Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 декабря 2010 г. № 33-11003/2010

Судья - Христич С.Б.

14 декабря 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Железновой Н.Д. и судей: Гориной Л.Н., Гаврилова В.С.
при секретаре Ж.
заслушав в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи Гаврилова В.С.
с участием Ш.А.В. (по довер.)
по кассационной жалобе ОПФ РФ по Варнавинскому району Нижегородской области
на решение Варнавинского районного суда Нижегородской области от 07 октября 2010 года
по иску прокурора Варнавинского района в интересах М. к Отделу Пенсионного фонда РФ по Варнавинскому району Нижегородской области о понуждении включить период работы М. с 19 июля 2004 года по 01 января 2009 года в льготный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, произвести перерасчет суммы задолженности по неполученной пенсии с марта 2010 года,

установила:

Прокурор Варнавинского района обратился в Варнавинский районный суд с указанным иском. В обоснование своих требований, указал, что прокуратурой Варнавинского района проведена проверка по обращению М. по вопросу нарушения его трудовых прав, о невключении пожарного стажа в льготный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии.
Подпунктом 9 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии с Указом Президента РФ от 09 ноября 2001 года № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", с 01 января 2002 года государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в ее состав включены входящие по состоянию на 01 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
Кроме того, ч. 2 ст. 5 ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов РФ.
На протяжении всех этапов, когда осуществлялось преобразование Государственной противопожарной службы МВД РФ в ГУ МЧС России по Нижегородской области, 125 Пожарная часть ГУ МЧС России являлась структурным подразделением ГУ МЧС России по Нижегородской области.
ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации..." разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. С введением данного нормативного акта Нижегородская область, являющаяся субъектом РФ для выполнения своих полномочий в области пожарной безопасности должна была создать противопожарную службу субъекта РФ.
Однако, поскольку на территории субъекта на тот момент уже существовала достаточная численность Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Правительство Нижегородской области заключило Соглашение с МЧС России о передаче части своих полномочий по решению задач в области ГО, ЧС и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России - ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Выполнение ГУ МЧС России по Нижегородской области полномочий субъекта в области пожарной безопасности должно было финансироваться за счет средств субъекта.
В связи этим Правительством Нижегородской области и было создано юридическое лицо Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, через которое на протяжении 2005, 2006 годов Правительство Нижегородской области осуществляло финансирование пожарных частей ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Распоряжением Правительства Нижегородской области № 644-Р от 01 ноября 2004 года была утверждена структура и предельная численность работников Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. В п. 2 данного Распоряжения указано, что предельная численность работников комитета установлена с 01 января 2005 года - 51 человек, в том числе государственных служащих - 5 человек, работников, не являющихся государственными служащими, - 46 человек, поэтому численность пожарных частей никогда не выводилась из состава Главного управления.
Перевод численности из федеральной структуры в областную производился бы в данном случае через увольнение, а этому нет документального подтверждения, так как в трудовых книжках работников нет записи об увольнении и переводе в другое юридическое лицо.
Трудовой договор с М. заключен от имени ГУ МЧС России по Нижегородской области 11 января 2009 года.
В ст. 154 указанного Закона, регулирующей мероприятия по разграничению полномочий в области пожарной безопасности, установлено, что данные мероприятия будут регулироваться ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст.ст. 10, 16, 18 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности разграничены, в том числе и в области финансирования служб пожарной безопасности. Однако структурная и функциональная принадлежность данного структурного подразделения всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.
В связи с этим прокурор Варнавинского района просил суд обязать Главное управление Отдела Пенсионного фонда РФ по Варнавинскому району Нижегородской области включить период работы М. с 19 июля 2004 года по 01 января 2009 года в льготный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, произвести перерасчет суммы задолженности по неполученной пенсии с марта 2010 года.
М. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - Главного управления МЧС по Нижегородской области - Ш.Н.В. с исковыми требованиями прокурора в интересах М. согласилась, считая их законными и обоснованными.
Представитель ответчика - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области М.С.О. исковые требования не признал.
Решением Варнавинского районного суда Нижегородской области от 07 октября 2010 года постановлено:
Исковые требования прокурора Варнавинского района в интересах истца М. к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда РФ по Варнавинскому району Нижегородской области удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области включить в специальный стаж М. период работы в должности водителя 125-ПЧ по охране п. Северный Варнавинского района с 19 июля 2004 года по 31 декабря 2008 года.
Обязать Государственное учреждение отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области произвести перерасчет суммы задолженности по пенсии неполученной М. с марта 2010 года.
В кассационной жалобе ГУ ОПФ РФ по Варнавинскому району Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснение представителя органа Пенсионного фонда РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования прокурора Варнавинского района в интересах М. подлежат удовлетворению. Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание по следующим основаниям.
Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов РФ, соответственно, не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" досрочно трудовая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". В то же время включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта РФ не предусмотрено.
Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из материалов дела следует, что согласно трудовой книжки М., он был принят на должность шофера в ППЧ-125 на основании приказа от 20 февраля 1984 года (запись № <...>), где проработал до 31 декабря 2008 года. Истцу ОПФ РФ по Варнавинскому району Нижегородской области была назначена досрочная трудовая пенсия по старости, которую он получал с 06 марта 2009 года. С 01 марта 2010 года ответчиком выплата пенсии М. была прекращена со ссылкой на необоснованное ее назначение, поскольку в спорный период истец работал в противопожарной службе субъекта РФ, этот период в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не включается, а поэтому право на досрочную пенсию по старости он не приобрел.
Согласно справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимых для назначения трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, истец полный рабочий день при полной рабочей неделе работал в особых условиях труда, в том числе и в спорные периоды времени - с 19 июля 2004 года по 31 декабря 2008 года - в 22 отряде Государственной противопожарной службы МЧС России по Нижегородской области в качестве шофера 125 ППЧ, водителя 125 ПЧ 22 ОГПС. Иного места работы у истца не было.
На основании Указа Президента РФ от 09 ноября 2001 года № 1309 Государственная противопожарная служба МВД РФ 01 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. На основании Директивы Министерства РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 марта 2003 года № 31-23-21 Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области с 01 октября 2003 года реорганизовано в Главное управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области.
По делу установлено, что 19 июля 2004 года 125-ПЧ по охране п. Северный Варнавинского района передано в подчинение управления по делам ГО и ЧС Варнавинского района Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области (запись № 14). На основании приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 октября 2004 года № 487 Главное управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области с 01 января 2005 года реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области, в связи с ликвидацией управления по делам ГО и ЧС Варнавинского района 124-ПЧ по охране р.п. Варнавино передана в подчинение МЧС России по Нижегородской области (запись № 15). Одновременно был создан Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.
В соответствии с приказом начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Нижегородской области № 657 от 17 декабря 2004 года ПЧ-125 является структурным подразделением ПЧ-124.
Записи о том, что М. уволен из ПЧ-125 ГУ по ГО ЧС Варнавинского района и принят на должность водителя ПЧ-125 Комитета Гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области в трудовой книжке не имеется.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ именно трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Следовательно, ПЧ-125, где работал водителем истец М. фактически в спорный период находилась в двойном подчинении. При этом, являясь структурным подразделением вновь созданного Комитета Гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области в части финансирования, ПЧ-125 не была выведена из состава МЧС России, являясь также подразделением Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Данные обстоятельства подтверждаются тем, что штатное расписание утверждалось приказом ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Согласно письма Главного управления МЧС России по Нижегородской области в спорный период времени между Правительством Нижегородской области и ГУ МЧС России по Нижегородской области заключено Соглашение о передаче полномочий по решению задач, в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России - ГУ МЧС России по Нижегородской области.
В связи с этим, суд обоснованно указал, что структурная и функциональная принадлежность пожарной части 125 ГУ МЧС России по Нижегородской области осталась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, в связи с чем М. в период с 19 июля 2004 г. по 31 декабря 2008 г. осуществлял свою деятельность в государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть являлся фактически и сотрудником федеральной противопожарной службы. Поэтому спорный период времени с 19 июля 2004 г. по 31 декабря 2008 г. подлежит включению в специальный стаж, предоставляющий право на назначение ему трудовой пенсии по старости досрочно.
При таких обстоятельствах верным является вывод суда о том, что поскольку с 01 марта 2010 года выплата трудовой пенсии по старости, назначенной истцу с 06 марта 2009 года, была прекращена, ответчик обязан произвести перерасчет пенсионных выплат с 01 марта 2010 года.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению в силу вышеизложенного, а также, поскольку по существу направлены на иную оценку доказательств, имеющихся в материалах дела, что в силу закона не является основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, подвергшихся оценке в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. В решении суда приведены мотивы, по которым отвергнуты доводы органа Пенсионного фонда об ином применении норм материального права, с указанной позицией суда судебная коллегия согласилась, вследствие чего не может прийти к иным выводам.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания, проверки и оценки суда, в кассационной жалобе не содержится, существенных нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, поэтому предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Варнавинского районного суда Нижегородской области от 07 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ ОПФ РФ по Варнавинскому району Нижегородской области - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Определение Нижегородского областного суда от 14.12.2010 по делу № 33-11003/2010
Предъявленные к территориальному отделению Пенсионного фонда РФ требования о понуждении ко включению периода работы в льготный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, и о произведении перерасчета суммы задолженности по неполученной пенсии удовлетворены правомерно, поскольку факт осуществления работником трудовой деятельности в государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в спорный период и факт необоснованного прекращения выплаты работнику трудовой пенсии по старости установлены.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru