Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2009 года

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе
в присутствии:
К. - заявителя, паспорт <...>, <...>;
С. - ведущего юрисконсульта корпоративно-правового отдела правового управления ООО "П", по доверенности от 09.12.2009;
Г. - начальника отдела розничной реализации Кировского филиала ООО "П", по доверенности от 09.12.2009;
Р.А.С. - начальника договорно-правового отдела Кировского филиала ООО "П", по доверенности от 24.12.2008,
рассмотрев дело № 40, возбужденное по заявлению гражданина К., по признакам нарушения ООО "П" п. 4 и п. 12 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006,

установила:

в Кировское УФАС России для рассмотрения по существу поступило заявление гражданина К. по поводу проведения ООО "П" на территории города Кирова в период с 01.08.2009 по 10.10.2009 рекламной акции "Заправься и выиграй" с нарушением действующего рекламного законодательства.
Информация о проведении акции распространялась посредством рекламных плакатов (формат А2), буклетов на АЗС, а также роликов в эфире телеканала "Т" (г. Киров) и радиостанции "А" (г. Киров). Кроме того, условия акции были размещены на официальном сайте ООО "П".
По мнению заявителя, нарушение выразилось в том, что условие о получении участником акции гарантированных подарков (магнитная фоторамка, единая межрегиональная накопительная бонусная карта) не соответствует действительности, так как операторы на АЗС отказывали в их выдаче участникам акции. При этом получение гарантированных призов по условиям акции предполагалось именно у операторов АЗС.
Учитывая тот факт, что вышеуказанная информация содержала признаки нарушения п. 4 и п. 12 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с которыми недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, а также о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара, в отношении рекламодателя ООО "П" было возбуждено производство по делу.
При рассмотрении дела на Комиссии заявитель К. свои требования поддержал и дополнительно пояснил: "После получения отказа на автозаправочных станциях в выдаче мне одного из гарантированных призов я 07.10.2009 обратился с письмом в Кировский филиал ООО "П". По отказу на одной из АЗС мною была сделана видеозапись камерой мобильного телефона. После чего со мной связались по телефону и предложили подъехать в офис и получить бонусную карту. Однако после того как я обратился к сотруднику охраны за получением карточки, он мне попытался вручить другую, а именно, дисконтную, от которой я отказался. Больше в "П" я не обращался. Считаю, что информация о возможности получения гарантированных призов у операторов АЗС не соответствует действительности и нарушает мои права".
Представители ООО "П" с доводами заявителя не согласились, при этом пояснили следующее: "07.10.2009 в офис Кировского филиала поступило письменное обращение К., в котором он сообщил, что на трех АЗС "Л", расположенных на территории города Кирова, при сдаче карты участника акции "Заправься и выиграй" ему было отказано в получении одного из гарантированных призов (магнитная фоторамка или единая межрегиональная накопительная бонусная карта). В связи с данным обращением начальник отдела розничной реализации Кировского филиала Г. в тот же день позвонила заявителю и предложила получить в офисе гарантированный приз. При этом он согласился на предложенные условия и пояснил, что в качестве приза хотел бы получить бонусную карту. В дальнейшем К. к Г. больше не обращался.
Кроме того, в материалах дела имеется очень плохого качества видеозапись отказа оператора АЗС "Л" выдать гарантированный приз. При этом из нее невозможно определить номера АЗС. Автозаправочная станция, на которую, по всей видимости, обращался К. и сделал видеозапись в вечернее время, принадлежит ООО "П".
Однако, несмотря на то, что заявитель не указал ни одного номера АЗС, на которые он обращался, мы готовы были ему вручить гарантированный приз. Поэтому считаем, что условия акции являются достоверными, так как ООО "П" не отказывало в получении призов и у заявителя в случае их отсутствия на АЗС имелась возможность получить их в офисе компании. Просим производство по делу прекратить".
Изучив имеющиеся в деле документы и заслушав доводы сторон, Комиссия установила, что ООО "П" при проведении акции "Заправься и выиграй" на территории города Кирова нарушены п. 4 и п. 12 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Выводы Комиссии основаны на следующем:
согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация о проводимой рекламной акции "Заправься и выиграй", представленная ООО "П" для размещения на рекламных плакатах (формат А2), буклетах на АЗС, а также в роликах в эфире телеканала "Т" (г. Киров) и радиостанции "А" (г. Киров), полностью соответствует понятию ст. 3 Закона и является рекламой.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
Ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).
В соответствии с п. 4 и п. 12 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, а также о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, на территории города Кирова в период с 01.08.2009 по 10.10.2009 ООО "П" проводило рекламную акцию "Заправься и выиграй".
Согласно условиям акции любой участник, заполнивший специальную карту или другой бумажный носитель, мог у оператора на любой АЗС "Л" до 10 октября 2009 года включительно получить один из гарантированных подарков, а именно: магнитную фоторамку или единую межрегиональную накопительную бонусную карту. При этом право на получение гарантированного приза имел участник акции, наклеивший 12 стикеров, которые выдавались каждый раз при заправке любого вида топлива на сумму от 700 рублей (по одному при каждой покупке топлива), и выполнивший творческое задание (слоган, речевка, четверостишие и т.д.).
Фактические обстоятельства рассматриваемого дела говорят о том, что заявитель К., узнав о проводимой акции из распространяемой на территории города Кирова рекламной информации и получив 15.08.2009 на одной из АЗС карту участника, решил принять в ней участие. После того, как он заполнил карту участника стикерами и написал речевку, 06.10.2009 обратился к оператору АЗС "Л" за получением одного из гарантированных подарков. Но ему было отказано, и подарок он не получил. Аналогичный отказ он получил и на двух других АЗС "Л". Факт отказа оператора в выдаче гарантированного приза подтверждается видеосъемкой камеры мобильного телефона заявителя.
Согласно данной видеозаписи в обмен на заполненную карту участника К. хотел у оператора АЗС "Л" (АЗС г. Кирова. Ее местонахождение подтверждено представителем ООО "П" Г.) получить один из гарантированных призов, а именно: единую межрегиональную накопительную бонусную карту. Но ему было отказано ввиду того, что карты уже кончились. На просьбу о получении другого приза (магнитной фоторамки) ему было отказано по тем же причинам. При этом оператор посоветовала обратиться в офис Кировского филиала ООО "П".
При таких обстоятельствах Комиссия считает, что информация в рекламе акции "Заправься и выиграй" о возможности получения у оператора на любой АЗС "Л" до 10 октября 2009 года одного из гарантированных подарков является недостоверной и противоречит требованиям п. 4 и п. 12 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе". Информация могла быть достоверной лишь в том случае, если бы в период проведения акции любой обратившийся участник мог бы получить один из гарантированных призов непосредственно у оператора АЗС, как это было заявлено в рекламе.
Доводы представителей ООО "П" о том, что у участников акции имелась возможность получения гарантированных призов в офисе Кировского филиала в случае их отсутствия у операторов АЗС, не могут быть приняты в качестве подтверждения достоверности рекламы, так как информация о такой возможности непосредственно в рекламе отсутствовала.
Информация о месте получения гарантированных призов относится к содержанию рекламы.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных п. 4 и п. 12 ч. 3 ст. 5, несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а в соответствии с договором от 20.07.2009 таким лицом является ООО "П".
Все вышеуказанное позволяет сделать вывод, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО "П".
По результатам рассмотрения дела Комиссия решила предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, так как ненадлежащая реклама в настоящий момент не распространяется.
В соответствии со ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Комиссия считает необходимым привлечь ООО "П" к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 3, ч. 3 ст. 5, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п. п. 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "П" о проводимой рекламной акции "Заправься и выиграй" в части возможности получения гарантированных призов (магнитная фоторамка, единая межрегиональная накопительная бонусная карта) у операторов на любой АЗС "Л" до 10 октября 2009 года на территории города Кирова, так как она противоречит требованиям п. 4 и п. 12 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Признать ООО "П" нарушившим п. 4 и п. 12 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
3. Предписание об устранении нарушения рекламного законодательства ООО "П" не выдавать.
4. Передать материалы дела ведущему специалисту - эксперту Кировского УФАС России Р.А.Г. для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении ООО "П".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в трехмесячный срок.
Решение изготовлено в окончательной форме 24 декабря 2009 года.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 № А28-1324/2010 решение Арбитражного суда Кировской области от 19.04.2010 по данному делу оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.04.2010 № А28-1324/2010-51/14 данное решение оставлено без изменения.

Решение УФАС РФ по Кировской области от 10.12.2009
<О нарушении организацией законодательства о рекламе, выразившемся в распространении недостоверной рекламы>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru