или) законы субъекта Российской Федерации. Если закон субъекта Федерации признает субъективное право конкретного физического лица, занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном жилищном фонде, то правоприменительный акт органа исполнительной власти решать вопрос иначе не может.
Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1992 года № 1047-XII (в редакции от 17 октября 1996 г. З № 139-I) "О приватизации и приобретении (продаже) государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Саха (Якутия)" в статье 25.1 признает необходимость сохранения всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья при передаче государственного жилищного фонда. Таким образом, республиканский закон закрепляет то субъективное право, о котором речь идет в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья 19 (часть 3) Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" содержал специальную гарантию жилищных прав граждан в виде прямого запрета на продажу заселенных домов государственного, муниципального жилищных фондов без согласия проживающих в них граждан. Данной норме была придана обратная сила, т.е. она распространялась и на сделки, заключенные до вступления в силу данного закона. Такие договора должны быть признаны недействительными и после отмены данного закона, поскольку объектом сделки являются не здания (многоквартирные дома), а конкретные жилые помещения в них.
Верховный Суд Российской Федерации в обзоре законодательства и судебной практики от 7 июня 2006 года, касаясь права граждан на приватизацию жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, использовавшихся в качестве общежитий, указал, что при передаче общежития в муниципальное образование оно теряет свой статус. Это делает возможным заключение договора социального найма и, следовательно, реализацию права на приватизацию. Те же положения в силу статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действуют и в случаях, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность.
Своим распоряжением от 10 декабря 1997 года № 1557-р Правительство республики, совершив акт отчуждения объектов жилищного фонда республики в пользу акционерного общества "Домостроительный комбинат", вводит положение, которое, по сути, блокирует реализацию субъективного права граждан на приватизацию и их права на заключение договора социального найма. Так, Президиум Верховного суда Республики Саха (Якутия), ссылаясь на рассматриваемое распоряжение Правительства республики, в определении от 27 марта 2003 года жалобу гражданина Воробьева Владимира Павловича на отказ ОАО "ДСК" в приватизации жилого помещения оставил без удовлетворения. Из материалов, представленных ходатайствующим, следует, что распоряжение Правительства продолжает препятствовать реализации жилищных прав и других граждан. Таким образом, распоряжение Правительства повлекло не предусмотренное федеральным законом ограничение жилищных прав граждан.
Следовательно, распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 1997 года № 1557-р как акт правоприменительной практики не соответствует Конституции Республики Саха (Якутия), ее статьям 24, 30.
4. Согласно статье 113 Конституции Республики Саха (Якутия) "республиканские государственные расходы производятся Правительством Республики Саха (Якутия) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)". Это означает, что расходы республики должны быть законными, а операции, связанные с оформлением расходов республики, должны иметь законные основания.
Бюджет Республики Саха (Якутия) является законом, устанавливающим показатели государственного управления в денежных единицах. Расходы на государственное управление осуществляются по заранее установленной денежной смете. В них отражаются текущие расходы и долговые обязательства Правительства республики и структур исполнительной власти.
Из текста распоряжения Правительства республики от 10 декабря 1997 года № 1557-р и материалов, относящихся к рассматриваемому делу, видно, что перечисленные в нем объекты были переданы, а фактически проданы ОАО "Домостроительный комбинат" в счет задолженности за выполненные работы по строительству жилых домов в городе Якутске, финансируемых из государственных капитальных вложений по линии Министерства строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия). Следовательно, зачет дебиторской задолженности за выполненные работы (жилые дома) был произведен в счет незаконно проданных общежитий, что противоречит принципу законности государственного бюджета.
В этой части распоряжение Правительства республики от 10 декабря 1997 года № 1557-р не соответствует статье 113 Конституции республики.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 87 - 92, 97 - 103 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

постановил:

1. Признать распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 1997 года № 1557-р "О передаче трех общежитий по улице Автодорожная в городе Якутске акционерному обществу "Домостроительный комбинат", оформившее передачу объектов государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) акционерному обществу "Домостроительный комбинат" "в счет задолженности за выполненные работы по строительству жилых домов в городе Якутске, финансируемых из государственных капитальных вложений по линии Министерства строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия)" и приведшее к ограничению признанного Законом Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1992 года № 1047-XII (в редакции от 17 октября 1996 г.) "О приватизации и приобретении (продаже) государственного и коммунального жилищного фондов в Республике Саха (Якутия)" субъективного права конкретных физических лиц, фактически занимавших жилое помещение в государственном жилищном фонде, на приватизацию жилого помещения, не соответствующим статьям 8 (часть 3), 24, 30, 102 (части 3 и 5) и 113 Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно.
3. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".

Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ

Судья-секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ




Официальная публикация в СМИ:
"Ил Тумэн", № 11, 23.03.2011,
"Якутские ведомости", № 17, 26.03.2011


Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 25.02.2011 № 1-П
"По делу о проверке конституционности распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 1997 года № 1557-р "О передаче трех общежитий по улице Автодорожная в городе Якутске акционерному обществу "Домостроительный комбинат"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru