Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 января 2011 г. по делу № 3-3/11

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление КМ РТ от 31.12.2008 № 957 имеет название "Об утверждении Республиканской целевой программы сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан на 2009 - 2011 годы", а не "Об утверждении Республиканской целевой программы сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан".

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующими отдельных положений Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 № 957 "Об утверждении Республиканской целевой программы сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан",

установил:

прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 № 957 "Об утверждении Республиканской целевой программы сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан на 2009 - 2011 годы" (далее - Постановление).
В обоснование требования указал, что пунктом 3 Постановления органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить в установленном порядке муниципальные комплексные программы сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов.
Исходя из положений раздела V Республиканской целевой программы, источниками финансирования являются средства бюджетов муниципальных образований в конкретных установленных размерах - 13660 тыс. рублей. В Приложении к Республиканской целевой программе четко определены основные мероприятия и объем финансирования из бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан.
Однако определение в Постановлении конкретных размеров объемов и источников финансирования программы за счет средств муниципальных образований Республики Татарстан является нарушением статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой бюджетная система Российской Федерации основана на принципах самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку оспариваемое Постановление в соответствии со статьями 22 и 26 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является обязательным для исполнения органами местного самоуправления, словосочетание "средства бюджетов муниципальных образований" Республиканской целевой программы противоречит федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан уточнил требование и просил суд, признать недействующими со дня вступления решения в законную силу Республиканскую целевую программу сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан на 2009 - 2011 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 № 957 "Об утверждении Республиканской целевой программы сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан", в части предусматривающей конкретные объемы финансирования из средств бюджетов образований Республики Татарстан.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с заявленным требованием согласилась.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 31 декабря 2008 года принято Постановление № 957 "Об утверждении Республиканской целевой программы сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан на 2009 - 2011 годы".
Текст оспариваемого Постановления официально опубликован в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", № 6, 11.02.2009 года.
Пунктом 3 Постановления органам местного самоуправления рекомендовано разработать и утвердить в установленном порядке муниципальные комплексные программы сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов.
Постановлением утверждена Республиканская целевая программа сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан на 2009 - 2011 годы (далее - Программа).
Программой (абзац 8 паспорта Программы, раздел V, приложение) на указанные цели установлены объемы и источники финансирования, в том числе средства бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан - 13 660,0 тыс. рублей.
Согласно пункту 2 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации").
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Указанные принципы, в силу статей 31, 31.1 Кодекса, означают право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из анализа приведенных норм, Кабинет Министров Республики Татарстан, устанавливая в Программе конкретные размеры объемов и источников ее финансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан, в частности в размере 13 660,0 тыс. рублей, превысил свои полномочия.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Программа в части предусматривающей конкретные объемы финансирования из средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан противоречит федеральному законодательству.
На основании изложенного суд считает необходимым признать недействующей со дня вступления решения в законную силу Республиканскую целевую программу сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан на 2009 - 2011 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 № 957 "Об утверждении Республиканской целевой программы сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан", в части предусматривающей конкретные объемы финансирования из средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения в законную силу Республиканскую целевую программу сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан на 2009 - 2011 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 № 957 "Об утверждении Республиканской целевой программы сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан", в части предусматривающей конкретные объемы финансирования из средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 28 января 2011 г.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Татарстан от 11.01.2011 по делу № 3-3/11
<О признании недействующей Республиканской целевой программы сохранения, возрождения, изучения и развития народных художественных промыслов в Республике Татарстан на 2009 - 2011 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 № 957, в части, предусматривающей конкретные объемы финансирования из средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru