Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Камчатский край


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 декабря 2010 года № 594-РП

В целях определения и реализации долгосрочных приоритетов инновационной деятельности в Камчатском крае утвердить Стратегию развития инновационной деятельности в Камчатском крае на период до 2025 года согласно приложению.

Губернатор
Камчатского края
А.А.КУЗЬМИЦКИЙ





Приложение
к Распоряжению Правительства
Камчатского края
от 03.12.2010 № 594-РП

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. История инновационной деятельности

1.1. История развития инновационной деятельности в регионе

Характерной чертой общемирового развития, начиная с 30-х годов ХХ века, является переход ведущих развитых стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний, повышении интеллектуальной капитализации как основы социально-экономического развития. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций. Интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий. Россия вступила в этот процесс значительно позже - только в середине 90-х годов прошлого столетия. Во многом это и определяет тот факт, что на мировых рынках она до сих пор остается в основном лишь источником сырьевых ресурсов. В полной мере это относится и к Камчатскому краю.
Камчатский край занимает важнейшее для Российской Федерации геополитическое положение, регион богат различными природными ресурсами (биологическими, минерально-сырьевыми, рекреационными и многими другими), сохранившимся производственным, инфраструктурным социально-демографическим, интеллектуальным потенциалом. Характеризуется он и удобным географическим положением. Благодаря вышеперечисленному край является территорией с большими возможностями и практически неограниченными перспективами, и его устойчивое развитие необходимо для страны в целом.
Его эффективному, инновационно ориентированному развитию препятствуют до сих пор реализующиеся в стране усредненно-рыночные подходы к социально-экономическому развитию, высокие энергетические и транспортные пороги, отсекающие Камчатский край от общероссийского рынка, и многие другие факторы.

2. Текущее состояние отрасли

Социально-экономическая ситуация в крае характеризуется отсутствием значимых кризисных проявлений, однако не может в настоящий момент считаться инновационно развивающейся.
Основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики Камчатского края, в том числе ее основных отраслей, являются недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, высокая стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки окупаемости.
Предприятия основных отраслей региональной экономики (рыбодобывающей и рыбообрабатывающей, энергетической, горнорудной, транспортной, туристской и др.) на протяжении последних лет активно используют наукоемкие технологии, что позволяет им достаточно эффективно организовывать производство конкурентоспособных на внутреннем и международном рынках товаров и услуг. Вместе с тем, современные производственные ресурсы предпринимательского сектора формируются в большей степени за счет закупки готового импортного оборудования и разработанных за рубежом технологий.
Низкий спрос на региональные инновационные разработки со стороны бизнеса объясняется тем, что направления исследований в вузах, академических и отраслевых НИИ, представленных в Камчатском крае, в незначительной степени нацелены на решение актуальных задач предприятий и фирм края, что приводит к потере контактов между наукой и бизнесом, препятствует формированию и развитию их эффективного и взаимовыгодного сотрудничества.
В то же время, нет четкого запроса к вузам и институтам со стороны бизнеса на разработку инноваций, организацию трансфера технологий и т.д. В данной ситуации развитие инновационной деятельности происходит вне общего социально-экономического контекста, становится политической "самоцелью" и, как следствие, является затратным.
Для инновационной сферы Камчатского края на сегодняшний день характерны:
- низкая инновационная активность большинства предприятий реального сектора экономики;
- отсутствие экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры, и, как следствие, отсутствие механизмов трансфера знаний и новых технологий на региональный и российский и международный рынки;
- практически отсутствующая капитализация научных результатов и, как следствие, недостаточная привлекательность научных организаций и инновационно-активных предприятий как объектов инвестиций и кредитования;
- низкий уровень знаний специалистов предприятий основных отраслей региональной экономики в части применения механизмов реализации инновационной деятельности.
На сегодняшний день инновационная инфраструктура Камчатского края характеризуется следующими проблемами:
1. Отсутствует большинство ключевых элементов инфраструктуры для поддержки инноваций.
2. Действующая инфраструктура поддержки инноваций не адаптирована к потребностям целевых групп (существующие компании, использующие инновации, малые инновационные предприятия, научные организации) и не функционирует.
3. Различные организации, ориентированные на экономическое развитие Камчатского края, не работают как интегрированная инфраструктура.

Реализация механизмов государственно-частного партнерства в области инновационной деятельности будет наиболее эффективна через создание и развитие системы региональных научно-образовательных центров. Целью данной системы является интеграция возможностей государственных научных организаций, высших учебных заведений и инновационного предпринимательства для осуществления на базе таких центров совместных исследований и разработок, представляющих интерес для их реализации в частном секторе промышленности.
Необходимо также более эффективное включение вузов, научных организаций в программы поддержки научной и научно-технической деятельности, реализуемые Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российским фондом технологического развития.
Необходимо организовать участие предприятий рыбодобывающей, сельскохозяйственной, горнодобывающей, нефтегазовой, туристской отраслей в реализации инновационных проектов.

4.4.3. Политика
органов государственной власти
Камчатского края в области управления
инновационной деятельностью

Нормативная правовая база в части регулирования развития инновационной деятельностью в Камчатском крае находится в стадии согласования.
Краевая ведомственная целевая программа государственной поддержки инновационной деятельности в Камчатском крае находится в стадии согласования.

4.4.4. Федеральные
планы развития отрасли, анализ
возможностей федерального финансирования

Стратегия развития инновационной деятельности в Камчатском крае на период до 2025 года разработана с учетом положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 г. № Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (письмо Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 г. № 2473п-П7), Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.
Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. В 2006 году Президентом Российской Федерации утверждены "Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации" и "Перечень критических технологий Российской Федерации".
В 2007 году впервые за последние годы Министерством образования и науки Российской Федерации был разработан проект долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года, сделана попытка определить место Российской Федерации в глобальном пространстве науки и технологий; выстроить национальные приоритеты научно-технологического развития.
01 декабря 2007 года принят Федеральный закон № 308-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки".
Основные положения государственной инновационной политики определены в настоящее время не на законодательном уровне, а подзаконными актами. "Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года" утверждены Правительством Российской Федерации 05 августа 2005 г (№ 2473п-П7).
В последнее время проводилась законодательная работа по созданию условий, стимулирующих инновационную деятельность. 01 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2007 года № 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности", который внес изменения в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации. Эти изменения дают ряд льгот и преференций в части: реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности; увеличения норматива отчислений на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование фондов финансирования НИОКР; учета средств, полученных из фондов поддержки научных исследований, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций; коэффициента ускоренной амортизации для научных и образовательных организаций и некоторые другие.
Этот закон является необходимым, но минимальным продвижением в сторону создания системы налогового стимулирования развития науки и инноваций.
В 2009 году принят Федеральный закон от 02 августа 2009 г. № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности".
Устойчивый рост отечественной экономики на современном этапе возможен лишь при условии создания полноценной национальной инновационной системы, все составные элементы которой согласованы между собой, а результаты ее деятельности защищены на законодательном уровне и создают устойчивые конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Государством в последние годы принят целый ряд мер в данном направлении. В ноябре 2008 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, установившая целевые ориентиры в области развития национальной инновационной системы и технологий, среди которых основным является "развитие системы коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией". В сентябре 2008 года создана Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, в мае 2009 года образована Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации. Формируются инфраструктура и инструменты инновационного развития территорий, накоплен определенный опыт становления инновационной экономики в регионах России.
В 2010 году разработан и внесен на рассмотрение в Государственную Думу проект Федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации".
Недостаточная связь фундаментальной и прикладной науки в России с экономикой, неразвитость механизмов коммерциализации результатов научных исследований не позволяют в достаточной мере использовать научные достижения для удовлетворения потребностей экономики и общества.
Главной проблемой остается отсутствие действенных правовых и экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в НИОКР, так и финансирование процесса их коммерциализации, а также фактическое отсутствие сколько-нибудь полной нормативной правовой базы инновационной деятельности.
Правительство Российской Федерации планирует за один - два года выработать комплекс мер государственной инновационной политики, причем в числе приоритетных направлений ее реализации должны быть: развитие региональных и территориальных систем инновационного развития, поддержка государственного сектора науки, инновационное развитие оборонно-промышленного комплекса.
Не урегулированы вопросы распоряжения результатами научно-технической деятельности и их правовой охраны. Не отработана система бухгалтерского учета и постановки на баланс объектов интеллектуальной собственности. В законодательстве отсутствуют даже понятийная система инновационной деятельности, не прописаны рамочные условия механизмов финансирования научно-технической и инновационной деятельности, создания налоговых преференций. Не решены окончательно вопросы, связанные с коммерциализацией результатов научно-технической деятельности, полученных за счет или с привлечением средств федерального бюджета.
Важнейшим условием ускорения процесса формирования нормативно-правового обеспечения инновационного пути развития экономики является придание ему статуса приоритетного национального проекта Российской Федерации.
В последние годы расходы федерального бюджета на финансирование внутренних затрат на научные исследования и разработки были стабильны. В 2007 году этот показатель составил 14556,7 млн. рублей, в 2008 году - 17678,4 млн. рублей, в 2009 году - 14072,2 млн. рублей. Наибольшая доля финансирования отводится на технические науки - 84,2 %.

4.4.5. Порядок мониторинга выполнения Стратегии

Общие принципы мониторинга реализации Стратегии:
- обеспечение методического и информационного единства подходов к проведению всех организационных мероприятий по реализации Стратегии;
- обязательность независимой экспертизы на всех этапах подготовки управленческих решений.
Совет по науке и инновациям при губернаторе Камчатского края, созданный в 2009 году в целях эффективной реализации региональной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, вырабатывает общие принципы политики в области инновационного развития Камчатского края, а также определяет инструменты ее практической комплексной реализации через краевые целевые и ведомственные программы в сфере обеспечения инновационного развития экономики Камчатского края.
Контроль за реализацией Стратегии осуществляется на основании Сетевого плана-графика решения задач и Плана мероприятий по реализации Стратегии.

4.4.6. Механизм корректировки
стратегии в процессе ее реализации

Министерство образования и науки Камчатского края ежегодно проводит анализ фактических уровней развития инновационной деятельности Камчатского края и корректировку приоритетов ее развития. Основанием для внесения корректировок в Стратегию развития инновационной деятельности может являться отклонение значений целевых индикаторов от заданных по результатам мониторинга, а также появление новых инновационных и инвестиционных проектов, направленных на инновационное развитие экономики Камчатского края.
Целью корректировки Стратегии развития инновационной деятельности является также координация ресурсных потоков и концентрация их на приоритетных направлениях социально-экономического развития Камчатского края.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Распоряжение Правительства Камчатского края от 03.12.2010 № 594-РП
<Об утверждении стратегии развития инновационной деятельности в Камчатском крае на период до 2025 года>

Распоряжение
Приложение. Стратегия развития инновационной деятельности в камчатском крае на период до 2025 года
1. История инновационной деятельности
1.1. История развития инновационной деятельности в регионе
2. Текущее состояние отрасли
2.1. Экономические и социальные показатели отрасли
Таблица 1. Экономические и социальные показатели отрасли
2.2. Действующие мощности инфраструктуры инновационной деятельности
Таблица 2. Реестр мощностей отрасли
3. Потенциал инновационной деятельности
3.1. Анализ и оценка ресурсов инновационной деятельности
3.2. SWOT-анализ преимуществ и проблем отрасли в целом
Таблица 3. SWOT - анализ преимуществ и проблем отрасли в целом
Таблица 4. Прогнозируемые сценарии реализации Стратегии развития инновационной деятельности в Камчатском крае на период до 2025 года (в агрегированной форме)
4. План развития инновационной деятельности
4.1. Цели, задачи, целевые индикаторы развития инновационной деятельности в Камчатском крае
4.2. Инновационные проекты и программы, разрабатываемые в Камчатском крае
Таблица 5. Инновационные проекты и программы, находящиеся на различных этапах реализации и внедрения в Камчатском крае в настоящее время
4.3. Инфраструктурные проекты в Камчатском крае
Таблица 6.
4.4. Механизм реализации стратегии
Таблица 7. Основные этапы реализации Стратегии инновационной деятельности
Основные цели
Основной маневр в управлении ресурсами
4.4.1. Механизм реализации инфраструктурных проектов
4.4.2. Механизмы государственно-частного партнерства для реализации стратегии развития инновационной деятельности в Камчатском крае
4.4.3. Политика органов государственной власти Камчатского края в области управления инновационной деятельностью
4.4.4. Федеральные планы развития отрасли, анализ возможностей федерального финансирования
4.4.5. Порядок мониторинга выполнения Стратегии
4.4.6. Механизм корректировки стратегии в процессе ее реализации

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru