ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 декабря 2010 года № 594-РП
В целях определения и реализации долгосрочных приоритетов инновационной деятельности в Камчатском крае утвердить Стратегию
развития инновационной деятельности в Камчатском крае на период до 2025 года согласно приложению.
Губернатор
Камчатского края
А.А.КУЗЬМИЦКИЙ
Приложение
к Распоряжению Правительства
Камчатского края
от 03.12.2010 № 594-РП
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
1. История инновационной деятельности
1.1. История развития инновационной деятельности в регионе
Характерной чертой общемирового развития, начиная с 30-х годов ХХ века, является переход ведущих развитых стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний, повышении интеллектуальной капитализации как основы социально-экономического развития. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций. Интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий. Россия вступила в этот процесс значительно позже - только в середине 90-х годов прошлого столетия. Во многом это и определяет тот факт, что на мировых рынках она до сих пор остается в основном лишь источником сырьевых ресурсов. В полной мере это относится и к Камчатскому краю.
Камчатский край занимает важнейшее для Российской Федерации геополитическое положение, регион богат различными природными ресурсами (биологическими, минерально-сырьевыми, рекреационными и многими другими), сохранившимся производственным, инфраструктурным социально-демографическим, интеллектуальным потенциалом. Характеризуется он и удобным географическим положением. Благодаря вышеперечисленному край является территорией с большими возможностями и практически неограниченными перспективами, и его устойчивое развитие необходимо для страны в целом.
Его эффективному, инновационно ориентированному развитию препятствуют до сих пор реализующиеся в стране усредненно-рыночные подходы к социально-экономическому развитию, высокие энергетические и транспортные пороги, отсекающие Камчатский край от общероссийского рынка, и многие другие факторы.
2. Текущее состояние отрасли
Социально-экономическая ситуация в крае характеризуется отсутствием значимых кризисных проявлений, однако не может в настоящий момент считаться инновационно развивающейся.
Основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики Камчатского края, в том числе ее основных отраслей, являются недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, высокая стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки окупаемости.
Предприятия основных отраслей региональной экономики (рыбодобывающей и рыбообрабатывающей, энергетической, горнорудной, транспортной, туристской и др.) на протяжении последних лет активно используют наукоемкие технологии, что позволяет им достаточно эффективно организовывать производство конкурентоспособных на внутреннем и международном рынках товаров и услуг. Вместе с тем, современные производственные ресурсы предпринимательского сектора формируются в большей степени за счет закупки готового импортного оборудования и разработанных за рубежом технологий.
Низкий спрос на региональные инновационные разработки со стороны бизнеса объясняется тем, что направления исследований в вузах, академических и отраслевых НИИ, представленных в Камчатском крае, в незначительной степени нацелены на решение актуальных задач предприятий и фирм края, что приводит к потере контактов между наукой и бизнесом, препятствует формированию и развитию их эффективного и взаимовыгодного сотрудничества.
В то же время, нет четкого запроса к вузам и институтам со стороны бизнеса на разработку инноваций, организацию трансфера технологий и т.д. В данной ситуации развитие инновационной деятельности происходит вне общего социально-экономического контекста, становится политической "самоцелью" и, как следствие, является затратным.
Для инновационной сферы Камчатского края на сегодняшний день характерны:
- низкая инновационная активность большинства предприятий реального сектора экономики;
- отсутствие экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры, и, как следствие, отсутствие механизмов трансфера знаний и новых технологий на региональный и российский и международный рынки;
- практически отсутствующая капитализация научных результатов и, как следствие, недостаточная привлекательность научных организаций и инновационно-активных предприятий как объектов инвестиций и кредитования;
- низкий уровень знаний специалистов предприятий основных отраслей региональной экономики в части применения механизмов реализации инновационной деятельности.
На сегодняшний день инновационная инфраструктура Камчатского края характеризуется следующими проблемами:
1. Отсутствует большинство ключевых элементов инфраструктуры для поддержки инноваций.
2. Действующая инфраструктура поддержки инноваций не адаптирована к потребностям целевых групп (существующие компании, использующие инновации, малые инновационные предприятия, научные организации) и не функционирует.
3. Различные организации, ориентированные на экономическое развитие Камчатского края, не работают как интегрированная инфраструктура.
Реализация механизмов государственно-частного партнерства в области инновационной деятельности будет наиболее эффективна через создание и развитие системы региональных научно-образовательных центров. Целью данной системы является интеграция возможностей государственных научных организаций, высших учебных заведений и инновационного предпринимательства для осуществления на базе таких центров совместных исследований и разработок, представляющих интерес для их реализации в частном секторе промышленности.
Необходимо также более эффективное включение вузов, научных организаций в программы поддержки научной и научно-технической деятельности, реализуемые Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российским фондом технологического развития.
Необходимо организовать участие предприятий рыбодобывающей, сельскохозяйственной, горнодобывающей, нефтегазовой, туристской отраслей в реализации инновационных проектов.
4.4.3. Политика
органов государственной власти
Камчатского края в области управления
инновационной деятельностью
Нормативная правовая база в части регулирования развития инновационной деятельностью в Камчатском крае находится в стадии согласования.
Краевая ведомственная целевая программа государственной поддержки инновационной деятельности в Камчатском крае находится в стадии согласования.
4.4.4. Федеральные
планы развития отрасли, анализ
возможностей федерального финансирования
Стратегия развития инновационной деятельности в Камчатском крае на период до 2025 года разработана с учетом положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 г. № Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (письмо Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 г. № 2473п-П7), Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.
Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. В 2006 году Президентом Российской Федерации утверждены "Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации" и "Перечень критических технологий Российской Федерации".
В 2007 году впервые за последние годы Министерством образования и науки Российской Федерации был разработан проект долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года, сделана попытка определить место Российской Федерации в глобальном пространстве науки и технологий; выстроить национальные приоритеты научно-технологического развития.
01 декабря 2007 года принят Федеральный закон № 308-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки".
Основные положения государственной инновационной политики определены в настоящее время не на законодательном уровне, а подзаконными актами. "Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года" утверждены Правительством Российской Федерации 05 августа 2005 г (№ 2473п-П7).
В последнее время проводилась законодательная работа по созданию условий, стимулирующих инновационную деятельность. 01 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2007 года № 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности", который внес изменения в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации. Эти изменения дают ряд льгот и преференций в части: реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности; увеличения норматива отчислений на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование фондов финансирования НИОКР; учета средств, полученных из фондов поддержки научных исследований, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций; коэффициента ускоренной амортизации для научных и образовательных организаций и некоторые другие.
Этот закон является необходимым, но минимальным продвижением в сторону создания системы налогового стимулирования развития науки и инноваций.
В 2009 году принят Федеральный закон от 02 августа 2009 г. № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности".
Устойчивый рост отечественной экономики на современном этапе возможен лишь при условии создания полноценной национальной инновационной системы, все составные элементы которой согласованы между собой, а результаты ее деятельности защищены на законодательном уровне и создают устойчивые конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Государством в последние годы принят целый ряд мер в данном направлении. В ноябре 2008 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, установившая целевые ориентиры в области развития национальной инновационной системы и технологий, среди которых основным является "развитие системы коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией". В сентябре 2008 года создана Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, в мае 2009 года образована Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации. Формируются инфраструктура и инструменты инновационного развития территорий, накоплен определенный опыт становления инновационной экономики в регионах России.
В 2010 году разработан и внесен на рассмотрение в Государственную Думу проект Федерального закона "Об инновационной деятельности в Российской Федерации".
Недостаточная связь фундаментальной и прикладной науки в России с экономикой, неразвитость механизмов коммерциализации результатов научных исследований не позволяют в достаточной мере использовать научные достижения для удовлетворения потребностей экономики и общества.
Главной проблемой остается отсутствие действенных правовых и экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в НИОКР, так и финансирование процесса их коммерциализации, а также фактическое отсутствие сколько-нибудь полной нормативной правовой базы инновационной деятельности.
Правительство Российской Федерации планирует за один - два года выработать комплекс мер государственной инновационной политики, причем в числе приоритетных направлений ее реализации должны быть: развитие региональных и территориальных систем инновационного развития, поддержка государственного сектора науки, инновационное развитие оборонно-промышленного комплекса.
Не урегулированы вопросы распоряжения результатами научно-технической деятельности и их правовой охраны. Не отработана система бухгалтерского учета и постановки на баланс объектов интеллектуальной собственности. В законодательстве отсутствуют даже понятийная система инновационной деятельности, не прописаны рамочные условия механизмов финансирования научно-технической и инновационной деятельности, создания налоговых преференций. Не решены окончательно вопросы, связанные с коммерциализацией результатов научно-технической деятельности, полученных за счет или с привлечением средств федерального бюджета.
Важнейшим условием ускорения процесса формирования нормативно-правового обеспечения инновационного пути развития экономики является придание ему статуса приоритетного национального проекта Российской Федерации.
В последние годы расходы федерального бюджета на финансирование внутренних затрат на научные исследования и разработки были стабильны. В 2007 году этот показатель составил 14556,7 млн. рублей, в 2008 году - 17678,4 млн. рублей, в 2009 году - 14072,2 млн. рублей. Наибольшая доля финансирования отводится на технические науки - 84,2 %.
4.4.5. Порядок мониторинга выполнения Стратегии
Общие принципы мониторинга реализации Стратегии:
- обеспечение методического и информационного единства подходов к проведению всех организационных мероприятий по реализации Стратегии;
- обязательность независимой экспертизы на всех этапах подготовки управленческих решений.
Совет по науке и инновациям при губернаторе Камчатского края, созданный в 2009 году в целях эффективной реализации региональной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, вырабатывает общие принципы политики в области инновационного развития Камчатского края, а также определяет инструменты ее практической комплексной реализации через краевые целевые и ведомственные программы в сфере обеспечения инновационного развития экономики Камчатского края.
Контроль за реализацией Стратегии осуществляется на основании Сетевого плана-графика решения задач и Плана мероприятий по реализации Стратегии.
4.4.6. Механизм корректировки
стратегии в процессе ее реализации
Министерство образования и науки Камчатского края ежегодно проводит анализ фактических уровней развития инновационной деятельности Камчатского края и корректировку приоритетов ее развития. Основанием для внесения корректировок в Стратегию развития инновационной деятельности может являться отклонение значений целевых индикаторов от заданных по результатам мониторинга, а также появление новых инновационных и инвестиционных проектов, направленных на инновационное развитие экономики Камчатского края.
Целью корректировки Стратегии развития инновационной деятельности является также координация ресурсных потоков и концентрация их на приоритетных направлениях социально-экономического развития Камчатского края.