Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2011 г. № 13/04

ОБ ИНФОРМАЦИИ ПО СУДЕБНЫМ ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ
ГОЛОСОВАНИЯ 13 МАРТА 2011 ГОДА

13 марта 2011 года на территории Пермского края в 54 муниципальных образованиях прошли выборы органов местного самоуправления - глав муниципальных образований и представительных органов муниципальных образований.
В период избирательной кампании районными (городскими) судами Пермского края было рассмотрено 96 гражданских дел о защите избирательных прав, из них с вынесением решения - 85 дел, с отказом в удовлетворении заявления - 49 дел, с удовлетворением заявленных требований (в том числе частично) - 36 дел. По 11 делам вынесены определения о прекращении производства по делу: по 6 делам - в связи с отказом от заявления, по 1 делу - в связи с пропуском пресекательного срока на обжалование решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата. По 4 делам были вынесены определения о возвращении заявления.
Судебной коллегией по гражданским делам Пермского краевого суда в кассационном порядке было проверено 35 судебных постановлений. 31 решение судов оставлено без изменений, 4 решения отменены, из них по 1 делу вынесено новое решение.
На обобщение судебной практики по делам о защите избирательных прав поступило 131 судебное постановление.
Из судебной практики, сложившейся в период подготовки и проведения выборов органов местного самоуправления Пермского края 13 марта 2011 года, по обжалованию решений избирательных комиссий об отказе в регистрации, решений избирательных комиссий о регистрации можно сделать вывод о том, что имело место несоблюдение требований законодательства как кандидатами, так и избирательными комиссиями при проверке подписных листов.
В частности, суды признавали позиции избирательных комиссий, изложенные в решениях об отказе в регистрации кандидата, обоснованными, а также отменяли решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов по основаниям, когда в представленных для регистрации кандидата подписных листах:
- не полностью указаны дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей; указан неполный адрес места жительства лица, осуществляющего сбор подписей, или адрес места жительства не соответствует данным, указанным в паспорте;
- имеются специально не оговоренные исправления;
- указаны недостоверные сведения об избирателе, поставившем свою подпись (несоответствие наименования органа, выдавшего паспорт, в подписных листах наименованию органа, указанному в паспорте);
- несоответствие подписного листа форме, установленной законом.
Однако необходимо отметить, что суды, руководствуясь п. 5 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отменяли решения избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидата, когда подписи избирателей в подписных листах кандидатов признавались избирательными комиссиями недействительными по таким основаниям:
- в подписных листах не полностью указана дата внесения подписи кандидатом при заверении им подписного листа;
- в подписных листах в дате проставления подписей избирателей между датами дня, месяца и года не проставлены разделительные точки;
- в подписных листах не полностью указан орган, выдавший документ, удостоверяющий личность гражданина.
В указанных случаях суды приходили к выводу о том, что данные обстоятельства не препятствуют однозначному восприятию сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
Таким образом, в решениях судов по делам об оспаривании решений избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатов, связанных с признанием подписей недействительными по причине отсутствия каких-либо из обязательных сведений усматривается отсутствие единообразного подхода к рассмотрению дел с аналогичными основаниями.
Кандидаты обращались в суды с заявлениями о несоблюдении избирательными комиссиями требований законодательства в части извещения не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в связи с выявлением нарушений в подписных листах кандидатов.
При этом судами были признаны обоснованными действия территориальных избирательных комиссий, выразившиеся в неизвещении кандидата о выявленных нарушениях в подписных листах за 3 дня до заседания комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, поскольку внесение любых изменений и исправлений в подписные листы после их представления в комиссию не допускается.
Также имело место решение суда о признании законным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с тем, что в представленных для регистрации подписных листах подписи избирателей совершены лицами, не имеющими активного избирательного права на территории соответствующего избирательного округа, поскольку указанные лица проживали в общежитии, являющемся местом временного пребывания, а не местом их жительства.
Поскольку законодательством предусмотрено представление в избирательную комиссию первого финансового отчета одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, то непредоставление в установленный законом срок указанных отчетов признается судами законным основанием для отказа в регистрации кандидата.
Необходимо отметить судебные постановления, связанные с нарушениями требований законодательства по порядку выдвижения кандидатов (списка кандидатов) избирательным объединением и предоставления избирательным объединением документов, необходимых при выдвижении кандидатов (списка кандидатов).
Судами были отменены решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов в связи с тем, что в нарушение пп. "г" п. 1 ст. 27 Федерального закона "О политических партиях" избирательная комиссия не была извещена о проведении политическими партиями мероприятия, связанного с выдвижением кандидата. Как было установлено в суде, мероприятием, связанным с выдвижением кандидатов (списков кандидатов) политической партии, явилась отчетно-выборная конференция, состоявшаяся 05.01.2011. При этом судом установлено, что письменное уведомление от 29.12.2010 о проведении указанного мероприятия в избирательную комиссию не поступало, посредством иных видов связи о проведении вышеназванного мероприятия избирательная комиссия также не извещалась. Уведомление о проведении мероприятия было направлено по неправильному адресу. Тем не менее, суд пришел к выводу о том, что реальная возможность уведомить избирательную комиссию о мероприятии у политической партии имелась.
В рассматриваемой судебной практике имело место решение суда по заявлению территориальной избирательной комиссии об отмене решения комиссии о регистрации кандидата. Указанное заявление было подано территориальной избирательной комиссией в связи с поступлением из УФМС информации о том, что представленный кандидатом С. паспорт является недействительным. Решение комиссии о регистрации данного кандидата было отменено. Суд установил, что при подаче кандидатом заявления о согласии баллотироваться иной документ, удостоверяющий его личность, не был представлен, выводы комиссии об отсутствии паспорта или иного документа, его заменяющего, в документах кандидата, необходимых для регистрации, являются обоснованными. Кассационным определением решение суда отменено. Суд указал, что С. обратился в ОВД с заявлением об утрате паспорта в 2005 году. В 2006 году он обратился в ОВД с заявлением о том, что ранее похищенный паспорт возвращен. Суд указал, что найденный С. паспорт после уведомления ОВД о его нахождении у него не был изъят, вновь оформленный органами ОВД паспорт им не был получен. С 2006 по 2011 год С. пользовался паспортом без ограничений, в т.ч. получил на его основе заграничный паспорт, исходя из этого вывод суда о том, что паспорт, представленный в комиссию, является недействительным, неправомерен.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", комиссия постановляет:

1. Рекомендовать председателям территориальных избирательных комиссий Пермского края принять меры по дополнительному обучению членов территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса, обратив особое внимание на процедуру представления избирательными объединениями списка кандидатов и иных документов в избирательные комиссии, а также процедуру проверки подписных листов в части оснований для признания подписей избирателей в подписных листах недействительными.
2. Направить настоящее Постановление в территориальные избирательные комиссии Пермского края для использования в работе.
3. Разместить настоящее Постановление на сайте Избирательной комиссии Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на секретаря Избирательной комиссии Пермского края А.С.Логинова.

Председательствующий
на заседании комиссии
С.В.ПОНОМАРЕВ

Секретарь комиссии
А.С.ЛОГИНОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Избирательной комиссии Пермского края от 19.04.2011 № 13/04
"Об информации по судебным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления Пермского края в единый день голосования 13 марта 2011 года"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru