Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2010 г. по делу № 3-209/10

Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Сухаревой С.И.
с участием прокурора Соловьевой В.В.
при секретаре П.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.А., М.Е., М.В., П.О. и Р.Н. об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

К.А., М.Е., М.В., П.О., Р.Н. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании противоречащими Федеральному законодательству и недействующими с момента принятия Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 года № 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в части слов "... территория в границах земельного участка по ул. Гастелло, д. 7" в приложении № 1 (раздел "Зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных за пределами зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга", подраздел "Московский район Санкт-Петербурга, Московский пр."), а также Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 года № 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части обозначения локального увеличения высоты № 209 до 100 метров в приложении № 4, (л.д. 3-13, 52-54, 66-67), ссылаясь на то, что оспариваемый ими Закон Санкт-Петербурга № 820-7 в том виде, в котором он был принят, в нарушение положений ст. 34 Федерального Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, не прошел согласование Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультурой), что является нарушением прав заявителей на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, прав на участие в культурной жизни, на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, прав на сохранность объектов культурного наследия, закрепленные в Конституции РФ (ст. 42, 44), ст. 2 ГсК РФ, ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды", преамбуле и ст. 6, 7, 34 Закона об объектах культурного наследия. Земельный участок по ул. Гастелло, д. 7 находится между Московским проспектом и Чесменским дворцом, и, при таких обстоятельствах, здание высотой 100 метров перекроет охраняемые визуальные направления.
Заявители М.Е., М.В., П.О., Р.Н. и представители заявителей явились в судебное заседание, свое заявление с учетом дополнений поддержали.
Представители Губернатора Санкт-Петербурга Ф.Г., действующий на основании полной доверенности от 30.08.2010 года № 07-125/738, и В.С., действующий на основании полной доверенности от 22.01.2010 года № 07-125/98, явились в судебное заседание, против удовлетворения заявленных требований возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 115-117, и дополнения к отзыву приобщены в настоящем судебном заседании), пояснив, что представленный в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проект закона Санкт-Петербурга, одобренный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2008 года № 1397 имеет согласование Росохранкультуры (письма от 27.06.2005 года № 62/1/4/5285, от 15.12.2006 года № 4/12116, от 22.10.2008 года № 05-4-274 и от 26.11.2008 года № 05-4-537), положительное заключение историко-культурной экспертизы, выполненной действительным членом Российской академии архитектуры и строительных наук С.Т. 2005 г.; положительное заключение рабочей группы секции "Исторические поселения" Федерального научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; согласование Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" (письмо от 24.06.2005 года № 45-с); положительное заключение научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук от 28.08.2006 года. Таким образом, ссылка заявителей на нарушения статей 28, 30, 31, 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", а также пункта 13 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 года № 315, является несостоятельной.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга К.Т., действующая по полной доверенности от 30.03.2010 года № 584-юр, явилась в судебное заседание, против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 97-102), пояснив, что пакет документов, необходимый для принятия оспариваемого Закона Санкт-Петербурга, был представлен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в полном объеме, содержал положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Представители Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) К.С., действующий по полной доверенности от 21.12.2009 года № 25 и С.М., действующая по полной доверенности от 14.01.2010 года № 2, явились в судебное заседание, поддержали заявленные требования, указав, что Комитетом по государственному контролю, использованию к охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) сопроводительным письмом от 09.10.2008 года № 7/1832 направлен экземпляр карт (схем) являющихся графической частью проекта Закона Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия" проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в Санкт-Петербурге, на рассмотрение в Росохранкультуру. Данный экземпляр был согласован с Росохранкультурой письмом от 22 октября 2008 года № 05-4-274. В представленных на рассмотрение материалах была предусмотрена возможность строительства на указанном земельном участке с ограничением по высоте внутриквартальной застройки до 40 метров. В принятом Законе Санкт-Петербурга № 820-7 изменены зоны охраны объектов культурного наследия, в том числе их границы, режимы использования земель в этих зонах в части высотного регулирования. Внесение таких изменение возможно только после разработки нового проекта зон охраны объектов культурного наследия, который подлежал согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Такой проект на согласование в Росохранкультуру не поступал. Письмо Росохранкультуры от 26.11.2008 года, на которое сослались представители Губернатора Санкт-Петербурга как на согласование указанных изменений с Росохранкультурой, таковым не является, поскольку данное письмо является ответом на обращение ЗАО "Петровский строитель", в котором указано, что корректировка зон охраны объектов культурного наследия не предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Выслушав стороны, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Соловьевой В.В., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, суд считает, что требования заявителей подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно преамбуле, пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; правовое регулирование в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним другими Федеральными законами, также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу статьи 6, статей 33 - 39 этого же Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
К числу мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия относится и установление зоны охраны объектов культурного наследия.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (статья 34).
В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2008 года № 315 на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охраняемая зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия границы зон охраны объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга приняты Законы Санкт-Петербурга: от 19.01.2009 года № 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" и от 16.02.2009 года № 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга № 820-7 (графическая часть приложения № 1 "Границы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга с описанием указанных границ", лист 71) утверждены границы охранной зоны (далее - ОЗ 1) этого объекта культурного наследия. В границах охранной зоны находится зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (далее - ЗРЗ 2-2), а также отображена граница территории самого объекта.
В текстовой части данного приложения № 1 "Описание границ зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", в разделе "Зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных за пределами зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга" (подраздел "Московский район Санкт-Петербурга. Московский пр."), содержится описание охранной зоны (ОЗ 1) Чесменского дворца с флигелями, а также описание зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ 2-2), расположенной внутри границы этой зоны ОЗ 1, а именно: "... территория в границах земельной участка по ул. Гастелло, д. 7".
Законом Санкт-Петербурга № 29-10 (приложение 4 "Схема границ действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкция объектов капитального строительства в части предельной высоты зданий и сооружений", лист 147) на территории, в пределах которой расположена зона ОЗ 1 объекта культурного наследия федерального значения "Чесменский дворец с флигелями", установлено локальное увеличение высоты № 209 высотой 100 метров, в границах земельного участка по ул. Гастелло, д. 7.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 года № 527 Чесменский дворец с флигелями, расположенный в непосредственной близости от земельного участка по адресу: ул. Гастелло, д. 7, является объектом культурного наследия федерального значения.
Ранее земельный участок ул. Гастелло, д. 7 находился в Объединенной зоне регулирования застройки 2 категории, границы которой утверждены решением Исполкома Ленинградского городского Совета от 30.12.1988 года № 1045.
При разработке проекта Закона Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в первоначальной редакции: данная территория (ул. Гастелло, д. 7) была отнесена к охранной зоне Чесменского дворца с флигелями.
В 2008 году по инициативе ЗАО "Петровский строитель", являющегося представителем собственника земельного участка по ул. Гастелло, д. 7 ООО "ЛК Ликострой", выполнен градостроительный анализ высотных характеристик многофункционального комплекса, предполагаемого к строительству на рассматриваемом участке.
С учетом результатов указанных исследований в проект вышеупомянутого закона внесены изменения в части исключения рассматриваемого участка из границ охранной зоны и его включения в границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Заявители основывали свою позицию на том, что оспариваемый ими Закон Санкт-Петербурга, в том виде, в котором он был принят, не прошел согласование Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультурой).
Представители Губернатора Санкт-Петербурга ссылались на, что действующее законодательство не предусматривает повторного согласования проекта закона, и полагали, что такое согласование возможно только при внесении изменений в уже принятый закон, а также указали на то, что Росохранкультурой было согласовано отнесение участка по ул. Гастелло, д. 7 к зоне ЗРЗ 2-2, в подтверждение ссылались на исследования, проведенные по инициативе застройщика, а также на письмо Росохранкультуры от 26.11.2008 года № 05-4-537.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга подтвердила в судебном заседании, что для утверждения в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга поступил тот вариант проекта закона, который был принят и который оспаривается заявителями в настоящем процессе.
Представители Росохранкультуры опровергли в судебном заседании утверждения представителей Губернатора Санкт-Петербурга о согласовании оспариваемого закона в указанной части Росохранкультурой, пояснив, что проект закона, в том виде, в котором он принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, Росохранкультурой согласован не был. Экземпляр согласованного Росохранкультурой проекта оспариваемого закона находится на хранении в Росохранкультуре, и на участке ул. Гастелло, д. 7 имеется ограничение по высоте внутриквартальной застройки до 40 метров, к зоне застройки ЗРЗ-2-2 данный участок не отнесен.
В ходе настоящего судебного заседания представители Росохранкультуры подтвердили, что проект поступает на утверждение в прошитом и пронумерованном виде и, если это будет необходимо, то при внесении каких-либо изменений Росохранкультуре на согласование должен поступить новый вариант проекта в виде единого полного документа.
В силу п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в пределах охранной зоны устанавливается режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной среды объекта культурного наследия.
В соответствии со ст.ст. 28, 30, 31, 34 упомянутого Федерального закона, п.п. 13 - 16 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников историй и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 года № 315, основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия и режимов использования земель в границах данных зон является наличие положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы по проекту зон охраны объекта культурного наследия, организованной соответствующим органом охраны памятников, и согласования Федеральной службой но надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультурой).
Пунктом 28 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 года № 315, установлено, что изменение зон охраны объекта культурного наследия, их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон осуществляется исключительно путем разработки нового проекта зон охраны.
В том проекте, экземпляр которого хранится в Росохранкультуре, и который был согласован Росохранкультурой, на участке ул. Гастелло, д. 7 был установлен режим ОЗ-1, который запрещал строительство новых зданий, объектов инженерно-транспортной структуры, за исключением работ по регенерации историко-градостроительной среды объекта культурного наследия в соответствии с условиями режима, кроме того, было установлено ограничение по высоте до 40 метров. (л.д. 270-281).
По материалам разработанного первоначального проекта зон охраны объектов культурного наследия ООО "Архитектурная мастерская" выполнена историко-культурная экспертиза, по результатам которой сделан вывод о соответствии названного проекта требованиям государственной охраны памятников. 20.05.2008 года заключение данной экспертизы согласовано Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
22.10.2008 года письмом за № 05-4-274 такой проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Санкт-Петербурга, согласован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Закон Санкт-Петербурга № 820-7 в оспариваемой части в отношении изменения зоны участка ул. Гастелло, д. 7 с ОЗ-1 на ЗРЗ-2, разрешающей новое строительство и изменений ограничений по высоте застройки со ссылкой на то, что высота здания определяется в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, согласно которым для данной территории установлена предельная высота застройки 100 метров, при этом, в соответствии с п. 4.3 главы 1 раздела 2 приложения 2 Закона Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия..." на территории ЗРЗ 2 предельные параметры высоты определяются в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга и при условии сохранения панорам и видов исторического центра Санкт-Петербурга, то есть, при необходимости допускается дальнейшее отклонение от установленной предельной высоты в 100 м, на согласование в Росохранкультуру не поступал.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в данном случае была нарушена процедура согласования проекта закона, предусмотренная Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (ст. 34 ФЗ).
Доводы представителей Губернатора Санкт-Петербурга о том, что действующее законодательство не предусматривает повторного согласования проекта закона не могут быть приняты во внимание, поскольку проект закона был изменен и соответственно новый проект требовал новое согласование, в противном случае, отсутствие согласования при внесении таких существенных изменений в согласованный ранее проект приведет к утрате правового значения процедуры согласования с Росохранкультурой.
Ссылка представителей Губернатора Санкт-Петербурга на проведенные по заказу застройщика ЗАО "Петровский строитель" исследования, в которых сделан вывод о возможности изменения режима для исследуемого участка ул. Гастелло, д. 7 с ОЗ-1 на ЗРЗ 2-2, а также на письмо Росохранкультуры от 26.11.2008 года № 05-4-537, также не может быть принята во внимание по следующим основаниям:
В 2008 году по инициативе ЗАО "Петровский строитель", являющегося представителем собственника земельного участка по указанному адресу ООО "ЛК Ликострой", ООО "Институт территориального развития" выполнены градостроительный анализ высотных характеристик многофункционального комплекса, предполагаемого к строительству на рассматриваемом участке, и краткая историческая записка в отношении данной территории.
Представители Росохранкультуры подтвердили в судебном заседании, что ответ на данные исследования, который был дан Росохранкультурой в письме от 26.11.2008 года не является согласованием изменений в существующий проект, поскольку в данном ответе указано, что корректировка зон охраны культуры в соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" не предусмотрена, а градостроительная деятельность возможна в соответствии с режимами содержания земель.
Кроме того, в данном письме указано, что Росохранкультура поддерживает выводы проведенной градостроительной экспертизы о том, что предполагаемый к возведению объект на участке ул. Гастелло, д. 7 не будет оказывать негативное воздействие на восприятие силуэта и панорамы главного городского пространства исторического центра Санкт-Петербурга, и никакие иные выводы, которые могли содержаться в данной градостроительной экспертизе, не поддерживает.
Из данного письма также усматривается, что проведенная экспертиза является градостроительной, а не историко-культурной, как того требует законодательство, в связи с чем ее выводы не могут быть приняты во внимание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: процедура согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия в рамках государственной охраны объектов культурного наследия, предусмотрена статьей 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, а не статьей 62.

Следует также отметить, что представители Губернатора Санкт-Петербурга не представили доказательств тому, что именно по этому варианту экспертизы, выполненной в 2008 году ОАО Санкт-Петербургским НИПИ по реставрации памятников истории и культуры "НИИ Спецпроектреставрация", который был представлен в настоящее судебное заседание, было получено письмо Росохранкультуры от 26.11.2008 года № 05-4-537. При том, что представители Росохранкультуры указывали, что вышеназванное письмо не является согласованием изменений, которые были внесены в проект закона; принятый Закон в оспариваемой части не был согласован ни с Росохранкультурой, ни с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Указанные обстоятельства также подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля А.К., работающий заместителем председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК (л.д. 283, 287-288), который пояснил, что замена охранной зоны на зону регулируемой застройки на участке бывшего кинотеатра "Зенит" (ул. Гастелло, д. 7) была произведена в нарушение установленной законом процедуры (п. 2 ст. 62 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия..." от 25.06.2002 года и ст. 3.3. Устава ВООПИиК) и вопреки проекту зон охраны, согласованному ВООПИиК. (л.д. 252-269).
С учетом изложенного, суд считает, что требования заявителей о признании недействующим с момента принятия Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 года № 820-7 в указанной части подлежат удовлетворению, поскольку принятие вышеназванного закона в оспариваемой части без надлежащего согласования с уполномоченным органом противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права и законные интересы заявителей, указанные им в заявлении в суд.
Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 года № 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части обозначения локального увеличения высоты № 209 до 100 м. в приложении № 4 также подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству и недействующему с момента принятия, поскольку применяется во взаимосвязи с вышеназванным Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 года № 820-7, который имеет в данном случае определяющее значение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление К.А., М.Е., М.В., П.О. и Р.Н. удовлетворить.
Признать недействующей с момента принятия текстовую часть приложения № 1 (раздел "Зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных за пределами зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга", подраздел "Московский район Санкт-Петербурга. Московский пр.") Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 года № 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в части слов "... территория в границах земельного участка по ул. Гастелло, д. 7", а также обозначение этой зоны ЗРЗ 2-2 в графической части приложения № 1, на листе 71, внутри границы зоны ОЗ 1.
Признать недействующим с момента принятия Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 года № 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в части положения приложения 4 - обозначения на листе 147 локального увеличения высоты № 209.
Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья
С.И.Сухарева




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 17.11.2010 № 78-Г10-27 данное решение оставлено без изменения.

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 01.10.2010 по делу № 3-209/10
<О признании недействующими отдельных положений законов Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" и от 16.02.2009 № 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru