Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ДОКЛАД

УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
О СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2010 ГОДУ

1. Организация, задачи и направления деятельности

В соответствии со статьей 18 Закона Удмуртской Республики "Об Уполномоченном по правам человека в Удмуртской Республике" доклад содержит оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к защите прав и свобод граждан.
С 22 марта по 22 апреля в городах и районах проведены выездные личные приемы граждан; результаты обсуждены с главами районов и городов (за исключением Красногорского и Сюмсинского районов); доведены до населения через местную печать (за исключением Малопургинского района) и на пресс-конференциях (г. Воткинск, г. Можга, г. Сарапул).
По итогам выездных приемов проинформирован Президент Удмуртской Республики А.А. Волков. Меры по разрешению коллективных и резонансных конфликтов рассмотрены на встрече с Председателем Правительства Удмуртской Республики Ю.С. Питкевичем. Информация представлена Председателю Государственного Совета Удмуртской Республики А.В. Соловьеву, а также по личной просьбе направлена Главному федеральному инспектору по Удмуртской Республике Р.Ф. Идрисову.
Организован прием граждан по месту расположения Уполномоченного в здании Государственного Совета Удмуртской Республики.
Посещены 36 учреждений социального обслуживания, образования, здравоохранения, а также учреждения УФСИН: ИК-7, КП-10, СИ-1 и ИК-8.
Заключено соглашение о взаимодействии с Удмуртским транспортным прокурором. В настоящее время действует 12 соглашений с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и общественными организациями. Соглашения содействуют защите прав граждан. Совместно с Главным судебным приставом осуществлен прием граждан в г. Глазове и п. Игра; Общественным советом при МВД проверены условия содержания в ИВС; Прокурором республики проведены рабочие встречи по рассмотрению конфликтных ситуаций.
Уполномоченный участвовал в 45 крупных мероприятиях, в частности, 30 июня в г. Ижевске - Координационном совете при Управлении Минюста по организации бесплатной юридической помощи населению; 20 августа в п. Ува - фестивале СМИ "Вся Удмуртия - 2010" о проблемах взаимодействия и сотрудничества со средствами массовой информации по защите прав граждан; 29 октября в с. Ягул Завьяловского района - республиканском форуме "Освоение ценностей религиозных культур как одной из основ духовно-нравственного становления личности"; 9 декабря в с. Якшур-Бодья - республиканской конференции "О взаимодействии Советов отцов и Советов женщин по предупреждению насилия в семье"; 24 декабря в г. Ижевске - на итоговом занятии обучающего курса для инвалидов "Школа бизнеса и предпринимательства".
Информация по вопросам деятельности на удмуртском и русском языках размещалась в ГУП УР "ТРК "Удмуртия", ТК "СТС-Ижевск", ТГРК "Удмуртия", "НТВ", "Россия", "5 канал", газетах "Известия Удмуртской Республики", "Удмуртская правда", "Удмурт Дунне", "АИФ в Удмуртии", "Московский комсомолец в Ижевске", "Комсомольская правда - Удмуртия", "Аргументы и факты в Удмуртии", районных и городских газетах.
За год принято 3604 обращения, по ним обратилось 5816 граждан, из них 55% оказана реальная помощь, остальные направлены для рассмотрения по подведомственности или по ним даны консультации. Среди обратившихся 56 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, 98 многодетных матерей, 74 предпринимателя, 12 фермеров, 152 участника войны и боевых действий и их вдов, 38 погорельцев, 125 сирот, 35 воспитателей детских садов, 23 организации, 25 депутатов всех уровней. В целом - работники производственной сферы, государственные и муниципальные служащие, медицинские и педагогические работники, пенсионеры и инвалиды, безработные, переселенцы, военнослужащие.

2. Соблюдение жилищных прав

Защита жилищных прав остается одним из основных направлений деятельности.
Уполномоченный содействовал исполнению федерального законодательства о предоставлении жилья участникам и вдовам погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны (далее - участники войны), нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно жалобам основаниями для отказа являлось то, что граждане или не встали на учет до 1 января 2005 года, или не представили акт специализированной организации по обследованию имеющегося жилья на его непригодность для проживания, или не признаны малоимущими.
Сложности возникли со вторым основанием. Местные органы власти не рассматривали заявления без акта специализированных организаций, а участники войны отказывались проводить обследования за свой счет из-за высокой стоимости услуг по составлению акта (8 - 30 тыс. руб.). Усматривая в этом нарушение их прав, Уполномоченный обратил на него внимание Минстроя УР, которым распространено разъяснение о том, что заключение специализированной организации требуется при признании дома аварийным, а законодательство о предоставлении жилья участникам войны такого требования не содержит, достаточно комиссионного обследования. В г. Ижевске сослались на отсутствие средств в бюджете, по нашему обращению прокуратура указала на необоснованность такой позиции.
По первому и третьему основаниям были отдельные разногласия, но они совместно с местными органами власти устранены. В частности, Администрация г. Можги первоначально отказала в постановке на учет по мотивам не признания малоимущим участника войны П.Е. О-ова. По нашему разъяснению Администрация свое решение пересмотрела. В октябре заявитель переехал в благоустроенное жилье.
По всем 59 обращениям проведены обследования жилья, по 29 из них приняты решения о выделении жилищных сертификатов.
По вопросам капитального ремонта жилья обратились 130 граждан, по одной трети из них после обследования жилищных условий приняты решения о проведении ремонта за счет средств, направленных на реализацию программы Фонда развития ЖКХ. С жалобами о расселении ветхого жилья в основном обращаются из Сарапула, Камбарки, Кеза.
Каждое обоснованное обращение по жилью рассматривается так, что если в досудебном порядке не получается защитить права граждан, то инициируем обращение в суд. Подготовлено 42 иска о понуждении к ремонту или предоставлению жилых помещений вследствие аварийных условий проживания семей. Большинство из них уже рассмотрено.
Так, многие годы не рассматривался вопрос о капитальном ремонте дома из пеноблока по адресу: п. Игра, ул. Зеленоградская, 1а, перекрытия и несущие балки крыши которого разрушаются, в одной из квартир обвалился потолок. По жалобам жильцов Уполномоченный организовал обследование дома с выездом на место с участием Государственной жилищной инспекции, которой подтверждена обоснованность жалобы. Заявителям представлены акты проверки, оказана помощь в подготовке документов для суда.
Ранее приведена информация о пожилой супружеской паре, переехавшей из Барнаула в Сарапул, которая по предложению случайной знакомой под видом договора пожизненного содержания оформила куплю-продажу квартиры, в судебном порядке выселена на улицу и оказалась в приюте для бездомных. Нами с участием прокуратуры республики инициирован процесс по восстановлению прав пожилой пары на квартиру, спустя 10 месяцев пожилая пара вернулась в свою квартиру.
Поступило 175 жалоб в отношении управляющих компаний по вопросам ремонта жилья, оплате за ЖКУ, использованию общего имущества и придомовой территории. В соответствии с Жилищным кодексом РФ контроль за порядком расходования средств на содержание и ремонт жилья возложен на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Однако эта норма не работает, собственники ею не пользуются: собрания или не проводятся, или проводятся под диктовку управляющих компаний, опрос мнения в форме заочного голосования по так называемым опросным листам проводится сугубо по поставленным вопросам, результаты не проверяются. Управляющие компании не предоставляют сведения о расходовании средств, обоснованию размеров платежей и тарифов за ЖКУ.
В адрес субъектов права законодательной инициативы направлены предложения об установлении ответственности компаний за предоставление информации об объеме, перечне, качестве услуг и работ, обоснованности установленных платежей и по дополнению полномочий жилищной инспекции функциями контроля за соблюдением управляющими компаниями сроков отчета перед собственниками жилья и порядка проведения собраний, что позволит существенно снять напряжение в этой сфере и одновременно воспитывать "ответственного управдома".
По обращениям Уполномоченного результативно работает с управляющими компаниями Администрация МО "Город Воткинск". Так, по жалобе Э.В. Б-вой Администрация направила в суд иски об отчуждении у коммерческой организации двух квартир из-за их нецелевого использования; по жалобе С.М. К-ова и В.Н. С-вой - обязала управляющую компанию провести капитальный ремонт домов.
За последние годы отказ в проведении ремонта муниципального жилья мотивируется отсутствием средств в местных бюджетах. Безусловно, это лучше, чем давать нереальные обещания, но в том и другом случае исполнение закона поставлено в зависимость от наличия средств.
В одном сельском районе почти три года не исполняется решение суда о капитальном ремонте дома со сметой свыше 700 тыс. руб. Служба судебных приставов оштрафовала главу администрации на 15 тыс. руб. и уже четыре раза предупредила об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (неисполнение должностным лицом вступившего в законную силу решения суда). Мы видим выход из подобных ситуаций с участием бюджетов всех уровней.
Поступают жалобы по размещению магазинов в цокольных этажах жилых домов и строительству объектов на придомовых территориях. Так, 47 жителей дома № 130 по ул. Воровского г. Ижевска обратились с жалобой на нарушение санитарных норм звукоизоляции и присутствие сильных запахов из-за размещения в доме ресторана "Веранда". По нашей инициативе усилена приточная вентиляция, проведены работы по размещению шумоизолирующих покрытий и переносу звуковых колонок.
К сожалению, местные органы власти порой предоставляют разрешительные документы на строительство без проведения государственной экспертизы проекта строительства. В частности, Администрацией города Ижевска разрешено строительство торгового павильона на придомовой территории домов N№ 40, 60 и 62 по ул. Ворошилова (коллективная жалоба 93 жильцов указанных домов Уполномоченному).
В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ обязанность предоставления малоимущим гражданам социального жилья возложена на органы местного самоуправления, однако передача средств из федерального бюджета для выполнения указанных полномочий не предусмотрена. В результате граждане не могут воспользоваться этим правом. Проведенным мониторингом установлено, что на получение социального жилья в районах и городах состоят на учете от 200 до 2000 человек. Это - малоимущие граждане, не располагающие доходами для оплаты ипотечных кредитов, движения в очереди нет. Уполномоченный просит Минстрой УР рассмотреть ситуацию с соблюдением прав граждан на социальное жилье для возможной подготовки предложений Федеральному Собрания РФ.
Вопросы обустройства дорог, обеспечения водой и газом населенных пунктов внешне чисто технические, однако граждане по ним регулярно обращаются, в частности, из Сарапула, Глазова, Игры, Алнашей, Красногорского и других районов. И нужно признать, что совместная работа с Минстроем и местными органами власти позволяет снимать напряженность.
При содействии Минстроя разрешен длительный конфликт в с. Пугачево Малопургинского района по доступу к питьевой воде. В 2008 г. мы изучили ситуацию с выездом на место, встретились с руководством района и Минстроя. В конце того же года проложены первые метры водопровода, на следующий - выделены средства для прокладки 120 метров, а десятом - уложены последние 350 м.
13 июля 51 житель улиц Алнашской, Свободы, Дорожников, Магистральной, Мелиоративной, Широкой, Березовой, Кедровой, Дорожной, Цветочной с. Алнаши обратился с коллективной жалобой о неудовлетворительном обеспечении питьевой водой. С 80-х годов прошлого века жители села испытывают перебои с питьевой водой. Так, дебит воды в скважинах микрорайона Южный составляет 13,6 м3 в час при минимальной потребности 460 домовладений - 20 м3 в час; в целом по селу имеющихся запасов питьевой воды в скважинах едва хватает на хозяйственные нужды, но в летний период 2009 - 2010 гг. жители были вынуждены прибегнуть к подручным средствам для подвоза воды с водоемов за пределами села.
По согласованию с Президентом Удмуртской Республики Уполномоченный выехал на место, осмотрел высохшие водонапорные башни и колонки, провел рабочее совещание с участием главы района С.А. Токарева, заместителя главы Администрации района по строительству и ЖКХ, главы муниципального образования "Алнашское", главного инженера МУП "КомСервис". Участники совещания расценили ситуацию как чрезвычайную и критическую, требующую принятия мер по устойчивому водоснабжению, и пришли к выводу о необходимости дополнительного ввода двух артезианских скважин. Материалы переданы Президенту Удмуртской Республики, по ним даны поручения.
Серьезный конфликт в связи с малоэтажным строительством возник в Глазове. Застройщик, получив разрешение Администрации города на строительство индивидуального жилого дома, в действительности построил 8-квартирный дом, в 2009 г. продал квартиры в долевую собственность граждан с регистрацией договоров купли-продажи в Росреестре. В апреле 2010 г. факт постройки многоквартирного вместо индивидуального дома стал известен разрешительным органам, от дома отключили систему холодного водоснабжения, что повлекло отключение отопления и канализации, планировали отключить электроснабжение. По жалобе инвалида 1 группы, приобретшего долю в виде отдельной квартиры, Уполномоченный принял меры к защите ее прав и прав других жильцов, рекомендовал разрешительным органам подобные нарушения предупреждать на стадии предоставления разрешения на строительство и контроля за строительством, заручился поддержкой своей позиции со стороны Глазовской межрайонной прокуратуры.
Жалобы по жилищным правам составляют почти треть от общего количества обращений (1161), по 54% оказана реальная помощь. Этому содействовали Минстрой УР, главы городов и районов, прокуратура.

3. Соблюдение трудовых прав

Право на труд является одним из базовых в системе основных прав человека, реализация данного права обеспечивает жизнедеятельность человека и членов его семьи, является важным условием социализации личности.
К сожалению, в рыночных условиях при наличии большого количества работодателей трудовые права соблюдаются не во всех случаях. Из года в год поступают обращения о нарушении трудовых прав женщин в связи с беременностью. Их не много, но каждый факт является грубым.
При проверке жалобы ижевчанки К.О. Н-вой установлено, что заявительница по результатам собеседования допущена к работе, ей определены трудовые обязанности, режим рабочего времени, рабочее место, условия оплаты труда, от нее принята трудовая книжка, в процессе работы успешно справлялась с трудовыми обязанностями, однако через полгода в связи с беременностью ее подвергли дискриминации: не допустили к работе, вернули трудовую книжку без записи о приеме. При нашем содействии трудовые права женщины восстановлены в судебном порядке.
Государство гарантирует право на безопасные условия труда, социальное обеспечение на случай временной нетрудоспособности, на объективное расследование и выявление причин и условий несчастного случая на производстве.
Так, работница ООО "Центр-клининг" в марте 2010 г. сообщила, что в ноябре 2009 г. во время работы получила серьезную травму, однако расследование несчастного случая не проводилось. Принятыми нами мерами права заявительницы защищены, проведено расследование несчастного случая и оплачены листки нетрудоспособности, за нарушение законодательства о труде и охране труда работодатель привлечен к ответственности.
В результате падения с лестницы на территории молочно-товарной фермы работница ООО "Рассвет" Малопургинского района получила травму, что стало основанием для ее направления на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности. При подготовке документов заявительница узнала, что вина за производственную травму в полном объеме возложена на нее. По ходатайству Уполномоченного Государственная инспекция труда провела дополнительное расследование, по результатам которого выдано обязательное для исполнения предписание о переоформлении акта о несчастном случае на производстве, кроме того, за нарушение нормативных правовых актов по охране труда виновные лица привлечены к административной ответственности.
Работник ООО "Балезинский ЛПХ" О.А. С-ов получил тяжелый перелом ноги при работе на пилораме, длительное время находился на больничном, для восстановления функций ноги требовалась сложная операция, для оплаты которой не было средств. Работодатель согласился оплатить операцию при условии заключения возмездного договора займа с начислением процентов, после чего мать пострадавшего обратилась к Уполномоченному. По результатам проверки договор займа расторгнут, уплаченные работодателем за операцию деньги учтены в составе платежей на обязательное страхование.
Допускаются нарушения иных трудовых прав граждан.
За год поступило 278 обращений по трудовым конфликтам, 49% из них разрешены при участии Уполномоченного.

4. Соблюдение социальных прав

Граждане реагируют на изменения социального законодательства, прямо или косвенно затрагивающие их благополучие.
Приведение медицинской сети к нормативам объемов стационарной медицинской помощи в соответствии с требованиями Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 811, вызвало жалобы жителей сельской местности, где такая оптимизация особенно чувствительна.
Так, в связи с планируемым сокращением в терапевтическом, педиатрическом отделениях 5 из 15 койко-мест в каждом, а также закрытием отделения патологии и беременности на 7 койко-мест и гинекологического отделения на 4 койко-места Карсавайской участковой больницы обратились руководители сельскохозяйственных организаций, общественный актив и главы четырех поселений Балезинского района.
К сожалению, требования указанной Программы безальтернативны. Количество коек в Карсовайской участковой больнице превышало установленные нормативы, средствами для содержания дополнительных коек местные органы власти не располагали. В этих условиях Минздравсоцразвития РФ и Минздрав УР, куда мы обратились, рекомендовали часть сокращаемых терапевтических и инфекционных коек перевести в койки сестринского ухода и открытие дневных стационаров на дому.
Со стороны органов управления здравоохранением требуется постоянный контроль за принимаемыми мерами, здесь необходимы разумность и здравый смысл. При выезде в г. Воткинск по жалобе 52 женщин установлено, что в связи с сокращением в гинекологическом отделении городской больницы № 1 койко-мест круглосуточного пребывания тяжело больных, поступающих в экстренном порядке, стали размещать не в палатах, откуда в рамках оптимизации убрали койки, а в общем проходном коридоре. По нашей рекомендации приказом главного врача резервные кровати возвращены в палаты.
Заслуживает дополнительного рассмотрения состояние профилактики туберкулеза. В прошлом со ссылкой на врачебную тайну Минздрав УР отказался от сотрудничества с Уполномоченным по жалобам по поводу досрочной выписки больных туберкулезом из стационаров за нарушение режима. Однако страдает не столько врачебная тайна, как здоровье людей. На основании коллективного обращения главы муниципального образования "Вараксинское", Совета женщин, Совета отцов и жителей Завьяловского района о неудовлетворительной работе по профилактике туберкулеза проведен мониторинг состояния этой работы в целом по республике, его результаты указывают на высокий уровень заболеваемости.
Так, за нарушение режима выписывается из Можгинского диспансера до 20%, Глазовского - 40%, Сарапульского и туберкулезного отделения городской больницы № 2 г. Воткинска - 60% больных. При этом больные с активной формой туберкулеза уклоняются от амбулаторного лечения и контрольных осмотров, разносят болезнь, совершают преступления. В исправительных колониях каждый десятый болен туберкулезом, из них 60% активной формой. В целом их количество в колониях за год возросло на 35,7%. Это результат недостаточной работы по выявлению источников заражения. Туберкулез зачастую выявляют врачи общей практики. Я не врач и ухожу от рассмотрения лечебных вопросов, но какой смысл вкладывать средства в лечение без принятия на федеральном уровне дополнительных гарантий охраны здоровья нации, в том числе в виде принудительных мер лечения злостных нарушителей лечебного режима, то есть в закрытых стационарах, и уголовной ответственности за уклонение от лечения и угрозу или заражение других лиц.
Полная информация о результатах мониторинга и рекомендациях представлена в Правительство Удмуртской Республики. По нашему мнению, наиболее слабым местом является выявление и профилактика источников заражения, ответственность за лечение опасной болезни. Присутствуют признаки свыкания с ситуацией, сосуществования с ней, чего применительно к туберкулезу близко быть не должно.
Переход на денежную форму предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг завершил процесс монетизации данной меры поддержки всех льготных категорий граждан. Хотя обращения продолжают поступать, но нарушений, как правило, не усматривается.
Так, в связи с периодическими обращениями педагогических работников дополнительного образования детей, а также и учителей, проживающих по договорам коммерческого найма, следует иметь ввиду, что субъектами права на льготы признаются педагогические работники общеобразовательных школ - учреждений основного образования, проживающие в государственном и муниципальном жилищном фонде или в жилом помещении, находящемся в собственности педагогического работника и (или) членов его семьи.
Совместно с администрациями муниципальных образований проводилась работа по погашению задолженности по поводу задержки денежных выплат педагогам по оплате жилых помещений и коммунальных услуг и классной работы.
Продолжали поступать обращения доноров по учету кроводач. Так, Н.С. Н-ров, 1953 г.р., неоднократно безуспешно обращался в Алнашскую ЦРБ. По нашему ходатайству проведена проверка, по результатам которой заявитель в соответствии с законодательством награжден нагрудным знаком "Почетный донор России".
Благодаря поддержке, разрешаются малые и большие проблемы по защите и восстановлению прав граждан.
Ежегодно Уполномоченный рассматривает жалобы о нарушениях прав граждан на льготный проезд в пригородном и ином сообщении. Например, в Камбарском районе в связи с проблемами в проведении конкурса на право заключения договоров пассажирских перевозок граждане несколько месяцев были лишены права проезда по социальному проездному билету на городских и пригородных маршрутах.
Мы приняли меры по устранению нарушений, однако на перспективу проезд в общественном транспорте по социальным проездным билетам в районе не отлажен. По мнению прокурора и главы администрации района, организация перевозок по социальным проездным билетам является обязанностью органов государственной власти. Минсоцзащиты пояснило, что на министерство возложена функция возмещения выпадающих доходов транспортных организаций от реализации социальных проездных билетов, а вопросы организации и функционирования транспорта общего пользования, в том числе вопросы проведения конкурса на осуществление пассажирских перевозок, относятся к компетенции Минтранса. Однако из Минтранса ответили, что организация пассажирских перевозок относится к компетенции администрации района. Уполномоченный обратился к Заместителю Председателя Правительства Удмуртской Республики Л.А. Чунаевой принять меры по защите прав жителей района на проезд по социальному проездному билету.
Продолжена работа по изучению условий проживания престарелых и инвалидов в учреждениях социального обслуживания. В этих целях посещены Алнашский дом-интернат для престарелых инвалидов, Глазовский и Сарапульский психоневрологические интернаты. Например, больные разного пола, страдающие тяжелой степенью умственной отсталости, проживают в общих помещениях Глазовского психоневрологического интерната, в результате чего возникают межличностные конфликты.
Результаты посещения доведены до сведения Минсоцзащиты. Согласно полученному ответу утвержден план мероприятий, предусматривающий капитальный ремонт и реконструкцию зданий учреждений социального обслуживания, подготовлен проект соответствующего постановления Правительства Удмуртской Республики.
Жалобы инвалидов, принятые на личном приеме, рассмотрены с участием администраций учреждений. В частности, отремонтировано сантехническое оборудование; переходы и места для прогулок оборудованы поручнями; осуществлены переводы в другие помещения и учреждения тех, кто на этом настаивал; оказана медицинская помощь тем, кто считал ее недостаточной; приняты иные меры, направленные на удовлетворение нужд престарелых и инвалидов.
Заслуживает поддержки проект Минэкономики УР по проведению дистанционных обучающих курсов для инвалидов "Школа бизнеса и предпринимательства" для обучения основам предпринимательской деятельности, повышения правовой и экономической грамотности, расширения возможностей по трудоустройству, вовлечения в малый бизнес инвалидов. С 15 ноября по 24 декабря за счет средств Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике прошли обучение, защитили свои бизнес-планы и получили сертификаты 73 инвалида из 22 муниципальных образований.
По социальным правам поступило каждое четвертое обращение (886), по 51% из них оказана реальная помощь.

5. Соблюдение прав детей, семьи и материнства

В связи с событиями в Ижевской школе-интернате № 2 изучены условия проживания с проведением личного приема воспитанников и педагогического персонала в 14 общеобразовательных школах-интернатах республики; условия на получение начального профессионального образования и знаний для подготовки к самостоятельной жизни в профессиональных училищах № 23 г. Ижевска и № 14 д. Кварса Воткинского района. От воспитанников школ-интернатов и в их интересах поступило 76 обращений.
Общеобразовательные учреждения для детей-сирот нуждаются в ремонте, спортивных площадках, медицинских изоляторах, укомплектовании библиотек современными изданиями, материально-техническом переоснащении. В частности, в капремонте учебного корпуса и столовой Кечевской школы-интерната Малопургинского района, Соколовской школы-интерната Сарапульского района, спального корпуса Старозятцинской школы-интерната Якшур-Бодьинского района, Глазовского и Шарканского школ-интернатов. Большинство коррекционных интернатов не имеют компьютерных классов.
При посещении интернатов установлено, что 54 патронатных воспитателя, в том числе из числа работников интернатов, с начала года не получили средства на содержание 69 детей и вознаграждение за свою работу, хотя они должны выплачиваться ежемесячно. Данная информация доведена до сведения Правительства Удмуртской Республики.
75 сирот обратились с жалобами на органы опеки и попечительства по вопросам жилья, из них оказана реальная помощь 38 сиротам, остальным даны консультации и разъяснения.
Положительному разрешению жалоб сирот содействуют местные органы власти, а в случае отсутствия понимания с их стороны - органы прокуратуры и суды.
В республике принимаются меры по предупреждению социального сиротства, сформирован банк данных о сиротах; из республиканского бюджета по нарастающей выделяются денежные средства на приобретение жилья (свыше 100 млн. руб.). Однако мы отмечаем, что администрации интернатных учреждений и опекуны запаздывают с постановкой перед органами опеки и попечительства требований по обследованию закрепленных за сиротами жилых помещений для выявления непригодного к проживанию жилья, недостает системной работы по закреплению и сохранению жилья за сиротами и постановке их на учет, разъяснению сиротам прав. Отсутствие жилья, по всей вероятности, - одна из причин совершения сиротами асоциальных поступков.
С 90 годов закрыто 170 детских садов, что затруднило доступ детей к дошкольному образованию. Жалоб по этому вопросу немного, но за каждой - общая проблема. По всем из них, за исключением администрации Шарканского района, оказана помощь в получении путевок. Так, в п. Кез обратилась молодая многодетная мать, которая воспитывает 3 несовершеннолетних детей, младшему ребенку 2 года, не могла его устроить в детский сад. При проверке установлено, что рождаемость в Кезском районе возросла почти в два раза, в возрасте до 7 лет 2445 детей, а 16 дошкольных образовательных учреждения рассчитаны всего на 942 места, в очереди 390 детей, и строительство детского комбината на 190 мест для района более чем актуально.
Содействуем обеспечению права на получение пособия семьями военнослужащих срочной службы.
Так, три семьи обратились с жалобами на волокиту в высылке справок для назначения ежемесячного пособия (Я.А. К-ач - муж служит в Ивановской области, Н.С. Г-ева и А.С. Я-ова - мужья служат в частях Дальневосточного военного округа), которое они не получают по 6 - 8 месяцев. Такие справки командиры обязаны направлять в течение 10 дней после прибытия военнослужащего в часть. После нашего вмешательства справки высланы и семьям назначены пособия. О фактах нарушения проинформирован Главный военный прокурор.
За год поступило 326 обращений (в 2009 - 147) по соблюдению прав материнства, детства, семьи, из них 186 (57%) оказана реальная помощь в защите и получении прав.

6. Соблюдение гражданских (личных) прав


Личные права являются естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Это - право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни.
К сожалению, граждане еще сталкиваются с факторами, угрожающими их личным правам, в том числе и со стороны отдельных представителей государственных институтов власти, в процессе дознания, следствия, административной практики.
Уполномоченный с целью проверки условий содержания продолжал посещать изоляторы временного содержания. При посещении ИВС ОВД Вавожского, Малопургинского, Селтинского, Сюмсинского, Увинского, Юкаменского и Ярского районов выявлены и устранены различные нарушения условий содержания, в частности, в ИВС ОВД Селтинского района не соблюдалось право подследственных и административно-арестованных на трехразовое горячее питание в соответствии с установленными нормами суточного довольствия, что выражалось, например, в отсутствии мясо-рыбных продуктов, существенном ограничении питания в выходные дни.
За год поступило 66 жалоб по вопросам деятельности органов МВД; все направлены для рассмотрения по подведомственности; при проверке, как правило, признаны необоснованными. Однако факты халатного отношения к гражданам не изжиты, эта деятельность нуждается в постоянном внимании государства и общества.
Мы простояли 40 мин. перед окошком дежурного Первомайского района со срочным сообщением, который, отгородившись своей могутной спиной, так и не повернулся. А дежурный нередко - зеркальное отражение работы любого отдела. В другом случае, несмотря на то, что поставили в известность руководителей двух отделов и профильного управления, работники дознания не только не задержали установленного участника ДТП, скрывшегося с места происшествия, но еще и вынесли "липовое" постановление, которое не позволяло пострадавшему получить страховку, привлечь нарушителей к ответственности и нарушало иные его права.
По результатам рассмотрения обращений Уполномоченного министром внутренних дел Удмуртской Республики приняты меры к привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения прав граждан. Мы вносим предложение, чтобы на итоговых коллегиях МВД подводились результаты не только оперативно-следственной работы, но и по соблюдению прав граждан, причем публично, с участием СМИ. Это будет полезно для предостережения сотрудников от приведенных выше поступков и их мобилизации на защиту пострадавших. Наша оценка работы службы по соблюдению прав остается умеренно сдержанной.
Принимались меры к возврату необоснованно взысканных штрафов.
А.Г. З-ев из п. Кизнер в апреле 2009 г. оштрафован за нарушение правил дорожного движения и штраф в размере 2 тыс. руб. добровольно оплатил. Однако судебные приставы в январе 2010 г. сумму штрафа удержали повторно и с пенсии. З-ев обратился с заявлением о возврате суммы штрафа, после трех месяцев ожидания 1 апреля пришел на личный прием к Уполномоченному в п. Кизнер, в тот же день излишне взысканная сумма штрафа была зачислена на банковский счет заявителя.
В августе 2009 года подразделением УФМС в Ленинском районе Ижевска Г.Н. Б-ова привлечена к административной ответственности в виде штрафа за умышленное повреждение паспорта. По ее жалобе Управление ФМС отменило назначенное наказание в связи с отсутствием вины заявительницы. Несмотря на отмену, постановление направлено судебным приставам, которые взыскали не только сумму штрафа, но еще и исполнительский сбор. Спустя год Б-ова обратилась к Уполномоченному.
Незаконно взысканные денежные средства возвращены, к виновным лицам применены меры воздействия.
Оказываем помощь переселенцам в целях легализации проживания в России. Речь идет о людях, которые находились в республике на правах нелегалов не месяц или два, а по 10 - 18 лет.
Уроженцу Игринского района И.В. Васильеву (1978 г.р.), прибывшему (в 1994 году) из Казахстана, отказали в выдаче паспорта, однако поставили на воинский учет и призвали на военную службу. После демобилизации Васильев вернулся в Игру, создал семью и воспитывал двоих детей, пока кто-то не подсказал ему обратиться к Уполномоченному. Нами предприняты меры по легализации проживания Васильева в республике. Спустя 16 лет ее гражданин по рождению получил гражданство, паспорт, право на труд, вступление в брак, установление отцовства на детей, социальные и иные права гражданина России.
В схожей ситуации находилась и другие переселенцы, которым нами оказана реальная помощь по получению российского гражданства и социальных прав.
Анализ жалоб по вопросам паспортизации и регистрации показывает, что соблюдение прав граждан в этой сфере зависит от квалификации исполнителей по применению нормативных правовых актов. В паспорте жителя Сарапула Р.А. Ф-ина, 1966 г.р., содержалась отметка о регистрации брака в 1990 г. в г. Ташкенте. В 2003 г. решением судебного органа Ташкента брак расторгнут. После переезда в Россию Ф-ин обратился за отметкой в паспорте о расторжении брака, однако подразделение Управления ФМС в Сарапуле отказало в ней, затребовало свидетельство о расторжении брака. При этом не было учтено, что свидетельство о расторжении брака на территории Узбекистана не оформляется. Управлению ФМС согласилось с предложением Уполномоченного, проставило отметку в паспорте на основании вступившего в законную силу решения суда о расторжении брака.
На территории республики практически нет воинских соединений, откуда бы поступали жалобы по вопросам прав военнослужащих. Однако такие жалобы от военнослужащих, проходящих службу за пределами республики, и их родственников поступают регулярно. Уполномоченный обращает на них внимание в докладах, чтобы родители и семьи военнослужащих, а также лица призывного возраста знали свои права и использовали в случае необходимости способы их защиты.
5 марта за защитой своих прав обратились два ижевчанина, проходившие срочную военную службу в воинской части, дислоцированной в Перми, и самовольно покинувшие ее из-за систематических издевательств, насилия и угроз со стороны военнослужащих более раннего призыва. Благодаря принятым нами мерам, военнослужащие оперативно переведены под юрисдикцию органов военной юстиции, а не командования воинской части, возбуждено и расследовано уголовное дело, выявлены многочисленные нарушения, в том числе в деятельности самого командования части, полностью реабилитирующие самовольный уход военнослужащих из части.
Оказано содействие в получении характеристики с места службы сына одной из жительниц п. Кизнер. Ее сын прошел срочную военную службу в одной из воинских частей, дислоцированных в Сахалинской области, демобилизовался в декабре 2009 г., но для устройства на хорошую и ответственную работу требовалась характеристика с места военной службы. На запрос военного комиссариата из воинской части не ответили, характеристику не выслали. По нашему обращению командующий войсками Дальневосточного военного округа направил характеристику.
А что делать, если его подчиненные халатно относятся к выполнению служебных обязанностей? Кто-то же должен исполнять принятые законы и соблюдать права военнослужащих. Не ответил бы он - пошли бы к Министру обороны РФ за характеристикой на добросовестно выполнившего свой конституционный долг солдата, чтобы он смог реализовать право на труд, достойный его деловых и моральных качеств.
В целом уровень взаимопонимания с Управлением ФМС, военкомом Удмуртской Республики и военной прокуратурой Ижевского гарнизона способствует защите прав граждан.

7. Наиболее ответственные коллективные обращения,
в разрешении которых участвовал Уполномоченный

1. На личном приеме обратились 440 членов СНТ "Заречье", "Динамо", "Металлист", "Любитель", "Урал", "Сосновый", "Родник", "Жаворонок-1", "Жаворонок-2", "Жаворонок-3" (г. Глазов) с жалобами на необоснованный отказ в проезде на садоогороды по социальному проездному билету в автомобильном транспорте пригородного сообщения в соответствии с постановлением Правительства УР от 19 декабря 2005 г. № 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике".
Проверкой установлено, что Глазовским филиалом ОАО "Удмуртавтотранс" организован, а Администрацией района утвержден автобусный маршрут № 100 сообщением Глазов - СНТ "Заречье", протяженностью 16 км, однако с 2009 г. перевозчик отказал инвалидам, чернобыльцам, участникам войны, ветеранам труда общим числом около 1000 чел., ранее пользовавшихся этим правом, в проезде по социальному проездному билету по мотивам того, что данный маршрут не является пригородным.
Глазовская межрайонная прокуратура признала позицию перевозчика обоснованной и законной. Однако позиция прокуратуры, разделяемая местными органами власти, не поколебала мнение Уполномоченного о том, что в данном случае имеет место нарушение прав граждан на реализацию государственных мер социальной поддержки.
Уполномоченный рекомендовал ОАО "Удмуртавтотранс" обеспечить проезд граждан по указанному маршруту по социальному проездному билету, представил информацию Президенту Удмуртской Республики и подготовил от имени одного из инвалидов иск к перевозчику о признании незаконным отказа в проезде по социальному проездному билету, который судом удовлетворен, решение суда оставлено в силе Верховным Судом Удмуртской Республики.
Уполномоченный встретился с Прокурором УР, по результатам совместного обсуждения обстоятельств конфликта С.В. Пановым принято принципиальное решение о понуждении Администрации Глазовского района к принятию дороги Глазов - д. Полом на свой баланс. Соответствующий иск судом удовлетворен, но поскольку Администрация района затягивала окончательное решение вопроса, Уполномоченный дополнительно проинформировал Президента Удмуртской Республики. По поручению А.А. Волкова на рабочем совещании в Правительстве Удмуртской Республики приняты меры к принятию дороги на баланс муниципальным образованием и устранению препятствий льготного проезда на маршруте, что снимает конфликт по соблюдению прав граждан, оказывающий негативное влияние на ситуацию в городе.
2. Корпоративный конфликт на Центральном рынке вовлек в себя предпринимателей, правоохранительные и судебные органы. Спустя более года (19.07), группа предпринимателей уведомила Уполномоченного о предстоящей голодовке и обратилась в 13 инстанций, включая Совет Европы и Президента России, со словами: "Мы... предприниматели, торговавшие на ... рынке, ограблены и выкинуты со своих торговых мест без возврата личного имущества. На все наши обращения в МВД, прокуратуру и властные структуры не получаем никаких ответов, а те, которые получаем, - отписки".
О предстоящей акции Уполномоченным проинформирован Президент Удмуртской Республики. На рабочей встрече с руководителями Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ, Прокуратуры УР, МВД УР предприниматели потребовали возвратить им торговые места и имущество, сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ранее направленных в правоохранительные органы.
21 июля предприниматели приступили к коллективной голодовке, информация о ней прошла по НТВ. В день объявления голодовки на квартиру явились 6 работников оперативно-разыскной части по борьбе с организованной преступностью взяли письменные объяснения с ее участников. Этот поход за объяснениями обострил ситуацию. Уполномоченный выехал к голодающим, по его рекомендации Управление здравоохранения города специальным приказом закрепило врача для наблюдения за голодающими и оказания им медицинской помощи, что позволило проводить совместные и индивидуальные рабочие встречи с участием представителей действующей администрации рынка и правоохранительных органов.
Проведенная работа, продолжавшаяся в течение месяца совместно с Управлением по внутренней политике, позволила сначала приостановить, а затем прекратить голодовку, содействовать защите и восстановлению прав индивидуальных предпринимателей в пределах наших полномочий.
Уполномоченному пришлось заниматься двумя голодовками. Это крайняя форма развития конфликта, серьезное морально-нравственное испытание не только для ее участников, но и для нас. Усилия тех, кто причастен, должны быть подчинены его прекращению, в том числе путем поддержки действий Уполномоченного. Помимо возможных последствий здесь одно из двух: или сами будем разбираться в своих внутренних конфликтах, или за нас это сделают спецпредставители.
Источником напряженности является практика рассмотрения заявлений о преступлениях; даже центральное телевидение обсуждает проблему общей Кущевки. Граждане жалуются на нарушение гарантий их государственной защиты. По нашему мнению, следует предоставить Уполномоченному право на ознакомление с такими материалами. Правоохранительные органы категорически против, расценивают такое предложение как вмешательство в их деятельность, хотя оно не затрагивает ни суд, ни следствие, речь идет о заявлениях граждан, списанных в архив, далеко не всегда законными способами. Аналогичное право на ознакомление с условиями содержания в местах лишения свободы государством уполномоченным предоставлено и успешно ими используется в интересах общества.
3. Л.С. Соломенников, проживающий в г. Воткинске, обратился с просьбой о содействии в передаче уличного газопровода на баланс специализированной организации - РОАО "Удмуртгаз". При проверке установлено, что в 1997 году газификация улиц частного сектора города осуществлялась за счет средств жителей, в частности, улиц Пестеля, Фрунзе, Кольцова, Никитина, по которым проведен уличный магистральный газопровод и разводка к домовладениям; РОАО "Удмуртгаз" в лице своего филиала "Воткинскгаз" эксплуатирует эти сети путем заключения договоров с одним из жителей каждой из улиц, в частности, с заявителем, который, как и иные представители улиц, выступал заказчиком монтажа газопровода и подписал в 1997 г. акт о приемке законченного строительством объекта системы газоснабжения.
Построенные таким способом газораспределительные системы в собственность муниципального образования или специализированной организации, обеспечивающей население газом, не приняты и остаются бесхозяйными.
По данным РОАО "Удмуртгаз", в городе 144 подобных уличных магистральных газопровода с ежегодным заключением договоров на их техническое обслуживание с 88 представителями улиц.
По запросу Уполномоченного РОАО "Удмуртгаз" как специализированная организация отказалось принять указанные сети на свой баланс со ссылкой на то, что на них не оформлены правоустанавливающие документы. Принятие этого предложения потребовало бы добровольное волеизъявление жителей улиц, их оформление в кооператив, проведение общего собрания, разработки и принятие устава коммерческой организации, выборов руководящих органов, назначение бухгалтерии, проведение регистрации, оформление печати и банковских счетов, а также расходов и отчетности. Все это при отсутствии явных оснований для оформления сетей на баланс не специализированной организации. Граждане являются всего лишь потребителями услуги газоснабжения, их основная обязанность заключается в полной и своевременной оплате соответствующей услуги, а не в содержании магистральных газопроводов. Наделением функции собственника на них возлагались бы несвойственные потребителям обязанности газоснабжающей организации, которыми могут быть только специализированные организации, способные обеспечить безопасность газораспределительной системы.
Администрации города принять сети на свой баланс или передать их специализированной организации по доверенности общего собрания представителей улиц отказалась, настаивала на том, чтобы РОАО "Удмуртгаз" приняло сети на свой баланс без посредничества города.
Позиция обеих сторон свидетельствовала, что никто из них брать инициативу и бремя содержания сетей на себя не желает; вместе с тем в течение более десяти лет существовала неопределенность в эксплуатации газовых сетей, затрагивающая права и законные интересы значительного числа жителей города, в том числе их право на безопасность. Специфика конфликта в том, что в нем доминирует не гражданско-правовой спор о надлежащем владельце газопровода, а вопросы обеспечения надлежащего и безопасного функционирования газораспределительной системы, относящейся к опасным производственным объектам.
О своей позиции Уполномоченный проинформировал Президента Удмуртской Республики и обратился в Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которое провело в Воткинске выездное совещание по вопросам безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования и надежности газоснабжения населения. По итогам совещания органам местного самоуправления было рекомендовано в целях обеспечения безаварийного и надежного снабжения населения природным и сжиженным газом, с учетом высокой аварийности и травматизма выявить бесхозяйные газовые сети и решить вопрос о признании на них в установленном порядке права муниципальной собственности.
Администрацией Воткинска во исполнение указанных рекомендаций разработан и утвержден План мероприятий по признанию газовых сетей, построенных на средства жителей частного сектора г. Воткинска, бесхозяйными, признанию права муниципальной собственности на данные сети с последующей передачей их в аренду обслуживающей организации. Работа по бесхозяйным газовым сетям проводится по утвержденному Плану.
4. 28 октября в формате партийного проекта "Единая Россия консультирует" Региональной общественной приемной Председателя партии "Единая Россия" В.В. Путина к Уполномоченному обратились профсоюз и работники ОАО "Сарапульский радиозавод" с просьбой о содействии в погашении задолженности по заработной плате за пять месяцев, достигшей почти 80 млн. руб., и предупредили о предстоящих массовых акциях протеста в городе.
На пресс-конференции жалоба заводчан о задолженности по заработной плате доведена до общественности; разъяснено, что, несмотря на ограниченные возможности Уполномоченного, да и республики в целом по вмешательству в деятельность частного предприятия, трудовой коллектив и градообразующее предприятие не будут предоставлены сами себе, Уполномоченный в рамках своих полномочий сделает все, чтобы оказать им помощь.
В последующие дни собрана информация о ситуации на заводе, выездом на место проведена рабочая встреча с руководством города и завода, поставлен в известность прокурор республики.
Роль Уполномоченного по разрешению жалоб работников завода ограничилась направлением информации Президенту Удмуртской Республики. Однако мы включили коллективное обращение заводчан в настоящий доклад, чтобы публично поддержать Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова, принявшего непростое решение о передаче завода, обремененного крупными долговыми обязательствами, в собственность Удмуртской Республики, о чем Уполномоченный сообщил представителям трудового коллектива.
5. 23 апреля 2010 г. в связи с коллективным обращением граждан организован выезд в Кильмезь Сюмсинского района с ее градообразующим предприятием - Сюрекским леспромхозом, на котором ранее работало свыше 1200 чел. За последние десять лет леспромхоз неоднократно преобразовывался, на его базе последнее ООО занималось поставкой березовых щитов в США, с отказом от которых производство, ориентированное на единичный ассортимент, остановилось.
На день посещения на предприятии числилось 40 единиц обслуживающего персонала, шел демонтаж оборудования, руководители отсутствовали, электроэнергия отключена за долги; после майских праздников весь персонал уволили за исключением пяти штатных единиц. Затем появились судебные приставы. Задолженность по заработной плате составила 985 тыс. руб.
За год до нашего посещения, то есть задолго до того, как производство остановилось, один из рабочих "объявил" руководителя предприятия "заложником", требовал погашения долгов по заработной плате, о чем в прессе было много шуму. Простому рабочему, чей труд использовался безвозмездно и что по международным актам считается рабством, ударом приклада выбили зубы, нанесли ушиб головного мозга и превратили в инвалида с судимостью. Мы не ставим под сомнение принятые в отношении рабочего жесткие меры, но обращаем внимание на то, что этот поступок не стал поводом для изучения ситуации в целом, хотя здесь проживает 2750 чел., в т.ч. трудоспособных - 1394. Каждый пятый житель района стал заложником банкротства предприятия, ни одно ведомство, включая федеральные, для изучения ситуации на место не выехало, в том числе для изучения причин банкротства и возможных нарушений, состава жителей, трудовых и производственных ресурсов, социальной инфраструктуры и ее судьбы, соответственно нет плана ликвидации безработицы и развития территории, никто не привлечен к ответственности, хотя эти требования законов подкреплены и жесткой политической волей Президента России.
Как сообщил 27 декабря Глава поселения МО "Кильмезское" В.Н. Заболотских, "представителей органов власти... по вопросу обеспечения жителей рабочими местами не было. Население обеспокоено сложившейся ситуацией по поводу отсутствия рабочих мест, но не теряет надежды на лучшее".
Работа по защите экономики республики и экономических прав граждан, по нашему убеждению, должна охватывать проверку обстоятельств банкротства каждого градообразующего предприятия, каким являлся бывший Сюрекский леспромхоз, поскольку их банкротство приводит к ущербу во много крат тяжелее, чем по ряду взяток вместе взятых, хотя эти преступления особой (коррупционной) категории.
Основная наша просьба к министерствам и ведомствам республики и РФ - принять меры по сохранению жизнедеятельности жителей крупного населенного пункта.
6. Из года в год жители Камбарки обращаются с жалобами на ветхое состояние муниципального жилья, в том числе по вопросам ремонта и расселения. Проверка жалоб свидетельствует, что причина не только в состоянии жилищного фонда, но и отношении к обращениям граждан со стороны должностных лиц органов местной власти. Вместо разрешения жалоб по существу Уполномоченный столкнулся с порочной практикой переадресовки их между администрациями города и района.
В интересах граждан нами подготовлены иски в суд, которые приняты судом к рассмотрению, но исковая работа не заменит системную работу органов местной власти по соблюдению прав граждан.
По нашему мнению, и город и район как и прежде требуют особого внимания со стороны республики.
В этой связи просим глав других районов учитывать специфику нашего института как защитника прав граждан при его обращениях.
7. В г. Глазове обратились жители домов, не оборудованных стационарными газовыми и электрическими плитами (И.А. М-ов, ветеран труда и другие). В 1940 - 1950 гг. в городе построено 97 домов на 3996 квартир с огневыми печами Сущевского, отапливаемых дровами, которые в 1991 - 1994 гг. государством демонтированы без установки стационарных газовых или электрических плит. Для приготовления пищи и других хозяйственных нужд жильцы квартир были вынуждены приобрести за свой счет переносные электрические плиты, однако тарифы в этих домах на электроэнергию почти в два раза выше тарифов, установленных для жилья со стационарными электроплитами, уровень благоустройства значительно ниже, чем в целом по городу.
Учитывая, что выравнивание жилищных прав жильцов таких квартир с остальными жителям города без участия бюджета Удмуртской Республики не имеет положительного решения, Уполномоченный обратился к Председателю Правительства Удмуртской Республики с предложениями по урегулированию конфликта. По поручению Ю.С. Питкевича Минстроем совместно с Администрацией МО "Город Глазов" проведены рабочие совещания по разработке мероприятий по реконструкции электрических и строительству газовых сетей к данным жилым домам, определены этапы работ и объемы финансирования по годам. В настоящее время объекты обустройства включены в проект плана капитальных вложений на 2011 г. По решению Глазовской городской Думы от 29 сентября 2010 г. за счет средств бюджета муниципального образования "Город Глазов" компенсируются расходы по оплате электроэнергии гражданам, проживающим в многоквартирных домах, оборудованных согласно проекту огневыми печами Сущевского, с 15 октября 2010 г. до момента газификации домов.
Безусловно, меры приняты по поручению Председателя Правительства Удмуртской Республики Ю.С.Питкевича, но есть и наш скромный вклад по созданию условий для соблюдения прав значительного числа семей. Принятые меры улучшают жилищные права четырех тысяч глазовчан.

8. Рассмотрение рекомендаций Уполномоченного, изложенных
в ежегодном докладе за 2009 год

1. "Имеется необходимость открытия социальной гостиницы в столице республики для поддержки тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации".
В Ижевске начат ремонт помещения, выделенного для социальной гостиницы на базе Комплексного центра социального обслуживания населения № 3 Ленинского района. Однако имеется мнение, что ремонт помещений под отделение социальной гостиницы невозможен без капремонта всего центра. Если это так, то открытие гостиницы именно в этом здании может затянуться и работа по социальной реабилитации лиц, утративших социальные связи, отложится на неопределенное время.
Ежегодно в органы социальной защиты населения обращается более 700 граждан, нуждающихся в медицинских, социальных, других услугах через учреждения социального обслуживания (социальная гостиница, дом ночного пребывания, центр социальной адаптации и т.д.).
2. "При посещении спецдомов обращалось внимание на соблюдение требований пожарной безопасности; внесено предложение об организации дежурства в ночное время не одним, а двумя диспетчерами. В связи с имеющимися фактами употребления спиртных напитков и курения в комнатах предложено привлекать виновных к административной ответственности".
Минсоцзащиты сообщило, что проработан вопрос по введению ставок диспетчеров, которые осуществляют контроль за соблюдением гражданами правил внутреннего распорядка, принимаются меры по предупреждению фактов, которые могут привести к пожару.
Главы администраций 25 районов и городов сообщили, что в социальных учреждениях проводится работа по соблюдению требований пожарной безопасности. Меры административного воздействия к нарушителям применяются только в Сюмсинском и Юкаменском районах.
Информация о реализации рекомендаций не поступила из Граховского, Киясовского, Малопургинского районов.
3. "Нуждается в корректировке Примерное положение о специальном доме для одиноких престарелых в Удмуртской Республике, утвержденное постановлением Совета Министров Удмуртской Республики от 29.08.1994 № 457".
Минсоцзащиты подготовлен и внесен на рассмотрение проект постановления Правительства УР "Об утверждении Положения о специальном доме для одиноких престарелых", в котором упорядочены и усовершенствованы организационные вопросы, вопросы правового регулирования деятельности по социальному обслуживанию населения.
4. "По мотивам отсутствия средств в местном бюджете нарушается право работников сельских детских садов на прохождение медицинских осмотров за счет учреждений, в которых они работают".
Оплата медосмотров за счет средств самих работников полностью или частично производится в Вавожском, Глазовском, Дебесском, Кизнерском, Малопургинском, Шарканском, Юкаменском, Ярском районах.
За счет бюджета, внебюджетных и иных средств оплата медосмотров производится в 18 муниципальных образованиях: г. Глазов, г. Ижевск, г. Можга, г. Сарапул, Балезинский, Воткинский, Граховский, Игринский, Каракулинский, Камбарский, Кезский, Красногорский, Можгинский, Сарапульский, Селтинский, Сюмсинский, Увинский, Якшур-Бодьинский районы.
Информация не поступила от глав администраций г. Воткинска, Алнашского, Завьяловского, Киясовского районов.
5. "Не устранены проблемы, связанные с приемом больных в Республиканском кардиологическом центре по направлениям муниципальных учреждений здравоохранения в пределах квоты на эхокардиографические и холтеровские исследования".
По информации Минздрава, реализация мероприятий по оснащению учреждений здравоохранения оборудованием для холтеровского мониторирования будет осуществляться за счет средств бюджетов РФ и УР в течение 2011 - 2012 гг. в рамках Программы модернизации здравоохранения Удмуртской Республики.
6. "В отдельных ИВС ощущается недостаточность материально-бытового обеспечения и отсутствие необходимого оборудования и инвентаря, постельных принадлежностей, естественного освещения".
По информации МВД, за счет средств федерального бюджета проведены ремонты в ИВС УВД по г. Воткинску и ОВД по Камбарскому району, в камерах оборудованы окна; подлежит реконструкции ИВС ОВД по Кезскому району; в ИВС МВД по УР демонтированы жалюзи на окнах, изыскиваются 550 тыс. руб. на строительство прогулочного двора; изыскиваются средства для возобновления финансирования строительства нового здания ИВС УВД по г. Сарапулу и Сарапульскому району.
7. "Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений содержат такие положения, которые можно трактовать расширительно... К нам обратились осужденные с жалобами на то, что им выдают одну пару всесезонной обуви виде ботинок, в которых летом ноги страдают от жары, зимой - от холода".
В течение трех лет Уполномоченный обращал внимание на практику расширительного толкования нарушений осужденными порядка отбывания наказаний, являющейся источником напряженности, а также на необходимость обеспечения осужденных обувью по сезону для предупреждения заболеваемости. В результате и нашей настойчивости 10 декабря на координационном совете уполномоченных директором федеральной службы А.А. Реймером предложения приняты. Если посмотреть со стороны, то не только для тысяч граждан, проходящих через колонии в республике, не говоря уже о России, но и для общества в целом, сделано большое дело.

Заключение

Мы хотим жить в свободной и стабильной республике, чувствовать себя защищенными, язык уполномоченного должен быть откровенным, а его деятельность - прозрачна, понятна и уважаема.
Разрешение непростых ситуаций во многом, если не во всем, зависит от взаимодействия органов, курирующих соответствующие вопросы, а оно порой не проявляется даже после персонального поручения руководителей республики.
Ежегодный доклад Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова "О положении в республике" требует от органов власти и их должностных лиц качественно иного уровня взаимодействия с Уполномоченным по правам человека по вопросам защиты прав граждан. Одним из условий, по нашему мнению, является то, чтобы поручения Президента Удмуртской Республики, Председателя Правительства Удмуртской Республики, Председателя Государственного Совета Удмуртской Республики, данные по обращениям Уполномоченного, рассматривались с его участием.
В этой связи поддерживаю позицию Госсовета по разрешению проблемы банкротства сельскохозяйственных организаций.
Сложились не то чтобы разные подходы к решению одной и той же проблемы, а разное видение самой проблемы. Федеральный законодатель сводит ее к руководству эффективным менеджером и финансовому оздоровлению, а мы - к законодательной политике, не учитывающей особенности сельского хозяйства в зоне рискованного земледелия, где отсрочка и рассрочка долгов при судебной процедуре то же самое, что затянуть петлю сразу или дать возможность помучаться. По нашему ходатайству Президиум Госсовета 18 марта обратился к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации от республики с предложением провести зональное совещание специалистов и руководителей нечерноземной зоны, однако оно до сих пор не рассмотрено. Поэтому публично обращаюсь к представителям Федерального Собрания от республики с просьбой рассмотреть постановление Президиума Госсовета, провести зональное совещание для подготовки предложений руководству страны по проблемам сельского хозяйства нечерноземной зоны. Защита села от банкротства - это вопрос нашей персонально совести и чести. По мнению специалистов, удмуртское село, отличающееся оседлостью и трудолюбием, отплатит сторицей при разумной федеральной политике.

Уполномоченный
М.К.КОКОРИН




Официальная публикация в СМИ:
"Удмуртская правда", № 32-33, 23.03.2011


Доклад Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике о своей деятельности в 2010 году

1. Организация, задачи и направления деятельности
2. Соблюдение жилищных прав
3. Соблюдение трудовых прав
4. Соблюдение социальных прав
5. Соблюдение прав детей, семьи и материнства
6. Соблюдение гражданских (личных) прав
7. Наиболее ответственные коллективные обращения, в разрешении которых участвовал Уполномоченный
8. Рассмотрение рекомендаций Уполномоченного, изложенных в ежегодном докладе за 2009 год
Заключение

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru